Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 06:07, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования – выявление обоснование и описание педагогических условий развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

Объект исследования – занятие изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении

Предмет исследования: развитие художественно - творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

1.1 Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов………………………………………………………….6
1.2 Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами…………………………………………………….…16
Вывод по 1 главе………………………………………………………..…25

Глава II. Практическая работа по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.
2.1 Цель и задачи практической работы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники изображений…………………………………………………….……26
2.2.Педагогические условия развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники изображений……………………………………………………………………31
2.3.Анализ результатов практической работы по теме развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования………………..…32

Вывод по 2 главе……………………………………………..……………34
Заключение ……………………………………………………..………..35
Библиографический список…………

Файлы: 1 файл

чистовик курсовой.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Вывод по главе 1:

 

В современной  психологии сформулированы различные  теоретические и методические подходы  к исследованию и формированию способностей человека, два из которых наиболее значимы. В соответствии с одним способности человека рассматриваются как предпосылка успешности обучения, как совокупность личностных и других особенностей человека, позволяющая ребенку более успешно овладевать новой системой знаний и усваиваемых видов деятельности, решать творческие задачи. В соответствии с другим подходом способности составляют результат, итог обучения и воспитания, основывающийся на усвоении специальных способов интеллектуальной деятельности (например, эвристические приемы, способы решения задач), которые и обеспечивают возможности успешного решения новых задач в данной системе знаний или в данном виде деятельности. Каждый из подходов имеет свои методологические и теоретические основания. Первый предполагает, что способности   в   большей   степени   составляют   основу   индивидуальных различий    между   людьми,    второй    -   основывается    на   положении    о принципиальной значимости содержания и методов организации обучения и воспитания для развития и формирования способностей. Для исследовательских    целей    в    каждом    из    подходов    сформулированы специальные проблемы.   Однако   для   педагогической психологии   и   для педагогической практики неправомерно противопоставление одного подхода другому, противопоставление или игнорирование способностей    как предпосылок успешного обучения способностям как результату обучения.

В процессе рисования  у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ведь сколько бы ни было в изобразительном искусстве течений, каждое по-своему прекрасно, так как в каждом есть линия и цвет, в каждом они гармонично сочетаются.

Вывод: в наше исследовании под художественно  – творческими способностями будем понимать - выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме.

 

Существует  много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники способствуют этому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.Практическая работа по

развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

 

 

 

2.1.Цели  и задачи практической работы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники

 

База  исследования 1младшая группа в МБДОУ №56.

Цель:

Описание педагогических условий развитию художественно-творческих способностей дошкольников нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

 Разобрать педагогические условия развития художественно - творческих способностей  дошкольников средствами  нетрадиционной техники   рисования.

 

Разработать критерии оценки уровня развития творческих способностей

 

Разработать конспекты занятий и наглядный материал занятия по развития художественно - творческих способностей  дошкольников средствами  нетрадиционной техники   рисования.

 

 

 

 

 

Критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области рисования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

критерии

           Уровни 

показатели

Высокий

Средний

Низкий

  1. Создание образа

1.создение нового

Справился с  работой 

С помощью воспитателя

затрудняется

2.внесение дополнений

Справился с  работой

С помощью воспитателя

затрудняется

  1. Владение техникой изображения
       

1.умение пользоваться красками

Справился с  работой 

С помощью воспитателя

затрудняется

2.умение применять изобразительные материалы.

Справился с  работой 

С помощью воспитателя

затрудняется

     
 

 

На констотируещем этапе исследования было проведено занятие по теме: «солнышко».

 

                              Солнышко

Нетрадиционные  техники: рисование ладошкой (всей кистью руки), оттиск печатками.

Цель: вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Оборудование: листы голубой бумаги (50×50 см) с кругом жёлтого или оранжевого цвета посередине, гуашь (жёлтого, оранжевого, лимонного, красного цветов) в мисочках (для печати) и блюдечках (для рисования ладошкой), печатки из картофеля, салфетки, зонтик, эскизы с изображением солнышка разного цвета и техники выполнения.

Ход занятия: Педагог приглашает детей поиграть с солнышком, читает потешку «Солнышко-вёдрышко»:

Солнышко-вёдрышко! 
Взойди поскорей,  
Освети-обогрей 
Телят да ягнят, 
Ещё маленьких ребят.

Показывает  эскизы с изображением солнышка, выполненные  в различных изобразительных  техниках. 
Вводится название «лучик», используется наглядно-действенный приём «погладь пальчиком лучики». Педагог знакомит с понятием красный, жёлтый, оранжевый цвет, «тёплые оттенки». Демонстрирует разные способы создания изображения, выполняя лучики оттисками печатки из картофеля или ладошки. Дети выбирают технику, которая больше подходит к игре с солнышком. При затруднениях педагог показывает способ создания изображения индивидуально. 
Дети рассматривают получившиеся работы, выбирают самое разноцветное солнышко, самое весёлое, самое румяное и т.д. Играют в игру «Солнышко и дождик», для которой используются детские рисунки: если педагог показывает картинку с изображением солнышка, ребята «гуляют на полянке», если открывает зонтик – все прячутся под зонтик от дождя.

 

№п./п.

 Имя    ребенка

Содержание  образа

Владение техникой изображения

Создание нового

Внесении дополнений

Умение пользоваться красками

Умение применять  изобразительные материалы

   

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

1

Артём С.

 

+

       

+

   

+

   

2

Таня К.

 

+

       

+

   

+

   

3

Даниил С.

   

+

         

+

 

+

 

4

Дима М.

   

+

         

+

   

+

5

Таисия П.

 

+

         

+

   

+

 

6

Алеша С.

   

+

         

+

   

+


 

 

 

 

   

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

7

Дима В.

   

+

         

+

   

+

8

София П.

 

+

       

+

   

+

   

9

Максим Б.

   

+

         

+

   

+

10

Саша З.

+

         

+

     

+

 

11

Вика К.

 

+

         

+

   

+

 

12

Женя Б.

 

+

         

+

     

+


 

Высокий-2, средний-5, низкий- 5

 

 

Высокий: 12-100%

                   2-Х

                 Х=2*100 =16,6%

                12

Средний:12-100%

                    5-Х

                 Х=5*100 =41,6

                           12

Низкий: 12-100%

                   5-Х

                 Х=5*100  =41,6

                           12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Педагогические условия развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

          Следует различать типы и виды  занятий по изобразительной деятельности.

            Типы занятий дифференцируются  по характеру вещей, доминирующих  задач, а точнее, по характеру  познавательной деятельности детей,  сформулированной в задачах:

   - занятия  по сообщению детям новых знаний  и ознакомлению их с новыми способами изображения;

   - занятия  по упражнению детей в применении  знаний и способов действия, направленные  на репродуктивный способ познания  и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний и  умений;

  - занятия  творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

В каждом типе занятия  системно, во взаимосвязи реализуются  цель, задачи, методы обучения изобразительной  деятельности. В педагогическом процессе  все эти типы занятий имеют место. Однако, личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению, индивидуальный опыт выявить не всегда легко. Именно поэтому в системе работы занятие третьего типа (творческое) может не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае у педагога есть возможность выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его изображения.

Занятия по изобразительной  деятельности с дошкольниками можно  дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие  можно отнести к разным видам, в зависимости от критерия выделения. Так, по содержанию изображения различают рисование по представлению, по памяти, с натуры, а так же предметное, сюжетное и декоративное [10, С. 20].

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический  план занятия по изобразительной  деятельности нетрадиционной техники старшей группе.

 

            Тема: « Сами с усами»

 

Программное содержание:

Учить детей рисовать котят, передавая характерные признаки: шерсть, окраску, усы и пр.;

учить располагать изображение на всём листе, использовать разные цвета;

закреплять умение рисовать восковыми мелками методом «штрих», делая правильный нажим на карандаш; закреплять умение закрашивать фон;

закрепить навык работы с ножницами, умение разрезать квадрат по      диагонали.

Воспитывать любовь и доброе, заботливое отношение к животным.

 

 

              Тема: «Осенние листья»

    Нетрадиционная техника: печать листьями.

   Цель: развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа; учить создавать декоративную композицию, располагая  изображение по всей поверхности листа.

   Оборудование: осенние листья с различных деревьев, эскизы с цветовыми композициями, гуашь, белые листья.

Информация о работе Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования