Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:16, курсовая работа
XXI век открывает перед человечеством самые широкие возможности получения информации и удовлетворения своих познавательных интересов. Люди еще не успели в полной мере осмыслить последствия информационной революции, совершенной Интернетом, а ученые создают технику нового поколения, позволяющую получать информацию о тайнах Вселенной и коры головного мозга. Однако как бы ни раздвигались границы познания, как бы ни обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, есть социальный институт, который веками сохраняет и будет сохранять свое особое, неповторимое место в духовной жизни общества – это библиотека.
Введение
Глава 1. Сущность понятия СКД и информационные технологии в современном обществе
1.1. Сущность понятия СКД и ее основные функции
1.2. Понятие библиотека
1.3. Информационно-просветительская функция библиотек
Выводы по Первой главе
Глава 2. С-К функции и пути совершенствования СКД в Театральной Библиотеке.
2.1. История Санкт-Петербургской Театральной Библиотеке
2.1.1 Создание С-Пб Театральной Библиотеке
2.1.2. Этапы истории Санкт-Петербургской Театральной библиотеки
2.1.3. Фонды Санкт-Петербургской Театральной библиотеки
2.1.4. Санкт-Петербургская Театральная библиотека в годы войны и в наше время
2.1.5. Структура библиотеки
2.2. Социально-культурная деятельность С-Пб Театральной Библиотеке
2.2.1. СКД отдела рукописей и редких книг
2.2.2. Издательское дело С-Пб Театральной библиотеке
2.3. Диагностика культурно-информационных потребностей, которые библиотека может удовлетворить
2.4. Методы совершенствования С-Пб Театральной библиотеки
Выводы по Второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Собрание В.В.Протопопова (1866-1916), драматурга и литератора, включает в себя разнообразные материалы, относящиеся к театру. В 1912 году выходит каталог его библиотеки, насчитывающий 2161 экземпляр книг и рукописей, после смерти коллекционера переданных его вдовой в дар Петроградской библиотеке государственных театров.
"Cеверная театральная
библиотека" К.П.Ларина - довольно
полное собрание русской и
переводной драматургии
Пьесы Ларинской библиотеки - это в основном дешевые издания без переплетов, служившие ходовыми экземплярами в театре. Многие из них с рабочими пометами.
Личная библиотека Н.Н.Ходотова,
одного из ведущих актеров
И вот, самого близкого моего
друга - книгу - я ввожу нынче в
дорогую мне артистическую
Это собрание отражает самые
разнообразные интересы владельца.
Сюда входят книги по всем отраслям
знания. Книги в кожаных переплетах
с золотой монограммой
Стараниями А.С.Полякова в Рукописном отделе оказались многие ценные материалы: С.Ф. Светлов "История русского театра", письма A.Н.Бенуа, А.Я.Головина, А.С.Суворина, Ф.И.Шаляпина, В.Ф.Комиссаржевской, М.С.Щепки-на, П.С.Мочалова, Т.П.Карсавиной, Марии Тальони, Сары Бернар, Элеоноры Дузе, Эрнесто Росси и др.
Среди книг рукописного и редкого фонда: "Сочинения и переводы Владимира Лукина" в двух томах, изданные в СПб. в 1765 году; Theatre de l'Hermitage de Catherine II. - T.1-2. - Paris,1799; "Эрмитажный театр" Собрание сочинений Екатерины II. - Т.1-2.- СПб,1802; Российский Феатр или Полное собрание всех Российских Феатральных сочинений в 43 томах, прижизненные издания русских драматургов ХVIII-ХIХ вв. и многие другие, вплоть до сборников русских футуристов ХХ века, известных коллекционерам ограниченностью своих тиражей.
В книгах из личных библиотек особенно много автографов известных писателей: В.А.Жуков- ского, Н.С.Лескова, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Д.С.Мережковского, А.А.Блока, И.А.Бунина, Л.Н. Андреева, Н.Н.Евреинова и др.
Дело своего предшественника продолжил Ю.А. Нелидов - историк театра, директор библиотеки с 1923 по 1933 гг. При нем складываются традиции текущей библиотечной работы, инвентаризируются, каталогизируются и пополняются фонды, выделяется Художественно - постановочный отдел библиотеки, созданный на основе фонда Монтировочной библиотеки императорских театров.
Кроме альбомов и книг
с описанием и изображением быта,
утвари, искусства, костюма всех времен
и народов, он хранит подлинные эскизы
костюмов и декораций Бокэ, П.-Г.Гонзаго, А.А.Роллера,
В.А.Гартмана, А.И.Шарлеманя,И.А.
2.1.4. Санкт-Петербургская Театральная библиотека в годы войны и в наше время
Библиотека выжила и сохранила свои уникальные фонды в критическую пору тотальных реорганизаций и в блокадные 1941-1944 годы, когда сотрудники, под руководством ее тогдашнего директора М.И.Тишкевич, спасли это единственное в своем роде собрание книг, документов, эскизов, ни на один день не прерывая работы библиотеки и ежедневно совершая нравственный подвиг.
В послевоенное время одним из ценнейших поступлений стал архив танцовщика и балетмейстера М.М.Фокина, полученный из США от сына владельца архива. Вышедший в 1962 году сборник : М. Фокин. "Против течения", полностью составлен из этих материалов.
И в сегодняшних условиях
библиотека продолжает пополняться. Из
последних поступлений
Библиотека совместно с другими научными учреждениями города участвует в экспозиционной и научно-исследовательской работе.
Более полутора веков Театральная библиотека существовала как сугубо ведомственное учреждение, куда был закрыт вход посторонним. И это неудивительно, ведь библиотека хранила все "художественно - производственные секреты" режиссерско - постановочной части Дирекции Императорских театров.
До наших дней дошли регистрационные книги выдачи материалов библиотеки сотрудникам Императорских театров с расписками В.Э.Мейерхольда, М.Г.Савиной, В.А.Мичуриной-Самойловой, А.И.Сумбатова-Южина, А.К.Шервашидзе и др. Сохранились документальные свидетельства, что материалами библиотеки пользовались режиссеры: Е.П.Карпов, Л.С.Вивьен, Н.П.Акимов, Г.А.Товстоногов, Р.С.Агамирзян, И.П.Владимиров, Е.М.Падве, Л.А.Додин, С.Я.Спивак, Р.Г.Виктюк; художники-постановщики: А.Н.Бенуа, А.Я.Головин, К.А.Коровин, С.М.Юнович, Т.Г.Бруни, М.Ц.Азизян; актеры Ю.М.Юрьев, Г.Г.Ге, Н.К.Симонов, А.И.Райкин, Б.М.Тенин, Л.П.Сухаревская, Б.А.Фрейндлих и А.Б.Фрейндлих, В.И.Стржельчик, С.Ю.Юрский, К.Ю.Лавров и многие-многие другие; видные историки и теоретики театра и балета: С.С.Данилов, С.С.Мокульский, П.И.Слонимский, В.М.Красовская, А.А.Гозенпуд, Л.И.Гительман, Д.И.Золотницкий, Г.З.Мордисон, А.Я.Альтшулер и др.
Деятели современного театра не забывают свою библиотеку: автографы российских и зарубежных ее читателей на книгах, вышедших в свет благодаря работе их авторов с материалами библиотеки - свидетельство того, что за почти 240 лет библиотека стала необходимой составной частью театра и органично вошла в современный театральный процесс. Более века в доме на улице Зодчего Росси, 2 сохраняются и приумножаются традиции Санкт-Петербургской Театральной библиотеки, создавшие прекрасный союз хранителя, дарителя и читателя
2.1.5. Структура библиотеки
В настоящий момент структура библиотеки такова:
Отдел обслуживания.
Отдел основного фонда.
Отдел комплектования, ката-логизации и обработки.
Отдел редкой книги, рукопи-сей, архивных и изобразительных материалов.
Отдел справочной и научно - библиографической работы.
Справочно-библиографический отдел библиотеки располагает сложным комплексом алфавитных и систематических каталогов, а так-же подробно разработанными картотеками по зрелищным искусствам с аналитической росписью. Современный справочный аппарат дополняют картотеки В.Н. Всеволодского-Гернгросса, А.М. Брянского, и картотека по балету, составленная Л.Д. Блок.
2.2. Социально-культурная
деятельность Санкт-
Основными задачами библиотеки является следующее:
Возникнув как репертуарная библиотека при русской театральной труппе, Театральная библиотека в дальнейшем была преобразована в Центральную библиотеку Дирекции Императорских театров. С 1889 года фонд библиотеки пополнился собраниями пьес других казенных трупп (французской, немецкой и итальянской), работавших в Санкт-Петербурге в XVIII-XIX веках.
После 1917 года библиотека открыла свои фонды для всех, кто интересуется театральным искусством.
Ежегодно библиотека обслуживает более восьми тысяч читателей, число посещений составляет 40-50 тысяч человек в год, книговыдача - более 150 тысяч экземпляров.
В настоящее время ее фонд насчитывает более 700 тысяч единиц хранения, одна треть их - рукописи, редкие и ценные издания, личные архивы театральных деятелей, эскизы декораций и костюмов к спектаклям, коллекция театральных программ и афиш, собрание уникальных фотографий и редчайшая театральная периодика
Также в настоящее время библиотека совместно с другими научными учреждениями города участвует в экспозиционной и научно-исследовательской работе.
2.2.1. СКД отдела рукописей и редких книг
В 1993 году в структуру библиотеки был введен Отдел рукописей, редких книг, архивных и изобразительных материалов (сокращенное название - ОР и РК), который должен был продолжить и развить работу с редкими и ценными изданиями, начатую "Отделом фондов". В настоящее время в отделе работают 7 человек. Отдел имеет три сектора - "Рукописи и редкие книги", "Архивные материалы", "Эскизный фонд". В отделе хранятся наиболее ценные коллекции и собрания библиотеки, представляющие большую историческую ценность.
"Репертуарный" фонд
русской драматургии (1754-
"Драматическая цензура"
- собрание драматургии на
Репертуарный фонд петербургской казенной французской труппы, дополненный коллекцией французских и итальянских пьес XVI-XVIII вв. князя А. Я. Лобанова-Ростовского (40 000 ед. хр.).
Репертуарный фонд петербургской казенной немецкой труппы. XIX в. (около 5 795 ед. хр.).
Коллекция "Северная театральная
библиотека К.П.Ларина. В ней представлены
пьесы, шедшие на российской сцене в
начале XX в. (около 19 000 ед. хр.).
Из выше перечисленного видно, что библиотека обладает уникальным собранием
драматических произведений и без обращения
к этим материалам невозможно ни одно
исследование по истории театра и драматургии.
В основе "Эскизного фонда" лежит Монтировочная библиотека Дирекции Императорских театров. Здесь представлены подлинные эскизы костюмов и декораций, выдающихся театральных художников XVIII-XX вв. - П.Гонзаго, А.Роллера, И.Всеволожского, Л.Бакста, А.Бенуа, К.Коровина и др. Среди новых поступлений работы М.Азизян, Т.Бруни, М.Китаева, Э.Кочергина О.Сваренской и др. Материалами Монтировочной библиотеки всегда широко пользовались театральные деятели Санк-Петербурга, но плановое докомплектование фонда началось только в начале 1990-х годов, с образованием отдел ОР и РК и соответствующего сектора. В настоящее время этот фонд насчитывает более 15 000 ед. хр.
Письма, дневники, воспоминания и другие документы выдающихся деятелей русского зарубежного театра - Ф.Шаляпина, В.Комиссаржевской, М.Савиной, Н.Ходотова, С.Дягилева, М.Фокина и др. относятся к сектору "Архивные материалы". Надо заметить, что архивные документы начали поступать в библиотеку еще в начале 1920-х годов. Обработали же часть коллекции только в 50-е годы, а затем комплектование архивными материалами прекратилось на много лет. В настоящее время фонд активно пополняется интересными, новыми материалами. Достаточно, как нам кажется, перечислить поступления последнего времени - личные фонды П.П.Гайдебурова, Ю.И.Слонимского, Р.А.Сироты, В.В.Ускова, А.А.Гозенпуда. Упомянем также оотдельные ценные поступления - материалы Т.П.Карсавиной, письма К.С.Станиславского, В.Э.Мейерхольда, О.А.Спесивцевой, Ф.Г.Раневской и др. Cотрудниками сектора регулярно проводят для коллег и читателей обзоры обработаных архивов. На 1 января 2000 года на учете в секторе состоит 53 фонда. Из них 4 коллекции, 1 собрание и 45 личных архивов (4000 ед. хр.). Материалы находятся на учете в Архивном фонде Российской Федерации.
Фонд отдела отражен в Генеральном каталоге библиотеки и картотеках отдела, а именно:
"Особое хранение" - 1 ящ.
"Автографы" - 2 ящ.
"Личные библиотеки" - 3 ящ.
"Архивные материалы" - 8 ящ.
"Эскизный фонд" - 4 ящ.
Сектор "Архивные материалы"
работает над созданием электронной
версии своей картотеки - так называемого
"малого электронного каталога" (МЭКА).
В настоящее время в электронную картотеку
введены следующие архивы - П.Гайдебурова,
В.Ускова, Г.Фермана, А.Полякова, М.Тишкевич.
Формируется электронный каталог и на
"Эскизный фонд", в котором каждый
лист из 15 тысячного собрания подлинных
эскизов будет описан и можно будет посмотреть
электронную версию его изображения.
На базе отдела созданы два мультимедийных продукта:
"Экскурсия по Санкт-
Информационно-поисковая программа на основе редких материалов архива великого русского балетмейстера М.М.Фокина.
Обе программы позволяют ознакомиться с большим количеством редких материалов, хранящихся в отделе, и являются одним из современных вариантов раскрытия фондов, а так же их сохранности, так как при создании программ формируется резервный фонд электронных копий.
На базе отдела возобновилась
издательская деятельность Театральной
Библиотеки, прерванная в начале 1930-х
годов, но имеющая значительные традиции.
Одной из проб пера отдела было издание
буклета "Санкт-Петербургская государст
Отдел ведет большую выставочную работу как в библиотеке, так и за ее пределами. Хотелось бы перечислить несколько выставок, подготовленных непосредственно сотрудниками отдела, которые имели большой резонанс в городе и хорошо посещались, не смотря на то, что выставочная жизнь Санкт - Петербурга очень богата и разнообразна. Это выставка "Русские сезоны С. Дягилева", проходившая в марте-апреле 1997 г., к ней был подготовлен каталог, о котором упоминалось выше, выставка к 240-летию Театральной библиотеки (ноябрь-декабрь 1996) и, конечно, выставка "Театральные диалоги", проходившая июле 1993 г. в выставочном зале Московского района, когда библиотека рискнула продемострировоть свои коллекции на больших выставочных площадях, не очень надеясь, что петербуржцы проявят такой большой интерес к истории театральной книги. Именно после этой "музейной" выставки стало понятно,что библиотеке просто необходимо продолжать свою деятельность в этом направлении, что и было выполнено в последующие годы. Отдел также проводит экскурсии, занятия, обзоры по истории фондов библиотеки. В 1999 году таких мероприятий было более тридцати. На базе отдела работает Фондово-закупочная комиссия Санкт-Петербургской Театральной библиотеки. ФЗК берет на комиссию и приобретает архивы, письма, редкие фотографии, подлинные эскизы, антикварные книги итд.
Информация о работе Совершенствование СКД в театральной библиотеке