Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 06:07, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования – выявление обоснование и описание педагогических условий развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

Объект исследования – занятие изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении

Предмет исследования: развитие художественно - творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

1.1 Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов………………………………………………………….6
1.2 Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами…………………………………………………….…16
Вывод по 1 главе………………………………………………………..…25

Глава II. Практическая работа по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.
2.1 Цель и задачи практической работы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники изображений…………………………………………………….……26
2.2.Педагогические условия развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники изображений……………………………………………………………………31
2.3.Анализ результатов практической работы по теме развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования………………..…32

Вывод по 2 главе……………………………………………..……………34
Заключение ……………………………………………………..………..35
Библиографический список…………

Файлы: 1 файл

чистовик курсовой.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

                                          Тампонирование       

        Увлекательное занятие. Сделаем тампон из марли (его можно заменить кусочком поролона). Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберем краски и легкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное.

В младших группах — облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики. И не беда, что цветными станут не только ваши герои, но и руки: они легко отмоются.

В средней группе большим тампоном очень приятно рисовать пушистых цыплят, веселых зайцев, доброго снеговика, ярких светлячков (дорисовывая нужные детали).

А старшие дошкольники могут на интегрированных занятиях (аппликация и рисование) сочетать эту технику с техникой «ТРАФАРЕТ».

Сначала вырежем трафарет. Кто какой хочет. Затем, прижав его пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимем трафарет. Чудо. Четкий и ясный, он остался на бумаге. Все то же самое можно повторить другим цветом и в другом месте.

А вот задание чуть посложнее. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу бумаги и с помощью тампона «закрасим» силуэт. Интересно. Многие художники работают в этой технике.

                                          «Набрызг»

Непростая техника. Ее суть — в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду нам заменят зубная щетка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки — быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может быть, не только на нее... Вот и все.

Со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее и туда, куда нужно. Но это со временем, поэтому лучше начинать осваивать эту технику летом на прогулке. А теперь за работу.

«Салфетка для мамы». Сделаем «на-брызг» разными красками и полюбуемся полученным эффектом.

«Снегопад». По разному цветному фону белый «набрызг». Кружатся в танце белые снежинки, сплетаются в хоровод.

«Закружила осень золотая». Золотой краской набрызгать кружащуюся листву. Кисточкой прорисовать стволы.

                                           «Монотипия»

Нам понадобятся гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, левую сторону прижмем к правой и разгладим. Откроем лист... Что получилось. Мяч. А может быть, солнце. Тогда пририсуем лучи.

Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Нанесем яркие пятна на одну половину листа, прижмем к ней вторую половину, тщательно разгладим в разные стороны и развернем. Угадай, что получилось.

Зайчонок.

А у меня цветы.

Нет, бабочки, бабочки.

А теперь предложите детям такие задания.

«В   стране  Двуляндия».   Необычная страна. В ней ничего не бывает по одному. Смотрите, я нарисую рожицу, сложу лист пополам, разверну — их две. А что есть в вашей Двуляндии.

«Каких я видел бабочек». А вы знаете, что бумагу можно сгибать в разных местах и направлениях. Тогда полюбуйтесь нарядными бабочками.

«Осенний парк». Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали вверху и внизу. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

«Маски для колядования». Маску нарисуем в рассматриваемой технике, вырежем ее, сделаем отверстия для глаз и носа, приклеим резинку. Маска готова.

«Я и мой портрет, или Близнецы».Нарисуем себя и все вместе посмеемся.

«Город на реке». Нарисуем город, согнем бумагу по горизонтали — город отразился в воде.

                                      «Кляксография»

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Поставим большую яркую кляксу. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю... Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы. Думайте.

                              «Рисование по сырой бумаге»

Для рисования в этой технике нам понадобятся влажная салфетка и емкость с водой. Намочим бумагу и разместим ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмем акварельный мелок и нарисуем все что душе угодно. Начинать осваивать эту технику можно уже в младшей группе. А детям других возрастов предложите следующие темы.

Средняя группа

«И поплыли по небу облака». Проведи плавную линию — и она волшебным образом превратится в... Например, пушистого зверька. А на что еще похожи ваши облака.

«Аквариумные рыбки». Встретились две дуги... А получилась рыбка. Подрисуем глаз, рот, чешуйки. А теперь проведем вертикальные линии — в воде заколыхались водоросли.

«Зайцы на поляне». Провел линию, а увидел серенькую пушистую шубку непоседы.

                                           Старшая группа

«Летний дождик». Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей-то зонтик. И я бы побежал под дождем, да так, чтобы брызги в разные стороны.

«Воробушки зимой». Холодно птахам, нахохлились они, распушили перышки. Ничего, скоро весна.

«Когда меня обижают». Каким тогда мне кажется мир. Все расплывается от слез, становится серым. Нарисуй так, чтобы мы погрустили вместе. И тогда станет не так одиноко.

«Мой добрый маленький друг». Я люблю его. Он все понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижиматься к его пушистой мордочке!

                               Подготовительная группа

«На дне морском, или В гостях у Нептуна». Покажи, как меняется море в зависимости от погоды.

«Последний лист». Поздняя осень. Пронизывающий ветер гонит по земле пожухлые листья, клонит стволы деревьев. И только один лист еще трепещет на ветке. Но вот опять подул ветер. И летит вниз последний лист...

«В метель». Порыв ветра, еще один, еще... Снег колет лицо. Он то вьется змейкой, то взлетает веером, то мчится в бешеном хороводе, превращая тебя в невидимку.

«В батискафе». Что ты видишь сквозь толщу   воды?   Водоросли,   солнечные лучи, стайки разноцветных рыбок. Удивительно красиво.

«Радуга-дуга». Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга. Цвета расположены в ней в строго определенном порядке. Смотри не перепутай.

                                    «Цветные ниточки»

Возьмите нитки длиной 25—30 см, окрасьте их в разные цвета, выложите — как захочется — на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист. А нитки-то волшебные.

Давайте попробуем.

«Морозные узоры». Окрасим нитки в белый цвет и выложим их на бумагу разных цветов.

«Страна цветных снов». Нитки окрашены в краски теплых и холодных тонов.

«Вологодские кружева». Выложим нитки на вырезанных из бумаги воротнике или кокошнике. Правда, красиво.

                                      «Гратаж»

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке,— в процарапывании. Итак, за дело.

Нанесем цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином или просто свечой. Нальем в розетку черной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно их перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов.

А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок. Чем не гравюра.

Имейте в виду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребенка достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений.

«В рождественскую ночь». Чуть поцарапали — и на небе зажглись яркие звезды, тонкий месяц выглянул из-за туч.

«Что за звездочки резные на пальто и на платке.» Ни одна снежинка на другую не похожа.

«Ночной мотылек». Яркий фонарь показался любопытному мотыльку солнцем. Нет, малыш, это всего лишь фонарь.

«Салфетка для мамы». Она может быть круглой, квадратной, треугольной. И узор придумай какой хочешь.

«Волшебная поляна». Кто-то недобрый закрасил лесную поляну черной краской. Ничего страшного. Вот появилась нарядная бабочка, а вот и цветок поднял головку.

«Дворец для Снегурочки». Нарисуй сказочный дворец Берендея, в котором живет Снегурочка.

«Полет в космос». Космонавтов приветствуют холодные звезды, незнакомые планеты, звездные корабли.

«Вечерний город». Как он красив, когда зажигаются окна в домах и уличные фонари! Только не забудь, что дома на той стороне улицы меньше тех, что стоят на этой.

«У семи гномов». Гномы — добрый и трудолюбивый народец! Представьте, что вы пришли к ним в гости.

«Ветер по морю гуляет...» Летит кораблик на всех парусах по безбрежной водной глади.

                             «Рисование по мятой бумаге»

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной — это называют эффектом мозаики.

Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги. А после окончания работы поместите рисунок в паспарту. Совсем другое дело.

                            «Рисование восковыми мелками или свечой»

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком шли свечой. Берем флейцевую кисть или большой тампон с краской, ведем то листу — на цветном фоне появляется рисунок.

Итак, нам понадобятся розетки с разной краской, флейцевые кисти или тампоны, восковые мелки.

                                    Младшая группа

 

«Солнце согревает травку». Проведем голубой, розовой, желтой краской по верхней части листа, а зеленой по нижней.

«Дождевые капли». Капают капли одна за другой. Вот и лужи появились. Как хочется побегать по ним босиком. Проведем по листу розовой, желтой, голубой краской.

«Елочки в лесу». Пошел снег и спрятал лесных красавиц от детских глаз. А мы их все равно найдем. Проведем по листу краской любого цвета. Вот они, стройные и пушистые.

                                              Средняя группа

«Веселые зайчата». Мама-зайчиха сидит под елочкой и наблюдает за своими шалунами.

«Рыбки в аквариуме». Веселая стайка шустрых рыбок то всплывет вверх, то опять нырнет на дно.

«Смешной снеговик». Зимой мы лепили его из снега, а теперь нарисуем.

                                       Старшая группа

 

«Утренняя зарядка». Нарисуй, как мы выполняем упражнения под музыку: голова похожа на круг, футболка — на прямоугольник, шорты как два квадрата. А теперь раскрась. Вот и ожил рисунок.

«Заиндевелое дерево». Стоит, не шелохнется. И в утренние часы (голубой фон), и солнечным днем (желтый), и таинственной ночью (фиолетовый).

«Что мы видели в лесу» Нарисуем веточку с ягодами, гриб под листочком, пугливого ежика, пушистую белочку. А потом, закрашивая рисунок, все вместе посмотрим, кто что увидел в лесу.

                                   Подготовительная группа

«Пушки с пристани палят...» Нарисуй остров с высокими маковками дворца, кораблик в море. Выбери любую краску и раскрась.

«Царевна есть, что не можно глаз отвесть...» А какой ты себе ее представляешь.

«Нарисуем веселую картину для малышей». Вы уже многое умеете. Давайте порадуем малышей, пригласим их в гости, нарисуем все, что они захотят, а потом покажем, как картина оживает.

Нетрадиционные техники рисования (рассказали лишь о некоторых из них) помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.

 

   Ребенка необходимо познакомить с нетрадиционными изобразительными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать.

Информация о работе Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования