Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:38, шпаргалка
Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие “культура” употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, “античная культура”), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей.
Основные векторы развития культур и цивилизаций
Понятие «культура». Историческое развитие представлений о культуре.
Концепция «локальных цивилизаций».
Динамика культуры в концепции К. Ясперса. Понятие «осевое время».
Специфика культуры первобытного человека.
Основные характеристики доосевых культур Древнего мира.
Цивилизация Древнего Египта.
Древняя Месопотамия.
Индо-буддийская культура.
Специфика дальневосточной цивилизации.
Специфика представлений индусов и китайцев о мире, обществе и человеке.
Художественная культура цивилизаций Древнего мира: Месопотамии, Египта (кроме Античности)
Этапы развития и выдающиеся достижения культуры Древней Греции.
Художественная культура Античного мира.
Античная цивилизация: общность и специфика культур Древней Греции и Древнего Рима.
Наследие Древнего мира в современной культуре.
Византия: на перекрёстке культур и цивилизаций.
Особенности культуры арабо-мусульманского мира.
Западная Европа: этапы развития и роль в мировом цивилизационном пространстве.
Воззрения на культуру в Западной Европе эпохи Средневековья.
Специфика культуры и выдающиеся достижения итальянского Возрождения.
Реформация и её роль в трансформации западноевропейской цивилизации.
Специфика развития западноевропейской культуры в Новое время.
Научно-промышленная революция и идеалы Просвещения в динамике западноевропейской цивилизации.
Североамериканская цивилизация17-19 веков.
Феномены западноевропейской культуры 19 века.
Основные направления в художественной культуре Нового времени.
Западноевропейская культура 20 века(общая характеристика)
Индустрия массовой культуры и досуга в странах Запада.
Сравнение западного и восточного типа цивилизационных моделей.
Направление развития художественной культуры 20-21 века
Особенности культурной модернизации в современных странах Дальневосточной цивилизации (Япония, Китай, Южная Корея).
Специфика интеграции народов арабо-мусульманской цивилизации в глобальные отношения.
Американская (США) культура: этнические корни, особенности развития и роль в современном мире.
Уже к концу IV тыс. до н.э. в Египте и Шумере благодаря ирригации и плужной вспашке стали получать очень большие урожаи, что способствовало появлению избыточного продукта. Но как же он распределялся? Первым универсальным принципом распределения был реципрокный обмен.
Первоначально суть этого обмена сводилась к тому, что каждый вносил в общий котел сколько мог, а получал из него столько, сколько ему полагалось в зависимости от его социальной ценности. Постепенно пол, возраст, принадлежность к какому-либо союзу (мужскому, культовому и т.п.), место в группе стали играть важную роль и строго фиксировать статус каждого члена общины. И как следствие этого возникло ранговое неравенство – простейшая форма социального неравенства.
В дальнейшем древняя практика реципрокного обмена уступила место редистрибуции (перераспределению). Редистрибуция как новый экономический принцип распределения возникла с того момента, когда средства коллектива и в особенности его избыточный продукт оказались в распоряжении главы группы. Объективная потребность в управлении и перераспределении избыточного продукта привела к появлению должностных лиц, очень заметно отличавшихся по своему реальному статусу от рядовых производителей.
Так, вставший над общиной глава приобретал над ней реальную власть. Постепенно он превратился в глазах коллектива уже не просто в распорядителя, но в «хозяина земли», раздававшего ее как бы от своего имени. При этом он имел право на налог, которым распоряжался по своему усмотрению, например, мог одаривать своих приближенных, повышая тем самым еще больше свой престиж.
Редистрибуция – это, в конечном счете, прежде всего власть, которая опирается как на фактическое владение ресурсами, так и на юридическую ее форму, т.е. право распоряжаться от имени группы. Следовательно, это не просто власть, а власть-собственность.
В рамках надобщинной
структуры, т.е. протогосударства, с
наследственным вождем, ставшим символом
коллектива, неоспоримое право
Появление феномена
власти-собственности имело
Принципиальное
отличие государства на Востоке
– это наличие командно-
Особенностью всей системы отношений «власть-собственность», основанных на такой структуре, является ее исключительная устойчивость, стабильность, опирающаяся на сложившийся тысячелетиями комплекс защитных средств, включая традиции, религию, право.
Древний Еги́пет — название региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил. История Древнего Египта составляет около 40 веков и подразделяется исследователями на додинастический период (относится к финалу доисторического периода), династический период (основной этап существования египетской цивилизации протяжённостью около 27-и веков), эллинистический период (синтез с греко-македонской культурой под властью династии Птолемеев) и римский период (в составе древнеримского государства, как одна из важнейших провинций Римской империи). Временные границы существования древнеегипетской культуры принятые исследователями — с сер. 4-го тыс. до н. э. и по IV век н. э. Византиско-коптский период (в составе Византии), хотя и относится уже к раннему средневековью, также иногда рассматривается в рамках изучения Древнего Египта, временные границы — начиная с IV века и заканчивая арабским завоеванием в VII веке.
Возвышение древнеегипетской цивилизации, в большой степени, было результатом её способности адаптироваться к условиям речной долины и дельты Нила. Регулярные ежегодные разливы, удобряющие почву плодородным илом и организация ирригационной системы земледелия, позволяли производить зерновые культуры в избыточном количестве, обеспечивавшем социальное и культурное развитие. Концентрация людских и материальных ресурсов в руках администрации способствовала созданию и поддержанию сложной сети каналов, появлению регулярной армии и расширению торговли, а с постепенным развитием горнодобывающего дела, полевой геодезии и строительных технологий, давала возможность организовывать коллективные возведения монументальных сооружений. Принуждающей и организующей силой в Древнем Египте был хорошо развитый бюрократический аппарат из жрецов, писцов и администраторов во главе с фараоном, который, в сложной системе религиозных верований с развитым культом погребальных обрядов, часто обожествлялся.
Древний Египет оставил огромное культурное наследие для мировой цивилизации, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран. Своеобразные архитектурные формы — величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски, вдохновляли воображение путешественников и исследователей в течение многих столетий. Египетскими мастерами создавались прекрасные настенные росписи и статуи, были освоены способы производства стекла и фаянса, поэтами и писателями созданы новые формы в литературе. В числе научных достижений древних египтян было создание оригинальной системы письма, математика, практическая медицина, астрономические наблюдения и возникший на их основе календарь. Интерес к памятникам, артефактам и археологическим раскопкам в Древнем Египте, возникший на рубеже XVIII—XIX веков, привел к созданию науки — египтологии.
Самые ранние цивилизации мира возникли на Ближнем Востоке. 6500 лет назад на плодородной долине рек Тигр и Евфрат, в теперешнем Ираке со столицей Багдадом, сформировался очаг мировой культуры, названный греками Месопотамия. Её жители – шумеры, вавилоны, сирийцы, халды, персы, аккады – жили в городах, строили огромные храмы, умели писать.
Правители шумерского государства долгое время воевали с государством аккадов в Северной Месопотамии (2287 – 2167 г. до Р.Х.), правитель которого, Саргон Великий, завоевал шумеров. Когда пали династии шумеров и аккадов, на территории Месопотамии возникло древнее Вавилонское царство (1894 – 1595 г. до Р.Х.), в котором развивались традиции шумерской культуры. Так шумеров сменили вавилоны, сирийцы и, в конце концов, персы.
Главные источники культурных познаний народов Месопотамии это написанные клинописью (протописью) различных направлений религиозные, эпические, поэтические, научные тексты, государственные документы и даже сохранившиеся художественные произведения.
Шумеры в Месопотамии поселились около 3600 г. до Р.Х. Они создали могущественное государство, процветающее в 2800 – 2369 г. до Р.Х., построили хорошо укрепленные города, построили сложную систему орошения. Особенно высокий уровень в шумерской цивилизации достигла инженерная мысль, астрономия, математика, медицина, литература, музыка, изобразительное и прикладное искусство.
Около 3000 г. до Р.Х. шумеры создали клинопись (протопись), которую позже переняли аккады, сирийцы и другие народы.
Архитектура Месопотамии
из-за постоянных войн была архитектурой
крепостей. Укрепленные ворота с
тяжёлым порталом, колоннами укрепленные
рамы и бронзовые двери –
Лучше всего сохранившаяся часть искусства – глиптика. Она раскрывает, что ранняя шумерская культура искусства крепко связана с мифами, потусторонней и ритуальной культурой. Правители мира в шумерской мифологии называются антропоморфическими богами. Самый главный правитель богов Энлиль, правительница неба, плодородия, любви и войны - богиня Инана (в Вавилоне её имя - Иштар), бог солнца Уту (в Вавилоне - Шамаш) и другие.
Самое важное свойство художника древних цивилизаций это знание правил канона и способность на них опираться, а не оригинальность и индивидуальность. Сформировался самобытный шумерский эстетический канон изображения фигуры человека, встречающийся в плохо сохранившихся рельефных, округлых скульптурных произведениях глиптики. На них нос человека изображается в профиль, глаза – спереди, а ноги – сбоку. Тело человека изображается не таким, каким есть на самом деле, а каким должно быть по строгим требованиям канона, определенным традициями искусства. Горы, деревья, волны воды в глиптике и в рельефе изображаются условно, учитывая симметрию и отношение ритма.
Большинство эстетических взглядов, сформировавшихся в шумерском государстве, каноны искусства, стилистические черты, не значительно изменившись, остались в вавилонской культуре. Каждый большой город Вавилонского государства имел свой зиккурат. Правители Вавилона строили зиккураты не себе, а верующим, которые приходили сюда с дарами богу. Зиккураты постоянно восстанавливали и украшали. Не один из зиккуратов не мог сравниться с Вавилонской башней, увековечившей могущество края. На её строительство использовано 85 млн. обожженных на солнце кирпичей. Вавилонская башня – это семь уменьшающихся башен, стоящих одна на другой, с каменными лестницами, а на самой маленькой, возвышающейся высоко над краем, стояло святилище, предназначенное богу Мардуку.
Сравнительно небольшой промежуток времени от 605 до 538 г. до н.э. во время правленья Навуходоносора II, Вавилон был богатейшим, сильнейшим городом мира с множеством храмов и дворцов. Гигантские ворота богини Иштар были покрыты синими, глазурными плитами, декорированы образами драконов и быков. Прекрасные висячие сады - одно из семи чудес света. Они висели высоко на зиккурате, чтобы напоминать королеве Семирамиде, жене Навуходоносора, её родину в горах. Учёные, исследуя археологические находки Вавилонии, установили, что множество вещей, явлений и происшествий в истории человечества создано впервые именно здесь. Это моральное право, книги законов, школы, эпическая литература (Эпос о Гильгамеше), календарь земледелия, книга рецептов лечения.
Дальневосточная цивилизация сложилась на территории Китая во второй половине 1-го тысячелетия до. н.э. и также утвердилась в Корее и Японии. Просуществовала она с 1500 г. до н.э. до 1850 г. н.э.
Дальневосточная
цивилизация сформировалась в Китае,
и главным образом методом
добровольного заимствования
Дальневосточная
цивилизация основывается на иерархической
системе межличностных и
Возникновение ныне существующей китайской цивилизации принято связывать с канонизацией основных положений социально-философского учения Конфуция, которое традиционно относят ко II веку до н. э. Сейчас дальневосточная цивилизация существует в двух основных разновидностях: китайской и японской.
Дальневосточная цивилизация в послевоенный период смогла продемонстрировать, что модернизация может быть успешно проведена в развивающихся странах, которые ранее числились среди бедных и отсталых, причем на путях, отличных от тех, которыми шло развитие экономики на западе. Несмотря на то, что структура, размеры, обогащенность природными ресурсами экономик стран китайского мира весьма различна, все они добились больших успехов в экономическом развитии, опираясь на схожие наборы рычагов и инструментов.
Прежде всего, основным ресурсом роста
явилась квалифицированная
Дальневосточная (конфуцианская) цивилизация характеризуется противостоянием слабых позиций колониализма сильной цивилизационной традиции. Известна эта цивилизация в двух основных модификациях — китайской, с традиционно сильным государством, и японской (вариант — хуацяо), с ослабленной или вовсе, в случае с хуацяо, почти отсутствующей государственностью. Хотя японская модель была выделена типологически особо, причем о её существовании в качестве модификации китайской существенно для того, чтобы вычленить феномен хуацяо, стоящий как бы между китайским и японским вариантами некоей общей модели, которую в этом случае можно было бы именовать дальневосточной.
Китайскому философу Конфуцию принадлежит одна из первых в истории человечества идей, заключающихся во всестороннем развитии личности. Он отдавал преимущество перед образованностью развитию в человеке нравственного начала. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации воспитывали в молодых людях почтительность к старшим, проповедовали стремление к достойной жизни, соразмерной с общественными нормами, ориентировали на бесконечное самосовершенствование.