Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 00:30, шпаргалка
1.Генезис (происхождение) термина «культурология».
2. Предмет культурологии
3. Методы культурологических исследований
1.Генезис
(происхождение) термина «
2. Предмет культурологии.- закономерности становления и развития феномена культуры, ценостно – смысловое и знаково – коммуникативные механизмы, регулирующие деятль-и и взаимодействие людей в исторически - своеобразных условиях определенной эпохи. Предметное поле кулльтурологии: 1- история культорологии – занимается изучением культор-х концепций, 2- Культуроведение – практическое руководство, осуществляемая в некот, прикладных дисциплинах (литероведение, музиведение). 3- Социология К. изучает реальные процессы функцион-я К. в обществе. 4 – Экология К. – изучает взаимоотношение чел и природы. 5 – психология К. – в центре внимания процесс приобщения чел и К. 6- Этнология, этнография – изучает закономерности развития К. разных народов. 7- Богословие К. – изучает различные К. 8- История К. – изучает каждую отдельную К. как уникальное и оригинальное явление, также сравнивает К. м/у собой, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимость. 9 – Философия К. – анализ целей, ценности и сущности К., её условие и форм бытия. Объект культурологии – любые формыи виды человеческой жизнидеятельности и её результаты в виде материальных и духовных ценностей.
3. Методы
культурологических
28. Культурологическая школа Ф. Боаса. Историческая школа как идейный лидер американской антропологии пер. трети 20 в. сложилась под влиянием взглядов и личности Франса Боаса. Идейным стержнем исторической школы стал эмпирический метод. В качестве единственно возможного научного подхода Боас принимал накопление большого количества фактов и их тщательное описание, полностью отказываясь от синтеза полученных данных. Самым главным в его идеях был приоритет частного над общим, внимание к конкретному, единичному. Историческая школа рассматривала каждое культурно-историческое явление как уникальное, возникающее единожды, в рамках определенного культурного ареала, а возможности изменений в культуре понимались как количественные изменения, возникающие в результате привнесения или заимствования культурных элементов путем диффузии и их взаимодействия (аккультурация). Исторический метод Боаса предусматривал изучение культуры в состоянии статики в синхронном аспекте, т.е. демонстрировал антиисторический подходДостижения американской исторической школы состояли в накоплении этнографического и археологического материала, развитии технических приемов полевого исследования.
4.Основные
понятия культурологии. Основные понятия культурологии:
язык и символы культуры, культурные коды,
межкультурные коммуникации. В культуре
существуют различные знаковые системы,
или языки культуры: естественный язык,
письменные тексты, фольклор, традиции,
предметы быта, ритуалы, этикет, разные
виды искусства.
Язык культуры – совокупность всех знаковых
способов словесной и невербальной коммуникации,
с помощью которых передается культурно
значимая информация. Наиболее универсальной
знаковой системой является язык. Основным
средством познания и коммуникации являются
естественные языки. Наряду с ними существуют
искусственные языки (язык науки, дорожные
знаки, условные сигналы) и вторичные языки
(миф, религия, искусство).
Культурный опыт человечества выражен
и в текстах. Проблемы раскодирования
текстуальной информации исследуются
в рамках семиотики (науки о знаковых системах)
и герменевтики (науки, которая занимается
толкованием, интерпретацией текстов).
Культурный текст является выражением
глубинного смыслового поля культуры.
Но смысл чаще всего не детерминирован
жестко словом или знаком, а может быть
придан явлению в зависимости от культурного
контекста, времени произнесения или написания,
субъективного опыта. В естественных языках
и языках культуры возможно углубление
уровней смысла: есть прямой, косвенный,
переносный, скрытый смысл и т. п. Самым
поверхностным уровнем смысла является
так называемый здравый смысл, который
является общепринятым, выражается вербальным
(словесным) образом на уровне сознания.
Самым глубинным уровнем смысла является
то непроявленное содержание, которое
связывает человека с миром ценностей,
законов, образцов поведения данной культуры.
Изучением культурных объектов с точки
зрения выражаемого ими смысла, значения
занимается культурная семантика. Культурные
объекты рассматриваются в культурной
семантике как средства трансляции культурно—значимой
информации – смысла за каким—то объектом,
который выступает как знак (заместитель
данной информации) и понимание (осмысление
информации, транслируемой с помощью знака).
Понимание является наиболее важным моментом
функционирования языка культуры. При
коммуникации (обмене знаками) неизбежно
присутствуют определенная неадекватность
понимания, момент интерпретации, искажающий
исходный смысл.
Культура выражает себя и через мир символов
– знаков, не имеющих предметного значения,
но через которые открывается смысл самого
объекта. С помощью символов информация
передается средствами, превосходящими
возможности языка (эти средства – гербы,
эмблемы, символика цвета, жестов и др.).
Особое значение имеют символы в религии,
искусстве. Каждый вид искусства имеет
свой образно—символический язык (есть
язык музыки, танца, живописи, кино, театра
и т. п.).
6.Человек
как творец и творение культуры
30. История и культура Древней Месопотамии (Двуречье). Для истории древнего Двуречья (в противоположность Египту) характерно было состояние нестабильности, что, отчасти стимулировало относительно быстрое развитие региона. Города отчаянно боролись за власть, что иногда выливалось в создание крупных государств. Первая попытка построения империи была предпринята Саргоном Аккадским, объединившим все Междуречье,позже его дело рухнуло. Гораздо более серъезным явлением была империя Третьей династии Ура- власть в регионе снова перешла к шумерам.Экон. жизнь Месоп., руководимой Уром, отличала упорядоченность. Господствующей формой были крупные госуд. хозяйства. Империя будучи полиэтничной (шумеры были в меньш-ве), постепенно стала ареной борьбы между провинциями. Западные территории проявляли тенденцию к отпадению. Против них шумерские цари привлекали воинственных эламитов, борьба привела к гибели империи и потере шумерами политического преобладания. Культура Месопотамии сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат ( 4 тыс.до н.э.-сер.6 века до н. э.) В отличии от египетской, культура Месопотамии была многослойной (взаимопроникнов. этносов и народов). Наибольшего развития и значения в двуречье достигли культуры Шумера, Вавилонии, Ассирии. Шумеро-аккадская культура: (4-3 тысел.до н.э) шумеры-родонач. всей вавилонской культуры.Шумеры создали первые поэмы - о «Золотом веке», написали первые элегии,медиц. книги, первый календарь землевладельца, составили первый в мире библиотечный каталог. Древнейшая на Земле письменность- это шумерская клинопись(таблички 4 тыс до н.э.), переходят к символическому изображению. Клинопись - это письменность, ее знаки состоят из групп клинообразных черточек, выдавливаемых на сырой глине. Вавилония: (Вавилонская башня, висячие сады Семирамиды) при царе Хаммурапи (сер. 2 тыс до н.э.)появился знаменитый Свод законов (клинописью на 2метров. каменном столбе-хоз. жизнь,быт,нравы). Огромную роль в Двуречье играл культ воды- источник доброй воли, плодородия; недобрая стихия, причина бед.Культ небесных светил- способствовал развитию математики и астрономии (шестидесятеричная система исчисления времени);законы обращения Солнца, повторяемость затмений. По мнению Вав. жрецов-человек создан из глины. Религиозные верования отразились в их монументальном искусстве. Культуру, религию и искусство развили ассирийцы: литература на глин. табличках (мифы,легенды).В городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки. На смену Вавилону и Ассирии пришла в VI в. До н.э. Иранская империя, ее искусство еще более светское и придворное, чем искусство его предшественников, более спокойное: в нем почти нет той жестокости, которая была так свойственна искусству ассирийцев.