Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:05, лекция
Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представ¬лениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры.
Содержание категории «негр» в странах Латинской Америки и британских колониях различалось, так как в последних к ней относили также лиц смешанного евроафриканского происхождения, называемых обычно «мулатами». Именно цвет кожи выступил, таким образом, в качестве признака, который во многих странах, хотя и в разной степени, проводил границу между разными группами населения одной и той же области или страны, препятствуя этнообъединительным тенденциям.
Испанская и португальская иммиграция в Новый Свет была по преимуществу мужской, особенно в начале колонизации. Солдаты и чиновники брали себе индейских женщин в качестве служанок и наложниц и лишь изредка вступали с ними в официальные браки. Потомки европейцев и индейских женщин назывались общим словом «метисы». Потомки негров и индейцев назывались «самбо». Смешение европейцев с аборигенами достигало разной степени интенсивности в разных частях Америки.
Граница между «индейцами», «метисами» и «белыми» носила в большей мере социальный, чем расовый характер. Так, в Бразилии существовало несколько групп метисов-кабокло. Словом «кабокло» называли себя многие индейцы, неимущие кабокло относили себя к «индейцам», а богатый кабокло мог считать себя «белым».
Потомки белых и негров - мулаты не стали в Северной Америке, как и «метисы», заметной прослойкой населения со своим особым статусом, так как лица с разной степенью примеси негрской крови причислялись там к «неграм»; сходная ситуация была и в других британских колониях.
Результатом многообразных расовых и этнических смешений в Америке стало образование не только особых прослоек в составе населения, но и компактных групп, занимавших определенные территории и даже приобретавших некоторые признаки региональной культуры и особое самосознание. В Центральной Америке, на территории современного Никарагуа и результате смешения индейцев и негров появились «самбо-мискиты», из которых сформировались современные мискиты.
Для этнической истории Америки как колониального, так и более позднего времени стало характерно перемещение больших масс населения из одного региона в другой, что в одних случаях приводило к появлению новых этнорасовых групп, а в других делало население отдельных областей более гомогенным. Помимо начальной европейской колонизации большую роль п миграциях играла неоднократная смена метрополий, владевших теми или иными территориями. Передвигались и аборигены. В прерии Северной Америки стекались индейцы с севера и востока субконтинента: индейцы Северной Америки постоянно отходили на запад под натиском европейских колонистов. На южном материке на равнины Аргентины переселились с запада арауканы.
Двигались аборигены и на землях, удаленных от прямого контакта с колонистами: это происходило под воздействием миссионеров, сселявших аборигенов поближе к миссиям (в Парагвае, Аргентине, в бассейнах Ориноко и Амазонки). Многие миссии подвергались разорению немирными индейцами, а миссии иезуитов были расформированы в 60-х годах XVIII в. Населявшие их аборигены нередко возвращались в места прежнего обитания.
Таким образом, на раннем этапе колониальной истории в разных частях Америки сложились противостоящие одна другой большие группы населения. «Негры» и «индейцы» никак не идентифицировались с «испанцами», «англичанами». Смешанные группы, хотя и занимали промежуточное, как бы переходное положение, не могли отнести себя ни к одной из групп – «родительниц» - главным образом по цвету кожи, соотносимому с социальным статусом, хотя некоторые элементы культуры могли быть общими.
Именно в этих промежуточных группах в первую очередь могла появляться потребность в осознании своего особого положения и в выработке нового самосознания. Когда подобные группы составляли компактное население определенных территорий, это самосознание приближалось, вероятно, к этническому, о чем говорят особые названия. Другая линия сложения нового самосознания шла за счет обособления по территориальному признаку - уроженцы колоний, в том числе и потомки белых колонистов, осознавая новую реальность и свои интересы, стали противопоставлять себя (или были противопоставляемы) уроженцам метрополии.
Компонентом нового самосознания стала тяга к истории родины; появились первые истории городов и провинций, написанные их уроженцами. Развитию более широкого местного самосознания мешала разобщенность местностей и регионов в колониях между собой, при этом каждая колония была связана прежде всего с метрополией, а в решении важных для нее вопросов нередко оставалась предоставленной самой себе.
По мере развития колоний усиливалось стремление их обитателей, в особенности состоятельных слоев, к независимости. Это стремление первоначально носило чисто экономический характер, так как мотивы борьбы за культурную или этническую самостоятельность отсутствовали.
Около середины XVIII в. противопоставление интересов колоний и метрополии мыслилось как имеющее континентальный характер. Это отразилось в названии уроженцев Нового Света - их стали называть «американцами»: так же онв называли и сами себя. В испанских колониях хорошо прослеживается переход от понятия «американский испанец» к понятию «испанский американец».
Изменения в сфере регионального и этнического сознания и самосознания у населения Америки, которые часто не затрагивали аборигенов Америки, шля параллельно с трансформациями п материальной и духовной культурах, коснувшимися в той или иной мере всех групп колониальной Америки.
Выжившие после первых катастрофических потрясений аборигены в разной степени испытали воздействие европейской культуры. Северные лесные охотники и обмен на свои товары получали огнестрельное оружие и снаряжение, орудия труда, предметы утвари и украшения. Аборигены иногда заимствовали у пришельцев элементы одежды и обуви. Приемы же и способы охоты, а также другие виды традиционной культуры и деятельности оставались прежними. Охотники североамериканских равнин и персселившиеся туда с востока земледельцы, освоив использование привезенных в Америку лошадей, выработали новый типы хозяйства. Лошадей стали применять нс только для езды и перевозки грузов, но и для охоты на бизонов. Орудия и способы охоты изменялись медленно, хотя со временем вместо луков стали пользоваться ружьями.
Пришельцы воспринимали в первую очередь то, чего они не имели с собой -некоторые элементы одежды на севере (в частности глухая меховая одежда, мокасины), по-особому приготовленная пища - пеммикан, касабе (маниоковые лепешки). Европейцами были освоены многие местные культурные растения, которые затем широко разошлись по многим районам мира: картофель, маниок, маис, томаты, подсолнечник, -земляной орех, какао, стручковый перец. В свою очередь в Америку были привезены и получили там распространение, в зависимости от условий среды, пшеница, рис, цитрусовые, бананы и многие другие, а несколько позже и корнеплоды из Африки и Азии, а также сахарный тростник, кофе и пр. Ряд этих растений восприняли аборигены.
Африканские рабы были лишены возможности сколько-нибудь полно воспроизвести в Новом свете ту культуру, что им была свойственна в Африке. Жизнь рабов строго регламентировалась, их хозяин определял, что им есть, во что одеваться, чем работать.
Все приведенные пыше данные говорят об интенсивности смешения моментов материальной культуры у населения Америки в колониальный период. В наибольшей мере оно характерно для тех групп, которые имели смешанное этническое и расовое происхождение. Примером может служить бразильское кабокло.
В духовной жизни процессы межкультурных взаимодействий протекали неодинаково в католической (во владениях Испании. Португалии и Франции) и протестантской (на землях, захваченных главным образом Англией) областях колонизации. В испанских, португальских и французских колониях развернули свою деятельность миссионеры различных католических орденов и католицизм стал силой навязываться аборигенам. Тем не менее прежние верования не были вытеснены целиком. Более того, через смешанное население многие элементы индейских веровании проникли и в другие слои населения, особенно сельского. Во многих областях Латинской Америки сложились разнообразные формы религиозного синкретизма, для которых характерны элементы различного происхождения. Во владениях католических стран в католичество обращали также и негров-рабов.
В английских колониях многочисленные и разнообразные протестантские церкви не стремились обращать в свою веру ни аборигенов, ни негров-рабов. Однако свободные негры и мулаты вынуждены были придерживаться ценностей господствующего общества, в том числе и в религиозной сфере. В свою очередь негры внесли определенный вклад в фольклор (сказки о братце-кролике, братце-волке.), музыкальное и танцевальное творчество остального населения.
В Америке языковые изменения и формирование нового этнического самосознания не были строго взаимосвязаны. В большинстве случаев новое этническое самосознание сформировалось у носителей прежних языков, а новые языки за редкими исключениями нс стали языками новых этносов.
2. Приобретение независимости американскими государствами не принесло облегчения коренным народам.. По мере развития экономики новых государств индейцы стали восприниматься господствующими элитами и их идеологами как помеха в экономическом и социальном движении вперед. Даже провозглашение равенства прав аборигенов с другими слоями населения привело на деле к лишению индейцев прежних защитных механизмов, что помогали им сохранять общинные земли. Создание с 40-х годов XX в. государственных учреждений, которые должны были защищать права индейцев, нередко вело к тому, что на деле индейцы лишались права самостоятельно решать свои проблемы.
Границы новых государств были установлены без учета расселения аборигенных этносов, и некоторые из них оказались разделенными между несколькими государствами: кечуа в Эквадоре, Колумбии, Перу и Аргентине, аймара в Перу и Боливии, гуахиро в Колумбии и Венесуэле, яномамо в Венесуэле и Бразилии и т.д.
В ряде стран, где основным видом хозяйства стало плантационное земледелие, отмена рабовладения вызвала поиски других источников рабочей силы. Большое количество иммигрантов из Китая и Индии и Индонезии на Британские Антилы, в Гвиану и на Кубу. По-прежнему оставалась велика иммиграция в США. В миграционные процессы включились страны южной (Италия, Испания), центральной (Австро-Венгрия) и восточной Европы (Польша, Россия). Выходцы из этих и других стран направлялись также в Бразилию, Аргентину Уругвай, правительства которых прилагали усилия для развития некоторых районов своих стран. Европейская иммиграция в эти районы пагубно сказалась положении коренных обитателей, которые, как и в Северной Америке, бы, отчасти уничтожены, отчасти оттеснены в неблагоприятные для обитания регионы.
С начала XX в. неравномерность экономического развития отдельных стран регионов Америки вызвала движение миграционных потоков внутри самого континента. Из сельских районов юга США в северные города переселялись негры. Заметный поток мигрантов направлялся с Британских Антил на строительство Панамского канала. В первой четверти XX в., в период бурного развития востоке Кубы сахарной промышленности, туда двинулись батраки с Гаити, Ямайки и других британских колоний на островах.
После второй мировой войны для стран Латинской Америки важное проблемой явилось развитие отсталых, как правило, пограничных (для огромной Бразилии это были внутренние земли) областей. Именно там проживали. значительная часть аборигенов. Строительством дорог, плотин, гидроэлектростанций, рудников и разработкой месторождений нефти оказались в той или иной ме затронуты практически все группы коренного населения, что в ряде случаев привело к сокращению их численности и даже исчезновению многих групп.
Важным фактором этнических процессов с середины XX в. стала ускоренная урбанизация многих латиноамериканских стран.
Индустриализация и урбанизация в первой половине XX в. привели к, значительным изменениям культуры, которые в некоторых странах Латинской Америки стали определяться как «американизация». Этого рода культурные сдвига произошли даже в наименее проницаемых сферах, таких как питание. К числу заимствований, вошедших в систему питания, можно отнести употребление фруктовых соков, кофе с молоком, ветчины с яйцом в обыденной пище, а также; индейки на Рождество. Большое распространение стали получать всякого рода индустриальные изделия и механические приспособления в домашнем быту, мебель, и одежда, сделанные по образцам из США. Языковые заимствования из северо-американского английского языка проникли в область спорта,торговли, техники, радио, кино и печати.
Подобного рода изменения были свойственны Мексике, странам Центральной Америки, Кубе и Пуэрто-Рико. Сходные процессы происходили и в других регионах Латинской Америки, хотя ориентация на США не всегда имела отчетливые формы. Изменениями была затронута и сельская культура. Традиционные орудия обработки земли - палка-копалка и завезенное из Европы рало стали вытесняться металлическими плугами, вьючный и гужевой транспорт - автомобилями, волы -тракторами. Входили в моду новые образцы одежды, металлическая посуда и другая утварь промышленного изготовления, а также промышлеппо консервированные продукты. Однако в сельской местности встречалось больше факторов, препятствувющих изменениям -природные условия и ограниченность средств в приобретении новых товаров. В изолированных или удаленных от промышленно развитых районов областях сохранились традиционные орудия труда и транспорта, способы постройки жилья и материалы, некоторые элементы одежды. Пожалуй, больше традиционных элементов сохранилось в питании у многих народов Америки, в особенности Латинской, но и у коренного населения Северной Америки, его основу составляют блюда из местных растений - маиса, фасоли, маниока или картофеля, к которым присоединились получившие распространение в колониальное время рис. сахарный тростник. Чрезвычайные обстоятельства могут заставить вернуться к пользованию традиционными предметами культур, как- единственно доступными.
В области религиозных верований наибольшего внимания заслуживает континентальное распространение протестантизма - главным образом из США. Протестантские общины проникли не только в страны, издавна связанные с США, вроде Кубы и других карибских районов, но и далеко на юг, к лесным индейцам. Другое явление панамериканского характера - нее большее распространение синкретических культов. Для ряда таких культов свойственно сочетание элементов верований индейского, европейского и африканского происхождения. Синкретические верования имеют тенденцию распространяться из народных низов, где они по преимуществу зародились, в более высокие слои общества (независимо от цвета кожи). Одно из таких верований, сантерия. где сочетаются элементы религиозных представлений католического и йорубского происхождении, через посредство кубинских эмигрантов распространилось с Кубы в Бразилию. Венесуэлу и Соединенные Штаты. Признаками синкретизма обладают и некоторые мессианские или «кризисные» культы, более всего встречающиеся среди аборигенов Америки. Для них свойственна вера в пришествие божьего посланника (мессии), который поможет создать царство благоденствия.