Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:16, курсовая работа
XXI век открывает перед человечеством самые широкие возможности получения информации и удовлетворения своих познавательных интересов. Люди еще не успели в полной мере осмыслить последствия информационной революции, совершенной Интернетом, а ученые создают технику нового поколения, позволяющую получать информацию о тайнах Вселенной и коры головного мозга. Однако как бы ни раздвигались границы познания, как бы ни обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, есть социальный институт, который веками сохраняет и будет сохранять свое особое, неповторимое место в духовной жизни общества – это библиотека.
Введение
Глава 1. Сущность понятия СКД и информационные технологии в современном обществе
1.1. Сущность понятия СКД и ее основные функции
1.2. Понятие библиотека
1.3. Информационно-просветительская функция библиотек
Выводы по Первой главе
Глава 2. С-К функции и пути совершенствования СКД в Театральной Библиотеке.
2.1. История Санкт-Петербургской Театральной Библиотеке
2.1.1 Создание С-Пб Театральной Библиотеке
2.1.2. Этапы истории Санкт-Петербургской Театральной библиотеки
2.1.3. Фонды Санкт-Петербургской Театральной библиотеки
2.1.4. Санкт-Петербургская Театральная библиотека в годы войны и в наше время
2.1.5. Структура библиотеки
2.2. Социально-культурная деятельность С-Пб Театральной Библиотеке
2.2.1. СКД отдела рукописей и редких книг
2.2.2. Издательское дело С-Пб Театральной библиотеке
2.3. Диагностика культурно-информационных потребностей, которые библиотека может удовлетворить
2.4. Методы совершенствования С-Пб Театральной библиотеки
Выводы по Второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Содержание:
Введение
Глава 1. Сущность понятия СКД и информационные технологии в современном обществе
1.1. Сущность понятия СКД и ее основные функции
1.2. Понятие библиотека
1.3. Информационно-просветительская функция библиотек
Выводы по Первой главе
Глава 2. С-К функции и пути совершенствования СКД в Театральной Библиотеке.
2.1. История Санкт-Петербургской Театральной Библиотеке
2.1.1 Создание С-Пб Театральной Библиотеке
2.1.2. Этапы истории Санкт-Петербургской Театральной библиотеки
2.1.3. Фонды Санкт-Петербургской Театральной библиотеки
2.1.4. Санкт-Петербургская Театральная библиотека в годы войны и в наше время
2.1.5. Структура библиотеки
2.2. Социально-культурная деятельность С-Пб Театральной Библиотеке
2.2.1. СКД отдела рукописей и редких книг
2.2.2. Издательское дело С-Пб Театральной библиотеке
2.3. Диагностика культурно-информационных потребностей, которые библиотека может удовлетворить
2.4. Методы совершенствования С-Пб Театральной библиотеки
Выводы по Второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Введение
Актуальность исследования:
Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека - одно из старейших книгохранилищ в России. Датой ее основания считается 30 августа 1756 года - день указа Императрицы Елизаветы Петровны об учреждении первого профессионального русского театра.
Возникнув как репертуарная библиотека при русской театральной труппе, Театральная библиотека в дальнейшем была преобразована в Центральную библиотеку Дирекции Императорских театров. С 1889 года фонд библиотеки пополнился собраниями пьес других казенных трупп (французской, немецкой и итальянской), работавших в Санкт-Петербурге в XVIII-XIX веках.
XXI век открывает перед человечеством самые широкие возможности получения информации и удовлетворения своих познавательных интересов. Люди еще не успели в полной мере осмыслить последствия информационной революции, совершенной Интернетом, а ученые создают технику нового поколения, позволяющую получать информацию о тайнах Вселенной и коры головного мозга. Однако как бы ни раздвигались границы познания, как бы ни обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, есть социальный институт, который веками сохраняет и будет сохранять свое особое, неповторимое место в духовной жизни общества – это библиотека.
Этот культурно-
Только за несколько
последних десятилетий в
Поскольку библиотека служит российской культуре, науке, просветительству и образованию общества то было бы удобно сделать ее центром культуры, и внести различные модернизации. Что произвело бы существенные изменения в деятельности библиотеки и позволило бы человеку получать большее удовлетворение от посещения библиотеки.
Библиотека – это храм книги, а особенностями храма являются притягательная духовная атмосфера и внутренний комфорт2.
Библиотеки проводят
широкую культурно-
Проблема: На сегодняшний день, одной из наиболее значимых проблем, является проблема заинтересованности людей в библиотеке, в то время как есть такая инфраструктура, как Интернет.
Объект исследования – объектом исследования является социально-культурная деятельность Театральной Библиотеке
Предмет исследования – совершенствование социально-культурной деятельности Театральной Библиотеке
Цель курсовой работа – выявить состояние Театральной Библиотеке, и провести работу в ходе, которой мы сможем установить факторы, которые приведут к усовершенствованию социально-культурной деятельности в Театральной Библиотеке.
Гипотеза курсовой работы после изучения культурного учреждения возможно совершенствование социально-культурной деятельности посредствам различных методик
Задачи исследования –
1. Изучить историю Театральной библиотеки
2. Выявить принципы
социально-культурной
3. Осуществить анализ
социально-культурной
4. Разработать направление
развития социально-культурной
Методическая база исследования - Методологическую основу исследования составляют отечественные и зарубежные работы по культурологи, менеджменту, рекламе и экономической теории в социально-культурной сфере.
Методы исследования –
1. Анализ основной литературы;
2. Наблюдение за деятельностью Те
3. Проведение анкетирования клиентов библиотеки.
4. Проведение опроса.
Новизна исследования – Несмотря на то, что Театральная библиотека существует не один десяток лет и очень популярна в узком кругу читателей, проблема не была еще никем исследована и по этому данная работа будет первой. В ней государственной учреждение культуры рассмотрено как системный объект исследования, осуществлен комплексный анализ и предложены пути совершенствования социально-культурной деятельности в нем.
Практическая значимость исследования – Предложения по совершенствованию социально-культурной деятельности в Театральной библиотеке, приведенные во второй главе данной курсовой работы, позволят улучшить формы и методы обслуживания посетителей, а следовательно, приведут к повышению престижа библиотека что поможет привлечь новых посетителей а возможно и спонсоров.
Степень разработанности проблемы – При на писании данного исследования были использованы следующие работы: «прикладная культурология» М.А. Ариарского, в которой изложены основные принципы и понятия социально-культурной деятельности; «принципы и формы маркетинговой деятельности учреждений культуры» Е.А. Ноздренко, где описаны проблемы социально-культурной деятельности и методы решения их; Киселевой Г.Г. Красилъникова Ю. Д. «Основы менеджмента в социально-культурной сфере», где описаны отношения между объектами социально-культурной деятельности.
База исследования – Театральная библиотека Санкт-Петербурга
Этапы исследования – 1. Теоретико-аналитический этап – была изучена история создания и развития Театральной иблиотеки, проведён анализ принципов, целей, структуры, основных направлений деятельности социально-культурной деятельности;
2. Диагностический этап
– С помощью методов
3. Методический этап
– С учетом выводов, сделанных
на основе характеристики
Глава 1. Сущность понятия СКД
1.1. Сущность понятия СКД и ее основные функции
Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые раскрывают предмет, цели, закономерности и функции данной науки, ее связи с практикой. Социально-культурная деятельность в этом плане не составляет исключения. Она занимает одно из главных мест в практическом труде современного социального работника: социального педагога, культуролога, социолога, экономиста — менеджера социально-культурной сферы.
Обладая глубоким гуманитарным содержанием, эта профессия стала неотъемлемой частью образа жизни в большинстве цивилизованных стран. Без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика любого государства. Специалисты в сфере социальной работы привлекаются муниципальными органами и общественными организациями в качестве экспертов при подготовке законодательных актов и принятии решений. !""Социальную работу правомерно определяют как организацию личностной, общественной, государственной помощи людям. Она основана на альтруизме и направлена на оказание необходимой поддержки людям, когда они попадают в стрессовые ситуации, связанные с потерей близкого человека, стихийными бедствиями, полной или частичной утратой трудоспособности, душевным срывом, безработицей приятием жизненно важных решений. В этих ситуациях вольно или невольно оказывается не один человек, но и его семья и ближайшее окружение.3
СКД – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.
КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)
КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.
Важность СКД в том,
что это не просто организация
досуга, а организация в социально-
Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты. Прежде всего она осуществляется в свободное (досуговое) время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов. Социально-культурная деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей. Широкая вариативность видов социально-культурных институтов общества создает условия для этой деятельности. Социально-культурная деятельность реализуется в институциональных и неинституциональных формах. Она свободна от различных видов производственной, учебной деятельности, от мотивированности бизнесом, прибылью. Свободный выбор досуговых занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека.4
Социально-культурная деятельность
отличается глубокой личностной направленностью,
поскольку несет в себе черты
индивидуальности, определяемые ее биологическими
особенностями и социально-
Рассматривая ведущие черты социально-культурной деятельности, особо выделим ее гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе она имеет культурные цели.
Указанные черты социально-культурной деятельности могут быть значительно дополнены, иначе классифицированы, но именно они определяют ее назначение.
Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятельности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время для участника самодеятельного коллектива, например, освоение азов искусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей — не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: творческий — преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивно-творческий — открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым; репродуктивный — простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п. Есть.: свои отличия и сходство у деятельности и поведения. С одной стороны; доведение характеризует ситуативность, импульсивное, спонтанное проявление активности, своего рода реакцию на определенную ситуацию, часто: без предварительно поставленных целей, схемы действий, ожидаемого результата. В то же время поведение, как и деятельность, носит сугубо личностный характер, по существу это две стороны социально-культурной активности человека. Деятельность и поведение являются проявлением сущностных свойств личности, ее активности.
Информация о работе Совершенствование СКД в театральной библиотеке