Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:38, шпаргалка
Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие “культура” употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, “античная культура”), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей.
Основные векторы развития культур и цивилизаций
Понятие «культура». Историческое развитие представлений о культуре.
Концепция «локальных цивилизаций».
Динамика культуры в концепции К. Ясперса. Понятие «осевое время».
Специфика культуры первобытного человека.
Основные характеристики доосевых культур Древнего мира.
Цивилизация Древнего Египта.
Древняя Месопотамия.
Индо-буддийская культура.
Специфика дальневосточной цивилизации.
Специфика представлений индусов и китайцев о мире, обществе и человеке.
Художественная культура цивилизаций Древнего мира: Месопотамии, Египта (кроме Античности)
Этапы развития и выдающиеся достижения культуры Древней Греции.
Художественная культура Античного мира.
Античная цивилизация: общность и специфика культур Древней Греции и Древнего Рима.
Наследие Древнего мира в современной культуре.
Византия: на перекрёстке культур и цивилизаций.
Особенности культуры арабо-мусульманского мира.
Западная Европа: этапы развития и роль в мировом цивилизационном пространстве.
Воззрения на культуру в Западной Европе эпохи Средневековья.
Специфика культуры и выдающиеся достижения итальянского Возрождения.
Реформация и её роль в трансформации западноевропейской цивилизации.
Специфика развития западноевропейской культуры в Новое время.
Научно-промышленная революция и идеалы Просвещения в динамике западноевропейской цивилизации.
Североамериканская цивилизация17-19 веков.
Феномены западноевропейской культуры 19 века.
Основные направления в художественной культуре Нового времени.
Западноевропейская культура 20 века(общая характеристика)
Индустрия массовой культуры и досуга в странах Запада.
Сравнение западного и восточного типа цивилизационных моделей.
Направление развития художественной культуры 20-21 века
Особенности культурной модернизации в современных странах Дальневосточной цивилизации (Япония, Китай, Южная Корея).
Специфика интеграции народов арабо-мусульманской цивилизации в глобальные отношения.
Американская (США) культура: этнические корни, особенности развития и роль в современном мире.
Последнее предполагало не только познание высшей добродетели, но и следование ей в каждый момент жизни. Свою жизнь нужно было сделать добродетельной, не убегая от страданий в нирвану, не возлагая все надежды на мир иной. Поскольку престиж образованного человека был очень высок, постольку сложился культ образования. В свою очередь воспитание носило преимущественно семейно-сословный характер.
Наиболее характерная черта дальневосточной цивилизации – обращенность «назад», к идеальным государственным и социальным порядкам, якобы существовавшим в доисторической древности. Указанные порядки и отношения основывались на социальном мире, выражающемся в неизменном порядке традиций и исполнении установок ритуала.
Таким образом, на место личной ответственности, свободы, равенства и принципа равных возможностей становился патернализм, основанный на моральном обязательстве старшего перед младшим (вытекающем хотя бы из факта собственно родства как такового). Место отношений на договорной основе занимали отношения, базирующиеся на морально-этических императивах; место же линейного исторического развития занимало понимание истории как процесса циклического.
Наиболее существенным отличием конфуцианского политико-идеологического комплекса от всех цивилизационных систем, созданных человечеством на протяжении всей его истории, является следующее: собственно конфуцианский канон являлся не источником доктрины, цементирующей самые основы универсума, а только лишь ее разъяснителем. Таким образом, наибольшую жизнеспособность конфуцианской доктрине придает то, что выражено в максиме Конфуция: «Я передаю, но не творю» и фактически является творческой передачей.
Важнейшей характеристикой конфуцианства вообще как целостной оболочки комплекса цивилизации Дальнего Востока является человеческое взаимодействие. Конфуцианство исходит из того, что социальность является определяющей характеристикой высочайших человеческих достижений. Индикатором самоусовершенствования становится способность свободно соотнести себя с обществом.
Спецификой дальневосточной
Иерархия и континуум
Значимость труда в системе
дальневосточной цивилизации
Таким образом, труд на Дальнем Востоке прежде всего есть служение, исполнение Долга. Труд индивида в массовом сознании до сих пор соизмеряется не по результатам, а по сугубо преследуемым целям. При этом наиболее почетен труд, направленный на овладение всем миром конфуцианского знания, собственно созидающего весь указанный континуум.
На втором месте стоит труд земледельца, ибо земледельцы, – носители традиций и второй по значимости социальный слой общества. Вся прочая деятельность, предпринимательская в том числе – недостойная, ибо активность «третьего сословия» подрывает моральные устои государства. Подавление рыночных отношений – главная цель административной системы в Китае. Уместным будет вообще воспроизвести в наглядном виде различия в системах ценностей Китая и Европы как цивилизаций и трудовые ценности в частности.
В японском варианте дальневосточной истории территориальная экспансия и социальный распад явно находятся в причино-следственной связи. Здесь дальневосточная цивилизация вступила в стадию надлома в последней четверти ХП в., когда японская военно-феодальная знать лишила императора реальной власти. Переход власти от рафинированной и образованной аристократии в руки грубой и деспотичной военщины нанес столь мощный удар развитию японского общества, что оно так и не смогло от него оправиться.
Рассматривая древнеиндийскую культуру, следует обратить внимание на очень важное обстоятельство — отсутствие единства культурной жизни Индии. В недрах одной цивилизации родились и сосуществуют, не вступая друг с другом в противоречие, различные религиозно-философские представления.
Особую роль в складывании
культуры Древней Индии играют наиболее
ранние священные тексты — «Веды».
Среди них по своему значению выделяется
«Ригведа» — сборник
Особое место в дальнейшем духовном развитии заняла йога — аскетическое учение, выработавшее комплекс практических приемов для самосовершенствования и достижения особого духовного состояния — освобождения. Средства йоги представляются в виде восьми ступеней поиска души от смирения до слияния души с миром.
Следует обратить внимание на тот факт, что индуизм возник в ходе идеологической борьбы с буддизмом, но его истоки лежат в ведийских текстах. Центральное место в индуизме занимает представление о трех фазах существования мира: творение, жизнь и гибель.
Эти три фазы олицетворяют три божества: Брахма, Вишну и Шива. Согласно индуистской традиции, Вишну обладал исключительной способностью к перевоплощению. Одним из его воплощений был Кришна, культ которого стал необычайно популярным. В начале новой эры стали строить каменные индуистские храмы и создавать изображения богов.
Несмотря на то, что к VII в. индуизм значительно потеснил буддизм в самой Индии, именно буддизм наиболее отчетливо выразил особенности духовной культуры этой страны. Он выдвинул вопрос о жизненном пути человека и способе избавления от страданий, которые сопровождают человека на этом пути.
Формированию такого учения способствовали
особенности природы и
Принадлежность к определенной варне определялась рождением и наследовалась. Браки между представителями различных варн не признавались законными.
Переселением душ управляет
закон кармы — закон абсолютной
справедливости. Добро и зло прошлой
жизни влекут за собой обязательную
награду или возмездие в
Путь внутреннего превращения, благодаря которому можно вырваться из бесконечной цепи перерождений, доступный для каждого, предложил сын раджи небольшого индийского княжества Сиддхартха Гаутама (ок. 623—544 г. до н.э.). По преданию, он до 29 лет жил беззаботной жизнью, так как отец оберегал его от внешнего мира.
Но однажды принц выбрался за пределы своего дворца и увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Увиденное так потрясло молодого человека, что он покинул дворец. После шести лет скитаний и самосовершенствования Гаутама почувствовал себя Буддой, т.е. «просветленным».
Суть «просветления» состоит в обретении им знания, которое дает полноту внутренней свободы. Будда решил сделать свое просветление всеобщим достоянием и начал проповедовать.
Основы буддизма содержатся в «четырех благородных истинах», сформулированных Буддой: 1) жизнь есть страдание; 2) причина страдания — желания и привязанности; 3) избавившись от желаний и привязанностей, можно избавиться от страданий; 4) путь к спасению лежит через достижение нирваны. Нирвана — внутреннее состояние, при котором угасают все чувства и привязанности, и человек освобождается от своего страдающего «Я».
В результате, разрывается власть
кармы, и мудрец до конца растворяется
в блаженной пустоте
В буддизме прорыв в свободу оборачивается прорывом в ничто, в абсолютный ноль. Достигнув нирваны, мудрец обретает независимость от людей, от богов и даже от самой судьбы. Эту черту буддийской идеологии нужно четко осознавать.Проповедь Будды положила начало новой религии.
Приступая к рассмотрению художественной культуры Древней Индии, следует помнить, что она формировалась под влиянием религиозно-философских и нравственных представлений. Индийское искусство нельзя понять, не зная ценностей брахманизма, буддизма и индуизма, о которых говорилось выше.
Одни из самых замечательных произведений древнеиндийской литературы — эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». В центре первой — преклонение перед всесилием Бога. В ней описывается великая война за власть между двумя древними царскими родами. Вторая поэма — это гимн божественной гармонии, любви, милосердию и состраданию.
В Индии сложился собственный тип театра. Сценическое искусство во многом близко по своим принципам к живописи и скульптуре. Таков классический индийский танец с присущим ему набором характерных движений и жестов.
Появление буддизма повлекло за собой массовое строительство храмов, обителей для монахов, а также разнообразных форм древнеиндийского культового искусства.
Высшим достижением искусства Древней Индии являются росписи пещерных храмов Аджанты. Пещерный монастырь Аджанта — огромный город, вырубленный в горах.
В IV—V вв. достигает расцвета индийская скульптура. В ее основе лежит религиозная тематика. Мастера стараются передать внутреннее состояние персонажей. В работе над статуями Будды их заботит не столько изображение силы, красоты и здоровья, сколько изображение высокой одухотворенности. Статуи Будды выражают полный покой, формы тела сглажены, позы свободны и непринужденны.
Высокого уровня достигли в Индии естественнонаучные знания. Это объясняется практическими потребностями — надо было строить жилища и храмы, определять время проведения сельскохозяйственных работ и жертвоприношений, лечить людей. Наибольшее развитие получили математика, астрономия и медицина.
. Индийские врачи могли делать весьма сложные операции, например, трепанацию черепа и кесарево сечение.
По древним китайским воззрениям мир вначале представлял собой хаос, состоявший из мельчайших частиц - ци. Эти живые частицы существовали в беспорядочном разреженном состоянии в виде бесформенного тумана. Потом частицы ци разделились на легкие и светлые, которые поднялись вверх и получили название «ян», и на тяжелые и темные, которые упали вниз и получили название «инь». Из легких и светлых частиц образовалось небо, а из тяжелых и темных – земля. Природа создавалась из хаоса постепенно: вначале сформировалось небо, затем земля и только после этого появился человек.
Взаимодействием светлого начала ян и темного начала инь порождены пять первоэлеменов или стихий - Вода,Огонь, Дерево, Металл и Земля, от которых и происходит все во Вселенной. Китайцы верили, что взаимодействие инь-ян порождает и доброе и злое в природе и в жизни. Не стоит рассуждать, что лучше, что хуже - свет или тьма, все необходимо, одно переходит в другое и может быть и плохим и хорошим в зависимости от ситуации и времени. Графически эти космические силы изображались знаком тайцзи – две неотделимые половины, изогнутые таким образом, что одна готова перейти в другую. Чередование инь-ян так же неизбежно, как чередование тьмы и света, зимы и лета. Они проникают друг в друга, меняются местами – так создается круговорот вещей.
Цикл борьбы инь-ян у китайцев соответствовал календарному году. Начало цикла – день зимнего солнцестояния (22-23 декабря), могущество инь; сила ян испытывала наибольшее напряжение, когда в недрах мрака зарождался свет. Это самый короткий день и самая долгая ночь в году. День летнего солнцестояния (21 или 22 июля) – апогей могущества ян. Это самый долгий день в году. В дни равноденствий силы сторон уравновешены.
Согласие между инь и ян выражалось в том, что великое Небо- отец творило добро Земле-матери. Небо согревало землю своим теплом и оплодотворяло дождем, делая землю способной порождать живые существа и вскармливать их. Китайцы считали, что вечнозеленые деревья – ель, кипарис, сосна – содержат особенно много животворящих сил ян , почему и сохраняют зеленую листву и зимой. Их сажали на кладбищах и во дворах храмов, что предохраняло тела усопших от разложения, а живым приносило счастье и удачу.