Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 21:02, реферат
Контроллинг – это система управления достижением конечных целей предприятия. Тот, кто впервые слышит слово «контроллинг», обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных. Контроллинг – это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Службы контроллинга стремятся так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты как в настоящем, так и в будущем.
Сравнительные характеристики стратегического и оперативного контроллинга представлены в таблице 2.
Стратегический контроллинг - его цель обеспечение выживаемости предприятия и “отслеживание” движения предприятия к намеченной стратегической цели развития.
Установление стратегических целей начинают с анализа информации о внешних и внутренних условиях работы предприятия. На этапе стратегического управления прогноз изменения внешних условий играет важную роль. Анализ внешних и внутренних факторов включает в себя направления, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2. Направления анализа в стратегическом контроллинге
анализ рынка капитала |
анализ рынка технологий | |||
анализ рынка |
|
анализ рынка | ||
сырья и материалов |
¬ |
Анализ внешней |
® |
труда |
среды |
||||
анализ рынка сырья и анализ конкурентов |
изучение экономических проблем | |||
анализ экономико-политической сферы |
|
изучение социально-политической сферы | ||
Предприятие |
||||
анализ маркетинга |
анализ выпускаемой продукции | |||
анализ людских ресурсов |
|
анализ существующей организационной структуры | ||
¬ |
Анализ |
® | ||
внутренней |
||||
анализ технических и технологических |
¬ |
среды |
® |
анализ финансового |
ресурсов |
состояния предприятия | |||
|
||||
анализ проведения НИОКР |
оценка территориального расположения |
Таблица 2.
Характеристика оперативного и стратегического контроллинга
Признаки |
Стратегический |
Оперативный |
Ориентация |
внутренняя и внешняя среда предприятия |
экономическая эффективность и рентабельность деятельности предприятия |
Уровень управления |
стратегический |
тактический и оперативный |
Цели |
Обеспечение выживаемости. Проведение антикризисной политики. Поддержание потенциала успеха. |
обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия |
Главные задачи |
- участие в установдении |
- руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование); |
- ответственность за |
- определение узких и поиск слабых мест для тактического управления; | |
- разработка альтернативных стратегий; - определение критических |
- определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями; | |
- определение узких и поиск слабых мест; - определение основных |
- сравнение плановых (нормативных)
и фактических показателей | |
- сравнение плановых (нормативных)
и фактических значений |
- анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов; - мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений. | |
- анализ экономической |
Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов. Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели, необходимо установить насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение. Проверка стратегических планов включает в себя, как минимум, проверку на полноту планов, их взаимоувязку и отсутствие внутренних противоречий. По результатам проведенной проверки следует либо разработать систему контроля за выполнением плана, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана.
Для выбранного варианта стратегического плана разрабатывается система контроля за достижением целей. Для этого, прежде всего, необходимо выбрать области контроля:
- стратегические цели (как качественные, так и количественные);
- критические внешние и
- узкие и слабые места, выявленные в результате анализа стратегического плана.
При определении системы подконтрольных показателей необходимо помнить о следующих требованиях:
- объем показателей должен быть ограничен;
- показатели должны содержать данные по всему предприятию в целом, а также по всем его подразделениям;
- выбранные показатели должны
быть динамичными и
- показатели должны иметь
- при выборе показателей
Анализ выбранных подконтрольных показателей включает в себя следующее:
- сравнение нормативных и фактических значений с целью выявления отклонений;
- выявление причин и виновников отклонений;
- определение зависимости между
полученными отклонениями и
- анализ влияния полученных отклонений на конечные результаты.
Аналитическая информация поступает с определенной периодичностью руководству предприятия для принятия управленческих решений.
Оперативный контроллинг - его цель создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятия своевременных решений по оптимизации соотношения затраты-прибыль.
В отличие от стратегического оперативный контроллинг ориентирован на достижение краткосрочных целей.
Основные подконтрольные показатели:
- рентабельность капитала;
- производительность;
- степень ликвидности.
Система оперативного контроллинга способом оперативных решений предохраняет предприятие от кризисного состояния.
1.4. Разделы контроллинга
На рисунке 3 представлена структурная схема контроллинга.
Рисунок 3. Разделы контроллинга
1. Установление целей |
2. Планирование |
3. Управленческий учет | ||
8. Выработка рекомендаций для
принятия управленческих |
¬ |
Контроллинг |
® |
4. Информационные потоки |
7. Анализ планов, результатов и отклонений |
6. Контроль |
5. Мониторинг |
1. Установление целей - определение качественных и количественных целей предприятия и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей.
2. Планирование - превращение целей предприятия в прогнозы и планы. Первый шаг планирования - анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и опасностей (так называемый swot-анализ). На основе этого анализа разрабатывают сначала стратегию предприятия, а затем - план. План позволяет предприятию оценить, насколько реально достижение поставленных целей, что помогает, а что мешает их достичь. План - это количественное выражение целей предприятия и разработка путей их достижения. Планы разрабатывают как по всему предприятию в целом, так и по каждому подразделению. Контроллинг участвует в разработке методики планирования, координирует деятельность разных подразделений и служб предприятия в процессе планирования, а также оценивает планы, определяя насколько они соответствуют целям предприятия, насколько они стимулируют к действию, насколько реально их выполнение.
3. Оперативный управленческий учет - отражение всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Как элемент системы контроллинга он принципиально отличается от бухгалтерского учета. Управленческий учет ориентирован на информационные потребности руководителей предприятия и подразделений, на поддержку принятия управленческих решений, а бухгалтерский учет направлен, прежде всего, на внешних пользователей (государственные органы, банки и др.).
4. Система информационных потоков - важнейший элемент системы контроллинга на предприятии. Сам процесс управления часто рассматривают как процесс преобразования информации: управленческие воздействия - это информация особого рода. В теории информации математически доказано, что существует некий минимальный объем информации, без которого эффективное управление невозможно. Причем чем более разнообразной может быть реакция объекта управления, тем больше нужно информации. Применительно к предприятию это означает, что чем более изменчива экономическая среда, чем сложнее внутреннее устройство самого предприятия - тем больше информации нужно для эффективного управления. Поэтому управлять, не владея информацией, невозможно. Одна из основных задач контроллинга - информационная поддержка управления; решить ее можно только при условии четкого и слаженного функционирования системы информационных потоков на предприятии.
Контроллинг является поставщиком информации, необходимой для функционирования системы управления на предприятии. Информация - это совокупность сведений, уменьшающих степень неопределенности. Поэтому информация, которую поставляет система контроллинга, должна отвечать следующим требованиям:
- достоверность;
- полнота;
- релевантность (существенность);
- полезность (эффект от использования информации должен превышать затраты на ее получение);
- понятность;
- своевременность;
- регулярность.
Таким требованиям должна отвечать любая информация, в том числе информация традиционного бухгалтерского (финансового) учета. Однако значимость различных требований может быть различной: если для бухгалтерского (финансового) учета главное - это достоверность информации, то в системе контроллинга - релевантность информации (насколько она существенна для принимаемого управленческого решения). Все остальные требования к информации в рамках контроллинга играют подчиненную роль: несущественная информация, даже если она вполне достоверна, не может помочь в принятии управленческих решений; в то же время существенная, но достоверная лишь на 95%, - может оказаться большим подспорьем руководителю.