Совершенствование СКД в театральной библиотеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

XXI век открывает перед человечеством самые широкие возможности получения информации и удовлетворения своих познавательных интересов. Люди еще не успели в полной мере осмыслить последствия информационной революции, совершенной Интернетом, а ученые создают технику нового поколения, позволяющую получать информацию о тайнах Вселенной и коры головного мозга. Однако как бы ни раздвигались границы познания, как бы ни обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, есть социальный институт, который веками сохраняет и будет сохранять свое особое, неповторимое место в духовной жизни общества – это библиотека.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность понятия СКД и информационные технологии в современном обществе
1.1. Сущность понятия СКД и ее основные функции
1.2. Понятие библиотека
1.3. Информационно-просветительская функция библиотек
Выводы по Первой главе
Глава 2. С-К функции и пути совершенствования СКД в Театральной Библиотеке.
2.1. История Санкт-Петербургской Театральной Библиотеке
2.1.1 Создание С-Пб Театральной Библиотеке
2.1.2. Этапы истории Санкт-Петербургской Театральной библиотеки
2.1.3. Фонды Санкт-Петербургской Театральной библиотеки
2.1.4. Санкт-Петербургская Театральная библиотека в годы войны и в наше время
2.1.5. Структура библиотеки
2.2. Социально-культурная деятельность С-Пб Театральной Библиотеке
2.2.1. СКД отдела рукописей и редких книг
2.2.2. Издательское дело С-Пб Театральной библиотеке
2.3. Диагностика культурно-информационных потребностей, которые библиотека может удовлетворить
2.4. Методы совершенствования С-Пб Театральной библиотеки
Выводы по Второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

Файлы: 1 файл

театр.библ.2.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

Собрание В.В.Протопопова (1866-1916), драматурга и литератора, включает в себя разнообразные материалы, относящиеся к театру. В 1912 году выходит  каталог его библиотеки, насчитывающий 2161 экземпляр книг и рукописей, после смерти коллекционера переданных его вдовой в дар Петроградской библиотеке государственных театров.

"Cеверная театральная  библиотека" К.П.Ларина - довольно  полное собрание русской и  переводной драматургии предреволюционного  периода.

Пьесы Ларинской библиотеки - это в основном дешевые издания без переплетов, служившие ходовыми экземплярами в театре. Многие из них с рабочими пометами.

Личная библиотека Н.Н.Ходотова, одного из ведущих актеров Александринского театра. Более 15 тысяч книг подарил  коллекционер Центральной библиотеке Русской драмы. В своем письме от 19 декабря 1921 года на имя А.С.Полякова он писал: "Настоящим письмом, с волнением и трепетом передаю через Ваши руки, для дорогих старых и новых товарищей александринцев, то драгоценное мое сокровище, на собирание которого в сущности была посвящена вся моя жизнь, подчас беспорядочная и сумбурная, но в этом своем влечении всегда постоянная.

И вот, самого близкого моего  друга - книгу - я ввожу нынче в  дорогую мне артистическую семью, и прошу всех бережно и любовно относиться к нему... Настоящим я заявляю, что свою библиотеку я передаю на вечные времена Центральной Библиотеке Русской Драмы, которая около 150 лет состоит хранительницей драматического реепертуара нашей государственной сцены. Н.Н.Ходотов."

Это собрание отражает самые  разнообразные интересы владельца. Сюда входят книги по всем отраслям знания. Книги в кожаных переплетах с золотой монограммой владельца  и экслибрисом. - "Alit lectio ingenium" ("Чтение питает разум").

Стараниями А.С.Полякова в Рукописном отделе оказались многие ценные материалы: С.Ф. Светлов "История русского театра", письма A.Н.Бенуа, А.Я.Головина, А.С.Суворина, Ф.И.Шаляпина, В.Ф.Комиссаржевской, М.С.Щепки-на, П.С.Мочалова, Т.П.Карсавиной, Марии Тальони, Сары Бернар, Элеоноры Дузе, Эрнесто Росси и др.

Среди книг рукописного  и редкого фонда: "Сочинения  и переводы Владимира Лукина" в двух томах, изданные в СПб. в 1765 году; Theatre de l'Hermitage de Catherine II. - T.1-2. - Paris,1799; "Эрмитажный театр" Собрание сочинений Екатерины II. - Т.1-2.- СПб,1802; Российский Феатр или Полное собрание всех Российских Феатральных сочинений в 43 томах, прижизненные издания русских драматургов ХVIII-ХIХ вв. и многие другие, вплоть до сборников русских футуристов ХХ века, известных коллекционерам ограниченностью своих тиражей.

В книгах из личных библиотек  особенно много автографов известных  писателей: В.А.Жуков- ского, Н.С.Лескова, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Д.С.Мережковского, А.А.Блока, И.А.Бунина, Л.Н. Андреева, Н.Н.Евреинова и др.

Дело своего предшественника  продолжил Ю.А. Нелидов - историк  театра, директор библиотеки с 1923 по 1933 гг. При нем складываются традиции текущей библиотечной работы, инвентаризируются, каталогизируются и пополняются  фонды, выделяется Художественно - постановочный отдел библиотеки, созданный на основе фонда Монтировочной библиотеки императорских театров.

Кроме альбомов и книг с описанием и изображением быта, утвари, искусства, костюма всех времен и народов, он хранит подлинные эскизы костюмов и декораций Бокэ, П.-Г.Гонзаго, А.А.Роллера, В.А.Гартмана, А.И.Шарлеманя,И.А.Всеволожского, Е.П.Пономарева, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакста, А.Я.Головина, К.А.Коровина, Б.И.Анисфельда и других художников к оперным, балетным и драматическим спектаклям.

 

2.1.4. Санкт-Петербургская Театральная библиотека в годы войны и в наше время

Библиотека выжила и  сохранила свои уникальные фонды  в критическую пору тотальных  реорганизаций и в блокадные 1941-1944 годы, когда сотрудники, под руководством ее тогдашнего директора М.И.Тишкевич, спасли это единственное в своем роде собрание книг, документов, эскизов, ни на один день не прерывая работы библиотеки и ежедневно совершая нравственный подвиг.

В послевоенное время  одним из ценнейших поступлений  стал архив танцовщика и балетмейстера  М.М.Фокина, полученный из США от сына владельца архива. Вышедший в 1962 году сборник : М. Фокин. "Против течения", полностью составлен из этих материалов.

И в сегодняшних условиях библиотека продолжает пополняться. Из последних поступлений необходимо отметить коллекцию деятеля театра Г.М.Полячека, архивы М.А.Чехова, П.П.Гайдебурова, Ю.И.Слонимского, Е.И.Тиме, эскизы костюмов и декораций С.М.Юнович, Т.Г.Бруни, М.Ф.Китаева, Э.С.Кочергина, рисунки Н.П.Акимова.

Библиотека совместно  с другими научными учреждениями города участвует в экспозиционной и научно-исследовательской работе.

Более полутора веков  Театральная библиотека существовала как сугубо ведомственное учреждение, куда был закрыт вход посторонним. И  это неудивительно, ведь библиотека хранила все "художественно - производственные секреты" режиссерско - постановочной части Дирекции Императорских театров.

До наших дней дошли  регистрационные книги выдачи материалов библиотеки сотрудникам Императорских  театров с расписками В.Э.Мейерхольда, М.Г.Савиной, В.А.Мичуриной-Самойловой, А.И.Сумбатова-Южина, А.К.Шервашидзе и др. Сохранились документальные свидетельства, что материалами библиотеки пользовались режиссеры: Е.П.Карпов, Л.С.Вивьен, Н.П.Акимов, Г.А.Товстоногов, Р.С.Агамирзян, И.П.Владимиров, Е.М.Падве, Л.А.Додин, С.Я.Спивак, Р.Г.Виктюк; художники-постановщики: А.Н.Бенуа, А.Я.Головин, К.А.Коровин, С.М.Юнович, Т.Г.Бруни, М.Ц.Азизян; актеры Ю.М.Юрьев, Г.Г.Ге, Н.К.Симонов, А.И.Райкин, Б.М.Тенин, Л.П.Сухаревская, Б.А.Фрейндлих и А.Б.Фрейндлих, В.И.Стржельчик, С.Ю.Юрский, К.Ю.Лавров и многие-многие другие; видные историки и теоретики театра и балета: С.С.Данилов, С.С.Мокульский, П.И.Слонимский, В.М.Красовская, А.А.Гозенпуд, Л.И.Гительман, Д.И.Золотницкий, Г.З.Мордисон, А.Я.Альтшулер и др.

Деятели современного театра не забывают свою библиотеку: автографы российских и зарубежных ее читателей на книгах, вышедших в свет благодаря работе их авторов с материалами библиотеки - свидетельство того, что за почти 240 лет библиотека стала необходимой составной частью театра и органично вошла в современный театральный процесс. Более века в доме на улице Зодчего Росси, 2 сохраняются и приумножаются традиции Санкт-Петербургской Театральной библиотеки, создавшие прекрасный союз хранителя, дарителя и читателя

2.1.5. Структура  библиотеки

В настоящий момент структура  библиотеки такова:

Отдел обслуживания.

Отдел основного фонда.

Отдел комплектования, ката-логизации  и обработки.

Отдел редкой книги, рукопи-сей, архивных и изобразительных материалов.

Отдел справочной и научно - библиографической работы.

Справочно-библиографический  отдел библиотеки располагает сложным  комплексом алфавитных и систематических  каталогов, а так-же подробно разработанными картотеками по зрелищным искусствам с аналитической росписью. Современный справочный аппарат дополняют картотеки В.Н. Всеволодского-Гернгросса, А.М. Брянского, и картотека по балету, составленная Л.Д. Блок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Социально-культурная  деятельность Санкт-Петербургской  Театральной Библиотеке

Основными задачами библиотеки является следующее:

    • Максимальное удовлетворение читательских запросов;
    • Осмысление теории и практики театральной деятельности
    • Популяризация истории театральной деятельности и школы театра в целом
    • Изучение фонда театральной библиотеке
    • Сохранение фонда театральной библиотеке.

 

       Возникнув как репертуарная библиотека при русской театральной труппе, Театральная библиотека в дальнейшем была преобразована в Центральную библиотеку Дирекции Императорских театров. С 1889 года фонд библиотеки пополнился собраниями пьес других казенных трупп (французской, немецкой и итальянской), работавших в Санкт-Петербурге в XVIII-XIX веках.

       После 1917 года библиотека открыла свои фонды для всех, кто интересуется театральным искусством.

      Ежегодно библиотека обслуживает более восьми тысяч читателей, число посещений составляет 40-50 тысяч человек в год, книговыдача - более 150 тысяч экземпляров.

       В настоящее время ее фонд насчитывает более 700 тысяч единиц хранения, одна треть их - рукописи, редкие и ценные издания, личные архивы театральных деятелей, эскизы декораций и костюмов к спектаклям, коллекция театральных программ и афиш, собрание уникальных фотографий и редчайшая театральная периодика

       Также  в настоящее время библиотека совместно с другими научными учреждениями города участвует в экспозиционной и научно-исследовательской работе.

 

2.2.1. СКД отдела  рукописей и редких книг

В 1993 году в структуру  библиотеки был введен Отдел рукописей, редких книг, архивных и изобразительных  материалов (сокращенное название - ОР и РК), который должен был продолжить и развить работу с редкими и ценными изданиями, начатую "Отделом фондов". В настоящее время в отделе работают 7 человек. Отдел имеет три сектора - "Рукописи и редкие книги", "Архивные материалы", "Эскизный фонд". В отделе хранятся наиболее ценные коллекции и собрания библиотеки, представляющие большую историческую ценность.

"Репертуарный" фонд  русской драматургии (1754-1917), который  дополняется коллекцией печатных  изданий пьес XVIII-первой пол. XIX вв. из библиотеки Дворца Палей Великого князя Павла Александровича (около 16 000 ед. хр.).

"Драматическая цензура" - собрание драматургии на языках  Российской Империи (1865-1917). Фонд  поступил библиотеку в 1917 году  после ликвидации главного Управления  по делам печати Министерства внутренних дел России (42 000 ед. хр.).

Репертуарный фонд петербургской  казенной французской труппы, дополненный  коллекцией французских и итальянских  пьес XVI-XVIII вв. князя А. Я. Лобанова-Ростовского (40 000 ед. хр.).

Репертуарный фонд петербургской казенной немецкой труппы. XIX в. (около 5 795 ед. хр.).

Коллекция "Северная театральная  библиотека К.П.Ларина. В ней представлены пьесы, шедшие на российской сцене в  начале XX в. (около 19 000 ед. хр.). 
Из выше перечисленного видно, что библиотека обладает уникальным собранием драматических произведений и без обращения к этим материалам невозможно ни одно исследование по истории театра и драматургии.

В основе "Эскизного  фонда" лежит Монтировочная библиотека Дирекции Императорских театров. Здесь представлены подлинные эскизы костюмов и декораций, выдающихся театральных художников XVIII-XX вв. - П.Гонзаго, А.Роллера, И.Всеволожского, Л.Бакста, А.Бенуа, К.Коровина и др. Среди новых поступлений работы М.Азизян, Т.Бруни, М.Китаева, Э.Кочергина О.Сваренской и др. Материалами Монтировочной библиотеки всегда широко пользовались театральные деятели Санк-Петербурга, но плановое докомплектование фонда началось только в начале 1990-х годов, с образованием отдел ОР и РК и соответствующего сектора. В настоящее время этот фонд насчитывает более 15 000 ед. хр.

Письма, дневники, воспоминания и другие документы выдающихся деятелей русского зарубежного театра - Ф.Шаляпина, В.Комиссаржевской, М.Савиной, Н.Ходотова, С.Дягилева, М.Фокина и др. относятся  к сектору "Архивные материалы". Надо заметить, что архивные документы начали поступать в библиотеку еще в начале 1920-х годов. Обработали же часть коллекции только в 50-е годы, а затем комплектование архивными материалами прекратилось на много лет. В настоящее время фонд активно пополняется интересными, новыми материалами. Достаточно, как нам кажется, перечислить поступления последнего времени - личные фонды П.П.Гайдебурова, Ю.И.Слонимского, Р.А.Сироты, В.В.Ускова, А.А.Гозенпуда. Упомянем также оотдельные ценные поступления - материалы Т.П.Карсавиной, письма К.С.Станиславского, В.Э.Мейерхольда, О.А.Спесивцевой, Ф.Г.Раневской и др. Cотрудниками сектора регулярно проводят для коллег и читателей обзоры обработаных архивов. На 1 января 2000 года на учете в секторе состоит 53 фонда. Из них 4 коллекции, 1 собрание и 45 личных архивов (4000 ед. хр.). Материалы находятся на учете в Архивном фонде Российской Федерации.

Фонд отдела отражен  в Генеральном каталоге библиотеки и картотеках отдела, а именно:

"Особое хранение" - 1 ящ.

"Автографы" - 2 ящ.

"Личные библиотеки" - 3 ящ.

"Архивные материалы" - 8 ящ.

"Эскизный фонд" - 4 ящ.

Сектор "Архивные материалы" работает над созданием электронной  версии своей картотеки - так называемого "малого электронного каталога" (МЭКА). 
В настоящее время в электронную картотеку введены следующие архивы - П.Гайдебурова, В.Ускова, Г.Фермана, А.Полякова, М.Тишкевич. Формируется электронный каталог и на "Эскизный фонд", в котором каждый лист из 15 тысячного собрания подлинных эскизов будет описан и можно будет посмотреть электронную версию его изображения.

На базе отдела созданы  два мультимедийных продукта:

"Экскурсия по Санкт-Петербургской  Театральной Библиотеке".

Информационно-поисковая  программа на основе редких материалов архива великого русского балетмейстера М.М.Фокина.

Обе программы позволяют  ознакомиться с большим количеством  редких материалов, хранящихся в отделе, и являются одним из современных  вариантов раскрытия фондов, а  так же их сохранности, так как  при создании программ формируется резервный фонд электронных копий.

На базе отдела возобновилась  издательская деятельность Театральной  Библиотеки, прерванная в начале 1930-х  годов, но имеющая значительные традиции. Одной из проб пера отдела было издание  буклета "Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека" 1996 г, который , не смотря на существенные недостатки, и сейчас является основным источником знакомства с фондами библиотеки и ее многовековой историей. С 1997 года начали выходить "Записки Санкт-Петербургской Театральной библиотеки. Сейчас к выходу готов 3-ий выпуск "Записок". Сотрудники отдела принимают активное участие в этом издании, задачей которого является научное раскрытие фондов библиотеки. В настоящее время, при непосредственном участии отдела, вышли еще несколько книг (С.Ф.Светлов "Петербургская жизнь в конце XIX столетия" (1998), "Русские сезоны Сергея Дягилева": Иллюстрированный каталог (1998). "Петербургские Балаганы" (2000), что позволяет говорить о серьезной издательской политике библиотеки.

Отдел ведет большую выставочную работу как в библиотеке, так и за ее пределами. Хотелось бы перечислить несколько выставок, подготовленных непосредственно сотрудниками отдела, которые имели большой резонанс в городе и хорошо посещались, не смотря на то, что выставочная жизнь Санкт - Петербурга очень богата и разнообразна. Это выставка "Русские сезоны С. Дягилева", проходившая в марте-апреле 1997 г., к ней был подготовлен каталог, о котором упоминалось выше, выставка к 240-летию Театральной библиотеки (ноябрь-декабрь 1996) и, конечно, выставка "Театральные диалоги", проходившая июле 1993 г. в выставочном зале Московского района, когда библиотека рискнула продемострировоть свои коллекции на больших выставочных площадях, не очень надеясь, что петербуржцы проявят такой большой интерес к истории театральной книги. Именно после этой "музейной" выставки стало понятно,что библиотеке просто необходимо продолжать свою деятельность в этом направлении, что и было выполнено в последующие годы. Отдел также проводит экскурсии, занятия, обзоры по истории фондов библиотеки. В 1999 году таких мероприятий было более тридцати. На базе отдела работает Фондово-закупочная комиссия Санкт-Петербургской Театральной библиотеки. ФЗК берет на комиссию и приобретает архивы, письма, редкие фотографии, подлинные эскизы, антикварные книги итд.

Информация о работе Совершенствование СКД в театральной библиотеке