Совершенствование СКД в театральной библиотеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

XXI век открывает перед человечеством самые широкие возможности получения информации и удовлетворения своих познавательных интересов. Люди еще не успели в полной мере осмыслить последствия информационной революции, совершенной Интернетом, а ученые создают технику нового поколения, позволяющую получать информацию о тайнах Вселенной и коры головного мозга. Однако как бы ни раздвигались границы познания, как бы ни обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, есть социальный институт, который веками сохраняет и будет сохранять свое особое, неповторимое место в духовной жизни общества – это библиотека.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность понятия СКД и информационные технологии в современном обществе
1.1. Сущность понятия СКД и ее основные функции
1.2. Понятие библиотека
1.3. Информационно-просветительская функция библиотек
Выводы по Первой главе
Глава 2. С-К функции и пути совершенствования СКД в Театральной Библиотеке.
2.1. История Санкт-Петербургской Театральной Библиотеке
2.1.1 Создание С-Пб Театральной Библиотеке
2.1.2. Этапы истории Санкт-Петербургской Театральной библиотеки
2.1.3. Фонды Санкт-Петербургской Театральной библиотеки
2.1.4. Санкт-Петербургская Театральная библиотека в годы войны и в наше время
2.1.5. Структура библиотеки
2.2. Социально-культурная деятельность С-Пб Театральной Библиотеке
2.2.1. СКД отдела рукописей и редких книг
2.2.2. Издательское дело С-Пб Театральной библиотеке
2.3. Диагностика культурно-информационных потребностей, которые библиотека может удовлетворить
2.4. Методы совершенствования С-Пб Театральной библиотеки
Выводы по Второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

Файлы: 1 файл

театр.библ.2.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

Отличительные черты СКД:

-гуманистический характер

-культурологический  характер

-развивающий характер

Функции СКД:

Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эффективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.

Противоречия между  развивающимися интересами и неспособно¬стью  многих социально-культурных институтов удовлетворить их из-за запретов и  диктата административно-командной  системы привели к мощному стихийному развитию любительства, авторских школ, созда¬нию неформальных, неконституционных движений, большинство кото¬рых посвящает свою деятельность общественно-политической, нравст¬венно-эстетической, научно-технической проблематике. Взаимосвязь и взаимозависимость их социальных функций нельзя рассматривать вне целостного процесса формирования личности.

Функции проходят большой  путь во времени — от возникновения _и становления до полной зрелости. В зависимости от длительности тех  или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные, основные, присущие большинству социально-культурных институтов, и вспомогательные, временные, . которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках. Основные, постоянные функции социально-культурной деятельности:

 

-развивающая

-информационно-просветительская

-культурно-творческая

-рекреационно-оздоровительная

 

Генеральной функцией справедливо  называют развивающую функцию социально-культурной деятельности. Эта функция рассматривается в едином русле с деятельностью других социально-культурных институтов.

Благодаря своей главенствующей роли развивающая функция связывает  в единый узел все остальные функции  социально-культурной деятельности. Каждая из этих других функций, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и саморазвитием личности, ее социальным самоутверждением.

Наиболее полно развивающее  начало воплощено в информационно-просветительной  функции СКД. Под термином "просвещение" в данном случае подразумевается педагогическая, образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. Поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Отметим характерные особенности этой функции, отличающие социально-культурную, досуговую деятельность от деятельности институтов народного образования (школ, вузов, техникумов): 1) информационно-просветительная функция не связана с определенным регламентом, установленным и обязательным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей; 2) она обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий; 3) она опирается на более широкий, чем в учебных заведениях, арсенал средств, форм и методов_ приобретения знаний, навыков, умений; 4) она продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников.

С этой функцией тесно взаимодействует  и культурно-творческая функция  социокультурной деятельности.

Культуротворческая деятельность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Прежде всего она  в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распространен среди работающих на предприятиях.

Рекреативно-оздоровительная функция  по содержанию и характеру ориентирована  на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. В любом случае организаторы стремятся ; к созданию рациональных, активных видов рекреации, основанных на >. добровольном, но управляемом общении. Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного, неформального общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий любительских объединений и клубов по интересам, реализации программ выходного дня, включающих в себя экскурсии, соревнования и т.д.

Осуществление рекреативно-оздоровительной  функции требует установления тесных контактов и взаимодействия организаторов  с широким кругом партнеров в  лице творческих, экскурсионно-туристских, бытовых учреждений, умения учитывать  самые, неожиданные житейские ситуации.

Социальные функции сложились  на основе многолетнего опыта, накопленного культурно-досуговой сферой. Именно они в своей совокупности образуют само понятие социально-культурной деятельности. Соседствуя друг с другом, они в основном остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации досуговых занятий. Взаимодействуя, эти функции образуют систему культурно-просветительных учреждений.

1.2.  Понятие библиотека

Библиоте́ка (греч. βιβλιοθήκη, от βιβλίον «книга» и θήκη «место хранения») — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.

Национальная библиотека призвана обеспечить сохранность и доступность всей печатной и смежной продукции, выпущенной и выпускаемой данным государством или имеющей к нему то или отношение, могущей быть востребованной читателями. Для обеспечения полноты фонда национальной библиотеки во многих странах используется система обязательного экземпляра. В России функции национальной библиотеки выполняют Российская Государственная библиотека (быв. имени Ленина) в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге.

Региональные библиотеки выполняют роль филиалов национальной библиотеки, что особенно актуально для отдалённых регионов страны. В России особенно важную роль играют несколько региональных библиотек Урала и Сибири, наряду с двумя национальными библиотеками наделённых правом получения обязательного экземпляра.

Региональная библиотека во французском Алансоне, построена в 1800 году.

Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее употребительными и популярными изданиями.

Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых, государственные стандарты, патенты, предсказания на пальмовых листьях и т. п.) или определённой тематики. Необходимость специальных библиотек в ряде случаев вызывается особыми условиями хранения изданий и пользования ими, но по большей части связана с невозможностью сосредоточить слишком большое количество изданий в одном помещении и обеспечить работу в одном учреждении высококвалифицированных специалистов по слишком разным отраслям книжного дела. В России в последние десятилетия особенно важную роль стала играть Всероссийская Государственная библиотека иностранной литературы, взявшая на себя ряд периферийных для библиотеки функций и превратившаяся благодаря этому в крупный культурный центр.

Университетские, институтские, школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса и по составу фонда приближаются к специальным. То же можно сказать и о ведомственных библиотеках. Однако, в отличие от специальных библиотек, институтские и ведомственные библиотеки не являются общедоступными и обслуживают только читателей, относящихся к соответствующему учебному заведению или ведомству. Впрочем, реализация этого принципа зависит от национальной традиции и конкретных социокультурных условий: так, в США ряд университетских библиотек обеспечивает свободный доступ к своим фондам для всех желающих.

 

Структура библиотек

Центральная библиотека в Сиэттле (арх. Рем Колхас, 2005).

Деятельность библиотек по обслуживанию читателей осуществляется в двух основных формах. Библиотечный абонемент предоставляет читателю право получить издание из библиотеки в своё полное распоряжение на определённый срок. В другом случае читатель имеет возможность знакомиться с книгой только в помещении библиотеки (как правило, в специально отведённом читальном зале). В некоторых библиотеках работает только абонемент или только читальный зал, в других эти формы обслуживания сочетаются, хотя не для всех единиц хранения возможны обе.

Другой важной характеристикой  библиотеки является структура её фонда. В большинстве случаев часть  изданий (наиболее востребованная читателями) располагается в открытом доступе и может быть просмотрена читателем непосредственно у книжной полки, тогда как большинство изданий располагается в книгохранилище и может быть оттуда получено лишь через некоторое время посредством заказа по каталогу. В некоторых случаях на выдачу особо редких, повреждённых или содержащих государственную тайну изданий накладываются ограничения, требующие от читателя специального запроса или разрешения; в СССР эта практика использовалась особенно широко и вошла в историю как спецхран [1].

Передвижные библиотечные пункты облегчают доступ к книгам и Интернету для населения  удаленных районов, жителей домов  престарелых и т. п. Для доставки книг и средств связи используются автобусы, автофургоны (англ. bookmobile, исп. bibliobús), а в некоторых странах (Зимбабве[2]) даже ишаки.

История библиотек

Руины эфесской библиотеки Цельсия.

Библиотеки впервые  появились на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденное в храме вавилонского города Ниппур. В одной из гробниц близ египетских Фив был обнаружен ящик с папирусами времени II переходного периода (XVIII — XVII вв. до н. э.). В эпоху Нового царства Рамзесом II было собрано около 20 000 папирусов. Самая известная древневосточная библиотека — собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Основная часть табличек содержит юридическую информацию. В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.).

Реконструкция главного зала Александрийского музея.

Крупнейшим центром  античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего эллинистического мира. Александрийская библиотека являлась частью комплекса mouseĩon (музей). В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В mouseĩon входило 200 000 папирусов в Храме (почти все библиотеки античности были при храмах) и 700 000 документов в Школе. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.

В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки, при которых действовали скриптории. Там переписывалось не только Священное писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. В эпоху Ренессанса деятели Возрождения, буквально, охотились за сохранявшимися в монастырях греческими и латинскими текстами.

Появление книгопечатания внесло огромные изменения в облик и деятельность библиотек, все более теперь отличавшихся от архивов. Библиотечные фонды начинают стремительно разрастаться. С распространением грамотности в Новое время растёт также число посетителей библиотек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Информационно-просветительская  функция библиотек

 

Библиотека в современном  обществе играет роль не только информационного  центра, обеспечивающего доступ к  собственным ресурсам, но и выполняет  функцию посредника между пользователем  и миром метаинформации в целом, точкой пересечения реального и виртуального знания.

Одним из основных направлений  деятельности библиотеки является информационная поддержка учреждений образования  всеми формами и методами информационно-библиотечного  обслуживания. Здесь и работа с молодыми педагогами, и поддержка инноваций в образовании, и содействие педколлективу района в развитии, воспитании и образовании детей, консультационная и информационная поддержка учителей – новаторов, исследователей. В условиях широкого внедрения информационных технологий и развития информационных сетей, предоставляющих библиотекарям неограниченные информационные ресурсы, библиотеки становятся важным элементом информационной и образовательной инфраструктуры общества. Библиотечная среда - информационно-культурологическая среда, совокупность внешних и внутренних условий, способствующих эффективному взаимодействию человека с информацией. В более широком толковании - это ориентирующая коммуникационная среда, результат культуротворческой деятельности людей, представленный в виде упорядоченной информационной системы, которая включает систематизированные тексты на разных носителях, организованные для удобства пользователей в различные базы данных, и представляет возможности поиска с использованием как традиционных, так и нетрадиционных поисковых средств.        

 Удовлетворение читательских  потребностей происходит, на наш  взгляд, за счет комплексной реализации  таких функций библиотеки, как:    

- мемориальная, способствующая (вместе с образованием) социализации  
личности; 
     - информационная, которая служит основой для осуществления  
информационной деятельности библиотеки;  
     - коммуникационная, обеспечивающая социальные и электронные коммуникации  
абонентов с информационными технологиями, а также взаимодействие библиотеки с  
другими информационными структурами;  
     - ценностно-ориентационная, направленная на социализацию личности;  
     - просветительская, которая тесно связана с образовательной функцией.       

Информация о работе Совершенствование СКД в театральной библиотеке