Предмет этнологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:05, лекция

Описание работы

Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представ¬лениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры.

Файлы: 1 файл

Lektsii.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

Определенные различия в условиях формирования наций, по мнению специалистов, прослеживаются у народов, этнические территории которых целиком располагались в пределах одного многонационального государства (чехи, словаки, венгры, болгары), и этносов, у которых еще в период формирования наций на части этнической территории была создана своя собственная государственность (сербы)

Первая мировая война и ряд революций в Европе,  существенно изменили политическую карту Европы. На развалинах Австро-Венгерской монархии Габсбургов образовалось несколько новых государ в числе которых была и Чехо-Словакия. Польские и западноукраинские земли Австро-Венгрии вместе с коренными польскими землями, ранее принадлежавши Германии и России, вошли в состав восстановленной независимой Польши В 1918 г. в одном государстве с Сербией воссоединились Черногория, Хорватия большая часть Словении и другие югославянские земли (с 1929 г. - Королевство Югославия).

Однако национальный вопрос так и не решился окончательно, поскольку в ряде случаев новые политические границы не совпадали с этническими, что бы чревато военными конфликтами в будущем.

После второй мировой войны начинается новый этап этнической истории славянских народов Европы. К Польше отошли ее старые исконные силезские, великопольские и поморские земли (до границ по Одеру и Нейсе). Югославия получила часть словенских земель, прежде находившихся под властью Италии.

Рядом законов были обеспечены права лужицкого населения Германии на национальное и культурное развитие, причем лужицкий язык, наряду с немецким, был объявлен официальным языком в государственных органах лужицко-немецких областей Германии.

Сложившаяся здесь в послевоенное время этническая ситуация, как считают многие исследователи, имела свои особенности. Так, Польшу в целом можно отнести к моноэтничным странам; тем не менее помимо поляков, составляющих преобладающую часть страны, в Польше дисперсно расселены и этнические группы украинцев, литовцев, русских, цыган и т.д. Аналогично этническое состояние и в Болгарии, где подавляющее большинство населения составляют болгары православного вероисповедания. Однако во времена османского ига часть их подверглась исламизации, языковой и этнической ассимиляции. Из этнических групп, также расселенных дисперсно, в Болгарии следует выделить группы турок, гагаузов, каракачанов, румын, цыган, греков, русских, армян, помаков.

В 1993 г. было образовано два самостоятельных государства:Чехия и Словакия коренные народы - чехи и словаки. На западе Чехии прожи­вают компактные группы немцев, в восточной части Северо-Моравской области -поляки, на северо-востоке Словакии - украинцы, на юге - венгры и другие группы. Чешское Пограничье (бывшая Судетская область) в послевоенное время заселили чехи, словаки, украинцы вместо депортированного из этих мест немецкого насе­ления. Во многих городах имеется русское и украинское население. После 1991 г. СФРЮ распалась на ряд независимых государств.

2.  С момента своего появления на исторической арене славяне, как и многие другие индоевропейские народы Европы, были оседлым земледельческо-скотоводческим народом, в хозяйстве которого земледелие и скотоводство дополнялось  охотой, рыболовством, лесными про­мыслами. Земледельческо-животноводческое направление хозяйства, лежавшее в основе традиционно-бытовой культуры славянских народов Европы, сохранялось у них и в последующее время.

Славяне издревле занимались пашенным земледелием, возделывали многие злаковые и технические культуры - пшеницу, рожь, овес, просо, лен, коноплю. У славян было развито и огородничество, из огородных растений им были известны Репа, редька, огурец, свекла, морковь, лук, бобы, чечевица. Уже в древности славяне культивировали яблоки, груши, сливы, вишню, малину и другие садовые растения. Полевые, огородные и садовые культуры, судя по их общеславянским названиям, славяне продолжали возделывать и после своего расселения по Европе в новых районах обитания к ним добавился и ряд местных сельскохозяйственных культур, заимствованных у коренного населения (например, на Балканах – виноград, некоторые плодовые и масличные). В позднем средневековье и в новое время _ технические культуры - картофель, кукуруза, рис, табак, хлопок. В Болгарии кроме того,  разводили розы с целью получения ценного парфюмерного сырья - розового масла. Сельскохозяйственная техника долгое время сохраняла примитивный характер. В XIX в. чешская земледельческая культура стояла на более высоком уровне, чем в других славянских странах. Повсюду применялись удобрения, пло досеменная система, в новейшее время - сельскохозяйственные машины.

Не менее давним занятием славян было отгонное скотоводство, дававшее продукты животного происхождения. Разводили крупный рогатый скот: лошадей, овец. свиней, домашнюю птицу - кур, гусей, уток В древности были одомашнены пчелы, и пчеловодство получило большое развитие как у западных, так и у южных славян.

С ростом городов и ремесленных центров, например в Чехословакии и Поль­ше, в средние века на основе традиционных ремесел- обработки металлов, тка­чества, гончарства, стеклоделия и других - формируется мелкая кустарная про­мышленность, которая затем, с началом капиталистической эпохи, становится основой крупного фабрично-заводского производства. Новый культурно-хозяйственный тип в промышленно урбанизированных районах центральной Европы ранее всего сложился в западных районах Чехии, которые были одними из самых развитых в промышленном отношении регионов Европы уже к XV-XVIвв. Довольно рано выделились в Польше промышленные районы Варшавы, Лодзи, Силезии. В силу определенных исторических условий (длительное османское иго) развитие промышленности в славянских странах Балканского полуострова шло медленнее, за исключением отдельных районов Сербии, Хорватии, Словении.

В настоящее время в восточноевропейских странах постепенно преодоле­вается неравномерность экономического развития. Существенные изменения про­исходят в общественной структуре сельского населения.

Наиболее ранней формой поселений у западных и южных славян в прошлом являлись небольшие селища, разнообразные по своему типу. Как правило, они в древности располагались «кучами» и «гнездами», представляя собой древние родо­вые поселки. Сегодня многодворные поселения, как правило, преоб­ладают в большинстве славянских стран и их можно сгруппировать п несколько основных типов: разбросанные (во многих районах Болгарии, альпийской Словении, Македонии, Черногории), кучевые (Польша. Чехия и Словакия, Болгария, Сербия, Хорватия), круговые (Западная Польша, Чехия и Словакия, Лужица в Германии, фракийские районы в Болгарии), уличные - вдоль дорог или рек (Восточная Польша, Словакия, Хорватия, Воеводина), «веретенообразные» — сочетание кругового и уличного планов (Западная Польша и Лужица в Германии).

        В центральноевропейских и юго – восточных славянских странах наолюдается еще большее разнообразие типов традиционных жилищ, связанное с воздействием ряда социально-экономических и природных факторов, а также, возможно, с определенными дославянскими строительными традициями коренного населения (кельтов, фракийцев, иллирийцев и др.). В целом жилища южных и западных славян Европы по своим конструктивным особенностям и планировке также можно сгруппировать в несколько основных типов - восточный средне­европейский, южноевропейский, западный среднеевропейский и альпийский, имею­щие много подтипов и вариантов.

Не менее разнообразны и типы традиционной одежды у западных и южных славян, в которой уже с начала средневековья четко прослеживается сословная, имущественная и региональная дифференциация. Основу женского и мужского костюма в прошлом составляла рубаха из домотканого льняного или конопляного полотна, причем наиболее архаичной следует считать одежду туникообразного покроя (Польша, Западная Чехия, Болгария, Сербия, Хорватия). Широко распространен у славян и тип рубахи с поликами (надплечными вставками), кроме гого, встречались и другие варианты покроя- из двух полотнищ со сборками у ворота (Прикарпатье), а также женские рубахи без рукавов и на одной или же двух лямках (Моравия, Словакия, Западное Прикарпатье) и другие типы. Наиболее архаичной частью женской поясной одежды был передник (фартук), встречавшийся повсеместно в прошлом у западных и южных славян, либо два фартука (спереди и сзади), как , например, в северных районах Болгарии. Со второй половины XIX и. широкое распространение в центральной и юго-восточной Европе получила юбка европейского городского покроя.

Разнообразием форм и фасонов отличалась и верхняя одежда западных и южных славян (полушубки, кафтаны, безрукавки, накидки и т.д.). Древнейшей ее разновидностью можно считать несшитую плащевидную одежду, сохранившуюся до наших дней в национальном костюме карпатских и балканских горцев, поляков и лужичан. Многообразием локальных форм отличались и головные уборы мужчин и женщин (круглые славянские шапки, отороченные мехом, платки, чепцы, головные полотенца, шапочки с повязанным платком, фески) разнообразны были и типы традиционной обуви - бродни, кожаные башмаки, мягкие туфли, шерстяные ноговицы, обувь на деревянной подошве и др. Костюм дополнялся поясом и различными украшениями.

В некоторых районах Болгарии на покрое одежды заметно сказалось турецкое влияние. В настоящее-время национальная одежда славян сохраняется лишь в немногих районах рас­сматриваемого региона, чаще всего она используется во время народный празднеств, фестивалей искусств, а также во время выступлений фольклорный коллективов. Сейчас во всех славянских странах центральной и юго-восточной Европы в быту повсеместно распространен европейский городской костюм.      

В прошлом традиционная пища южных и западных славян, так же как и их соседей, не отличалась особым разнообразием и состояла преимущественно из мучных изделий, молочных продуктов и овощей. Ежедневный рацион составляли различные супы-похлебки из ржаной муки или проса (у чехов и поляков), овощные  супы (у болгар и сербов). Были популярны различные каши - гречневая, просяная и кукурузная (качамак) - у болгар, овощные блюда из гороха и бобов, фасоли и' капусты, перца и картофеля и т.д. (преимущественно у южных славян), а также повсеместно молоко и молочные продукты (брынза, сыр и др.). Мясные блюда в сельском быту готовились обычно во время больших сельскохозяйственных работ или в праздничные дни. Животных жиров в пищу употребляли мало, ограничиваясь преимущественно льняным, конопляным или подсолнечным маслом. Там, где издавна было развито рыболовство, существенную часть пищевого рациона состав­ляла рыба.

Для традиционной кухни южных и западных славян, этих древних зем­ледельческих народов Европы, характерно множество разнообразных изделий из теста. Ни один праздник не обходился без специальной выпечки. На севере Поль­ши - это калачи, в южных районах Польши булочки и печенье, впрочем типичные и для стола соседних чехов и др. В Сербии выпекали так называемый «погач» - тяжелый и твердый пресный хлеб из кукурузной муки. В Польше, Чехии и Болгарии в пищу употребляли много ржаного хлеба.

Традиционными напитками издавна считались пиво, ракия (водка), виноград­ное вино.

3. Значительной архаичностью в конце XIX - начале XX в. отличались семейные отношения у южных славян. Там издавна сохранялись старые общинные традиции, сложные, большие, расширенного типа семьи с двумя подтипами - многолинейным ( задружным) и однолинейным - и иные патриархально-родовые пережитки (Болгария, Сербия, Черногория), что было связано с особенностями исторического развития и натуральным характером хозяйства. «Задруга» у южных славян Бал­канского полуострова (у западных славян ей в прошлом соответствовала «недельна родина») представляла большой патриархальный коллектив родственников, численностью от 30 до 50 и даже до 100 человек, состоявший из главы- «домачина», «стопана», «главатара», «управника», его взрослых сыновей с семьями, а зачастую и женатых братьев «главатара» и других родственников. Сложные семьи сохранялись в некоторых сельскохозяйственных районах и у (западных славян (например, в Словакии - «недельни братья», «велке газдовство», «фамилия» со своими «господаром», «газдой», «дедко» или «отчиком»). Другим не менее распространенным типом семьи у западных славян был тип нуклеарной (малой, индивидуальной) семьи,  состояшей из  мужа, жены и их детей, сосуществовавшая параллельно с большой семьей или приходившая ей на смену и тех или иных районах Европы. Активное же выделения малой семьи из состава большой, происходившее в основном в середине - второй половине XIX в., было связано с интенсивным распадом большесемейных коллективов в период капиталистического развития многих славянских стран Европы.

Значительные различия существовали и между городской и сельской семьями. Наконец, на семейно-брачные отношения значительное влияние оказывал конфессиональный фактор.

Процессы переустройства жизни в балканских и центрально-европейских странах в политической, социально-экономической и культурной областях, усиление послевоенных миграций и урбанизация оказали также значительное влияние на развитие семейно-брачных отношений. В настоящее время у южных и западных славян большинство семей составляют простые (малые, нуклеарные), хотя и в наши дни все еще встречаются и сложные (большие семьи, семьи расширенного типа ), семья характерные преимущественно для сельских областей (особенно среди крестьян ведущих индивидуальное хозяйство).

По своему вероисповеданию западные и южные славяне в целом относятся  различным ветвям христианства - православным, католикам, протестантам и униа­там. Православие распространено в основном на Балканах среди болгар, сербов, черногорцев и македонцев; католицизм- преимущественно среди словенцев и хорватов, незначительной части болгар и сербов, а также среди населения Польши, Чехии и Словакии; протестантизм - в Чехии и Словакии, Лужицкой области| Германии (часть лужичан - католики), а также среди словенцев и хорватов; униатство- участи населения Польши, Чехии и Словакии (в Прикарпатских районах). В период османского владычества на Балканах отдельные группы местного южнославянского населения по тем или иным причинам приняли ислам (помаки в Болгарии; боснийцы, часть македонцев- торбешей, часть черногорцев - потуреченцев).                                                         

Однако как у западных, так и у южных славян христианство уживалось с целым комплексом древних языческих верований и представлений самих славян и других народов, вошедших в их состав (например, балканское нестинарство, русалии, кукерство и др.). Особенно сильна была у славян вера в вампиров, вурдалаков-оборотней, домовых, леших, вил и прочих духов природы, предков|, вера в которых по происхождению связана как со славянским, так и дославянским населением. Довольно стойко в повседневной бытовой практике сохранялись у западных и южных славян многие старинные языческие обряды, приуроченные к всевозможным христианским праздникам, сопряженным с сельско­хозяйственным земледельческим календарем, а также многочисленные народные верования и обряды семейного цикла — при устройстве свадеб, рождении детей, похоронах, поминовении усопших.

Среди зимних календарных праздников у славянских народов Европы  центральное место  занимает сочельник, Рождество. С зимними рождественскими праздниками у славян было связано множество суеверий, примет и различных магических действий, призванных защитить семью и дом от злой «нечистой» силы, обеспечить здоровье домочадцам, удачу в жизни, достаток в хозяйстве целый год.

Информация о работе Предмет этнологической науки