Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:16, курсовая работа
XXI век открывает перед человечеством самые широкие возможности получения информации и удовлетворения своих познавательных интересов. Люди еще не успели в полной мере осмыслить последствия информационной революции, совершенной Интернетом, а ученые создают технику нового поколения, позволяющую получать информацию о тайнах Вселенной и коры головного мозга. Однако как бы ни раздвигались границы познания, как бы ни обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, есть социальный институт, который веками сохраняет и будет сохранять свое особое, неповторимое место в духовной жизни общества – это библиотека.
Введение
Глава 1. Сущность понятия СКД и информационные технологии в современном обществе
1.1. Сущность понятия СКД и ее основные функции
1.2. Понятие библиотека
1.3. Информационно-просветительская функция библиотек
Выводы по Первой главе
Глава 2. С-К функции и пути совершенствования СКД в Театральной Библиотеке.
2.1. История Санкт-Петербургской Театральной Библиотеке
2.1.1 Создание С-Пб Театральной Библиотеке
2.1.2. Этапы истории Санкт-Петербургской Театральной библиотеки
2.1.3. Фонды Санкт-Петербургской Театральной библиотеки
2.1.4. Санкт-Петербургская Театральная библиотека в годы войны и в наше время
2.1.5. Структура библиотеки
2.2. Социально-культурная деятельность С-Пб Театральной Библиотеке
2.2.1. СКД отдела рукописей и редких книг
2.2.2. Издательское дело С-Пб Театральной библиотеке
2.3. Диагностика культурно-информационных потребностей, которые библиотека может удовлетворить
2.4. Методы совершенствования С-Пб Театральной библиотеки
Выводы по Второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Отличительные черты СКД:
-гуманистический характер
-культурологический характер
-развивающий характер
Функции СКД:
Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эффективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.
Противоречия между
развивающимися интересами и неспособно¬стью
многих социально-культурных институтов
удовлетворить их из-за запретов и
диктата административно-
Функции проходят большой путь во времени — от возникновения _и становления до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные, основные, присущие большинству социально-культурных институтов, и вспомогательные, временные, . которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках. Основные, постоянные функции социально-культурной деятельности:
-развивающая
-информационно-
-культурно-творческая
-рекреационно-оздоровительная
Генеральной функцией справедливо
называют развивающую функцию социально-
Благодаря своей главенствующей роли развивающая функция связывает в единый узел все остальные функции социально-культурной деятельности. Каждая из этих других функций, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и саморазвитием личности, ее социальным самоутверждением.
Наиболее полно развивающее
начало воплощено в информационно-
Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. Поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Отметим характерные особенности этой функции, отличающие социально-культурную, досуговую деятельность от деятельности институтов народного образования (школ, вузов, техникумов): 1) информационно-просветительная функция не связана с определенным регламентом, установленным и обязательным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей; 2) она обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий; 3) она опирается на более широкий, чем в учебных заведениях, арсенал средств, форм и методов_ приобретения знаний, навыков, умений; 4) она продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников.
С этой функцией тесно взаимодействует и культурно-творческая функция социокультурной деятельности.
Культуротворческая
Рекреативно-оздоровительная
Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия организаторов с широким кругом партнеров в лице творческих, экскурсионно-туристских, бытовых учреждений, умения учитывать самые, неожиданные житейские ситуации.
Социальные функции сложились на основе многолетнего опыта, накопленного культурно-досуговой сферой. Именно они в своей совокупности образуют само понятие социально-культурной деятельности. Соседствуя друг с другом, они в основном остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации досуговых занятий. Взаимодействуя, эти функции образуют систему культурно-просветительных учреждений.
1.2. Понятие библиотека
Библиоте́ка (греч. βιβλιοθήκη, от βιβλίον «книга» и θήκη «место хранения») — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.
Национальная библиотека призвана обеспечить сохранность и доступность всей печатной и смежной продукции, выпущенной и выпускаемой данным государством или имеющей к нему то или отношение, могущей быть востребованной читателями. Для обеспечения полноты фонда национальной библиотеки во многих странах используется система обязательного экземпляра. В России функции национальной библиотеки выполняют Российская Государственная библиотека (быв. имени Ленина) в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге.
Региональные библиотеки выполняют роль филиалов национальной библиотеки, что особенно актуально для отдалённых регионов страны. В России особенно важную роль играют несколько региональных библиотек Урала и Сибири, наряду с двумя национальными библиотеками наделённых правом получения обязательного экземпляра.
Региональная библиотека во французском Алансоне, построена в 1800 году.
Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее употребительными и популярными изданиями.
Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых, государственные стандарты, патенты, предсказания на пальмовых листьях и т. п.) или определённой тематики. Необходимость специальных библиотек в ряде случаев вызывается особыми условиями хранения изданий и пользования ими, но по большей части связана с невозможностью сосредоточить слишком большое количество изданий в одном помещении и обеспечить работу в одном учреждении высококвалифицированных специалистов по слишком разным отраслям книжного дела. В России в последние десятилетия особенно важную роль стала играть Всероссийская Государственная библиотека иностранной литературы, взявшая на себя ряд периферийных для библиотеки функций и превратившаяся благодаря этому в крупный культурный центр.
Университетские, институтские, школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса и по составу фонда приближаются к специальным. То же можно сказать и о ведомственных библиотеках. Однако, в отличие от специальных библиотек, институтские и ведомственные библиотеки не являются общедоступными и обслуживают только читателей, относящихся к соответствующему учебному заведению или ведомству. Впрочем, реализация этого принципа зависит от национальной традиции и конкретных социокультурных условий: так, в США ряд университетских библиотек обеспечивает свободный доступ к своим фондам для всех желающих.
Структура библиотек
Центральная библиотека в Сиэттле (арх. Рем Колхас, 2005).
Деятельность библиотек по обслуживанию читателей осуществляется в двух основных формах. Библиотечный абонемент предоставляет читателю право получить издание из библиотеки в своё полное распоряжение на определённый срок. В другом случае читатель имеет возможность знакомиться с книгой только в помещении библиотеки (как правило, в специально отведённом читальном зале). В некоторых библиотеках работает только абонемент или только читальный зал, в других эти формы обслуживания сочетаются, хотя не для всех единиц хранения возможны обе.
Другой важной характеристикой библиотеки является структура её фонда. В большинстве случаев часть изданий (наиболее востребованная читателями) располагается в открытом доступе и может быть просмотрена читателем непосредственно у книжной полки, тогда как большинство изданий располагается в книгохранилище и может быть оттуда получено лишь через некоторое время посредством заказа по каталогу. В некоторых случаях на выдачу особо редких, повреждённых или содержащих государственную тайну изданий накладываются ограничения, требующие от читателя специального запроса или разрешения; в СССР эта практика использовалась особенно широко и вошла в историю как спецхран [1].
Передвижные библиотечные пункты облегчают доступ к книгам и Интернету для населения удаленных районов, жителей домов престарелых и т. п. Для доставки книг и средств связи используются автобусы, автофургоны (англ. bookmobile, исп. bibliobús), а в некоторых странах (Зимбабве[2]) даже ишаки.
История библиотек
Руины эфесской библиотеки Цельсия.
Библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденное в храме вавилонского города Ниппур. В одной из гробниц близ египетских Фив был обнаружен ящик с папирусами времени II переходного периода (XVIII — XVII вв. до н. э.). В эпоху Нового царства Рамзесом II было собрано около 20 000 папирусов. Самая известная древневосточная библиотека — собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Основная часть табличек содержит юридическую информацию. В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.).
Реконструкция главного зала Александрийского музея.
Крупнейшим центром
античной книжности стала Александрийска
В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки, при которых действовали скриптории. Там переписывалось не только Священное писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. В эпоху Ренессанса деятели Возрождения, буквально, охотились за сохранявшимися в монастырях греческими и латинскими текстами.
Появление книгопечатания внесло огромные изменения в облик и деятельность библиотек, все более теперь отличавшихся от архивов. Библиотечные фонды начинают стремительно разрастаться. С распространением грамотности в Новое время растёт также число посетителей библиотек.
1.3. Информационно-
Библиотека в современном обществе играет роль не только информационного центра, обеспечивающего доступ к собственным ресурсам, но и выполняет функцию посредника между пользователем и миром метаинформации в целом, точкой пересечения реального и виртуального знания.
Одним из основных направлений
деятельности библиотеки является информационная
поддержка учреждений образования
всеми формами и методами информационно-библиотечного
обслуживания. Здесь и работа с молодыми педагогами, и поддержка
инноваций в образовании, и содействие
педколлективу района в развитии, воспитании
и образовании детей, консультационная
и информационная поддержка учителей
– новаторов, исследователей. В условиях
широкого внедрения информационных технологий
и развития информационных сетей, предоставляющих
библиотекарям неограниченные информационные
ресурсы, библиотеки становятся важным
элементом информационной и образовательной
инфраструктуры общества. Библиотечная
среда - информационно-
Удовлетворение читательских
потребностей происходит, на наш
взгляд, за счет комплексной
- мемориальная, способствующая
(вместе с образованием) социализации
личности;
- информационная, которая служит основой
для осуществления
информационной деятельности библиотеки;
- коммуникационная, обеспечивающая социальные
и электронные коммуникации
абонентов с информационными технологиями,
а также взаимодействие библиотеки с
другими информационными структурами;
- ценностно-ориентационная, направленная
на социализацию личности;
- просветительская, которая тесно связана
с образовательной функцией.
Информация о работе Совершенствование СКД в театральной библиотеке