Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 06:07, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования – выявление обоснование и описание педагогических условий развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

Объект исследования – занятие изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении

Предмет исследования: развитие художественно - творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

1.1 Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов………………………………………………………….6
1.2 Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами…………………………………………………….…16
Вывод по 1 главе………………………………………………………..…25

Глава II. Практическая работа по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.
2.1 Цель и задачи практической работы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники изображений…………………………………………………….……26
2.2.Педагогические условия развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники изображений……………………………………………………………………31
2.3.Анализ результатов практической работы по теме развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования………………..…32

Вывод по 2 главе……………………………………………..……………34
Заключение ……………………………………………………..………..35
Библиографический список…………

Файлы: 1 файл

чистовик курсовой.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Так, в первой младшей группе при рисовании  узора для веселых матрешек педагог  использовал чистые цвета красок, обращая внимание детей на сочетание  фона и цвета яркого пятна: именно благодаря этому происходило формирование восприятия образа веселых нарядных матрешек, одетых  в красивые сарафаны.  На каждом   занятии по  рисованию или аппликации этот способ был главным.

По сравнению  с малышами в старшей и подготовительной группах педагог формирует у детей более дифференцированное отношение к цвету как к средству передачи настроения, чувств (цвет грустный, печальный, мрачный; цвет веселый, радостный, праздничный).

Это представление  о цвете имело место, как в  предметном, так и в сюжетном рисовании. Например, передать настроение веселого праздника елки дети смогли в том случае, если они использовали яркую цветовую палитру. В каждом рисунке можно увидеть сочетание контрастных ярких, насыщенных цветов, создающих в целом праздничный колорит.

Другое выразительное  средство - характер линии, контура, передача движения в рисунке дошкольника - является наиболее специфическим. Характер линий у взрослого художника  определяется уровнем его мастерства, способностью обобщения. Рисунок бывает чаще всего лаконичным, имеет вид наброска. Рисунки могут быть штриховые, цветные.

По сравнению  с живописью язык графического произведения более скупой, лаконичный и условный. Художник А. Кокорин пишет: «Рисование мне всегда представляется чудом. У  художника лист белой бумаги, карандаш или тушь. Оперируя только черным и белым, он, как волшебник, на этом простом листе бумаги создает свой мир пластической красоты». Действительно, в рисунке цвет не играет такой роли, как в живописи, так как рисунок может быть выполнен графическими материалами: карандашом, углем. Однако выполненная акварелью, гуашью, пастелью работа бывает очень живописной.

Дети  дошкольного   возраста  постепенно,   начиная   с   простейших штрихов, переходят  к наиболее полному изображению предметов, явлений.              

Стремление  передать цвет придает рисункам старших  дошкольников яркость, сочность.

При ознакомлении детей с другим видом изобразительного искусства – скульптурой, передающей объемную форму предметов, людей, животных все внимание фиксируется на характере изображения персонажа.

Освоение разных способов обследования скульптуры дает дополнительную информацию об изображении  человека, животного.

В исследованиях  Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой показана последовательность формирования у дошкольников эстетического восприятия скульптурного образа. В работе Г.М. Вишневой показана специфика восприятия художественного образа в скульптуре, возможность обогащения работ по лепке под влиянием рассматривания скульптуры малых форм.

Анализируя  работы детей, следует отметить приемы освоения ими лепки из целого куска (как прием скульптурной лепки), лепки  из разных материалов (мотивировка  выбора диктуется характером образа). Художественное восприятие формируется  наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать скульптурный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения о нем.

Приемы формирования художественного восприятия различны: педагог использует беседы об искусстве, скульптуры, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности образы.

Кроме того, использование  скульптуры на занятиях по развитию речи, рассказывание сказок, придумывание рассказов об этих персонажах не только обогащает знания детей, но и развивает их воображение. Словарь детей пополняется образными выражениями, в которых проявляется объем знаний детей об этом виде искусства.

Педагог, обучая детей рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, постепенно приобщает их к красоте. С другой стороны, это оказывает влияние на способы образной выразительности, которыми дети передают свои впечатления об окружающей действительности в рисунке, лепке.

При взаимосвязи  обучения и творчества ребенок имеет  возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.

Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном  искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.

Кроме того, искусство  помогает формировать эмоционально-ценностное отношение к миру. Потребность  в художественной деятельности связана, прежде всего, с желанием ребенка выразить себя, утвердить свою личностную позицию [18,с.12].

     Вывод: в процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ведь сколько бы ни было в изобразительном искусстве течений, каждое по-своему прекрасно, так как в каждом есть линия и цвет, в каждом они гармонично сочетаются.

 

 

      

 

1.2. Развитие творческих способностей в рисовании

нетрадиционными техниками и материалами на занятиях изобразительной деятельности в дошкольном учреждение.

 

 

    С  детьми младшего дошкольного  возраста можно использовать:

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками  из картофеля;

- тычок жесткой  полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить  с более сложными техниками:

- оттиск поролоном;

- оттиск печатками  из ластика;

- восковые мелки  + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки  листьев;

- рисунки из  ладошки;

- волшебные  веревочки.

А в старшем  дошкольном возрасте дети могут освоить  еще более трудные методы и  техники:

- кляксография  с трубочкой;

- монотипия  пейзажная;

- печать по  трафарету;

- монотипия  предметная;

- кляксография  обычная.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям  чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.  [14, с. 5 -6]

Ниже приведены примеры, какие можно использовать занятия по нетрадиционной техники на определенный возраст детей.

                                «Пальчики – палитра»

Под рукой нет кисточки. Не беда. Один палец обмакнем в красную краску, другой — в синюю, третий — в желтую... Чем не палитра. Какие темы для рисования в этой технике можно предложить детям.

                                        Младшая группа

«Рассыпались мамины бусы» или «Посыпался веселый горох». Падают горошины, подпрыгивают... Вот так, высоко и весело. И остаются на альбомных листах. (Знакомим с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве.)

«Кто здесь прошел.» Наденем на тыльную сторону ладони мордочку зайца, медведя, котенка, а два пальца «пойдут» вперед. На пути — цветная лужица (краска в розетках или на поролоне). Пройдут пальцы по лужице, а потом по дорожке... Что за смешные следы появились на ней. (Продолжаем знакомить с цветом, учим рисовать одновременно двумя пальцами.)

«Разноцветный дождь». Один «цветной» палец рисует свою тучу и свой дождь, другой — свою... Выбирайте, пальцы, любую краску! От цветного дождя на душе становится весело. (Даем возможность порадоваться разным цветам и их сочетаниям, не бояться краски.)

«Подарим маме ткань на платье». Выбирай розетку с любой краской и рисуй что хочешь: ягоды, горошины, бусины... Маме обязательно понравится.

«Падает пушистый снег». «Белый» палец рисует снег на розовой бумаге (раннее утро), голубой (яркий солнечный день), фиолетовый (темная ночь).

«Украсим елку к Новому году». Посмотрите, какая елка (на большом листе нарисована елка). Давайте все вместе нарядим ее к празднику: повесим бусы, шары.

«Солнечный зайчик» или «Расцвели одуванчики». (У каждого ребенка лист бумаги, на котором нарисована зеленая лужайка.) А теперь представьте, что по лужайке прыгают веселые солнечные зайчики, а навстречу солнцу тянут свои золотые головки одуванчики. (Даем возможность детям почувствовать теплоту желтого цвета, полюбоваться яркими и радостными цветовыми пятнами.)

«Соберем ягоды». (У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными на нем большой и маленькой банкой.) Вот одна ягода упала в банку, другая... А вот эти собираем в маленькую банку. Соберем и угостим маму и папу.

                                           Средняя группа

«Дорожка для дымковской барыни». Вот она, красавица. На юбке у нее круги и точки разных цветов. Давайте нарисуем дорожку, по которой она отправится на гуляние, и украсим дорожку таким же, как на юбке, узором. (Знакомим с одним из самых известных народных промыслов, учим располагать узор на полосе.)

«Вспомним лето». Вспомните всех, кто радовал вас летом (солнце, цветы, бабочки...), и подарите свою радость другим.

«Веселые цыплята». У наседки появилось много пушистых, веселых, озорных цыплят. Приложим большой палец — это туловище, а теперь указательный — это голова. Возьмем кисточку и изобразим ею глаза, лапки, клювы... Вот и побежали друг за другом непоседливые малыши.

Старшая группа

«Забавная игрушка». (Ее можно нарисовать, многократно прикладывая к листу бумаги «разноцветные» пальцы.) Фантазируй. Что у тебя получилось.

«Дымковская фантазия». Выбери любую игрушку (заранее нарисованное контурное изображение) и раскрась ее так, чтобы и тебе самому, и всем, кто ее увидит, стало весело.

«Подарим маме цветы». Давай нарисуем лепестки так: приложим к бумаге «желтый» палец, а чуть ниже — «красный». Что за чудо. Прямо на глазах появился волшебный цветок необычного цвета. А теперь пробуй то же самое любыми другими красками.

«Гроздья спелой рябины». Их можно рисовать сразу тремя пальцами: раз, чуть ниже еще раз, чуть ниже еще. Тонкой кистью пририсуем веточки и черные точки... Зимнее угощение снегирям готово.

«Волшебные облака». Приглядись к ним! И увидишь... пушистого зайчонка, забавного котенка, а может быть, и себя самого.

                        Подготовительная группа

В этом возрасте дети уже свободно владеют «пальчиковой» техникой и сами придумывают темы для рисования. Если они все же испытывают затруднения, можно предложить им подумать над такими замыслами, как «Космический сон», «День смеха», «Веселые звери Фокуса-Покуса», «В гостях у облака», «Когда я плачу...» и т. д.

                                    «Печатка от руки»

Обмакнем всю ладонь или ее часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно «раскрасить» ладонь в разные цвета. Что получится. Краску не только видим, но и чувствуем. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Сначала робко, потом все смелей и смелей...

Предложите детям представить: «Потеряли котятки на дороге перчатки...» Приложим руку к листу бумаги — одна перчатка нашлась. А теперь раскрасим правую руку (учимся рисовать левой) и приложим ее рядом с отпечатком правой. Вот и обе перчатки обнаружились.

А отпечаток от одной ладони (без пальцев) похож на чье-то лицо. Может быть, к нам в гости пришел домовенок Кузька. Или гном. Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.

И еще. Отпечаток руки может превратиться в утку (четыре пальца и ладонь — туловище; отставленный в сторону большой палец — шея), важного индюка, задиристого петуха, Гадкого утенка, на глазах превращающегося в прекрасного лебедя...

Фантазируй, твори. Угадай, что бы это могло быть: кактус в цветочном горшке. Злой волк. Индеец с раскрашенным лицом. Правда, интересно.

«ПЕЧАТКА»

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т. д.

«Печатки» несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. «Печатка» готова. Теперь прижмем ее к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный  и четкий отпечаток. Составляй любую композицию.

Детям младшей группы предложите нарисовать цветы для пчелки Майи, бабочек, порхающих над лугом, грибную полянку.

В средних группах можно использовать «печатки» с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник) и меняться ими.

Старшие дошкольники способны составлять более сложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали («Закладки для книги», «Праздничный платок для бабушки»).

Информация о работе Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования