Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 06:07, дипломная работа
Цели исследования – выявление обоснование и описание педагогических условий развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.
Объект исследования – занятие изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении
Предмет исследования: развитие художественно - творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.
Введение ………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.
1.1 Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов………………………………………………………….6
1.2 Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами…………………………………………………….…16
Вывод по 1 главе………………………………………………………..…25
Глава II. Практическая работа по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.
2.1 Цель и задачи практической работы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники изображений…………………………………………………….……26
2.2.Педагогические условия развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники изображений……………………………………………………………………31
2.3.Анализ результатов практической работы по теме развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования………………..…32
Вывод по 2 главе……………………………………………..……………34
Заключение ……………………………………………………..………..35
Библиографический список…………
Вывод по главе 1:
В современной психологии сформулированы различные теоретические и методические подходы к исследованию и формированию способностей человека, два из которых наиболее значимы. В соответствии с одним способности человека рассматриваются как предпосылка успешности обучения, как совокупность личностных и других особенностей человека, позволяющая ребенку более успешно овладевать новой системой знаний и усваиваемых видов деятельности, решать творческие задачи. В соответствии с другим подходом способности составляют результат, итог обучения и воспитания, основывающийся на усвоении специальных способов интеллектуальной деятельности (например, эвристические приемы, способы решения задач), которые и обеспечивают возможности успешного решения новых задач в данной системе знаний или в данном виде деятельности. Каждый из подходов имеет свои методологические и теоретические основания. Первый предполагает, что способности в большей степени составляют основу индивидуальных различий между людьми, второй - основывается на положении о принципиальной значимости содержания и методов организации обучения и воспитания для развития и формирования способностей. Для исследовательских целей в каждом из подходов сформулированы специальные проблемы. Однако для педагогической психологии и для педагогической практики неправомерно противопоставление одного подхода другому, противопоставление или игнорирование способностей как предпосылок успешного обучения способностям как результату обучения.
В процессе рисования
у ребенка развиваются
Вывод: в наше исследовании под художественно – творческими способностями будем понимать - выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники способствуют этому.
Глава II.Практическая работа по
развития художественно-
2.1.Цели и задачи практической работы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники
База исследования 1младшая группа в МБДОУ №56.
Цель:
Описание педагогических условий развитию художественно-творческих способностей дошкольников нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
Разобрать педагогические условия развития художественно - творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.
Разработать критерии оценки уровня развития творческих способностей
Разработать конспекты занятий и наглядный материал занятия по развития художественно - творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.
Критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области рисования.
критерии |
Уровни показатели |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
1.создение нового |
Справился с работой |
С помощью воспитателя |
затрудняется |
2.внесение дополнений |
Справился с работой |
С помощью воспитателя |
затрудняется | |
|
||||
1.умение пользоваться красками |
Справился с работой |
С помощью воспитателя |
затрудняется | |
2.умение применять изобразительные материалы. |
Справился с работой |
С помощью воспитателя |
затрудняется | |
На констотируещем этапе исследования было проведено занятие по теме: «солнышко».
Солнышко
Нетрадиционные техники: рисование ладошкой (всей кистью руки), оттиск печатками.
Цель: вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
Оборудование: листы голубой бумаги (50×50 см) с кругом жёлтого или оранжевого цвета посередине, гуашь (жёлтого, оранжевого, лимонного, красного цветов) в мисочках (для печати) и блюдечках (для рисования ладошкой), печатки из картофеля, салфетки, зонтик, эскизы с изображением солнышка разного цвета и техники выполнения.
Ход занятия: Педагог приглашает детей поиграть с солнышком, читает потешку «Солнышко-вёдрышко»:
Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети-обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят.
Показывает
эскизы с изображением солнышка, выполненные
в различных изобразительных
техниках.
Вводится название «лучик», используется
наглядно-действенный приём «погладь пальчиком лучики».
Педагог знакомит с понятием красный,
жёлтый, оранжевый цвет, «тёплые оттенки».
Демонстрирует разные способы создания
изображения, выполняя лучики оттисками
печатки из картофеля или ладошки. Дети
выбирают технику, которая больше подходит
к игре с солнышком. При затруднениях педагог
показывает способ создания изображения
индивидуально.
Дети рассматривают получившиеся работы,
выбирают самое разноцветное солнышко,
самое весёлое, самое румяное и т.д. Играют
в игру «Солнышко и дождик», для которой
используются детские рисунки: если педагог
показывает картинку с изображением солнышка,
ребята «гуляют на полянке», если открывает
зонтик – все прячутся под зонтик от дождя.
№п./п. |
Имя ребенка |
Содержание образа |
Владение техникой изображения | |||||||||||
Создание нового |
Внесении дополнений |
Умение пользоваться красками |
Умение применять изобразительные материалы | |||||||||||
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н | |||
1 |
Артём С. |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
2 |
Таня К. |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
3 |
Даниил С. |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
4 |
Дима М. |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
5 |
Таисия П. |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
6 |
Алеша С. |
+ |
+ |
+ |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н | ||
7 |
Дима В. |
+ |
+ |
+ | |||||||||
8 |
София П. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
9 |
Максим Б. |
+ |
+ |
+ | |||||||||
10 |
Саша З. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
11 |
Вика К. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
12 |
Женя Б. |
+ |
+ |
+ |
Высокий-2, средний-5, низкий- 5
Высокий: 12-100%
2-Х
Х=2*100 =16,6%
12
Средний:12-100%
5-Х
Х=5*100 =41,6
12
Низкий: 12-100%
5-Х
Х=5*100 =41,6
12
2.2.Педагогические условия развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.
Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности.
Типы занятий дифференцируются
по характеру вещей,
- занятия
по сообщению детям новых
- занятия
по упражнению детей в
- занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.
В каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности. В педагогическом процессе все эти типы занятий имеют место. Однако, личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению, индивидуальный опыт выявить не всегда легко. Именно поэтому в системе работы занятие третьего типа (творческое) может не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае у педагога есть возможность выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его изображения.
Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам, в зависимости от критерия выделения. Так, по содержанию изображения различают рисование по представлению, по памяти, с натуры, а так же предметное, сюжетное и декоративное [10, С. 20].
Тематический план занятия по изобразительной деятельности нетрадиционной техники старшей группе.
Тема: « Сами с усами»
Программное содержание:
Учить детей рисовать котят, передавая характерные признаки: шерсть, окраску, усы и пр.;
учить располагать изображение на всём листе, использовать разные цвета;
закреплять умение рисовать восковыми мелками методом «штрих», делая правильный нажим на карандаш; закреплять умение закрашивать фон;
закрепить навык работы с ножницами, умение разрезать квадрат по диагонали.
Воспитывать любовь и доброе, заботливое отношение к животным.
Тема: «Осенние листья»
Нетрадиционная техника: печать листьями.
Цель: развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа; учить создавать декоративную композицию, располагая изображение по всей поверхности листа.
Оборудование: осенние листья с различных деревьев, эскизы с цветовыми композициями, гуашь, белые листья.