Совершенствование СКД в театральной библиотеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

XXI век открывает перед человечеством самые широкие возможности получения информации и удовлетворения своих познавательных интересов. Люди еще не успели в полной мере осмыслить последствия информационной революции, совершенной Интернетом, а ученые создают технику нового поколения, позволяющую получать информацию о тайнах Вселенной и коры головного мозга. Однако как бы ни раздвигались границы познания, как бы ни обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, есть социальный институт, который веками сохраняет и будет сохранять свое особое, неповторимое место в духовной жизни общества – это библиотека.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность понятия СКД и информационные технологии в современном обществе
1.1. Сущность понятия СКД и ее основные функции
1.2. Понятие библиотека
1.3. Информационно-просветительская функция библиотек
Выводы по Первой главе
Глава 2. С-К функции и пути совершенствования СКД в Театральной Библиотеке.
2.1. История Санкт-Петербургской Театральной Библиотеке
2.1.1 Создание С-Пб Театральной Библиотеке
2.1.2. Этапы истории Санкт-Петербургской Театральной библиотеки
2.1.3. Фонды Санкт-Петербургской Театральной библиотеки
2.1.4. Санкт-Петербургская Театральная библиотека в годы войны и в наше время
2.1.5. Структура библиотеки
2.2. Социально-культурная деятельность С-Пб Театральной Библиотеке
2.2.1. СКД отдела рукописей и редких книг
2.2.2. Издательское дело С-Пб Театральной библиотеке
2.3. Диагностика культурно-информационных потребностей, которые библиотека может удовлетворить
2.4. Методы совершенствования С-Пб Театральной библиотеки
Выводы по Второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

Файлы: 1 файл

театр.библ.2.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

В читальном зале отдела ОР и РК обслуживаются научные  работники, режиссеры, актеры, театральные  художники, студенты художественных вузов (старшие курсы) и др. Для работы с материалами отдела читателю необходимо иметь документ (отношение от института или другой учебной организации), подтверждающий право исследователя на использование редких фондов.

2.2.2. Издательское  дело С-Пб Театральной библиотеке 

В 1997 году Театральная библиотека возобновила свою редакционно-издательскую деятельность. Находясь на протяжении более чем ста лет в административном подчинении Александринского театра, библиотека входила в систему Императорских, а позднее Академических (с 1919) театров. В 1889 году Театральная библиотека получает помещение в здании Дирекции Императорских театров, где и располагается по настоящее время. С этого времени можно вести отсчет в издательской деятельности Театральной библиотеки, и хотя библиотека не была самостоятельной структурной единицей, издания, выпускаемые Императорскими театрами, большей частью основывались именно на материалах входивших в систему Императорских театров библиотек - Русской драмы, Музыкальной и Монтировочной - и Архива Дирекции. (К настоящему времени эти главные фонды - хранилища Дирекции Императорских театров - распределены следующим образом: Архив Дирекции в 1920-е гг. передан в Российский Государственный Исторический архив, Музыкальная библиотека принадлежит Мариинскому театру, а библиотека Русской драмы и Монтировочная библиотека стали основой фонда сегодняшней Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки).

После революции в  издательской деятельности Театральной  библиотеки открывается новая глава - являясь по-прежнему составной  частью бывших Императорских, а впоследствие Академических театров, Театральная библиотека становится более самостоятельным организмом, нежели в дореволюционные годы. Планомерная архивная работа, исследовательская и издательская деятельность осуществляется в эти годы благодаря стараниям директора А.С.Полякова (1882-1923). Поляков не только заботился о пополнении книжного фонда библиотеки, ему принадлежит заслуга организации Рукописного отдела библиотеки и издания на его основе периодических изданий "Бирюча Петроградских государственных театров", "Ежегодника Петроградских государственных театров", мемуарной серии "Театральная библиотека" и ряда других ценных изданий.

На протяжении двух предвоенных  десятилетий в научный оборот были введены важнейшие для истории  русского театра документы и материалы  из уникального собрания Театральной библиотеки. Практически ни одно авторитетное собрание сочинений русских классиков не обходилось и до сих пор не обходится без обращения к библиотечным фондам.

Однако многие ценные документы, пьесы, изобразительные  материалы до сих пор малоизучены и известны лишь узкому кругу специалистов. Кроме того, фонд библиотеки постоянно пополняется редкими и архивными материалами.

Одной из главных задач  возобновившейся редакционно-издательской деятельности Театральной библиотеки является планомерное раскрытие ее интереснейшего фонда. В редакционных планах библиотеки издание сборников архивных материалов "Театральное наследие" ("Heritage Theatral"), периодического органа "Записки Санкт-Петербургской Театральной библиотеки", академической серии русской драматургии за два века "Российская драматическая библиотека" и других театральных изданий, среди которых библиографии, указатели, учебная литература.

В преддверии 300-летия  со дня основания Санкт-Петербурга Театральная библиотека не могла  остаться в стороне от празднования юбилея нашего города - с 1999 года она открыла книжную серию "Забытый Петербург", сконцентрировавшись на выпуске книг, посвященных петербургскому театральному, музыкальному и художественному быту и, таким образом, дала новый ракурс в освещении и раскрытии "петербургской" темы.

Планы Театральной библиотеки в области книгоиздания весьма обширны. Мы надеемся на то, что наши книги  будут интересны не только специалистам, но и всем людям, неравнодушным к  истории нашего города и к судьбам отечественной культуры.

Книги выпущенные Театральной Библиотекой:

  • “Записки Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки”. Вып.1 
    СПб.: Гиперион, 1997.— 80 с.
  • “Г.А.Товстоногов”. Библиографический указатель  
    СПб.: Гиперион, 1998.— 320 с.
  • “Русские сезоны Сергея Дягилева”. Иллюстрированный каталог выставки 
    СПб.: Гиперион, 1998.— 40 с.
  • С.Ф.Светлов. “Петербургская жизнь в конце XIX столетия” 
    СПб.: Гиперион, 1999.— 128 с.
  • “Записки Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки”. Вып.2 
    СПб.: Гиперион, 1999.— 256 с.
  • “Петербургские балаганы”. 
    СПб.: Гиперион, 2000.— 256 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Диагностика культурно-информационных потребностей, которые библиотека может удовлетворить

В последние годы увеличилось  число студентов, что вполне объяснимо. Вполне естественно предположить что основная роль в информированном обеспечении студентов принадлежит библиотеке. 

Для изучения культурно-информационных потребностей использовались методы анкетирования  и опроса. Ведь эти методы являются самым эффективным в сборе  информации.

Отмечено что большая  группа респондентов, посещая библиотеку, зачастую не информирована о ее деятельности в полном объеме. Можно сказать  что почти каждый клиент относится  к ней нейтрально не замечая каких  либо существенных видов деятельности, проявляя неосведомленность о содержании информационного стенда, где помещена реклама всех мероприятий библиотеки. И это при том, что в библиотеки Федора Абрамов культурная жизнь просто бурлит. Библиотека организует различные мероприятия такие как: выставки, вечера памяти, беседы выставки, лекции.

Библиотека живет полной жизнью, но информации о которой  вовсе недостаточно. Это происходит потому что нарушен принцип обратной связи между производителями  услуг и их потребителями. Следовательно  продвижение культурных услуг приоритетная функция маркетинга и она должна входить в стратегическое планирование деятельности библиотеки на ближайшее время.

Самый большой контингент в библиотеке это студенты (45%) и  для этого надо сделать:

1. ускорить процесс  книговыдачи.

2. установить цветной ксерокс.

3. усовершенствовать  электронный каталог.

4. оборудовать компьютерами  читальный зал для работы с  литературой.

5. обеспечить заказ  литературы по телефону.

6.  лекции по искусству.

7 услуга по перепечатыванию  и переплету книг.

8 оборудовать библиотеку сканерами.

Все эти положения  направлены на то, чтобы сократить  время на поиск и ожидание получаемой литературы, что избавит от дискомфорта. Ведь старое оборудование в Театральной Библиотеке приносит дискомфорт не только посетителям, но и самим сотрудникам библиотеки.

Недостаток компьютеров  в библиотеке также мешает продвижению  информационных услуг к пользователю. Студенты прекрасно понимают необходимость  пользования электронной информацией, так как объем знаний неизбежно  растет и становится все более труднодоступным.  

Большой проблемой для  посетителей является еще то, что  в библиотеке может не оказаться  нужной литературы.

Стоит отметить, что у респондентов просматривается глубоко укоренившийся стереотип библиотеки как некоего официального учреждения, где неулыбчивые библиотекари выдают книги.

Большинство людей по данным анкетирования и опроса, не воспринимают библиотеку как часть их повседневной жизни и не склонны считать ее предназначенной для них. В то же время сотрудники библиотеки совершенно справедливо убеждены в важности предоставляемых ими услуг. Организация отношений с общественностью – важная часть процесса управления библиотекой. Каждое управленческое решение, принятое библиотекой оказывает влияние на отношение библиотеки с общественностью.

Из-за отсутствия информации люди не воспринимают библиотеку как  некую часть их поведенческой  жизни, а предпочитают, согласно анкетированию  и методу опроса, свое свободное  время проводить следующим образом:

Чтение – 28%

Просмотр телевизора – 9%

Посещение кино, театра др. – 19%

Поход в гости – 7%

Спорт – 7%

Хобби – 13%

Другое – 17%

Как показывает опыт, большинство  респондентов и не подозревают о  том, что им может быть полезна  библиотека, и полезны различные  ее мероприятия, лекции, беседы, вечера и др.

Существует проблема если библиотека откроет клубы по интересам то люди туда не придут. Здесь  главной задачей является то что  библиотека по удовлетворению культурных потребностей должна исходить из того, что предлагается не книга а именно образ жизни, мировоззрение.

 Анкетирование, наблюдение, опрос показали, что такой аспект  не учитывается. 

Большинство ответов  на вопрос: «почему вы не ходите в  библиотеку?» Ответили: «не вижу смысла в ее посещении».    

По методам опроса было выяснено что библиотеку с удовольствием посетили бы если бы в ней имелось:

1. Видеоклуб (просмотр  видео и слайдов с шедеврами  кино, оперного искусства и др.).

2. Имелась бы возможность  слушать классическую музыку  на качественной аппаратуре.

3.  Проходили интересные  встречи с авторами писателями и другими интересными людьми.

4. Были клубы по  интересам.

5. Было бы больше  информации о той деятельности  которой занимается библиотека.

Также большой проблемой  для библиотеки является то что большинство  людей стали пользоваться Интернетом, и соответственно они идут не в библиотеку за информацией а в Интернет-кафе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Методы совершенствования  С-Пб Театральной библиотеки 

Библиотека – Это учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу8.

У библиотеки нет средств  из-за недостаточной социальной привлекательности.

Деньги в сфере культуры зарабатываются не на коммерции, а на социальной привлекательности того проекта или в целом учреждения культуры, то есть речь идет о формировании и расширении круга социальных партнеров библиотеки – файндрейзинг.

Файндрейзинг – привлечении и аккумулирование средства из различных источников на реализации конкретных программ и проектов. Финансирование, развитие библиотечной деятельности, в свою очередь, невозможно и неотделимо без формирования ее имиджа. Эта та область деятельности, которой нужно уделить внимание менеджерам библиотечного дела, так как маркетинг начинается именно с формирования имиджа библиотеки. Составляющим последнего выступают:

- ассортимент, качество, социальная престижность культурной  услуги;

- социальный статус  посетителей библиотеки;

- интерьер, личные качества  персонала;

- участие библиотеки  в социально-значимых программах9.

 

Библиотека должна совершенствовать и продвигать новые концепции  услуг, формировать и систематизировать  спрос на них, тем самым выполняя главную задачу учреждения культуры – удовлетворение культурных и духовных потребностей человека.

Методы совершенствования: PR; пропаганда.

PR – это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Они включают в себя решения различных проблем: обеспечивают руководство организаций информацией об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответных мер; обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности; поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций; используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности (Д-р Рекс Харлоу)10.

Под рекламой мы понимаем платную, однонаправленную и неличную форму коммуникации, агитированную  в пользу какого-либо товара, услуги, марки, организации с помощью средств распространения информации.

Реклама проектирует  информацию, а опосредованно –  человека и общество.

Реклама в социально-культурной сфере перестает быть просто рекламой – она становится образом жизни, так как формирует потребности, призывает потребителя воспользоваться услугой, которая подтверждает определенное качество жизни, социальный статус и престиж.

Здесь речь идет о новой  функции – формирования стиля  жизни, распространения и пропаганды ценностей и жизненных установок, что возможно лишь при формировании общественного мнения по поводу стандартов и форм поведения, а также интеграции общества на основе этих стандартов, норм и идеалов.

Чтобы контакт с общественностью  был успешным, необходимо в первую очередь убедить самих сотрудников в важности и значимости PR для достижения целей. Важно понимание руководителей библиотеки в том что все принятые ими решения несомненно, отразятся на репутации библиотеки.

Важно понимание того что хорошая служба PR – Это не только информация о библиотеке и ее услугах, но и умение выслушивать людей, их идеи, запросы и жалобы. Служба по связям с общественностью призвана формировать доверие к услугам предоставляемым учреждениями культуры.

Информация о работе Совершенствование СКД в театральной библиотеке