Шпаргалка по "Истории мировой культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:38, шпаргалка

Описание работы

Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие “культура” употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, “античная культура”), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей.

Содержание работы

Основные векторы развития культур и цивилизаций
Понятие «культура». Историческое развитие представлений о культуре.
Концепция «локальных цивилизаций».
Динамика культуры в концепции К. Ясперса. Понятие «осевое время».
Специфика культуры первобытного человека.
Основные характеристики доосевых культур Древнего мира.
Цивилизация Древнего Египта.
Древняя Месопотамия.
Индо-буддийская культура.
Специфика дальневосточной цивилизации.
Специфика представлений индусов и китайцев о мире, обществе и человеке.
Художественная культура цивилизаций Древнего мира: Месопотамии, Египта (кроме Античности)
Этапы развития и выдающиеся достижения культуры Древней Греции.
Художественная культура Античного мира.
Античная цивилизация: общность и специфика культур Древней Греции и Древнего Рима.
Наследие Древнего мира в современной культуре.
Византия: на перекрёстке культур и цивилизаций.
Особенности культуры арабо-мусульманского мира.
Западная Европа: этапы развития и роль в мировом цивилизационном пространстве.
Воззрения на культуру в Западной Европе эпохи Средневековья.
Специфика культуры и выдающиеся достижения итальянского Возрождения.
Реформация и её роль в трансформации западноевропейской цивилизации.
Специфика развития западноевропейской культуры в Новое время.
Научно-промышленная революция и идеалы Просвещения в динамике западноевропейской цивилизации.
Североамериканская цивилизация17-19 веков.
Феномены западноевропейской культуры 19 века.
Основные направления в художественной культуре Нового времени.
Западноевропейская культура 20 века(общая характеристика)
Индустрия массовой культуры и досуга в странах Запада.
Сравнение западного и восточного типа цивилизационных моделей.
Направление развития художественной культуры 20-21 века
Особенности культурной модернизации в современных странах Дальневосточной цивилизации (Япония, Китай, Южная Корея).
Специфика интеграции народов арабо-мусульманской цивилизации в глобальные отношения.
Американская (США) культура: этнические корни, особенности развития и роль в современном мире.

Файлы: 1 файл

istorija_mirovoj_kultury.doc

— 598.00 Кб (Скачать файл)

С появлением первых государств и зарождением различных экономических  форм государства в экономической  жизни перед обществом возникло множество проблем. Их важность и актуальность сохраняется по сей день. С течением времени влияние античного наследия всё более крепло. Латынь продолжала оставаться языком учёных всего европейского мира, углублялось знакомство с греческим языком и греческими мыслителями. В XIX веке сложилась теория «греческого чуда» — абсолютного совершенства искусства классической Греции, по сравнению с которыми искусство эллинизма и Рима было упадком и эпигонством. Развитие книгопечатания стимулировало изучение греческих и латинских авторов и знакомство с ними. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой обучения в школе. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших её объём, сыграли немалую роль в Великих географических открытиях. Философские системы античных мыслителей вдохновляли философов Нового времени.

В XVIII веке в преддверии Великой французской революции, философы — материалисты обращаются к Лукрецию. Его учение возникновения мира из атомов, об эволюции природы и человеческого общества без божественного промысла, о естественном договоре, объединяющем людей для общей пользы, о законе, который не бог, а люди устанавливают для той же пользы и отменяют его, когда он этой пользе перестает удовлетворять было созвучно передовым теориям того времени. И столь же созвучны были идеи народовластия, равенства, свободы, справедливости, хотя, став революционными лозунгами 18 в., они понимались гораздо шире, чем в Античности.

Европейский театр и  литература постоянно обращались к  Античности, и все более многообразными становились их связи с нею. Обрабатывались античные сюжеты: «Антоний и Клеопатра» и «Юлий Цезарь» у Шекспира, «Андромаха», «Федра», «Британик» у Расина, «Медея», «Гораций», «Помпей» у Корнеля. Воспроизводились целые пьесы. Например, «Комедия ошибок» Шекспира повторяла «Менехмов» Плавта, а «Скупой» Мольера — плавтовский «Ларчик». Слуги комедий Мольера, Лопе де Вега, Гольдони похожи на ловких, умных рабов Плавта, помогавшим господам устраивать свои любовные дела. Переводились античные романы и в подражание им писались новые. Множество античных образов и сюжетов — богов, богинь, героев, битв и празднеств — служило темами художникам и скульпторам, трактовавшим их в соответствии со вкусами своего времени. Так, активный участник Великой французской революции художник Давид в противоположность художникам, угождавшим вкусам изнеженной знати, писал античных героев, преисполненных патриотических и гражданских чувств: «Клятва Горациев», «Смерть Сократа», «Леонид у Фермопил».

Римское право легло в основу права других западных государств.

В Новое и Новейшее время античный мир сохранил свое значение в самых разных сферах духовной и умственной деятельности. К нему обращаются историки, социологи, культурологи. Античный мир как некий замкнутый цикл известный с возникновения до гибели, постоянно служит эталоном для культурологов. Без знакомства с античной культурой невозможно понять многочисленные греческие и римские реминисценции у классиков русской литературы. В России ещё в 18 в. переводили античных авторов, и уже Державин написал свой «Памятник» в подражание «Памятнику» Горация. Прекрасно знал римскую литературу А. С. Пушкин. Его переводы по адекватности подлиннику не знают себе равных. К античным сюжетам обращались Д. С. Мережковский («Юлиан Отступник»), Л. Андреев (пьесы «Похищение сабинянок» и «Конь в сенате»).

Таким образом, тысячи нитей  связывают культуру Европы с древними цивилизациями Греции и Рима. Фундамент  современной Европы был заложен в Древней Греции и Риме.

 

 

 

 

 

 

  1. Византия: на перекрёстке культур и цивилизаций.

Рождение византийской цивилизации историки связывают  с основанием ее столицы города Константинополя, который был заложен императором  Константином в 324 году  на месте римского поселения Византии.

Фактически история  Византии как самостоятельного государства  начинается в 395 году. Сами поданные называли свою цивилизацию раммейской, а себя раммеями. Лишь в эпоху возрождения  придумали название византийская цивилизация, Константинополь, явившийся центром основания византийской цивилизации, был удачно расположен. С одной стороны подступало мраморное море, с другой золотой рог. Константинополь занимал важное военно-стратегическое положение. Которое обеспечивало Византии господство над проливами. Здесь же пересекались главные торговые пути, которые шли в Европу с востока.

Экономическое развитие областей входивших в Византию не одинаково. Регионы Греции переживали в это время упадок, житница империи была Фракия и Египет малая. Азия представляла собой район, где было развито виноградарство, садоводство, скотоводство. Приморские районы, долины рек и равнины Византии специализировались на выращивание зерновых культур оливковых и другие плодовых деревьях.

По уровню развития ремесла Византия опережала страны западной Европы. Особенно было развито горное дело. На добыче железной руды специализировался Кавказ. Меди и серебра Армения. Предметы роскоши производил Константинополь. На первом месте стояло производство различных тканей. Внутренняя жизнь Византии была относительно устойчива, В отличие от западной Европы, Крупнейшими городами Византии были Александрия, Антиофия, Сирия, Эдесса, Кирт, Хесолонике.

Население Византии было многонационально. Большая часть  населения это греки.

 

Византийская цивилизация также, в своем развитие, проходит несколько этапов:

  1. ранний период 4-7 века.
  2. средний 7-12 века.
  3. поздний период 13-15 века.

В ранний период формируется  византийское государство, христианство превращается в главенствующем) религию. В средний период оформилась симфония церкви и государства. Произошло разделение западной и восточной церквей. Завершилось кодификация права. Греческий язык стал официальным. Это период расцвета византийской цивилизации. В поздний период обнаруживаются черты стагнации и наступает закат цивилизации.

Византия формировалась  в условиях варварских вторжений. Имели место две волны вторжений которые пережила Византия. Первая это вторжение готов и гутов. Вторая волна это вторжение славян. Вторжение славян закончилось образованием первого болгарского царства. Это произошло в 7 веке. И болгарское царство надолго стало первым врагом Византии. Император Юстиниан правивший в 6 веке предпринял попытку воссоздания римской империи. Для этого он завоевал королевство вандалов в Африке. Затем королевство остготов в Италии. Император Юстиниан построил знаменитый софийский собор. Опасным врагом империи на востоке оставалось новое персидское царство. Это царство было единственным достойным противником у Византии равным ей по своей силе по экономическому и военному развитию. В состав новоперсидского царства входила территория нынешнего Ирана, Ирака, Афганистана, Новоперсидское царство приняло попытку захвата территорий Византии (5-6 век), в результате которой Византия потерял часть своих земель.

 

В 7 веке серьезными соперниками Византии выступали  арабы, которые к этому времени создали мощное государство.

 

9-10 века для  Византии обозначены как походы  на Константинополь неоднократно  предпринимавшиеся князьями киевской  Руси Олегом Игорем Святославом и Ярославом мудрым.

В конце II века пришедшие из приоралья турки сельджуки совсем вытеснили Византию из малой Азии.

 

В 13 веке в результате 4 крестового похода Византия распалась  на 4 части. Латинская империя, Никсийская, Трапезундская и Эфирское царство. Вскоре империя была восстановлена но это уже было феодально раздробленное государство со слабой центральной властью. И в экономическом отношение Византия попала под власть итальянских городов республик Венеции и Гении.

 

В 15 веке вокруг Византии прочно сомкнулось кольцо владений турок-османов. В 1453 г турки осадили Константинополь, Осада продолжалась 53 дня. Вход кораблям в бухту был перегорожен цепями, но турки намазав доски салом протащили корабли посуше. После падения Константинополя он стал центром османской империи и получил название Стамбул.

 

 

Византийская  модель феодализма

Византия сумела сохранить  все основные элементы наследства доставшегося от римской империи. А именно:

-крупные  города (где преобладало ремесло  и торговля).

-рабовладение  в сочетание с общинным земледелием.

-развитая  культура.

 

Византия получила сильное  государство с развитым римским  правом.

Переход Византии к феодальной цивилизации был менее болезненным, чем на западе.

 

 

Византия империя - роммеев.

 

Во главе Византийской империи стоял император. Императором Византии назывался Василевс. Василевс обладал почти не ограниченной властью. Наряду с императором важное место в жизни Византии занимал сенат, который назывался симклид. Конечно, он не играл такую роль в Византии, как римский сенат в римской империи. Членов сената называли семклидики. Сенат был совещательным органом при императоре.

 

Идею империи укрепляло  христианство. Именно оно придавало ей священный характер.

 

Роль религии  в византийской цивилизации.

 

Одним из характерных признаков средневековых цивилизаций является господство мировых религий. Впервые идеология в сё религиозной форме становится доминирующим фактором развития общества.

 

В Византии господствующей идеологией являлось христианство, которое возникло в 1 веке. Христианство дало новое представление о мире. Мир состоит из двух частей:

-мир земной (греховный  )

-мир небесный (идеальный,  чистый)

 

В 4 веке Византия принимает  христианство в качестве официальной  религии.

Основные ереси возникли в это время. Основная ересь - арианство. Ей были подвержены многие варварские, германские народы. Ориане считали, что Христос является человеком. А его божественность была передана ему Богом Отцом.

 

Монофилия. Монофилиты утверждали, что природа Христа божественна. Византийская церковь утверждала, что Христос совмещает в себе 2 сущности: и человеческую, и божественную. В этом была основа надежды на спасение. И византийцы получили возможность открыть в себе божественное начало.

 

Именно христианство открыло дисгармонию человека (красота телесная, красота духовная).

В 11 веке окончательно сформировалось два ветвления в христианстве. Католическое на западе и православное на востоке. Произошел раскол церквей, который называется схизма (1054г раскол церквей). Поводом послужила попытка католической церкви дополнить символ веры. На западе церковь решала свои дела по вопросам спасения души человека. Она отпускала грехи, оценивала добродетель и недостатки человека.

 

Таким образом, Византийская цивилизация это христианская цивилизация. Основными её достижениями можно считать следующие: доминирующим фактором в обществе становится религия. Православие выступает идеологической основой Византийской религии " исключительное сочетание жизни Византии с христианской религией, эллинистической культурой и римской государственностью сделали Византийскую цивилизацию не похожей ни на одну другую. " Византийская цивилизация оказала влияние на развитие русских, формирование русской идеи. Идеи всеединства, идеи государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности культуры арабо-мусульманского мира.

Возникновение религии ислама и начало арабской экспансии в период раннего Средневековья  способствовали возникновению нового типа культуры — арабо-мусульманской.

Следует подчеркнуть, что  ислам существенно способствовал  развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной культуры. Главные центры средневековой культуры и науки находились в Багдаде, Каире, Кордове и других городах арабо-мусульманского халифата. Можно сказать, что арабо-мусульманская культура, как следует из самого словосочетания, несет на себе печать ислама и арабизма с его духом свободы и терпимости, который сохранялся в эпоху арабской гегемонии в арабо-мусульманском обществе и его государстве - халифате. Не следует также забывать, что в средневековой арабо-мусульманской культуре интенсивно развивались и общественно-политические представления, ориентирующиеся на поиск надрелигиозного идеала, предполагающего уничтожение имущественных и вероисповедных антагонизмов: поиски такого рода социального утопического идеала по вполне понятным причинам вызвал определенную реакцию со стороны ортодоксального ислама, в результате чего и появился суфизм.

Существенным элементом  арабо-мусульманской культуры является арабский язык, который неразрывно связан с Кораном. Ведь священная книга мусульман была дана Мухаммеду именно на этом языке. Все мусульмане, независимо от своего похождения были обязаны знать, понимать и цитировать Коран на арабском языке. Кроме того, знание арабского языка давало многочисленные преимущества, так как он был средством общения и официальным языком на территории Арабского халифата. Это способствовало распространению этого языка, а также его развитию — арабский язык в течение неполного века из языка бедуинов Аравии превратился в официальный язык ученых и философов. А воинственные бедуины скоро стали покровителями наук и философии, меценатами, способствующими развитию искусства, и, особенно, литературы. Практически все халифы, эмиры, султаны стремились прослыть таковыми. Из городов арабского мира крупнейшими центрами науки и искусства были Багдад, Каир, Кордова, Севилья. Там жили и работали не только мусульманские ученые, и философы, но и христианские, и иудейские, приезжавшие учится у арабов, отличавшихся в то время веротерпимостью и духом свободы. Родившись из сочетания собственного доисламского прошлого и традиций других цивилизаций, культура арабов добилась больших состоятельных успехов во многих видах искусства и художественного творчества. Арабы внесли серьезный вклад в мировую литературу и поэзию, создали прекрасные и оригинальные произведения искусства.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории мировой культуры"