Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История мировых культур и цивилизаций"
1.Основные векторы развития культур и цивилизаций.
Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой: 1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения. 2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло. 3. Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство обществаÞ понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества обществаÞ понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий. 4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы. Типы цивилизаций (в зависимости от основания классификаций можно выделить): 1. По типу хозяйственной деятельности · Земледельческая · Индустриальная 2. в зависимости от контакта с другими цивилизациями · Открытые (экстравертные), то есть стремящиеся к расширению своих пределов · Закрытые (интравертные) 3. В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории · Восточная · Западная · Промежуточная 4. В зависимости от способа производства · Первобытная · Рабовладельческая · Феодальная · Буржуазная · Социалистическая Но в настоящее время все чаще современные исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную цивилизации. Для техногенной цивилизации характерно: 1. Особое представление о природе, природа – это сфера приложения сил человека («природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник»); 2. Человек рассматривается как активное существо, призван преобразовать мир, наиболее ярко в марксистской идеологии, не случайно один из критиков марксизма Р. Арон назвал марксизм не идеологией пролетариата, а доктриной промышленного прогресса; 3. Направленность деятельности человека вовне, то есть соответственно на преобразование предметов, а не самого себя; 4. Акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологий. Для традиционной: 1. Невмешательство в природу, человек – созерцатель, он не навязывает свою волю миру, не преобразовывает его, а пытается слиться с ритмами; 2. Направленность человека на самосовершенствование; 3. Направленность развития техники и технологии на автономию личности и т.д. Таким образом современная техногенная цивилизация, которая все более приобретает самодовлеющий характер, сопровождается утратой человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Агрессивность технического вмешательства человека в природу породила одну из острейших проблем современной цивилизации – глобальный экологический кризис. 5.Специфика культуры первобытного человека Первобытная культура-
это самый древний тип культуры, всецело
определявший бытие людей на протяжении
почти всей их истории. Во- вторых, первобытной,
архаичной остаётся культура народов,
живущих «рядом» с нами, народов которых
некоторые высокомерны называют примитивными.
В третьих, древнейшая культура остаётся
органичной и весьма существенной частью
современной культуры, которая заслуженно
гордится своим рационализмом и техническим
могуществом. Одной из особенностей первобытной
культуры является ее гомогенность(однородность).
9.Специфика дальневосточной цивилизации Дальневосточная цивилизация сложилась на территории Китая во второй половине 1-го тысячелетия до. н.э. и также утвердилась в Корее и Японии. Просуществовала она с 1500 г. до н.э. до 1850 г. н.э. Дальневосточная цивилизация сформировалась в Китае, и главным образом методом добровольного заимствования распространилась на ряд соседних стран. Дальневосточная цивилизация стала преемницей древнекитайской цивилизации, причем смена произошла не в результате гибели предшественницы или какого-либо социального катаклизма, а путем ее совершенствования. Дальневосточная цивилизация основывается на иерархической системе межличностных и межгрупповых отношений, которой придан религиозно-этический характер. К системообразующим чертам данного социума также относятся коллективизм, стремление к гармонии и ритуализация жизни общества.
10.Индо-буддийская культура Уже в названии выражается этноконфессиональная специфика культуры: «индо» есть начало наименование этноса и, пожалуй, самого древнего и современного комплекса верований, именуемого индуизмом. Индуизм и буддизм объединяются общей духовной традицией индусов. Уже отмечалось, что в религиях Востока (Индия, Китай) собственно религиозное переплетается с философским. В отличие от Запада, индо-буддийская культура не знает небытия: личность является целостной, она исходит из бесконечности. Соответственно, существует целостный взгляд на мир и человека в мире (космосе) как на микрокосм.Специфика менталитета повлияла на письменность, точнее, менталитет и письменность выражают образное восприятие многомерного мира. Своеобразие духовности определило всю художественную культуру. Веды и Упанишады являются древнейшими литературными памятниками из живущих в современной культуре. Жемчужиной древнеиндийской литературы называют «Махабхарату». Не менее знаменита эпическая поэма «Рамаяна», в которой передается жизнь и любовь Рамы и Ситы на фоне культуры и природы Индии. Индуизм знает религиозно-эротическую культуру, буддизм исключает сладострастие и негу. Широкое развитие получил театр, всемирно известно искусство танца, музыки, пения. Европейцев поражает атмосфера гармонии, любви, братства, милосердия в духовности индо-буддийской культуры.Почитание знания – органичная черта культуры индусов: «…не сравнится власть с ученостью. Царя чтут лишь в его стране, ученого – повсюду». «Высшим благом среди всех зовут знание: его не отнять, оно неоценимо, оно никогда не иссякает». Но «бесполезна ученость, лишенная добродетели». Нравственная оценка знания, все больше признаваемая в современной культуре мира, видимо, стала главной причиной отсутствия в Индии формализованного экспериментального знания, распространенного на Западе. В V-XII веках в Индии жили выдающиеся математики и астрономы: Ариабхатта, Магавира и другие. Именно в Индии изобретена десятеричная система счисления. Индийские математики и астрономы больше интересовались тайнами Вселенной и практическими вопросами измерения, чем логическими основаниями науки. Религиозно-практический характер носили и медицинские, химические знания. Индо-буддийский менталитет игнорировал историческое знание, что выразилось в принижении значения фактов, но компенсировал себя в поразительной развитости философии. По мнению выдающегося индийского общественного деятеля современности Д.Неру Индия должна умерить свою религиозность и обратиться к науке. Отставая в области эмпирической науки, Индия способна на равных вступить в цивилизацию XXI века, основанную на ценностях науки, религии, философии. Порукой тому своеобразная политическая традиция индо-буддийской культуры. Социальный порядок является частью мирового порядка, поэтому попытки радикального изменения мирового порядка чреваты глобальными катаклизмами. Отсюда нравственное решение социально-политических проблем. «Сатьяграха» («твердость в истине») – главный вклад индо-буддийской политической мысли в культуру современного мира. Ганди обозначил этим словом глубоко индийский принцип непротивления в борьбе против английского владычества. Умение «подставить левую щеку» основано на менталитете, ибо потеряв жизнь индус сохраняет чистоту своей кармы, что благоприятно скажется на его последующем перерождении и бытии мирового порядка. Гандизм дал человечеству первый опыт разрешения острых противоречий между народами и политическими системами без традиций кровной мести. Этот опыт становится универсалией культурологии и гуманистическим принципом международной политики
14.Художественная культура Античного мира Античное искусство V–IV вв. до н.э. справедливо называют классикой, так как оно являлось образцом для подражания в воплощении совершенной красоты, где добродетель души, сила ума всецело слиты с соразмерной красотой тела. Наиболее полно это можно было передать в скульптуре. На значимость скульптуры в жизни греков обращал внимание Плутарх, отметивший, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Греческая скульптура, прежде
чем стать совершенным Величие римской культуры
также проявляется в Наряду со скульптурой, высочайшего расцвета достигла античная архитектура, многие памятники которой, к счастью, дошли до наших дней. Великий Парфенон, развалины Колизея впечатляют своей красотой и величием даже сегодня. Как справедливо замечает швейцарский ученый-эллинист А. Боннар, «Парфенон может показаться очень ветхим, очень разрушенным, но невозможно, чтобы эти древние руины, и сейчас не рассказали о породившей его любви к мудрости и любви к красоте во времена юности его народа» . Еще в эпоху архаики сформировались основные принципы греческой архитектуры. В VII в. до н.э. возникла система ордеров как особой организации соотношения несущих и несомых частей здания в блочно-стоечной конструкции. Известны несколько ордеров; дорический, ионический, коринфский. Дорический ордер, распространенный в Южной Греции, был самым массивным, с тяжеловесными колоннами, простой и строгой капителью. Ионический ордер – более легкий, изящный, с капителью, имеющей изогнутую форму, как рога барана (волюты). Коринфский ордер – более пышный, со сложной капителью, похожий на цветочную корзину. Римляне предпочитали коринфский, тосканский и композитный ордера. Тосканский ордер сходен с дорическим. Но его колонна имеет базу и гладкий ствол. Композитный ордер сочетает коринфские и ионические волюты. Ордерная система позволяла придать особую выразительность различным элементам здания. Так сложился единый общегреческий тип храмового здания в форме прямоугольной постройки, со всех сторон обнесенной колоннами. Здание с одним рядом колонн называли периптером, с двумя – диптером. Примером дорической постройки был храм Аполлона в Коринфе, а ионического – храм Артемиды в Эфесе в Малой Азии (одно из «чудес света»).Знаменитый Парфенон, посвященный богине Афине-Деве, сочетал дорический и ионический стили. Парфенон, богато украшенный скульптурами (из более 500 фигур ни одна не повторяет другую), стал частью великолепного архитектурного ансамбля Афинского акрополя – одного из символов античной Греции. Римские храмы прямоугольной формой и портиками напоминали греческие, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах с лестницей (подиумах). В римском храмовом зодчестве применялся тип ротонды, т.е. круглого храма. Таким был один из древнейших храмов – храм Весты. Наиболее значительным достижением римской строительной техники был храм всех богов – Пантеон в Риме. Купол Пантеона диаметром 43 м считался самым крупным в мире. Несомненно, грандиознейшим римским сооружением является здание амфитеатра –Колизея, которое представляло собой эллипс окружностью 524 м. Стена Колизея имела высоту 50 м и состояла из трех ярусов. В нижнем ярусе были полуколонны дорического ордера, во втором – ионического, в третьем – коринфского. Еще во II в. до н.э. римские
строители изобрели бетон, что способствовало
распространению арочно- Одним из наиболее оригинальных творений римлян в области общественных зданий были термы – римские бани, которыми пользовались не только с целью гигиены, но и для отдыха, общения и развлечения. Среди разнообразных развлечений, так любимых в античности, театр занимал особо важное место в жизни древних греков и римлян – он выполнял различные функции, в том числе морально-этические, воспитательную, гуманистическую. Наиболее популярными былитрагедии трех величайших афинских драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида. Каждый из них по-своему решал проблемы добра и зла, рока и возмездия, радости и сострадания. Аристотель в «Поэтике», определяя трагедию, говорит о том, что она «посредством сострадания и страха совершает очищение подобных страстей», вызывает катарсис (очищение) Расцвет другого жанра – комедии связан с именем Аристофана. Сюжеты для комедий были взяты из тогдашней политической жизни Афин, в отличие от трагедий, сюжеты которых основывались на мифологическом прошлом. Художественные образы, созданные знаменитыми драматургами, отличаются глубиной психологических характеристик и волнуют многие поколения зрителей на протяжении веков. Прометей, Эдип, Медея, Федра олицетворяют собой легендарное прошлое древних веков. С античным театром тесно связано развитие античной литературы, которая выросла из фольклора, из героических преданий о прошлом. Письменный период древнегреческой литературы начинается поэмами Гомера и продолжается в дидактическом эпосе Гесиода («Теогония», «Труды и дни»).
20.Воззрения на культуру в Западной Европе эпохи Средневековья Средние века в истории
Западной Европы охватывают более тысячелетия
— с V по XVI в. В этом периоде обычно выделяют
этапы раннего (V-IX вв.), зрелого, или классического
(X-XIII вв.) и позднего (XIV-XVI вв.) Средневековья. Средневековое образование
было в основном образованием религиозным.
Начиная с раннего средневековья вся система
образования контролировалась церковью.
Хотя основа, на которой строилось средневековое
образование, была унаследована от античности
- в монастырях и церковных школах раннего
средневековья изучались "семь свободных
искусств" (грамматика, диалектика,
риторика, арифметика, геометрия, музыка
и астрономия - учебные дисциплины, сложившиеся
еще в поздней античности) - главным было
изучение богословских наук. Вплоть до
конца IX в. все школы находились в руках
церкви (в них обучались как будущие священники,
так и не предназначенные для церковной
карьеры юноши).После завоевания арабами
Испании и Сицилии возрождается интерес
к изучению античного наследия. Рост городов
способствовал подъему образования. Во
второй половине XI в. появляются светские
школы в городах, возникают университеты,
ставшие центрами развития научной мысли
своего времени. Первый университет был
открыт в Болонье (1088 г.), позже в Париже
(1160 г.), Оксфорде (1167 г.), Кембридже (1209 г.).Средневековая
наука подчинялась строго определенному
иерархическому порядку. Верхнее место
в иерархии ее сфер отводилось философии,
цель которой усматривалась в доказательстве
истинности христианского вероучения.
"Низшие" науки (астрономия, геометрия,
математика, исторические знания и т.д.)
подчинялись и служили философии. В условиях
теократизма (господства религиозных
взглядов) наиболее развитой формой теоретического
мышления стала теология. В XI в. именно
теология породила такой феномен средневековой
науки, как схоластика - философия, неразрывно связанная
с теологией, но не тождественная ей.Схоластика стала
широким интеллектуальным движением,
объединив наиболее выдающихся философов
своего времени. Вершиной средневековой
схоластики стало творчество Фомы
Аквинского (XIII в.). Утверждая
гармонию разума и веры, он сумел осуществить
синтез философии Аристотеля и христианской
догматикиОбразно-смысловая система средневекового
искусства выражала центральную идею
картины мира средневекового человека
- христианскую идею Бога. Искусство воспринималось
как своего рода библейский текст, легко
"читаемый" верующими посредством
многочисленных скульптурных и живописных
образов. Важнейшей чертой средневекового
искусства является символизм. Скульптурн Разномасштабность фигур - еще одна особенность средневекового искусства. Размер фигур определялся иерархической значимостью изображенного (что, кстати, позволяло легко "узнавать" изображенные персонажи). Христос всегда больше апостолов и ангелов, которые, в свою очередь, больше простых мирян.Романский и готический стили. Термин "Романский стиль" условен, он возник во Франции в первой половине XIX в., когда была обнаружена связь средневекового зодчества с характерной для римской архитектуры аркой.XI - XII вв. в Западной Европе - это период наибольшего могущества церкви. Создателями романского стиля стали монастыри и епископские города. Церковь в этот период сводила задачу искусства к необходимости показывать не зримую красоту, а подлинную красоту духа. Эстетический идеал, возникший в романском искусстве, вся образно-смысловая система романики призваны были решить поставленную задачу.
21.Специфика культуры и выдающиеся достижения итальянского Возраждения Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот (перелом, сдвиг). Можно понять культурный смысл Возрождения как: — расцвет культуры; — переворот в культуре; — переходный культурный этап; — восстановление античности.
ПРОТОРЕНЕССАНС
В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения Итальянская архитектура долго следовала средневековым традициям,
что выражалось в основном в использовании многих мотивов готики.
Вместе с тем сама итальянская готика на северную не походила: она тяготела к спокойным крупным формам, ровному свету, горизонтальным
членениям архитектуры, широким поверхностям стен. Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284). Его творчество развивалось под влиянием античной традиции, он, несомненно, изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов.
РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
В XV в.
искусство Италии заняло художественной жизни Европы. Создание нового типа городских дворцев, послуживших образцом
для общественных зданий позднейшего времени, стало одной из главных задач итальянской архитектуры XV столетия. В XV в. итальянская скульптура переживала расцвет. Она приобрела
самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появились новые жанры. В практику художественной жизни начинали входить заказы богатых купеческих и ремесленных кругов на украшение общественных зданий; художественные конкурсы приобретали характер широких общественных мероприятий. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Высокое
Возрождение, которое дало как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Браманте, охватывает сравнительно короткий период — от конца XV в. до конца второго десятилетия XVI в. Только в Венеции расцвет искусства продолжался до середины столетия. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
В истории
человечества нелегко найти
личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо
да Винчи (1452—1519). РАФАЭЛЬ
С творчеством Рафаэля (1483—1520) в истории мирового искусства связывается представление
о возвышенной красоте и МИКЕЛАНДЖЕЛО
Микеланджело Боунарроти (1475-1564) – величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, Живописи, архитектуры. Микеланджело исполнил колоссальную мраморную статую Давида. Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощь человека. Главный результат и основное завоевание Возрождения — утверждение активной человеческой личности, ее оптимистического потенциала и творческих начал, приведшее к множеству великих достижений человечества, удобствам, комфорту и повышению качества жизни, — уже к концу XV в. плохо согласуется с традиционными основами средневековой культуры и жизни, грозит вылиться в острый конфликт с нею и в полный разрыв со средневековым целым.
28.Западноевропейская культура 20 века (общая характеристика) В основном развитие западной
культуры определялось тенденциями, проявившимися
в конце XIX и начале ХХ веков. Важнейшие
из них:
33. Специфика интеграции народов арабо-мусульманской цивилизации в глобальные отношения. Арабский мир способен
стать реальной силой только при
условии внутренней интеграции. Для
этого у него есть определенные предпосылки.
Арабский мир един территориально,
он мононационален (90 процентов жителей
арабских стран составляют арабы), объединен
общим языком, историей и культурой,
общими задачами в поддержании оборонного
потенциала. К активизации интеграционных
процессов арабские страны подталкивает
специализация международной Арабская интеграция имеет свою историю. Перемены, происходившие в арабских государствах на протяжении XX в. существенно отразились на различных сферах жизни арабов, включая идейно-политическую. Это выразилось в возникновении и эволюции целого ряда концепций и доктрин светского типа, из которых наиболее влиятельной и распространенной стал арабский национализм (панарабизм), основанный на представлении об арабах как о единой нации. Тенденция к экономической интеграции, которая проявляется в арабском регионе, является одним из направлений всестороннего сотрудничества. Это тенденция является прогрессивной, поскольку ее цель – ликвидация экономической разобщенности, существующей между отдельными арабскими государствами, налаживание производства на основе межарабского разделения труда специализации, повышении коллективной самообеспеченности, в отстаивании своих интересов в отношениях с индустриально развитыми странами. К факторам, которые могли
бы способствовать интеграционным процессам
в арабском мире, можно отнести
общий язык, религию, историческое прошлое,
культурные традиции, исторические связи,
географическое положение, богатые
природные ресурсы и т.д. В этом
регионе есть то, чего нет во многих
других регионах развивающегося мира
– финансовые ресурсы стран- Расширение хозяйственных
связей между арабскими государствами,
совместное использование ими ресурсов
всего арабского мира и региональное
размещение производительных сил в
рамках региона, наряду с ускорением
экономического прогресса, ростом благосостояния
народа этих стран может способствовать
ослаблению их зависимости от мирового
рынка с его неустойчивой конъюнктурой,
содействовать росту Анализируя процессы межарабского сотрудничества, можно отметить, что арабский народ предпринимал многочисленные попытки по формированию институциональной системы и консолидации. Еще 50 лет назад, Лига, стремясь к укреплению политического, экономического, социального и культурного сотрудничества, с целью достижения всеарабской интеграции, коллективной безопасности, взаимопомощи, политической координации по экономическим, социальным, культурным, образовательным и научным вопросам, были образованны специализированные агентства, типа – арабская организация труда, арабская лига образования, культуры и научных организаций, арабская организация сельскохозяйственного развития и т.п.
|
2.Понятие «культура». В основном, под культурой
понимают человеческую деятельность в
её самых разных проявлениях, включая
все формы и способы
6.Основные характеристики доосевых культур Древнего мира. Таковы древнейшие цивилизации
–месопотамская* и египетская, отнесенные
Ясперсом к «доосевым культурам».___________________
11.Специфика представлений индусов и китайцев о мире, обществе и человеке Древние индийцы верили,
что не только человек, но и животные,
и растения имеют душу. Душа каждого
существа вечна. Она может переселяться
после его смерти в другое тело.
Что будет с душой человека
после смерти, зависит от его поведения
при жизни. Так, душа кровожадного и
жестокого воина может По представлениям древних индийцев, все в мире, в том числе и человек, подчиняется карме. Карма означает "дело", "действие", которое рождает определенный результат. За все дурные поступки человек будет наказан в следующих жизнях. Так действует закон кармы - закон возмездия. Только правильно проведенная жизнь может избавить человека от вечного переселения его души. По древним китайским воззрениям мир вначале представлял собой хаос, состоявший из мельчайших частиц- ци. Эти живые частицы существовали в беспорядочном разреженном состоянии в виде бесформенного тумана. Потом частицы ци разделились на легкие и светлые, которые поднялись вверх и получили название «ян», и на тяжелые и темные, которые упали вниз и получили название «инь». Из легких и светлых частиц образовалось небо, а из тяжелых и темных – земля. Природа создавалась из хаоса постепенно: вначале сформировалось небо, затем земля и только после этого появился человек. Согласно представлениям китайцев душа человека складывается из двух частей – материальной и духовной. Материальная часть души после смерти человека оказывается погребена вместе с его телом, поэтому знаком заботы о ней служит захоронение вместе с покойником его самых преданных слуг, лучших коней и большей части богатств. Но другая часть души – духовная – отправляется на небо, где и занимает подобающее место, определяемое статусом ее владельца в земной иерархии.
15.Античная цивилизация: общность и специфика культур Древней Греции и Древнего Рима
Древнегреческая и древнеримская цивилизации занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее дело»[1] . Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур. Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII –VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV – I вв. до н. э.) Космогонические
представления греков принципиально
не отличались от представлений многих
других народов. Считалось, что изначально
существовали Хаос, Земля (Гея), подземный
мир (Тартар) и Эрос—жизненное начало.
Большим почетом пользовалась Афина, родившаяся
из головы Зевса,—богиня мудрости, всякого
рационального начала, но и войны. Для греческого мировоззрения
характерен не только политеизм, но и представление
о всеобщей одушевленности природы. Каждое
природное явление, каждая река, гора,
роща имели свое божество. В произведениях
древних римлян, в отличие от греков,
преобладали символика и В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм-фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, то римские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинх. Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла «демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными. Римляне были частью латинского
племени, населявшего область Лациум,
и говорили на латинском языке. Латинский
язык принадлежал к индоевропейской семье
языков и был родственен греческому, иранскому,
санскриту, германским и славянским языкам.
Из всех языков только греческий язык
оказал упорное сопротивление латинскому
языку и в конце Республики был равноправным
с латинским и довольно употребительным
во многих итальянских и сицилийских городах. Математика развилась прежде всего под влиянием пифагорейских ученых. В V в. до н. э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину, перестает быть прерогативой. Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н. э. относятся также значительные успехи в астрономии. Характерной чертой мышления
римлян был практицизм, любовь не к
теоретическим, а к прикладным наукам.
Так, например, высокого уровня развития
достигла в Риме агрономия. Римский
архитектор Витрувий написал специальный
трактат «Об архитектуре» в 10 книгах. Этот
трактат свидетельствует о высоком уровне
римской архитектурной мысли. Среди общегреческих праздников
самыми известными были Олимпийские
игры, которые проходили каждые четыре
года на юге Греции, в Олимпии. Заранее
назначались судьи, внимательно
изучавшие их правила.
29.Индустрия массовой С завершением
формирования индустриального общества
и его зрелостью обычно связывают
и становление массовой культуры.
Прямыми предпосылками этого
процесса являются постепенное повышение
статуса городского населения, более широкое
вхождение различных слоев общества в
активную гражданскую жизнь. Зарождение
массовой культуры можно отнести еще к
тому времени, когда стали появляться
доступная литература и «картинки» для
простого люда. Интенсивного
развития все средства массовой культуры
получили сначала в Америке, а затем и
в Западной Европе в 20-х, сначала в период
послевоенного бума, а затем «великой
депрессии», когда как иногда полагают,
в условиях массового разорения, безработицы,
нищеты и отчаяния именно «Голливуд спас
Америку от социальных потрясений». К
60-м годам ХХ века технические возможности
массовой культуры многократно возросли.
Так первое выступление Битлз в США в Карнеги-холл,
слушали не только 2 тыс. посетителей зала,
но и 73 миллиона человек по телевидению.
Позднее подобные мероприятия становились
доступны почти половине жителей земли. |
3.Концепция «локальных цивилизаций» К числу наиболее
представительных теорий цивилизаций
относится прежде всего теория А. Тойнби
(1889—1975), который продолжает линию Н.Я.
Данилевского и О. Шпенглера. Его теория
может считаться кульминационным пунктом
в развитии теорий «локальных цивилизаций».
Монументальное исследование А. Тойнби
«Постижение истории» многие ученые признают
шедевром исторической и макросоциологической
науки. Английский культуролог начинает
свое исследование с утверждения, что
истинной областью исторического анализа
должны быть общества, имеющие как во времени,
так и в пространстве протяженность большую,
чем национальные государства. Они называются
«локальными цивилизациями».
7.Цивилизация Древнего Египта Одна из древнейших мировых цивилизаций, цивилизация Египта зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине одной из самых протяженных рек мира — Нила. Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (конец IV - большая часть III тысячелетия до нашей эры) Нил был и является источником неиссякаемого плодородия, основой хозяйственной деятельности населения, так как почти вся территория Египта лежит в зоне тропических пустынь. Рельеф большей части страны — плато с преобладающими высотами до 1000 метров в пределах Ливийской, Аравийской и Нубийской пустынь. Египет занимал выгодное географическое положение: Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Историю Древнего Египта делят на следующие эпохи: Первый (начало 4 тыс. до н.э.) и Второй (середина 4 тыс. до н.э.) додинастический периоды; Раннее царство (32–29 вв. до н.э.); Древнее царство (28–23 вв. до н.э.); Первый переходный период (23–21 вв. до н.э.); Среднее царство (21–18 вв. до н.э.); Второй переходный период (конец 18 – середина 16 вв. до н.э.); Новое царство (16–11 вв. до н.э.); Третий переходный период (11–10 вв. до н.э.); Позднее царство (9–7 вв. до н.э.); эпоха Персидского господства (конец 6–4 вв. до н.э.). Первые поселения, обнаруженные археологами на берегах Нила, относятся к довольно позднему времени - 6-4 тыс. до н.э. Располагались они на высоких участках речной долины, далеко от воды - люди боялись наводнений. Плодородную почву "нижних полей" они еще не умели правильно обрабатывать, хотя самые простые приемы ухода за культурными растениями были им уже известны. Поселенцы (их позже стали называть египтянами) сохранили ласковое и почтительное отношение к могучему потоку. Нил был для них живым существом; в молитвах и песнях они обращались к нему как к отцу. А отец в представлении древних - это тот, дает еду, заботиться о своих детях. Конечно, египтянам приходилось самим добывать пропитание, но отец Нил давал им самое главное - плодородные земли своих берегов и воду для их орошения. Египтяне были трудолюбивыми земледельцами и получали на своих богатых землях самые высокие в древнем мире урожаи, хотя орудия, которыми они работали, почти не отличались от тех, что применяли другие народы Древнего Востока. Армия состояла из двух частей: небольшого отряда специально обученных и хорошо подготовленных солдат и большого ополчения из крестьян, набранных в войско всего на несколько месяцев и временно освобожденных от полевых работ. Вражеские крепости египтяне не умели брать приступом, поэтому они их осаждали, на что уходило много времени. Нередко египетское войско возвращалось домой после трех-четырехмесячного похода, захватив лишь одну-две небольшие крепости. Главной целью войны была военная добыча - рыбы, скот, редкие породы дерева, слоновая кость, золото, драгоценные камни. Огромные богатства, накопленные фараонами, позволили египтянам строить так много, величественно и красиво, как не умел ни один народ на Древнем Востоке. Стройкой руководил специально обученный жрец-архитектор, Самые простые работы - перетаскивание тяжестей, грубое обтесывание камней, прокладка дорог к месту стройки - доставались согнанным из ближних деревень крестьянам. Начальники заботились, чтобы они не сидели сложа руки даже во время разлива Нила, когда работы на полях не было.Труд рабов на стройках использовался редко. Хотя рабов в Египте всегда было немало, до эпохи Нового Царства они занимались в основном домашним хозяйством: пекли, стирали, убирали комнаты, сторожили дом хозяев, ткали холсты, ухаживали за домашней птицей.Свободных египтян чиновники фараона соединяли в "рабочие отряды", состоящие из нескольких десятков человек. Они выполняли множество разных заданий: всего за год человек мог поменять несколько занятий, таких, как, обработка полей, рытье каналов, прокладка дорог, строительство зданий. Самые крупные храмы и пирамиды строились десятилетиями. Храм, недостроенный одним царем, завершал его преемник на троне, а вот пирамида иногда оставалась незавершенной. Пирамиды – это гробницы фараонов; гроб с телом царя, превращенным мастерами в нетленную мумию, устанавливался в потайном помещении внутри пирамиды; входы в погребальную комнату и в саму пирамиду закладывались камнями. Фараон начинал строить для себя пирамиду с первых дней своего правления, но не каждый успевал ее закончить. В Египте почиталось множество богов. Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных - кошек, быков, крокодилов - и содержали их в специальных помещениях, прудах или стойлах. Оскорбление животных наказывалось смертью, ибо наносился ущерб богам, которых они олицетворяли.
12.Художественная культура цивилизаций Древнего мира (кроме Античности) Формирование художественной деятельности древности происходило постепенно - отдельные ее виды выделялись на основе ремесел. Появились люди, обладающие специальными навыками художественной деятельности. Так складывалось ювелирное дело на основе кузнечного ремесла, так из среды писцов произошли первые профессиональные литераторы. На смену первобытному синкретизму приходила таким образом профессионализация и специализация художественной деятельности. Мифология и ритуал явились почвой для развития отдельных видов искусства. На основе мифа формировался эпос, в котором слово утрачивало свою магическую функцию, исчезала и присущая мифу цикличность, персонажи становилась менее загадочны, более предсказуемы и схематичны. Изобразительное искусство, тоже выросшее из мифа и ритуала, оставалось главным образом в кругу мифологических тем и сюжетов, но в этих рамках все больше внимания уделялось реальной «земной» жизни человека, его занятиям, предметному миру, который его окружал. Архитектура - и дворцовая, и храмовая, - довольно быстро пройдя путь от простейших форм к более сложным, оставалась затем в рамках сформировавшихся художественных принципов достаточно долго - на протяжении столетий и даже тысячелетий.Говоря о древнем искусстве, мы имеем в виду прежде всего искусство изобразительное, это единственный вид искусства, о котором мы можем составить сколько-нибудь полное представление благодаря сохранности памятников. Литература представлена несравненно фрагментарнее, к тому же сложно судить, насколько типичны для своего времени дошедшие до нас памятники древневосточной литературы, в какой степени они отражают ситуацию, сложившуюся в словесном творчестве. Кроме того, большая часть текстов основывалась на длительной устной традиции, которая существенно меняла первоначальный облик произведения словесного творчества. Поэтому древние литературные произведения представляют собой соединения фрагментов, созданных в разное время. Нельзя упускать из виду и то, что в основном эти тексты носили сакральный характер, т.е. не являлись литературой в полном смысле слова. О музыкальном и танцевальном искусстве мы можем сказать только то, что они существовали - известны изображения музыкантов и танцовщиц, обнаружены музыкальные инструменты, но нет возможности представить, каковы же были древневосточные музыка и танец.Рассматривая художественную культуру, мы обычно говорим и об архитектуре в ее неутилитарном, художественном значении. Архитектура как таковая не относится в полной мере к области искусства, она расположена на стыке культуры материальной и художественной, так же как и прикладные искусства. Тем не менее ряд памятников зодчества и художественного ремесла - это подлинные произведения искусства, и их нельзя обойти вниманием при анализе художественной культуры. Это тем более важно при изучении ранних периодов истории культуры, так как обычно архитектура и декоративно-прикладные искусства представлены сравнительно полно и во многом помогают представить художественные идеи той или иной эпохи, той или иной культуры.Таким образом, анализ древневосточного искусства основывается главным образом на изучении изобразительного искусства, архитектуры и декоративно-прикладных искусств.Одно из наиболее важных качеств древнего искусства - его каноничность. Формирование художественной деятельности сопровождалось созданием четких правил, по которым создавались произведения искусства, и отбором сюжетов, достойных изображения, главным образом они связаны с религией - мифологией и ритуалом - и деяниями правителей.Та картина мира, которая возникала в произведениях искусстве древности, как на фундамент опиралась на содержательные и изобразительные каноны, их можно считать основными принципами создания художественной реальности в искусстве ранних цивилизаций. Художественная реальность древнего искусства была довольно замкнутым миром, основы этого мира оставались практически неизменными на протяжении столетий.Существенной особенностью искусства древнего мира была его утилитарность, особого рода прагматизм. Все то. что мы сейчас рассматриваем как произведения искусства, имело утилитарное, практическое назначение или носило религиозный, магический характер. Соответственно и художественная деятельность не приобрела вполне самостоятельный статус, она была соединена с деятельностью религиозной и производственной, а создатели произведений искусств были жрецами или государственными чиновниками. Синкретизм первобытной культуры и, в частности, существование искусства в рамках этого сложного единства, неотделенность искусства от других областей культуры - все это оказало решающее влияние на искусство древности, определило его двойственную природу. С одной стороны, искусство опиралось на специальные принципы создания художественной реальности, отличной от окружающего человека мира. С другой стороны, ни одно произведение искусства не создавалось как нечто самоценное, все произведения искусства древности должны были решать какие-то производственные или религиозные задачи.И духовная, и художественная культура древнего мира были ориентированы на повторимость, воспроизведение одних и тех же сюжетов по определенным правилам. Авторитет традиции, следование канонам и обычаям привели к значительной культурной устойчивости: почти не изменяясь, древние культуры просуществовали столетия и даже тысячелетия.
19.Западная Европа: этапы развития и роль в мировом цивилизационном пространстве Обычно при любом
понимании начала европейской культурно-
Три последние ступени можно рассматривать (на фоне антично-греческой классики) как своеобразные, вариативные формы вестернизации (эллинизации) традиционной культуры римлян и германцев, а затем — и романо- германской Европы. У Гегеля и Тойнби две первые и две вторые эпохи объединены в самостоятельные цивилизационно-исторические формообразования (античный и западноевропейский миры). У Данилевского из этих четырех эпох составлено три самостоятельных культурно-исторических типа (греческий, римский и западноевропейский). Для Маркса греческая и римская античность и западноевропейское средневековье образуют своего рода параллель обществам Востока, но, с другой стороны, вместе с ними составляют единую докапиталистическую ступень исторического развития, за которой следует резко противостоящая ей универсально- капиталистическая эпоха европейского нового времени. Последнее обстоятельство еще резче подчеркнуто в различных современных теориях «модернизации», где традиционным обществам аграрного типа (включая европейскую античность и средневековье) противопоставлено современное индустриальное и либеральное общество XIX-XX вв. Важнейшими изобретениями европейской культуры на языково-знаковом уровне ее представленности в духовно- мировоззренческой и познавательной сфере являются философия и наука. Грань между «софийной» (связанной с философией) и «сциентизированной» (связанной с наукой) формами культуры в европейской линии развития столь значительна, что часто выделяют лишь два крупных периода: 1) от середины I тыс. до н. э. (возникновение философии) и до XVII в. (возникновение науки); 2) новоевропейский период XVII-XX вв. С другой стороны, если иметь в виду представленность в европейской культуре христианства, эта двучленная периодизация усложняется: между античной эпохой и эпохой Возрождения (в рамках первого периода) помещают христианское средневековье; в рамках второго периода часто выделяют начальный этап XVII века (барокко и классицизм — в искусстве, рационализм и эмпиризм — в философии), эпоху Просвещения (XVII в.), эпоху подъема и утверждения либерально-индустриального общества в Европе и Америке (с конца XVIII в. и до 70-х гг. XIX в. или до 1914 г.) и, наконец, XX век.
23.Специфика развития западноевропейской культуры в новое время Новое время -период в истории
человечества, находящийся между Средневековьем и Новейши XVII в. — значительный
этап в истории
24.Научно-промышленная революция и идеалы Просвещения в динамике западноевропейской цивилизации.
Просвещение
представляет собой не только историческую
эпоху в развитии европейской культуры,
но также мощное идейное течение, основанное
на убеждении в решающей роли разума и
науки в познании «естественного порядка»,
соответствующего подлинной природе человека
и общества
30.Сравнение западного и восточного типа цивилизационных моделей. (см.планшет)
31. Направления развития художественной культуры в XX – XXI вв. XX столетие — самое
динамичное в истории Термином модернизм (от фран. – новый) обозначают новое, современное искусство, которое зародилось в конце XIX века и связано с глобальным кризисом европейской культуры. Субъективность миропонимания – в основе любого эстетического эксперимента лежали личные, индивидуальные подходы. Демонстративное противопоставление новых форм по отношению к гармоничным формам классического искусства. Кризис искусства XX века был следствием мирового кризиса рубежа XIX-XX веков (мировые войны, революции, этнические конфликтыÞ элементы нестабильности переходной эпохи). Виды и формы художественной культуры модернизма. Наиболее ярко кризис искусства проявил себя в живописи: большинство художников XX века отошло от изображения мира таким, как мы его видим. Мир представлялся деформированным порой до неузнаваемости, так как художники руководствовались больше собственным воображением, отход от реализма не был пустым капризом, художники хотели сказать: мир вовсе не такой, каким мы его видим: он по своей сути бессмыслен и абсурден, он такой, как мы его показываем на своих картинах (понятие модерн более широкое, чем авангард, который относится только к художественной культуре, а модерн ко всему новому). В авангарде XX века существовало множество направлений, течений, которые существовали рядом, параллельно, часто скрещивались между собой, сменяли или отменяли друг друга. Статус вечных приобрели три течения: абстракционизм, кубизм, сюрреализм (сверхреализм). Первое впечатление при встрече с авангардом – все не так. Главная формула его: если так еще никогда не делалось, то это необходимо сделать, постоянный признак: сознательное переворачивание традиционных представлений. Авангард стремился породить не искусство, а метод познания и поставить его на место традиционной философииÞ авангардисты создают в своем творчестве нечто особое, что включает в себя и проблему отвлеченного мышления, и косвенное представление о бытии и сконцентрированный мир идей. Таким образом, абстрактное искусство – это не стиль, это образ мышления. Периоды: от модерна (XIX) до «Авиньонских девиц» (первая кубическая картина Пикассо). Этот период характеризуется перестройкой традиционного типа искусства, не выработан язык авангардаÞ художники вынуждены сами объяснять основные постулаты своей позиции. От дадизма до порт-арта. Кубизм
– это течение связано с
именем Пабло Пикассо (Испания) Абстракционизм. Основатель
– Василий Кандинский. Сущность
течения в том, что с помощью
кисти и карандаша можно Сюрреализм. Связан с Сальвадором Дали. Возник на рубеже 20-х годов XX века, стабилизировался в 25-26 годах. Основное основание – ощущение причудливости, неожиданности явления мираÞ представление о непознаваемости и отсутствии мираÞ реальный мир – это мир, который находится в нашем подсознании. Постмодернизм – эстетический переворот, который произошел в Европе в 60-70 годы. Как термин, начал применяться в 79 году. Это не стиль, это цитирование известных образцов, но в манере намеренного бреда и главная характерная черта – эклектика (соединение различных элементов – Восток, Запад, Африка, европейская культура). Такой путь ставил на одну грань точку отсчета и точку высшего развития (европейская цивилизация).
34. Американская (США) культура: этнические корни, особенности развития и роль в современном мире. Этнический состав населения США: белые американцы 83,5%, афро-американцы 12,4%, выходцы из Азии 3,3%, американские индейцы 0,8%. Белые англо-саксонские протестанты. ВXIXВ. стал формироваться американский этнос. Основной и наиболее значимой группой этого этноса являются так называемые «янки» -потомки переселенцев-пуритан. Из района Новой Англии они расселились в западном направлении через Нью-Йорк, северные районы Огайо, Индиану, Иллинойс до Айовы и Канзаса. Сильные общинные связи, устойчивые религиозные убеждения и стремление к получению образования выдвинули представителей этой общины на первые места в бизнесе, культуре, политике. Длительное время представителем этой общины была Республиканская партия. Потомки белых переселенцев, сконцентрированные на Юге, так называемые «дикси», по своему образу жизни оставались преимущественно сельскими жителями. Они расселились на Запад от Теннеси и Кентукки к Арканзасу, Миссури, Оклахоме и Техасу, Их традиционный уклад сохранялся до 20-х годов XIX века. Представителем их интересов одно время была Демократическая партия. Потомки выходцев из континентальной Европы. Среди двух главных общин сохранились и менее крупные, но не менее влиятельные этнические группы. В штате Пенсильвания в течение трех веков проживает большая немецкая колония. В XIX в. большинство немецких поселенцев рассеялось на западе страны (в основном в городах;, но потомки уехавших сохраняют связи со своей «малой Германией». Процесс индустриализации привел к распаду шотландской, уэльской и голландской общин, существовавших с начала XIX в. Иные язык и религия помогли выходцам из Финляндии, Швеции, Норвегии и Исландии длительное время сохранять свою общность в местах компактного проживания (в штате Миннесота). Культура Соединённых
Штатов Америки формировалась под влиянием
этнического и расового многообразия
страны. Значительное влияние на неё оказали
выходцы таких стран, как Ирландия, Германия, Польша Американское кино, телевидение, блюз, джаз, рэп и .
|
4.Динамика культуры в концепции К.Ясперса. Понятие «осевое время» Одна из линейных
теорий динамики культуры была предложена
немецким философом-экзистенциалистом Ка
8. Древняя Месопотамия «Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами. Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали возникать города. На протяжении долгого периода своего существования (до I в. н. э.) ей были присущи внутреннее единство, преемственность традиций, неразрывная связь ее органических компонентов. В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Еще на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. в Шумере возникла обстоятельно разработанная теологическая система, которая позднее была в значительной мере заимствована и развита дальше вавилонянами. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов. Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы. Определенных успехов народы Месопотамии достигли в научном познании мира. Особенно велики были достижения вавилонской математики, первоначально возникшей из практических потребностей измерения полей, сооружения каналов и различных зданий. Еще с древних времен вавилоняне воздвигали многоэтажные (обычно семиэтажные) башни-зиккураты. С верхних этажей зиккуратов ученые из года в год вели наблюдения за движениями небесных тел. Еще в III тысячелетии до н. э. жители Месопотамии знали путь в Индию, а в I тысячелетии до н. э. — также в Эфиопию и Испанию. В становлении и последующем развитии искусства Древней Месопотамии решающее значение имели художественные традиции шумеров. В IV тысячелетии до н. э., т. е. еще до возникновения первых государственных образований, ведущее место в шумерском искусстве занимала расписная керамика с характерным для нее геометрическим орнаментом. Первые письменные документы принадлежат шумерам. Из этого следует, что история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.Однако письменность не стала единственным определяющим фактором начала новой эпохи. Важнейшим достижением было развитие металлургии до того уровня, когда общество для продолжения своего существования должно было создавать новые технологии. Залежи медных руд находились далеко, поэтому потребность в получении этого ставшего жизненно необходимым металла привела к расширению географических горизонтов и изменению самого темпа жизни.Историческая Месопотамия существовала почти двадцать пять столетий, от возникновения письменности до завоевания Вавилонии персами. Но и после этого чужеземное господство не смогло уничтожить культурную независимость страны.Экономика. Экономика Месопотамии определялась природными условиями региона. Плодородные почвы долины давали богатые урожаи. Юг специализировался на разведении финиковой пальмы. Обширные пастбища близлежащих гор позволяли содержать большие стада овец и коз. С другой стороны, страна ощущала нехватку камня, металла, дерева, сырья для изготовления красящих веществ и других жизненно необходимых материалов. Избыток одних товаров и недостаток других привел к развитию торговых связей
13.Этапы развития и выдающиеся достижения культуры Древней Греции Античность - это древняя
культура, имеющая свою структуру
и временные границы. Временные
границы культуры Древней Греции
можно обозначить следующим образом: Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, системы идей, взглядов на мир и места в нем человека; исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Философия — любовь к Мудрости — сформировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни. Величайшими философами Древней Греции являются: Сократ, Платон и Аристотель. Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы иузнали о Сократе. Так, из сочинений Платона «Диалоги с Сократом» мир узнал о существовании легендарной Атлантиды. В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир — это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только еобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. В области физики можно назвать труды Архимеда, который явился не только автором всемирно известного закона, но » автором многочисленных изобретений. Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. Геродот и Ксенофонт являются авторами трудов по истории. Геродот положил начало собственно греческой историографии, так как он обращался к центральным, политически значительным событиям современной ему истории, пережитых им самим. «Отец истории» стремился к достоверному изложению исторических событий, исследовал их в совокупности, однако его труды характеризуют вера в действие религиозно-этических сил в истории.
16. Наследие Древнего мира в современной культуре Основы наук и искусств, всей современной культуры заложены в древности: математика, астрономия, история, география и другие науки; живопись, скульптура, архитектура, музыка, танец, пение, поэзия, театр и другие виды искусства; основные правила поведения людей ("не лги, не бери чужого, не убивай, не делай другому того, чего себе не желаешь"); мировые религии буддизм и христианство демократия (народовластие) возникла и развивалась в Греции и Риме; в этих древних странах сложилось представление о том, что участие в управлении государством является правом и обязанностью каждого гражданина; алфавит - древнейший создан финикийцами, состоял из 22 согласных букв; заимствован греками, которые видоизменили его и впервые в истории стали обозначать буквами гласные звуки; от финикийского и греческого алфавитов произошли почти все алфавиты мира; цифры и способ записи чисел (десятирично-позиционная система) созданы индийцами; календарь - египтяне относительно точно высчитали продолжительность года (365 дней) и разделили его на 12 месяцев; календарь был усовершенствован в Риме при Цезаре, где более точно определили длину года (86514 дня), в связи с чем каждый четвертый год стали добавлять один дополнительный день.
17.Византия. На перекрестке культур и цивилизаций Город Константинополь был
заложен императором Периоды истории византийского искусства: 1. Раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века) 2. Ранневизантийский период,
"золотой век" императора
Юстиниана I, архитектуры храма
Святой Софии в 3. Иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название "темное время" — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы. 4. Период Македонского
Возрождения (867—1056) Принято считать
классическим периодом 5. Период консерватизма
при императорах династии Церковь Успения Богоматери, Дафни, XII век. Мозаики Дафни создают ощущение праздничности, незамутненного спокойствия и вселенской гармонии. Из живописи полностью исчезают какие бы то ни было мрачные тона, а евангельские образы исполняются поэтической красоты. Даже в сценах страстей нет и намека на страсти и пафос страдания и жертвы. 6. Период Палеологовского Возрождения, возрождения эллинистических традиций (1261—1453). Основная тенденция этой эпохи как в живописи, так и в архитектуре - изживание монументальности. Монументальная живопись также претерпевает изменения. Дорогая мозаикавсе чаще уступает место фреске. Однако именно в это время был построен и украшен знаменитый монастырь святого Хора. Мозаика и Фрески монастыря Хора считаются непревзойденными памятниками палеологовской эпохи. Византийская художественная культура стала родоначальницей некоторых национальных культур (например, Древнерусской), и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Политическое и культурное влияние Византии в течение всех Средних веков распространилось более или менее сильно в искусстве народов, приходивших в какое-либо соприкосновение с ней. В конце XIX — начале XX веков в храмовой архитектуре России был распространён так называемый "псевдовизантийский стиль", являющийся повторением зодчества древней Византии. Многие храмы строились в подражание Софийскому собору. Ярким примером псевдовизантийского стиля является Никольский Морской собор в Кронштадте. Купола имеют приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол, больше всех остальных. Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя таким образом единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный вмещать несколько тысяч человек. Влияние Византии на мировую культуру огромно. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи. В византийской культуре на протяжении всей ее истории продолжалось противостояние античной и христианской культур. В этом противостоянии Византия одновременно и сохраняла некоторые традиции и произведения античности, и разрушала их.
18.Особенности культуры арабо-мусульманского мира. В истории великих культур
классическая арабо-мусульманская
культура занимает одно из важнейших
мест. Арабо-мусульманская культура
сложилась в VII—X вв. Ее формирование
связано с процессом 1. воинская доблесть в борьбе за торжество веры в войнах с неверными; 2. узаконивание кровной мести; 3. восприятие женщины как низшего существа, созданного Аллахом для услаждения мужчины; 4. построение государственного
строя на основе смирения и
послушания (рабы должны повиноваться
своим господам, господа же, в
свою очередь, должны по- 5. труд понимается как
основа обеспечения царства Каллиграфия (хатт или хутут – араб.) в искусстве ислама занимает особое место. Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл. Другим типичным примером арабо-мусульманской культуры являются арабеска, специфический мусульманский орнамент, в котором логика связана с живой целостностью ритма. Элементы мусульманского Декоративного искусства заимствованы из исторического прошлого, общего для народов Азии, Ближнего Востока и Северной Европы.
22.Реформация и
ее роль в трансформации В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. В узком значении слово Реформация ( от лат. Reformatio- преобразование)-это борьба за реформирование римско- католической церкви, переживавшей в XIV-XVI в.в. тяжелейший кризис. В широком смысле реформация представляла собой первую значительную битву нарождавшейся буржуазии против феодализма и его идеологической основы- вероучения церкви, которая не отвечала больше предприимчивому духу Нового времени. Реформацией принято называть широкое антикатолическое движение за обновление христианства в Европе ХVI в., основателями и вождями которого были Мартин Лютер и Жан Кальвин. Движение Реформации началось в Германии с тезисов М. Лютера, которые он в октябре 1517 г. вывесил для обсуждения на воротахВиттенбергской церкви. В тезисах была подвергнута критике практика продажи индульгенций – отпущения грехов. Лютер категорически отвергал и другой догмат церкви – идею спасения. Он исходил из того, что человеческая природа основательно повреждена грехопадением, что никакие религиозные заслуги не могут приблизить человека к спасению. По Лютеру спастись можно было только верой в искупительную жертву Христа. Поскольку все одинаково испорчены, Лютер устраняет различение священников и мирян. По его мнению, каждый верующий может общаться с Богом и совершать богослужение. Священник в протестантизме лишен права исповедовать и отпускать грехи, он нанимается общиной верующих и подотчетен ей. Лютер провозгласил Библию единственн Главным достижением Реформации стало новое понимание роли личности, ее индивидуального общения с Богом. Лютер и его последователи настаивали на том, что не декреты пап, а Библия должна служить опорой и источником веры христианина. Деятели Реформации призывали к секуляризации (передаче в светскую, государственную собственность) церковного имущества, роспуску монашеских орденов, упрощению пышных церковных обрядов. Реформация повысила значение предпринимательства, практицизма, мирской жизни и деятельности в целом. Идеи Реформации встречали острое сопротивление традиционной церкви. Во Франции, Германии и других странах утверждение этих идей сопровождалось кровавыми конфликтами, даже жестокими религиозными войнами. Но постепенно идеи Реформации утвердились в большинстве стран Западной Европы.
25.Североамериканская цивилизация в 17-19 веках Первое английское поселение
в Америке возникло в 1607 году в Вирджинии и получило название Джеймстаун. Европейских иммигрантов манили
в Америку богатые природные ресурсы далёкого
континента, и его отдалённость от европейских
религиозных догм и политических пристрастий.
Исход в Новый Свет финансировался прежде
всего частными компаниями и лицами, которые
получали доход от транспортировки товаров
и людей. В 1606 году в Англиибыли образованы Лондонская
и Плимутская компании, которые занялись
освоением северо-восточного побережья
Америки. Многие иммигранты перебирались
в Новый Свет целыми семьями и общинами
за свой счёт. На протяжении 75 лет после
появления в 1607 году первой английской колонииВиргиния возникло ещё 12 колоний — Нью-Хемпшир, Массачу
|