Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 21:02, реферат
Контроллинг – это система управления достижением конечных целей предприятия. Тот, кто впервые слышит слово «контроллинг», обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных. Контроллинг – это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Службы контроллинга стремятся так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты как в настоящем, так и в будущем.
Таблица 4.
Название |
Основные черты |
Достоинства |
Недостатки |
А. Учет по полной себестоимости |
себестоимость продукции включает все затраты предприятия, причем постоянные затраты распределяются пропорционально выбранной базе |
- видна полная себестоимость продукции, - соответствие сложившихся
в России традиций и |
- невозможность проведения - утрата объектами калькуляции
индивидуальности вследствие - включение в себестоимость продукции затрат, не связанных непосредственно с ее производством; в итоге - искажение рентабельности отдельных видов продукции (зависит от выбора метода распределения постоянных затрат), - в калькуляции цены
с самого начала |
1. Учет по фактической |
отражаются фактические затраты без каких-либо корректировок Зф=QфЦф, где Зф - фактические затраты; Qф - фактическое количество; Цф - фактическая цена. |
простота |
- отсутствие нормативов для - отсутствие возможности анализа причин отклонений, - сложность процедуры расчета фактических цен при обмене услугами между подразделениями, - “скачки” себестоимости
вследствие невозможности - трудоемкость пересчета
цен на каждую единицу - необходимость расчета себестоимости каждой партии изделий, что при массовом производстве трудоемко. |
1.2. В ценах прошлого периода |
Затраты определяются следующим образом: З=ЦпрQф+О, где З - затраты; Цпр - средняя цена прошлого периода; Qф - фактическое количество; О - отклонение затрат за счет цен. |
По сравнению с А.1.1.: - упрощение сравнения затрат за различные периоды; - возможность контроля; - упрощение ведения учета (нет необходимости каждый раз рассчитывать фактическую цену. |
- использование в качестве норматива средней цены за прошлый период, что не соответствует целям предприятия и затрудняет контроль, - отсутствие нормативов по количеству использования ресурсов, - “скачки” себестоимости
вследствие невозможности |
1.3. В плановых ценах |
Прямые затраты отражаются в плановых ценах. Отклонение прямых затрат от запланированного уровня списываются в конце периода. Планирование постоянных затрат отсутствуют. Расчет затрат проводится по следующим формулам: Ззф=Ззп+Оз+Оч, где Ззф, Ззп - фактические и плановые затраты на зарплату; Оз, Оч - отклонения, вызванные изменением средней ставки зарплаты и численности персонала; Змф=Змп+Qq+OЦ, где Змф, Змп - фактические и плановые затраты на материалы; Qq, Oц - отклонения затрат, вызванные изменением количества материалов и изменением цен на материалы. |
По сравнению с А.1.1.: - устранение колебаний цен (в случае прямых затрат); - возможность планирования прямых затрат; - возможность сравнения
фактических и плановых |
- отсутствие возможности - “скачки” себестоимости
вследствие отсутствия |
2. Учет по нормативной |
Под нормативными затратами понимают: - среднее значение за ряд прошлых периодов; - скорректированное среднее
значение (по экстраполяции, с поправками
на изменения технологии и
т.п.). Используют различные |
- возможность контроля (сопоставлением фактических значений с нормативными), - возможность анализа причин отклонений, - ускорение расчета затрат
(затраты по каждому центру
и по каждому носителю - отсутствие необходимости калькулирования себестоимости по каждой партии отдельно, - сглаживание колебаний
себестоимости за счет
|
- несоответствия нормирования “ - при нормативном учете отсутствует обоснование корректировок средних значений, что снижает точность планирования и мешает эффективному контролю. |
2.1. С фиксированным объемом |
- нормативы устанавливаются - учитываются отклонения:
по количеству. - расчет отклонений:
|
- см. А.2. - относительная простота; - отсутствие необходимости классификации затрат. |
- см. А.2. - отсутствие эффективного контроля из-за игнорирования характера зависимости затрат от объема выпуска, - действует только при
заданном объеме, отклонения за
счет изменения объема не |
2.2. Сменяющимся объемом выпуска |
- нормативы переменных затрат
устанавливаются на единицу - учитываются отклонения
- алгоритм расчета:
|
- см. А.2. - учитывается характер поведения затрат в зависимости от объема, что обеспечивает более точный расчет и дает информацию для оперативного управления. - по сравнению с А.2.1.
улучшаются возможности для - учитываются отклонения за счет объема. |
- сложность по сравнению с А.2.1. - одинаковый подход к определению постоянных и переменных затрат (при корректировке на изменение объема постоянные затраты рассматриваются как переменные), что искажает результат. |
3. Учет по плановой себестоимости (стандарткос-тинг) |
- плановые величины основаны не на прошлом опыте, а на прогнозах на будущее. - прямые переменные затраты
планируются по видам |
- см. А.2. - более глубокая обоснованность плановых величин по сравнению с нормативными обеспечивает увеличение точности прогнозов и эффективности контроля. |
Относительная сложность |
3.1. С фиксированным объемом |
аналогичен учету по нормативной себестоимости с фиксированным объемом, отличие - вместо нормативных используются плановые величины. |
- см. А.3. - относительная простота. - нет необходимости |
- см. А.3. - см. А.2.1. |
3.2. С меняющимся объемом выпуска |
аналогичный учету по нормативной себестоимости с меняющимся объемом, отличие - вместо нормативных используются плановые величины. |
- см. А.3. - учитывается характер
поведения затрат в - по сравнению с А.3.1.
улучшаются возможности контрол - учитываются отклонения за счет объема. |
- см. А.3. - см. А.2.2. |
В. Учет по усеченной себестоимости |
на объект калькуляции (продукцию, центр затрат и др.) относят лишь те затраты, которые при выбранном подходе рассматриваются как непосредственно связанные с данным объектом |
- финансовый результат по всему
предприятию и по отдельным
видам продукции не зависит
от выбора метода - возможность сравнения
себестоимости различных - учет характера поведения затрат в зависимости от объема - вследствие учета характера
поведения затрат в
|
- отсутствие расчета полной - заниженная себестоимость запасов - разделение постоянных и переменных затрат затруднено (в долгосрочном периоде все затраты превращаются в переменные) |
1. Простой директ-костинг |
- разделение затрат на - на продукцию относятся только переменные затраты, на центр затрат относятся только переменные затраты на ведение основной деятельности данного центра затрат. Расчет прибыли: Пр=å(Цi-Зvar i)-Зconst, где Пр - прибыль, Цi - цена i-го вида продукции, Зconst - постоянные затраты. - по каждому виду продукции рассчитывается сумма покрытия (маржинальная прибыль): МП=Ц-Зvar, где МП - маржинальная прибыль (сумма покрытия), Ц - цена, Зvar - переменные затраты на единицу продукции. - дополнительные возможности:
|
- см. В - относительная простота
(нет необходимости распределен - информация для |
- отсутствует информация для
ценообразования в долгом - рыночная цена на продукцию не всегда известна, что затрудняет планирование маржинальной прибыли - возможна нелинейная функция затрат - наличие в числе постоянных затрат таких, которые можно непосредственно отнести на конкретное изделие. |
2. Учет покрытия постоянных затрат |
Система является логическим продолжением и углублением простого директ-костинга (В.1.) - затраты подразделяют (по
принципу их отношения к - расчет о прибылях и убытках имеет следующий вид: В-Ноб=Вr; СП1=Вr-Зvar изд.; СП11=СП1-Зvar гр.; П=СП11-Зconst; где В - выручка; Ноб - налоги с оборота; Вr - чистая выручка, СП1, СП11 - суммы покрытия; 1 и 11 соответственно; Зvar изд, Зvar гр - переменные затраты изделия и группы изделий; Зconst - постоянные затраты; П - прибыль. Постоянные затраты при необходимости можно разделить на группы (постоянные затраты изделия, группы изделий, центра ответственности, предприятия в целом) и рассчитать соответствующие суммы покрытия. Возможны и другие варианты классификации затрат, например, на денежные и неденежные. |
- наличие информации для - наличие информации для анализа инвестиций (релевантными для принятия инвестиционных решений затратами можно считать прямые затраты на изделие, на группу изделий и иногда постоянные затраты центра), - наличие информации для
оптимизации объема - наличие информации для выбора технологического процесса и способа организации производства, - наличие информации для контроля, планирование затрат и результатов, - нахождение критического объема производства (в краткосрочном и долгосрочном периодах) с целью оценки риска, - уменьшение степени недооценки
запасов по сравнению с |
- не всегда легко провести выделение группы изделий, - в себестоимость продукции
включаются прямые постоянные
затраты, которые на самом деле
возникают не вследствие произв - сложность классификации затрат. |
3. Учет покрытия постоянных |
- разрабатывается иерархия - затраты подразделяют на следующие группы:
|
- нет необходимости распределять косвенные постоянные затраты, - все затраты рассматриваются как прямые, что дает больше возможностей для контроля, -
наличие информации для - наличие информации для оптимизации структуры выпуска в условиях ограниченных ресурсов. |
- трудно проводить оценку - не всегда можно найти объект, для которого затраты являются прямыми, - сложность метода. |
4. Учет плановых предельных |
В отличие от директ-костинга используются не фактические, а плановые значения. В отличие от учета по полной себестоимости фактические затраты, сравниваются с плановыми только в переменной, но не в постоянной части. Сравнение плановых и фактических значений проводят следующим образом:
|
- см. В.1. - расширение возможностей для контроля по сравнению с простым директ-костингом (см. В.1.). понятность, наглядность. |
- см. В.1. |
Решение задач оперативного контроллинга при применении различных методов управленческог учета (знаки “+”, “-” и “0” означают: “задача решается полностью”, “задача не решается”, “задача решается частично” соответствено).
Таблица 5.
Системы управленческого учета | |||||||
ЗАДАЧИ |
Учет по фактической себестоимости |
Учет по нормативной себестоимости |
Учет по плановой себестоимости |
Простой директ-костинг |
Учет покрытия постоянных затрат |
Учет покрытия постоянных затрат с относительными прямыми затратами |
Учет плановых предельных затрат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Планирование |
|||||||
1.1. Составление оперативного |
- |
- |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
1.2. Краткосрочное планирование |
- |
- |
- |
0 |
0 |
+ |
+ |
1.3. Планирование единовременных и неповторяющихся работ |
- |
- |
- |
0 |
0 |
+ |
0 |
1.4. Планирование сбыта |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
1.5. Краткосрочное планирование |
|||||||
- по всему предприятию в целом; |
- |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- по центрам ответственности; |
- |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
- по технологическим процессам, их стадиям; |
- |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
|
- по видам продукции; |
- |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
|
- по видам затрат |
- |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
|
1.6. Планирование влияния |
|||||||
- решения об объеме |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- решения о структуре выпуска; |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- выбор между собственным |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- оценка возможностей |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.7. Анализ чувствительности |
|||||||
- уровень спроса; |
- |
- |
- |
0 |
+ |
+ |
0 |
- цены на закупаемые товары и услуги и др. |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.8. Ценообразование затратными |
|||||||
- верхняя граница цены закупаемых товаров и услуг; |
- |
0 |
0 |
0 |
+ |
+ |
0 |
- цена реализуемых товаров и услуг; |
- |
0 |
0 |
0 |
+ |
+ |
0 |
- внутренние (трансферные) цены |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. Учет и контроль затрат и результатов. Анализ отклонений. |
|||||||
2.1. Составление отчетности о |
- |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.2. Сравнение плановых и |
0 |
0 |
+ |
0 |
+ |
+ |
0 |
2.3. Сравнение плановых и |
|||||||
- по центрам ответственности; |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- по видам продукции; |
0 |
0 |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
- по видам используемых ресурсов |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.4. Контроль динамики затрат и результатов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.5. Выявление причин отклонений |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
2.6. Оценка эффективности работы линейных и функциональных менеджеров |
- |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
0 |
2.7. Контроль полных затрат |
+ |
0 |
0 |
- |
0 |
0 |
- |
2.8. Контроль релевантных (предельных) затрат |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.9. Оценка и контроль стоимости
запасов готовой и |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
2.10. Корректировка методик планирования |
- |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
РАЗДЕЛ 3. ПЛАНИРОВАНИЕ, БЮДЖЕТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ОТКЛОНЕНИЙ В КОНТРОЛЛИНГЕ
3.1. Планирование и бюджетирование в системе контроллинга
Для эффективного использования методов учета затрат на предприятии должна быть создана система разработки планов и бюджетов, которая позволит не только определить плановые затраты каждого подразделения, но и оценить выполнение плана. Закладываемые в плане мероприятия и бюджетные средства на их реализацию служат базой для достижения намеченных целей.[6]
Остановимся кратко на логике планирования.
Вначале, как известно, идет стратегическое планирование, в процессе которого вырабатываются цели, задачи и стратегии для предприятия в целом и его сфер бизнеса. В результате процесса стратегического планирования формируются рамки для оперативного планирования.
Оперативное планирование предназначено формулировать на базе стратегических целей соответствующие годовые (оперативные) планы, с тем чтобы показать путь развития предприятия на короткий промежуток времени.
Плановые мероприятия, выражаемые количественно в виде доходов, расходов и финансов, представляют информацию для формирования бюджета.
Регулярное сравнение достигнутых и запланированных показателей бюджета позволяет уточнить план в течение бюджетного периода. Изучение результатов и причин отклонений служит основой для дальнейших действий и проведения корректирующих мероприятий.
Символом взаимодействия стратегического и оперативного планирования может служить вращающееся зубчатое колесо:
- движение “наверх” означает поиск пути развития, обеспечивающего долгосрочное существование; выбранный путь формируется в виде цели;
- движение “вниз” означает реализацию целей с помощью различных мероприятий.
Если колесо вращается без проскальзываний, то это означает, что “зубчатое зацепление” рассчитано и спроектировано верно, то есть механизм взаимодействия стратегического и оперативного планирования отработан.
Планирование необходимых мероприятий как в начале, так и в конце планового процесса проводится при обязательном условии согласования целей между руководством предприятия и сотрудниками, ответственными за оперативное планирование. В процессе планирования выявляются потребности в ресурсах для реализации намеченных мероприятий.
Бюджет, как известно, представляет собой план, выраженный в натуральных и денежных единицах. Бюджет служит инструментом для управления доходами, расходами и ликвидностью предприятия.
Можно сказать, что бюджет - это выраженный в экономических показателях результат оперативного планирования, требующий действий и управления.
Бюджет составляется в рамках формального процесса планирования - бюджетирования, в основе которого лежат пять основных принципов:
- Принцип целесогласования требует, чтобы процесс бюджетирования начинался “снизу вверх”. Это обосновывается тем, что нижестоящие руководители лучше знают ситуацию на рынке и со своей стороны обеспечивает реализуемость бюджетных величин. Далее путем согласования бюджетных планов между выше и нижестоящими руководителями обеспечивается соответствие целям конкретных планов предприятия. Процесс меняет направление и реализуется по схеме “сверху вниз”.
- Принцип приоритетности в отношении задачи координации бюджетирования должен обеспечить использование дефицитных средств в наиболее выгодном направлении. В бюджете сознательно формируется направление “основного удара”, при этом расходы на другие направления сокращаются.
- Принцип причинности предполагает, что каждая плановая единица может планировать и отвечать только за те величины, на которые она может оказывать влияние.
- Принцип ответственности, концентрирующийся исключительно на величинах, подающихся воздействию, предусматривает передачу каждому подразделению ответственности за исполнение его части бюджета вместе с полномочиями вмешиваться в случае необходимости в развитие ситуации с соответствующими корректирующими мероприятиями. Использование этого принципа содействует выработке у руководства нижнего уровня навыков предприимчивости в мышлении и действиях.
- Принцип постоянства целей предполагает, что раз установленные базовые величины не должны быть принципиально изменены в течение продолжающегося контрольного периода.
Бюджет создается в результате совместных усилий контроллера, ответственного за применяемые методы и подходы к процессу бюджетирования, и менеджера подразделения с привлечением руководителей, ответственных за оперативную единицу (место возникновения издержек). Он должен быть всегда ориентирован на достижение целей предприятия и мотивацию менеджеров.
В рамках корпоративного управления бюджет-основа для делегирования задач и ответственности за их выполнение. Бюджет является результатом общего поиска лучшего решения и документирует цели, которые предприятие желает достичь. Эти цели служат мотивирующим фактором при условии, что они ясны, привлекательны и достижимы. Достижение цели на этой основе выступает в качестве критерия оценки выполненной работы.
Бюджет составляется с учетом большого количества предположений и сценариев будущего развития, поэтому отклонения плана и факта следует рассматривать не в целях поиска виновного, а в качестве импульсов для управления.
Различные виды бюджета создаются вследствие различия в структурах предприятий и видах деятельности. Они требуют соответственно различных форм, образа действия и предоставления результата.
На рисунке 6 приведены примеры различных видов бюджетов по уровням планирования.
Исходным пунктом для бюджетирования является, как правило, план сбыта. Из него вытекает так называемые базовые планы и соответствующие им виды бюджета: производство, закупки, запасы, производственные мощности, персонал, инвестиции. Базовые планы и бюджет служат основой для формирования планов по прибыли, финансам и ликвидности.
Рисунок 6. Виды бюджетов по уровням планирования.
Уровень планирования |
Вид бюджета |
Предприятие |
план по прибыли и убыткам, план по ресурсам, план по эффективности, финансовый план, план баланс. |
Профит-центры (прибыль) |
план по прибыли и убыткам, план по ресурсам, план по эффективности, финансовый план, план баланс, план оборота. |
Функциональные подразделения |
бюджет на рекламу, бюджет на обеспечение материалами, план запасов, план по количеству производимой продукции. |
Проекты |
бюджет на освоение рынка, бюджет на разработку проекта, бюджет на новое строительство. |
Места возникновения затрат |
бюджет на материалы, бюджет на персонал. |
В начале бюджетирования руководством предприятия устанавливаются рамки экономических данных и других показателей относительно персонала, продукции, средств производства и материалов.
План сбыта формируется как “сверху вниз” на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и “снизу вверх”, принимая во внимание отдельных клиентов или продукцию. Такой подход повышает надежность планирования.