Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:05, лекция
Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представ¬лениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры.
3. Христианская религия в своих начальных установках отличалась большим аскетизмом; она не только допускала, но и приветствовала безбрачие как наиболее достойный путь служения богу (отсюда - распространение монашества, целибат католических священников), но многодетность сама по себе в отличие, например, от установок ислама в христианстве не приветствовалась; и развод по причине физической невозможности кого-то из супругов иметь детей не допускался (что Бог соединил, то человек не может расторгнуть). Все это во многом определило развитие семейной жизни в странах Европы.
Влияние Реформации в этом отношении было противорчивым, так как в некоторых общинах кальвинистов (например, среди пуритан) проповедовались бытовой аскетизм и строгость нравов . Все же народы ( по крайней мере их часть) стали допускать гражданское оформление брака (в муниципалитетах, мэриях), разрешать разводы, более терпимо относиться к внебрачным отношениям. В католических же странах, за исключением Франции, где позиции церкви были сильно подорваны в ходе Французской революции, влияние церкви ощущается до сих пор; браки, как правило, заключаются в церкви, разводы очень затруднены и нередко заменяются получением церковного разрешения лишь на «разделение», т.е. раздельное проживание супругов (с возможностью вступления их в неоформленные брачные отношения).
Среди протестантов стали более активно распространяться контрацептивные средства и аборты, что в условиях, когда «ценность» детей стала соизмеряться с материальным благополучием и другими ценностями жизни, быстро привело к малодетности брачных пар; среди католиков планирование семьи более затруднено. Папа римский по-прежнему выступает против абортов и даже против контрацептивов. Поэтому при общем переходе к малодетности в католических семьях обычно больше детей, чем в протестантских. В последние десятилетия во многих странах Европы (Швеция, Германия и др.) число детей на брачную пару (особенно в городах) уменьшилось так, что не обеспечивает даже простого естественного воспроизводства населения.
Среди семейных обрядов наибольший народный колорит и социальную значимость имеет свадьба, в которой соединяются две различные фамилии и закладываются основы новой ячейки естественного и социально-культурного воспроизводства. У большинства народов сохраняется традиция заключать браки после окончания весенних и осенних полевых работ, до и после больших религиозных постов; среди немцев максимум браков приходится на ноябрь, второй максимум - на май; среди англичан и некоторых других народов май почему-то считается несчастливым месяцем для заключения браков, а наиболее счастливым - июнь.
Заключению браков у большинства народов Европы предшествует помолвка, или обручение, связывающая жениха и невесту почти столь же тесно, как и сама свадьба, и расторгаемая лишь в особых случаях и с большими трудностями. Обычай сватовства сохранился лишь у некоторых народов, но в последнее время он играет символическую роль и осуществляется лишь после того, как сами молодые договорятся о вступлении в брак. Период помолвки - это не только время для проверки брачных намерений, но и для своего рода общественного контроля за вступлением в брак; с этой целью принято вывешивать объявление о предстоящей свадьбе или объявлять несколько раз об этом на воскресных службах в церкви. Самый низкий законодательный возраст для вступления в брак в Испании (женщины - 12 лет, мужчины - 14 лет), в Италии (женщины - 14 лет, мужчины -16 лет); в других странах он несколько выше, но почти всюду до гражданского совершеннолетия (обычно - 21 год) молодые должны получить согласие на брак со стороны родителей или опекунов. В Испании, Португалии и Греции действительным признается только церковный брак; в Великобритании, Швеции, Норвегии и Дании юридически законными считаются как церковный, так и гражданский брак, в других странах (Италия, Франция, Германия и др.) обязателен гражданский брак, хотя и здесь после заключения брака в муниципалитете или ратуше молодые нередко отправляются в церковь.
Свадьбу у многих народов зарубежной Европы, особенно среди зажиточных групп, было принято проводить 2-3 дня, устраивая последнее застолье в доме невесты. В небольших сельских поселениях на свадьбу обычно приглашались не только родственники и друзья, но и все односельчане, которые делали подарки вещами и деньгами.. Свадебный дом у большинства народов было принято украшать живыми цветами и зеленью, если позволяло время года; в церковь или ратушу жених и невеста ехали в украшенной карете. Среди итальянцев и некоторых других народов до последнего времени сохранялся обычай, по которому парни взявшись за руки, преграждали новобрачным выход из церкви и пропускали их только за небольшой выкуп. Некоторым своеобразным внешним оформлением отличалась свадьба у англичан, считавших счастливыми цветами для свадебного костюма и убранства белый, синий, розовый, а несчастливым - зеленый; подчас даже к свадебному столу не подавали зелень. Родильные обряды у народов Западной и Юго-Восточной Европы, особенно после распространившегося обычая отправлять роженицу в больницу, почти сошли на нет, свелись к поздравлениям и подаркам.
Сохранились, однако, некоторые обычаи, связанные с крещением (имянаречением) новорожденного. Крещению, особенно у католиков и православных, предшествует тщательный выбор крестных отца и матери, играющих затем существенную роль в жизни крестника или крестницы, в их семейных торжествах; нередко у католиков выбирали от 3 до 6 крестных отцов и матерей. Важным событием «социализации личности» в жизни мальчиков и девочек была конфирмация (у католиков - первое причастие, у протестантов - приобщение к церкви), после которой устраивали праздничный обед или ужин с вручением подарков.
Несмотря на то обстоятельство, что религиозность жителей Западной и Юго-Восточной Европы почти повсеместно уменьшилась, торжественные события и праздники христианского календаря настолько сильно вошли в жизнь, что сохраняются до сих пор даже среди людей, почти отошедших от церкви и, скажем, предпочитающих праздновать день рождения, а не именины. Одним из таких основных праздников является Рождество Христово, отмечаемое католиками и протестантами 25 декабря, т.е. перед Новым годом, а православными - на 13 дней позже. Важным атрибутом Рождества является елка, украшенная яркими игрушками, а в последние десятилетия и гирляндами лампочек; свечи на елке принято зажигать лишь в рождественский вечер. Обычай рождественской елки впервые появился в Эльзасе во второй половине XVIII в., оттуда проник в Германию, а затем распространился и по другим странам Европы.
Новый год принято проводить в менее интимной обстановке, например в кафе, ресторане или просто на улице, устраивая шумные шествия; в Австрии, например, ряженые в масках, в конце шествия которых шли ряженые с метлами , выметавшими остатки старого года.
Важными весенними праздниками повсеместно являются Масленица и Пасха. В средиземноморских и соседних с ними странах, где зима проходит быстро, именно Масленица, проводимая после середины февраля, перед Великим постом, считается праздником наступления весны. Она сопровождается обильной пищей (в Австрии — «жирные» или «сумасшедшие» дни) и веселыми карнавалами, возникшими в далеком прошлом, вероятно, как народная реакция на христианскую аскезу.
Праздник Пасхи по сравнению с Масленицей обычно проводится внешне менее ярко, главным образом в семье и церкви. В Испании, Португалии и Италии принято устраивать церковные шествия, в которых разыгрываются сцены распятия и воскрешения Христа. В более северных странах больше всего веселятся в этот праздник дети, которые собирают крашеные яйца, спрятанные для них в разных местах родителями или даримые им соседями, приходящими родственниками и знакомыми.
Яркий летний праздник святого Иоанна (итальянский - святой Джованни, скандинавский - святой Ханс и т.п.), совпадающий со славянским Иваном Купалой (24 июня), в отличие от Масленицы наиболее популярен в северных странах -Скандинавии и Финляндии. Кроме названных праздников, имеются и другие, связанные с установленными христианским церковным календарем днями святых. Повсеместно принято отмечать День всех святых (1 ноября), считающийся днем поминовения усопших и погибших в войнах; в этот день посещают могилы родственников, а в крупных городах устраивают шествия к могиле Неизвестного солдата. Празднование дней отдельных святых имеет более или менее локальный характер. Так, ирландцы отмечают день св. Патрика, считая его покровителем всего острова; голландцы и датчане чтят его как покровителя моряков. В Бельгии и Нидерландах принято отмечать день св. Мартина (11 ноября), считающегося покровителем Галлии, а также, как и в ряде других стран, день св. Николая (6 декабря), устраивая шумные шествия с факелами.
Лекция 14. Славянские народы
Центральной и Юго- Восточной Европы.
План:
1. Особенности этнической истории
2. Особенности хозяйства и материальной культуры.
3. Семейные отношения и духовная культура.
1. Центральные и юго-восточные области Западной Европы заселяют в основном народы славянской языковой группы. В этнологическом и исторической литературе их принято подразделять на западных и южных славян.
Отдельные группы западно- и южнославянского населения живут в России, на Украине, в Белоруссии, Венгрии, Румынии, Австрии, Албании, Италии, Греции, европейской части Турции и других странах мира (в частности в США, Канаде, Аргентине, Австралии ).
Третье по численности место среди индоевропейских языков Европы (после германских и романских) принадлежит славянским, представленным здесь двумя подгруппами: западной в Центральной Европе и южной - на Балканах. На западнославянских языках говорят поляки, чехи, словаки и лужичане. К южнославянской группе относятся языки болгар, сербов, хорватов, черногорцев, боснийцев, македонцев, словенцев.
В антропологическом отношении западные и южные славяне относятся к европеоидному расовому типу, или к большой европеоидной расе.
Поляки вместе с чехами, словаками и лужичанами в целом относятся к центральноевропейской группе европеоидов, однако чехи и словаки обнаруживают в своем облике много общих черт с типичными представителями так называемого альпийского антропологического типа (австрийцами, баварцами, населением Швейцарии). Южные славяне в целом относятся к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, к так называемому динарскому антропологическому типу, однако включают в свой состав и ряд переходных форм (например, словенцы, у которых преобладает альпийский тип).
На сегодняшнем уровне развития исторической науки и анализа разнообразных источников ранние следы славян можно проследить лишь с первых веков нашей эры, т.е. фактически с начала эпохи «великого переселения народов», когда славяне становятся известными античным и средневековым авторам.
Современные археологи непосредственно со славянами связывают археологическую культуру пражского типа и близких к ней вариантов, распространившихся в VI –VII вв. на территории Чехии, Словакии, Южной и Средней Польши, Восточной Австрии и Германии, Румынии и Балкан, включая и более восточные районы. Возможно, эта культура, принесенная древними славянами со своей прародины, обогащенная во время переселения в районы их нового обитания, лежит в основе традиционно-бьгговой культуры позднейших славянских народов Европы.
Начало переселения славян со своей прародины, локализуемой ныне исследователями в бассейне Верхней и Средней Вислы, а также в южной части р. Припяти, относится к середине V в., когда были разгромлены гунны, стоявшие на пути продвижения славян к границам бывшей Римской империи и Византии. На западе славяне в VI- VII вв. продвинулись за Одру (Одер) и Лабу (Эльбу) вплоть до Датских островов и Люнебургской пустоши в Германии (районы озера Ильменау и др.), где они заняли земли, освободившиеся после ухода германцев на юг. Через Моравские ворота славяне двинулись на юг и юго-запад, в сторону Альп и Адриатики, появились на Нижнем Дунае и вышли к берегам Черного моря. В колонизации Балкан приняли большое участие восточнославянские племена антского союза. К 580 г. славяне, заселив весь Балканский полуостров, проникли на юг Пелопоннеса и высадились даже на о. Крите.
С расселением славянских племен и оседанием их на новых землях в У-УП вв. связано проходившее в их среде образование первых раннегосударственных формирований.
В последующие века позднего средневековья и нового времени славянские народы центральной и юго-восточной Европы вошли в состав различных государств. Это обстоятельство наложило глубокий отпечаток на все дальнейшее их развитие. Раздробленные, раздираемые междоусобной борьбой государства и отдельные области Балкан - Болгария, Сербия, Босния, часть Хорватии и Черногория (за исключением некоторых горных районов)- стали во второй половине XIV в. добычей турок-османов и были включены в состав огромной Османской империи, что и задержало процесс нащюнальной консолидации балканских народов, и течение пяти столетий живших в условиях социально-экономического и культурно-духовного гнета завоевателей. К середине XVI в. чешские, словацкие, а также словенские земли и значительная часгь хорватских земель попали под власть феодальной монархии Габсбургов. Начался длительный процесс онемечивания населения славянских областей. После ряда разделов во второй половине XVIII в. и в ходе наполеоновских войн части Польши оказались в составе России, Пруссии и Австрии. В результате всех этих процессов, а также вследствие специфики внутреннего исторического развития отдельных славянских стран Европы этнический состав стал очень пестрым, а границы между отдельными этносами – размытыми ( Силезия, Банат, Воеводина ).
Однако вопреки такому положению в условиях иноземного господства политике насильственной ассимиляции славян (а на Балканах - насильствен исламизации) западные и южные славяне сохранили свои этнические язьки и культуру, свою национальную самобытность. Вместе с тем, как отмечают этнологи, уже в средневековье (в силу специфики и неравномерности социально-исторического развития славянских стран и территории) стала проявляться культурная дифференциация славянства. Например, влияние католической церкви и всей конфессиональной культуры на западных славян привело их к отказу от древнеславянского литературного языка. Балканские же славяне, входившие в Османскую империю с ее застойными формами феодализма типа восточной деспотии в силу неблагоприятных условий, обособленности и замедленности социальна зкономического развития, приобрели многие черты ориентализации в культуре, отличающие их в этом отношении от родственных славян, живших в пределах им Габсбургов, где, наоборот, более зримо проступали черты западного влияния.
После ряда кровопролитных русско-турецких войн XVIII- XIXвв. на Балканах при самой активной помощи и поддержке русского народа обрели свободу сербы и черногорцы и болгары; со временем добились автономии и независимости другие южнославянские народы.