Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 06:07, дипломная работа
Цели исследования – выявление обоснование и описание педагогических условий развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.
Объект исследования – занятие изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении
Предмет исследования: развитие художественно - творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.
Введение ………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.
1.1 Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов………………………………………………………….6
1.2 Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами…………………………………………………….…16
Вывод по 1 главе………………………………………………………..…25
Глава II. Практическая работа по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.
2.1 Цель и задачи практической работы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники изображений…………………………………………………….……26
2.2.Педагогические условия развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники изображений……………………………………………………………………31
2.3.Анализ результатов практической работы по теме развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования………………..…32
Вывод по 2 главе……………………………………………..……………34
Заключение ……………………………………………………..………..35
Библиографический список…………
Тема: «Гроздья рябины»
Цель: Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе. Замечать, как красивы ветки рябины, рисовать нетрадиционным методом (ветки – ладошкой, ягоды – пальчиками).
Тема: «В гости к весне»
Программное содержание:
1. Закрепить
знания детей о весне, её признаках, особенностях,
уметь понимать приметы весны.
2. Закрепить умение работать в разной
нетрадиционной технике рисования: тычком,
тычком жесткой полусухой кистью, оттиск
смятой бумагой, оттиск из овощей, печать
по трафарету, а также использовать в работе
обрывную аппликацию. Закрепить умение
работать ножницами.
3. Учить подбирать соответствующую цветовую
гамму.
4. Учить умению располагать предметы в
пространстве на листе бумаги.
5. Продолжать учить детей передавать в
рисунке радостное настроение, связанное
с приходом весны, умение придумывать
содержание своей работы.
6. Продолжать учить вести беседу по картине,
чётко и выразительно читать стихи, активизировать
словарь детей.
7. Развивать у детей образное мышление,
восприятие, фантазию, формировать чувство
цвета, творчество.
8. Воспитывать любовь к природе, интерес
к занятию, продолжать учить работать
коллективно.
Тема: «Сказочная птица» |
Цель занятия: 1. Учить
детей рисовать сказочную 2. Упражнять детей в рисовании «тычком» ватной палочкой. 3. Развивать
творческие способности: 4. Воспитывать
самостоятельность, Материал к занятию: Бумага формата А-4,акварельные краски для тонирования бумаги, гуашь, кисточки, ватные палочки. |
Тема «Озорные котята»
Цель:
Вывод по 2 главе:
ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными изобразительными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать.
Проведя цикл занятий с использованием разнообразных техник, видно, что у детей, имеющих способности к работе красками и нетрадиционным техникам, показатели находятся на высоком уровне. А у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся на низком уровне, но за счет применения нетрадиционных материалов уровень увлеченности темой и техникой и способность .
Заключение
Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими: родителями, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании... Он берет карандаш и на листе бумаги пытается показать увиденное. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что увидел, что понравилось, взволновало, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему.
Интерес к рисованию у детей появляется рано. Видя, как дома родители, старшие дети действуют ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются водить ими по бумаге.
У разных детей потребность взять
в руку карандаш и «рисовать» возникает
в разное время — от 1 года до 1,5 лет. Появлению
интереса к рисованию часто способствует
графическая деятельность взрослых.
Рисуют почти все дети. Одни больше, другие
меньше. Но профессиональным художником
становится лишь один из нескольких тысяч.
«В таком случае, может быть, не стоит тратить
время, бумагу, краски, карандаши?» — подумают
взрослые? Нет, стоит!
Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.
Изобразительная деятельность
Поэтому ребенка необходимо познакомить с нетрадиционными изобразительными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.
Библиографический список
1. Гаврина, С. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать/ С.Гаврилов.- Ярославль, 1997.-96с.
2. Григорьева,Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности/Г.Г. Григорьева – М., 2000.-344с.
3. Донин А. Введение в искусствознание/А.Донин. – Н. Новгород, 1998.-256с.
4. Казакова Р.Г Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. – М.: Сфера, 2005.-216с.
5. Квач Н.В.
Развитие образного мышления
и графических навыков у детей
5-7 лет: Пособие для
6. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.
7. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.
8. Комарова Т.
Изобразительная деятельность
9. Комарова Т.
Детское художественное
10. Костерин Н. учебное рисование. – М., 1980.
11. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 1986.
12. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М., 2007
13. Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987.
14. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб., 2007
15. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
16. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. – М., 1995.
17. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. – М.: Академия, 2005.
18. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В. – М., 1990.
19. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.
20. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.
21. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – О.: ТИТУЛ, 1996.
22. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Коаткий словарь художественных терминов.- О.: ТИТУЛ, 1996.
23. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.
24. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. – М., 1992.
25. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. – М., 1985.
26. Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1998.
27. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 2002.
28. Теория и методика изодеятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977.
29. Торшилова
Е. Какие же бывают
30. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.
31. Шоргина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2003.
Творчество- 1) Деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных ценностей. 2) То, что создано в результате такой деятельностию. (Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.)
Способность - Природная одаренность, талантливость.( С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)