Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 06:07, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования – выявление обоснование и описание педагогических условий развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

Объект исследования – занятие изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении

Предмет исследования: развитие художественно - творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

1.1 Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов………………………………………………………….6
1.2 Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами…………………………………………………….…16
Вывод по 1 главе………………………………………………………..…25

Глава II. Практическая работа по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.
2.1 Цель и задачи практической работы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники изображений…………………………………………………….……26
2.2.Педагогические условия развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники изображений……………………………………………………………………31
2.3.Анализ результатов практической работы по теме развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования………………..…32

Вывод по 2 главе……………………………………………..……………34
Заключение ……………………………………………………..………..35
Библиографический список…………

Файлы: 1 файл

чистовик курсовой.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Челябинской  области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

(среднее специальное  заведение)

«Миасский педагогический колледж»

Кафедра музыкально-эстетических дисциплин

 

 

Развитие  художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Выпускная квалифицированная  работа

 

Выполнила студентка 505 группы ОЗО

специальности 050709 «Преподавание в начальных классах», квалификации «Учитель  начальных классов  с  дополнительной подготовкой  в  области воспитания детей дошкольного возраста»

Соколова  Олеся Вячеславовна

Научный руководитель: Шульга М.Е.,

преподаватель  высшей  категории

 


 

 

 

 

 

 

 

Миасс 2013год

      

                                   Содержание

 

Введение ………………………………………………………………….3

 

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

 

1.1 Проблема развития творческих  способностей в исследованиях педагогов и психологов………………………………………………………….6

1.2   Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами…………………………………………………….…16

Вывод по 1 главе………………………………………………………..…25

 

Глава II. Практическая работа по  развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

2.1 Цель и задачи практической работы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники изображений…………………………………………………….……26

2.2.Педагогические  условия развития художественно-творческих  способностей дошкольников средствами  нетрадиционной техники изображений……………………………………………………………………31

2.3.Анализ результатов  практической работы по теме развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования………………..…32

 

Вывод по 2 главе……………………………………………..……………34

Заключение ……………………………………………………..………..35

Библиографический список……………………….……………...……33

Глоссарий……………………………………………………………….39

 

Приложение

 

 

                  Введение

 

Способность к  творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность  не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Чем выше уровень  развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

Образ, созданный  детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так  как глубокого обобщения они  сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

Изобразительная  деятельность ребенка приобретает  художественно – творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изодеятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.

Поэтому ребенка  необходимо познакомить с самыми нетрадиционными изобразительными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линия, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому - то трудно выразить себя в линии, кто – то не понимает и не принимает разнообразие цветной гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работа работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не  навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разнообразных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т. п.

Проблема развития способностей дошкольников находится  сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (персептивных, интеллектуальных, творческих, анемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).

Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что  работа по рисованию в современных  условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

Наблюдение  педагогической практики в старшей  группе показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне.

Всё сказанное  позволяет обнаружить противоречие между необходимостью развития художественно  – творческих способностей детей дошкольного возраста и недостаточном использованием возможностей занятием изобразительной деятельности.

 

       Цели исследования – выявление обоснование и описание педагогических условий развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

      

      Объект исследования – занятие изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении

 

      Предмет исследования:  развитие  художественно - творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники   рисования.

    

      Проблема исследования, : каковы педагогические условия  развития художественно - творческих способностей  дошкольников средствами  нетрадиционной техники   рисования.

 

      Гипотеза исследования:  развития  художественно  -  творческих способностей  дошкольников средствами  нетрадиционной техники   изображений будет осуществляться, если: 

 

  •  при рисовании использовать поролон, ватные палочки. 
  • рисование пальчиками
  • использовать монотипию
  • использовать восковые мелки или свечку
  • предоставить возможность выбора материалов и приемов для  изображения образов
  • предоставить возможность выбора цвета, и расположения мелких деталей на листе.
  • Создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображении («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»)
  • Система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создать новые   образы, используя для этого средства разных видов искусства

     

 

 

Задачи  исследования: 

  1. Изучить психолго – педагогическую литературу по проблемам план развития художественно - творческих способностей  дошкольников средствами  нетрадиционной техники   рисования.

 

  1. Дать характеристику художественно - творческих способностей  дошкольников средствами  нетрадиционной техники   рисования.

 

  1. Разобрать педагогические условия развития художественно - творческих способностей  дошкольников средствами  нетрадиционной техники   рисования.

 

  1. Разработать критерии оценки уровня развития творческих способностей
  2. Разработать конспекты занятий и наглядный материал занятия по развития художественно - творческих способностей  дошкольников средствами  нетрадиционной техники   рисования.

 

     Методологическая база  исследования. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Богоявленская, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С.Комарова, А.В.Рождественская.

 

     Методы исследования:

 

Теоретическая значимость работы:

 

Заключается появлением особенностей развития художественно - творческих способностей  дошкольников средствами  нетрадиционной техники   рисования.

В разработке критерии выявлениях уровня художественно - творческих способностей  дошкольников средствами  нетрадиционной техники   рисования.

 

Практическая  значимость работы:

 

Заключается в разработке конспектов занятий по нетрадиционной техники, изготовление образцов и наглядного материала.

 

      База исследования: МБДОУ №56 г. Миасса Челябинской области.

 

      Структура: выпускной квалификационной работы складывается из введения, двух глав, заключения, библиографический список, включающего 31 наименование. В работе содержится     рисунков  и       таблиц.

 

Глава  I. Теоретическое обоснования проблемы  развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

 

В I главе рассматривается проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами на занятиях изобразительной деятельности в дошкольном учреждение.

 

 

 

1.1.   Проблема развития творческих способностей в исследованиях

педагогов и психологов.

       

  У дошкольников, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально – творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развитие творческого воображения.

 В связи  с исследованием мышления дошкольников  учёными были выявлены некоторые  особенности творческого мышления.

 В исследовании И. В. Смолярчук была разработана методика изучения и развития творческого мышления старших дошкольников. Как показало исследование, успешность решения творческих задач дошкольниками определяется, прежде всего, наличием у ребенка мыслительных средств: комплексных и циклических представлений, образов включения. В комплексных представлениях предмет отражается в совокупности своих различных свойств. Циклические представления отражают последовательные изменения объектов и явлений, что является основой предвидения будущих состояний изменяющегося объекта. О. М. Дьяченко было показано, что образы включения позволяют дошкольникам соотносить воспринимаемую реальность не с целостным предметным представлением, а с одной из его деталей. Построение образа носит уже не целостный, а расчлененный характер. Использование образов включения направляет детей на дифференцированное и индивидуальное решение задач. Надо отметить, что в отечественной психологии качественные особенности развития объяснены с позиции культурно – исторической теории Л. С. Выгодского, рассмотревшего проблему опосредования низших натуральных психических функций особыми «психологическими орудиями» - искусственными знаками, получаемыми субъектом в процессе социального взаимодействия.

Исследование  воображения (О. М. Дьяченко, Е. Е. Сапогова). Исследование О. М. Дьяченко выявило следующие особенности: дети от 3 до 5 лет строят новый образ, основываясь на некотором элементе реальности, при этом данный элемент реальности становится центральной частью нового образа. В возрасте 4 – 5 лет заметно снижение уровня продуктивного воображения, что связано с направленностью детей на усвоение норм, правил и образцов деятельности. Дети 6 -7 лет начинают пользоваться новым типом построения образа элементы реальности занимают второстепенное место в новом образе, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений.

Исследование  творческой одаренности дошкольников (А. М. Матюшин, Е. С. Белова, И. А. Бурлакова  и др.). Творческий  потенциал (основа одаренсти) заложен в ребенке  с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей его характеристикой является, по мнению А. М. Матюшина, ярко выраженная познавательная потребность. Среди характерологических особенностей – инициативность, упорство, уклонение от шаблона. У одаренного ребенка процесс развития личности протекает более бурно, а личностно – индивидуальные особенности выражена более ярко и проявляются раньше. Эти особенности получили название «психосоциальной чувственности» (обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие, высокая эмоциональная чувствительность, чувство личной ответственности). Исследование Е. Ф. Алфеевой (под руководством А. М. Матюшкина), которая рассматривает креативность как личностную характеристику, показало, что развитие личности способствует развитию одаренности. Наибольшим эффектом обладают программы, которые в качестве основного условия развития креативности считают развитие личности ребенка. Основы такого подхода взяты из гуманистической психологии (Роджерс считал, что нельзя форсировать развитие ребенка, а надо создавать условия для выявления его внутренних возможностей). Основным условием развития творчества является развитие личности ребенка. У детей с высоким уровнем креативности к 7 годам практически сформированы важнейшие характеристики личности (положительное отношение к себе и окружающему миру, развитая личностная рефлексия); со средним и низким уровнем креативности – средний и низкий уровень развития личностных качеств.

Информация о работе Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования