Совершенствование СКД в театральной библиотеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

XXI век открывает перед человечеством самые широкие возможности получения информации и удовлетворения своих познавательных интересов. Люди еще не успели в полной мере осмыслить последствия информационной революции, совершенной Интернетом, а ученые создают технику нового поколения, позволяющую получать информацию о тайнах Вселенной и коры головного мозга. Однако как бы ни раздвигались границы познания, как бы ни обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, есть социальный институт, который веками сохраняет и будет сохранять свое особое, неповторимое место в духовной жизни общества – это библиотека.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность понятия СКД и информационные технологии в современном обществе
1.1. Сущность понятия СКД и ее основные функции
1.2. Понятие библиотека
1.3. Информационно-просветительская функция библиотек
Выводы по Первой главе
Глава 2. С-К функции и пути совершенствования СКД в Театральной Библиотеке.
2.1. История Санкт-Петербургской Театральной Библиотеке
2.1.1 Создание С-Пб Театральной Библиотеке
2.1.2. Этапы истории Санкт-Петербургской Театральной библиотеки
2.1.3. Фонды Санкт-Петербургской Театральной библиотеки
2.1.4. Санкт-Петербургская Театральная библиотека в годы войны и в наше время
2.1.5. Структура библиотеки
2.2. Социально-культурная деятельность С-Пб Театральной Библиотеке
2.2.1. СКД отдела рукописей и редких книг
2.2.2. Издательское дело С-Пб Театральной библиотеке
2.3. Диагностика культурно-информационных потребностей, которые библиотека может удовлетворить
2.4. Методы совершенствования С-Пб Театральной библиотеки
Выводы по Второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

Файлы: 1 файл

театр.библ.2.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение

Глава 1. Сущность понятия СКД и информационные технологии в современном обществе

 

1.1. Сущность понятия  СКД и ее основные функции

1.2.  Понятие библиотека

1.3. Информационно-просветительская функция библиотек

 

Выводы по Первой главе

 

Глава 2. С-К  функции и пути совершенствования СКД в Театральной Библиотеке.

 

2.1. История Санкт-Петербургской  Театральной Библиотеке

        2.1.1 Создание С-Пб Театральной Библиотеке 

        2.1.2. Этапы истории Санкт-Петербургской Театральной библиотеки

        2.1.3. Фонды Санкт-Петербургской Театральной библиотеки

        2.1.4. Санкт-Петербургская Театральная библиотека в годы войны и в наше время

       2.1.5. Структура библиотеки

2.2.     Социально-культурная деятельность С-Пб Театральной Библиотеке

       2.2.1. СКД отдела рукописей и редких книг

     2.2.2. Издательское дело С-Пб Театральной библиотеке

2.3. Диагностика культурно-информационных потребностей, которые библиотека может удовлетворить

2.4.     Методы совершенствования С-Пб Театральной библиотеки

Выводы по Второй главе

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложение  №1

 

Приложение  №2

 

Приложение  №3

 

 

Введение

 

Актуальность исследования:

          Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека - одно из старейших книгохранилищ в России. Датой ее основания считается 30 августа 1756 года - день указа Императрицы Елизаветы Петровны об учреждении первого профессионального русского театра.

          Возникнув как репертуарная библиотека при русской театральной труппе, Театральная библиотека в дальнейшем была преобразована в Центральную библиотеку Дирекции Императорских театров. С 1889 года фонд библиотеки пополнился собраниями пьес других казенных трупп (французской, немецкой и итальянской), работавших в Санкт-Петербурге в XVIII-XIX веках.

XXI век открывает перед человечеством самые широкие возможности получения информации и удовлетворения своих познавательных интересов. Люди еще не успели в полной мере осмыслить последствия информационной революции, совершенной Интернетом, а ученые создают технику нового поколения, позволяющую получать информацию о тайнах Вселенной и коры головного мозга. Однако как бы ни раздвигались границы познания, как бы ни обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, есть социальный институт, который веками сохраняет и будет сохранять свое особое, неповторимое место в духовной жизни общества – это библиотека.

Этот культурно-просветительный  институт помогает людям, вступающим в третье тысячелетие, постигать непреходящие ценности человечества, осваивать новую информацию, включаться в социально-культурное творчество.

Только за несколько  последних десятилетий в библиотеку пришла компьютерная техника, ее посетители широко используют лазерные диски, кассетное  кино, механических переводчиков, автоматизированные каталоги и многие иные новинки. Однако, пока существует книга, - а она еще очень долго сохранит себя как уникальное явление культуры, - именно она будет предопределять лицо библиотеки1.

Поскольку библиотека служит российской культуре, науке, просветительству и образованию общества то было бы удобно сделать ее центром культуры, и внести различные модернизации. Что произвело бы существенные изменения в деятельности библиотеки и позволило бы человеку получать большее удовлетворение от посещения библиотеки.

Библиотека – это храм книги, а особенностями храма являются притягательная духовная атмосфера и внутренний комфорт2.

Библиотеки проводят широкую культурно-просветительную  деятельность. Помимо выдачи тиражных документов во временное пользование, библиотеки проводят: литературные вечера, презентации, лекции и др. Но библиотека не в полной мере учитывает существующий спрос на культурные услуги из-за отсутствия действенной обратной связи с клиентами, но и не занимается прогнозированием потенциального спроса.

Проблема: На сегодняшний день, одной из наиболее значимых проблем, является проблема заинтересованности людей в библиотеке, в то время как есть такая инфраструктура, как Интернет.

       Объект исследования – объектом исследования является социально-культурная деятельность Театральной Библиотеке

        Предмет исследования – совершенствование социально-культурной деятельности Театральной Библиотеке

        Цель курсовой работа – выявить состояние Театральной Библиотеке, и провести работу в ходе, которой мы сможем установить факторы, которые приведут к усовершенствованию социально-культурной деятельности в Театральной Библиотеке.

Гипотеза курсовой работы после изучения культурного учреждения возможно совершенствование социально-культурной деятельности посредствам различных методик

 

Задачи исследования –

1. Изучить историю Театральной библиотеки

2. Выявить принципы  социально-культурной деятельности;

3. Осуществить анализ  социально-культурной деятельности  в Театральной библиотеке и проанализировать сильные и слабые стороны деятельности;

4. Разработать направление  развития социально-культурной деятельности  на примере Театральной библиотеки

Методическая база исследования - Методологическую основу исследования составляют отечественные и зарубежные работы по культурологи, менеджменту, рекламе и экономической теории в социально-культурной сфере.

Методы исследования –

1. Анализ основной  литературы;

2. Наблюдение за деятельностью Театральной библиотеки

3. Проведение анкетирования  клиентов библиотеки.

4. Проведение опроса.

Новизна исследования – Несмотря на то, что Театральная библиотека существует не один десяток лет и очень популярна в узком кругу читателей, проблема не была еще никем исследована и по этому данная работа будет первой. В ней государственной учреждение культуры  рассмотрено как системный объект исследования, осуществлен комплексный анализ и предложены пути совершенствования социально-культурной деятельности в нем.

Практическая значимость исследования – Предложения по совершенствованию социально-культурной деятельности в Театральной библиотеке, приведенные во второй главе данной курсовой работы, позволят улучшить формы и методы обслуживания посетителей, а следовательно, приведут к повышению престижа библиотека что поможет привлечь новых посетителей а возможно и спонсоров.

Степень разработанности  проблемы – При на писании данного исследования были использованы следующие работы: «прикладная культурология» М.А. Ариарского, в которой изложены основные принципы и понятия социально-культурной деятельности; «принципы и формы маркетинговой деятельности учреждений культуры» Е.А. Ноздренко, где описаны проблемы социально-культурной деятельности и методы решения их; Киселевой Г.Г. Красилъникова Ю. Д. «Основы менеджмента в социально-культурной сфере», где описаны отношения между объектами социально-культурной деятельности.

База исследования – Театральная библиотека Санкт-Петербурга

Этапы исследования – 1. Теоретико-аналитический этап – была изучена история создания и развития Театральной иблиотеки, проведён анализ принципов, целей, структуры, основных направлений деятельности социально-культурной деятельности;

2. Диагностический этап  – С помощью методов анкетирования,  опроса изучались основные предложения  в совершенствовании социально-культурной  деятельности в библиотеке.

3. Методический этап  – С учетом выводов, сделанных  на основе характеристики предложений  усовершенствования библиотеки, были  разработаны программы, направленные  на реализацию потребностей человека  в библиотеке.     

 

 

 

 

Глава 1. Сущность понятия СКД

1.1. Сущность понятия СКД и ее основные функции

Научный статус и общественное признание той или иной науки  в значительной мере зависят от степени  разработанности ее теоретических основ, которые раскрывают предмет, цели, закономерности и функции данной науки, ее связи с практикой. Социально-культурная деятельность в этом плане не составляет исключения. Она занимает одно из главных мест в практическом труде современного социального работника: социального педагога, культуролога, социолога, экономиста — менеджера социально-культурной сферы.

Обладая глубоким гуманитарным содержанием, эта профессия стала  неотъемлемой частью образа жизни в  большинстве цивилизованных стран. Без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы  социального развития, ни социальная политика любого государства. Специалисты в сфере социальной работы привлекаются муниципальными органами и общественными организациями в качестве экспертов при подготовке законодательных актов и принятии решений. !""Социальную работу правомерно определяют как организацию личностной, общественной, государственной помощи людям. Она основана на альтруизме и направлена на оказание необходимой поддержки людям, когда они попадают в стрессовые ситуации, связанные с потерей близкого человека, стихийными бедствиями, полной или частичной утратой трудоспособности, душевным срывом, безработицей приятием жизненно важных решений. В этих ситуациях вольно или невольно оказывается не один человек, но и его семья и ближайшее окружение.3

СКД – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении  проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.

КДД (культурно-досуговая  деятельность) – составная часть  СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)

КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов  и других ранее зарекомендовавших  себя форм просветительской работы.

Важность СКД в том, что это не просто организация  досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как  отдельной личности, так и социума  в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См. «Закон о культуре»).

Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты. Прежде всего она осуществляется в свободное (досуговое) время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов. Социально-культурная деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей. Широкая вариативность видов социально-культурных институтов общества создает условия для этой деятельности. Социально-культурная деятельность реализуется в институциональных и неинституциональных формах. Она свободна от различных видов производственной, учебной деятельности, от мотивированности бизнесом, прибылью. Свободный выбор досуговых занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека.4

Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты  индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической  структурой. Эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере.

Рассматривая ведущие  черты социально-культурной деятельности, особо выделим ее гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе она имеет культурные цели.

Указанные черты социально-культурной деятельности могут быть значительно  дополнены, иначе классифицированы, но именно они определяют ее назначение.

Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятельности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время для участника самодеятельного коллектива, например, освоение азов искусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей — не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: творческий — преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивно-творческий — открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым; репродуктивный — простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п. Есть.: свои отличия и сходство у деятельности и поведения. С одной стороны; доведение характеризует ситуативность, импульсивное, спонтанное проявление активности, своего рода реакцию на определенную ситуацию, часто: без предварительно поставленных целей, схемы действий, ожидаемого результата. В то же время поведение, как и деятельность, носит сугубо личностный характер, по существу это две стороны социально-культурной активности человека. Деятельность и поведение являются проявлением сущностных свойств личности, ее активности.

Информация о работе Совершенствование СКД в театральной библиотеке