Совершенствование СКД в театральной библиотеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

XXI век открывает перед человечеством самые широкие возможности получения информации и удовлетворения своих познавательных интересов. Люди еще не успели в полной мере осмыслить последствия информационной революции, совершенной Интернетом, а ученые создают технику нового поколения, позволяющую получать информацию о тайнах Вселенной и коры головного мозга. Однако как бы ни раздвигались границы познания, как бы ни обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, есть социальный институт, который веками сохраняет и будет сохранять свое особое, неповторимое место в духовной жизни общества – это библиотека.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность понятия СКД и информационные технологии в современном обществе
1.1. Сущность понятия СКД и ее основные функции
1.2. Понятие библиотека
1.3. Информационно-просветительская функция библиотек
Выводы по Первой главе
Глава 2. С-К функции и пути совершенствования СКД в Театральной Библиотеке.
2.1. История Санкт-Петербургской Театральной Библиотеке
2.1.1 Создание С-Пб Театральной Библиотеке
2.1.2. Этапы истории Санкт-Петербургской Театральной библиотеки
2.1.3. Фонды Санкт-Петербургской Театральной библиотеки
2.1.4. Санкт-Петербургская Театральная библиотека в годы войны и в наше время
2.1.5. Структура библиотеки
2.2. Социально-культурная деятельность С-Пб Театральной Библиотеке
2.2.1. СКД отдела рукописей и редких книг
2.2.2. Издательское дело С-Пб Театральной библиотеке
2.3. Диагностика культурно-информационных потребностей, которые библиотека может удовлетворить
2.4. Методы совершенствования С-Пб Театральной библиотеки
Выводы по Второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

Файлы: 1 файл

театр.библ.2.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

 Эти функции представляют  библиотеку как информационно-культурологическую систему и реализуются через различные ее компоненты. Любой вариант человеческой деятельности невозможен без информации, он фактически базируется на ней; с другой стороны, сама деятельность, в свою очередь, продуцирует новую социальную информацию либо способствует этому процессу. При этом мы имеем в виду информацию, зафиксированную в текстах на разных носителях. Ценностные основания информации - это то, что мотивирует стремление человека к получению новой информации, заставляет накапливать и удерживать ее в поле своего сознания.

 

XXI век открывает перед человечеством самые широкие возможности получения информации и удовлетворения своих познавательных интересов. Люди еще не успели в полной мере осмыслить последствия информационной революции, совершенной Интернетом, а ученые создают технику нового поколения, позволяющую получать информацию о тайнах Вселенной и коры головного мозга. Однако как бы ни раздвигались границы познания, как бы ни обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, есть социальные институты, которые веками сохраняют и будут сохранять свое особое, неповторимое место в духовной жизни общества – это библиотека и музей.5

Только за несколько  последних десятилетий в библиотеку пришла компьютерная техника, ее посетители широко используют лазерные диски, кассетное кино, механических переводчиков, автоматизированные каталоги и многие иные новинки. Однако, пока существует книга, - а она еще очень долго сохранит себя как уникальное явление культуры, - именно она будет предопределять лицо библиотеки.

Современная библиотека утвердила себя как неотъемлемое звено системы непрерывного образования  и воспитания, приняв на себя существенную роль:

  • в реализации внешкольных форм социализации, инкультурации и индивидуализации личности;
  • в обеспечении самореализации творческих потенций личности, выходящих за пределы профессиональной деятельности;
  • в оказании помощи образовательным учреждениям в общекультурном и профессиональном просвещении;
  • в содействии семье и школе в нравственно-эстетическом воспитании детей и молодежи;
  • в организации интеллектуально насыщенного досуга разных групп населения.

Педагогическая культурология  в деятельности библиотеки проявляется  в том, что, сохраняя читателям свободу  выбора содержания и форм освоения информации, она корректно, не довлея над личностью, направляет ее познавательную активность в педагогически целесообразное русло.

Преимущество библиотеки в реализации принципа добровольности, в живом общении библиотекаря и читателя, позволяющем осуществлять дифференциацию объекта воздействия, обеспечить избирательное, селективное обслуживание. Ориентируясь на конкретно проявляемые интересы и запросы посетителей, библиотека может расширить источники информации, дополнив книгу периодическими изданиями, картографией, произведениями изобразительного искусства, видеокассетами и т.д. Опираясь на принципы педагогической культурологии, библиотекарь учит читателя находить нужную книгу, самостоятельно ориентироваться в библиотечных фондах и справочно-библиографических источниках, последовательно расширяет круг его чтения, а главное, возвышает духовные интересы и потребности, поднимая их до уровня литературной классики.

Главное достоинство  библиотеки – в том, что она  позволяет читателю воспользоваться  универсальным фондом источников информации, с универсумом знаний, где представлены все отрасли науки и практики, или точнее, документированная часть социальной памяти, данная в ретроспективе.6

Компьютерная технология, позволяющая получать самую широкую  информацию через Интернет, поставила  перед библиотекой сложнейшую проблему формирования такого ценностного ориентирования, эстетического вкуса и общей  культуры человека, которые предопределили бы его избирательное отношение к этой информации, выработали иммунитет к восприятию сюжетов, несовместимых с нормами морали. Именно на этом должны сосредоточиться ныне и индивидуальные формы воздействия библиотекаря на читателя, и система культурно-просветительной деятельности библиотеки, осуществляемая средствами наглядности, лекционной пропагандой, вечерами встреч, презентациями новых поступлений и т.д.

Увеличение общего объема информации и усиление ее разнообразия обусловили необходимость значительно  расширить рамки информационно-просветительной деятельности библиотеки, детерминировали укрепление ее связей с образовательными учреждениями и институтами культуры и досуга в решении единых социально-культурных задач. Пути их осуществления раскрывает прикладная культурология, которая, сохраняя присущий библиотеке принцип добровольности и свободы выбора, позволяет создать в ней благоприятную культурную среду; изучать, удовлетворять и возвышать реально проявляемые духовные интересы и потребности людей; вовлекать их в различные виды познавательного творчества, а через него в широкий мир культуры.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по Первой главе

 

В первой главе я попыталась раскрыть такие понятия, как СКД, библиотека, а так же мною были рассмотрены  основные функции библиотеке. На данном этапе работы  были выбраны именно эти понятия, так как в дальнейшем в курсовой работе будет рассматриваться: СКД Театральной библиотеке, история создания, структура библиотеки и для лучшего понимания и изучения Театральной библиотеке были выбраны именно эти понятия. После изученния материалов можно сделать следующий вывод, библиотека в современном обществе играет роль не только информационного центра, обеспечивающего доступ к собственным ресурсам, но и выполняет функцию посредника между пользователем и миром метаинформации в целом, точкой пересечения реального и виртуального знания. Информационно-просветительская функция библиотеки является неотъемлемой частью СКД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. С-К функции и пути совершенствования СКД  в театральной библиотеке.

 

2.1. История Санкт-Петербургской Театральной Библиотеке

 

2.1.1 Создание  С-Пб Театральной Библиотеке 

Санкт-Петербургская  Театральная библиотека - старейшая  театральная библиотека России. Официальной  датой ее рождения принято считать 30 августа 1756 года, день выхода в свет Указа Императрицы Елизаветы об учреждении Русского профессионального, общедоступного театра. По существу, библиотека Русской труппы стараниями Федора Волкова начала формироваться еще раньше. В ведомости расходов Ф.Г.Волкова за 1755 год в Шляхетном корпусе отмечена покупка "6-ти печатных тражедей" и других книг, а вот что пишет сам первый русский актер:

"Пред некоторым  времянем выписал я, Федор Волков  из-за моря несколько книг театралных  и проспективических, но как  я не имел заплатить за оныя готовых у себя тогда денег, то принужден был некоторые свои вещи, о которых упомянуто будет, заложив занять и на то употребить... Того ради Канцелярия Шляхетного Кадетского корпуса покорнейше просим в рассуждение предписанной необходимости выдать принадлежащее нам е.и.в. жалование за весь нынешней 1756 г., сколько причтется. И на сие покорнейше просим учинить милостивую резолюцию".

О существовании драматического собрания Русской труппы свидетельствует  и самая ранняя из рукописных пьес, датированная 1754 годом, где на титульном листе рукой И.А.Дмитревского помечено: "Из библиотеки придворного театра".

Первое документальное свидетельство о существовании библиотеки - запись в деловых бумагах Дирекции Императорских театров 16 февраля 1784 года :

"Российских актеров  инспектор Дмитревский требует,  чтобы повелено было сделать  или купить, для сохранения Российских  книг и нот, новый, со стеклами  и внутренним замком, шкаф." (Архив  дирекции Императорских театров.  Вып. 1. (1746-1801 гг.). - Отд. II. Документы. - СПб., 1892. - С.175.)

Местонахождение библиотеки известно лишь с начала 19 века. Она помещалась в здании СПб. Малого театра, построенного В.Бренна в 1801 году, а с 1832 года после  завершения К.Росси строительства  Александринского театра - на втором этаже здания театра. Можно предположить, что рожденная в стенах Шляхетного корпуса библиотека до обретения постоянного помещения кочевала с Русской труппой. Известно, что первоначально заведование библиотекой поручалось Дирекцией Императорских театров рольным копиистам и суфлерам, а позднее - переводчикам пьес. Надзор над ними осуществляли инспектора Российской труппы.

В 1889 году по решению Дирекции Императорских  театров были объединены библиотеки Французской, Немецкой, Русской трупп  и Монтировочная библиотека.

В трех больших залах помещения  Дирекции, специально оборудован- ных  двухъярусными шкафами, на первом этаже  дома по Театральной улице (ныне улица  Зодчего Росси, 2) начала жить и работать Театральная библиотека.

 

2.1.2. Этапы истории Санкт-Петербургской Театральной библиотеки

История библиотеки разделяется  на следующие этапы:

1756 - 1889 гг. - Библиотека  Российского Придворного Театра.

1889 - 1917 гг. - Центральная  библиотека Императорских Театров. 

1917 - 1931 гг. - Центральная  библиотека Русской драмы. 

1931 - 1934 гг. - библиотека Театра им. А.С.Пушкина.

1934 - 1993 гг. Ленинградская  Государственная библиотека имени  А.В.Луначарского.

С 1994 г. - Санкт-Петербургская  Театральная библиотека.

2.1.3. Фонды Санкт-Петербургской Театральной библиотеки

Фонды библиотеки насчитывают более 500 000 единиц хранения и представляют собой огромную научную, историко-культурную и материальную ценность. Библиотека располагает уникальным собранием русских, французских, немецких, итальянских пьес ХVI - ХХ вв., причем русский фонд не имеет себе равного в мире по полноте.

Еще в конце ХVIII века библиотекой было приобретено драматическое  собрание тайного советника В.И.Бибикова (1740-1787), управляющего Русской труппы, драматического цензора, сочини-теля и  друга А.П.Сумарокова. В отделе рукописей и редкой книги хранятся также первые печатные экземпляры пьес и либретто А.П.Сумарокова и рукопись его пьесы "Ссора у мужа с женой", на которой рукой И.А.Дмитревского написано: "В первый раз представлена на придворном театре 1757 года января дня".

Свою личную коллекцию книг завещал в Театральную библиотеку князь А.Я.Лобанов-Ростовский (1788-1866), чье собрание пьес на французском языке ХVI - ХIХ вв. считается одним из крупнейших в мире. В коллекции А.Я.Лобанова-Ростовского - прижизненные издания классиков французской драматургии : П.Корнеля, Ж.-Б.Мольера, Ж.Расина и др., уникальные альбомы акварелей: "Dessins de plusieurs Ballets - Dansees par le Roy", с рисунками французских художников от конца ХVI до середины ХVII вв., и "Habit et costumes pour l'execution des Ballet de M-r Noverre, dessinees par M-r Boquet, dessinateur du Roy." (рисунки художника Бокэ к балетам

Ж.-Ж.Новерра. ХVIII век).

Нынешний облик библиотеки был создан ее директором А.С. Поляковым (1882-1923). Один из любимейших учеников крупнейшего русского библиографа Н.М.Лисовского, активный участник семинара С.П.Венгерова в Пушкинском доме и автор нескольких заметных работ по русской театральной библиографии, А.С.Поляков был назначен на должность заведующего в 1918 году. Именно ему удалось получить весь фонд Драматической цензуры из упраздненного после падения монархии Главного Управления по делам печати (Цензурного комитета), что увеличило собрание пьес в четыре раза и дополнило его драматургией на всех языках народов Российской Империи с 1864 до 1917 года.

Среди цензурированных  пьес встречаются автографы и  авторизованные копии пьес А.Н.Островского, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, А.М.Ремизова, М.А.Кузмина. При подготовке фундаментальных  изданий драматургии публикуемые  тексты сверялись по авторским экземплярам библиотеки. Эти экземпляры в буквальном смысле несут на себе печать истории - всевозможные пометы, инскрипты, записи, штампы и рисунки мизансцен - бесценный материал для историка театра.

В это же время библиотека приобретает "Собрание дворца Палей в Царском Селе" - книги Великого Князя Павла Александровича, среди которых множество раритетов, таких как первое издание трагедии Я.Б.Княжнина "Вадим Новгородский".Это издание было почти полностью уничтоженно по приказу Екатерины II

В этом собрании представлены первые издания пьес, имеющихся в  репертуарном фонде только в рукописях.

Авторитет А.С.Полякова, как редактора журнала "Бирюч  Петроградских государственных  театров", а затем "Ежегодника Государственных Академических  театров", печатавшихся на базе библиотеки, и других театральных изданий привлекал к нему деятелей культуры.

В библиотеку стали поступать  всевозможные мемуары, письма и другие материалы к истории русского театра, ставшие основой собрания фонда архивов и личных библиотек.

Книжное собрание М.Г.Савиной  включает в себя также письма, фотографии, записки, визитные карточки, памятные и благотвори-тельные знаки. Шкаф с личными книгами актрисы  сохраняется в неприкосновенности и по сей день. Это, в основном, подносные экземпляры в богатых переплетах с автографами. А.Е.Молчанов (1856- 1921) - муж М.Г.Савиной, театрал, меценат, чиновник особых поручений при Дирекции Императорских театров, организатор и редактор "Ежегодника Императорских театров" и "Архива Дирекции Императорских театров", издававшихся на базе Центральной Библиотеки Императорских театров, собирал книги по истории и теории театра, мемуары.

В библиотеке А.Е.М. - именно по этой владельческой золотой монограмме на переплете легко узнать принадлежность книг -также много подносных экземпляров с автографами.

Информация о работе Совершенствование СКД в театральной библиотеке