Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 21:02, реферат
Контроллинг – это система управления достижением конечных целей предприятия. Тот, кто впервые слышит слово «контроллинг», обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных. Контроллинг – это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Службы контроллинга стремятся так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты как в настоящем, так и в будущем.
Релевантными для предприятия управленческого решения можно считать только те сведения, которые непосредственно связаны с данным решением:
- условия, в которых принимается решение;
- целевые критерии;
- набор возможных альтернатив (какие решения в принципе можно принять);
последствия принятия каждой из альтернатив (что произойдет, если будет принято то или иное решение).
5. Мониторинг - отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми. На основании такого сравнения делают выводы о сильных и слабых сторонах предприятия, динамике их изменения, а также о благоприятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних условий. Изменение условий внешней и внутренней сред предприятия влечет за собой пересмотр целевых параметров: необходимо проверить насколько оптимальны поставленные цели в новых условиях, сможет ли предприятие ввиду произошедших изменений добиться поставленных целей. При необходимости корректируется план по достижению целей, и уже этот новый план воплощается в жизнь.
Модель мониторинга, осуществляемого в рамках системы контроллинга, представлена на рисунке 4.
Рисунок 4. Модель мониторинга.
Сравнение текущих результатов с целевыми |
® |
выводы по результатам сравнения |
оперативное отслеживание текущих результатов |
сильные и слабые стороны предприятия |
возможности и опасности извне | ||
|
¯ |
¯ | ||
прогноз изменения потенциала предприятия |
прогноз изменений в внешней среде | |||
¯ |
¯ | |||
Контроль целей предприятия и оценка возможности их достижения: - прогрессивность; -оптимальность; - непротиворечивость; - выполнимость. |
Действия |
Корректировка целевых параметров |
||
¯ |
|||
корректировка плана мероприятий по достижению целей предприятия |
6. Контроль занимается фиксированием и оценкой свершившихся фактов в деятельности предприятия, а контроллинг нацелен на перспективу. Следует отметить, что при этом контроллинг выполняет определенные контрольные функции и тем самым существенно изменяет природу контроля.
Предварительный контроль:
- контроль целей (правильно ли
поставлены цели, корректно ли
построено дерево целей
- контроль прогнозов (насколько они реалистичны, обоснованы, информированы, как они помогают предприятию решить стоящие задачи);
- контроль разрыва между целевым
- контроль ограничений (какие внешние
или внутренние условия мешают
предприятию достичь
- контроль планов (насколько различные планы предприятия оптимальны с точки зрения достижения его целей, не противоречат ли различные планы друг другу и т.д.);
- бюджетный контроль (контроль над затратами подразделений предприятия путем разработки бюджетов).
Текущий контроль:
- контроль и мониторинг внешней Среды предприятия с целью выявления “слабых сигналов”;
- мониторинг внутренней Среды с целью раннего обнаружения проблем.
Заключительный контроль:
- контроль выполнения планов (расчет отклонений фактических значений от плановых, анализ причин этих отклонений).
Таким образом, в системе контроллинга простое фиксирование прошлых фактов превращаются в перспективного, опережающего контроля, а также, оперативного отслеживания текущих событий; функций контроля оказывается не прошлое, а настоящее и будущее.
7. Анализ в контроллинге служит для исследования планов, результатов и отклонений на основе данных предыдущих разделов.
Анализировать можно и прошлое, и настоящее, и будущее. Анализ прошлого направлен на оценку результатов прошлой деятельности предприятия (добилось ли предприятие поставленной цели? что ему помогло, что помешало? Каковы сильные и слабые стороны предприятия?). Анализ настоящего помогает определить. Что происходит на предприятии в настоящее время, и в каком направлении оно развивается. Анализ будущего оценивает: сможет ли предприятие добиться поставленных целей, какие возможности перед ним откроются, с какими рисками придется столкнуться.
8. Рекомендации для принятия управленческих решений вырабатываются на основе анализа. На основе настоящей ситуации и перспективных возможностей и рисков контроллинг определяет, какие альтернативы действий есть у предприятия в настоящее время, и оценивает эти альтернативы с точки зрения достижения целей предприятия. Эти рекомендации помогают руководителю принять оптимальное решение.
На основе вышеизложенного приходим к выводу, что основная задача контроллинга - нацеливать систему управления предприятием на достижение поставленных целей. Поэтому контроллинг является сложной конструкцией, объединяющей в себе столь различные элементы, как установление целей, планирование, учет, контроль, анализ, управление информационными потоками и выработку рекомендаций для принятия управленческих решений. Вследствие своей интегрированности контроллинг обеспечивает синтетический, целостный взгляд на деятельность предприятия в прошлом, настоящем и будущем, комплексный подход к выявлению и решению встающих перед предприятием проблем.
РАЗДЕЛ 2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ КАК ОСНОВА КОНТРОЛЛИНГА
2.1. Задачи управленческого учета;
его отличие от финансового учета
Управленческий учет является основой системы контроллинга на предприятии. Основная задача управленческого учета - предоставление релевантной информации для принятия управленческих решений; функции контроллинга шире, они включают в себя не только управленческий учет, но и планирование, контроль, координацию, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений.
Законодательство России обязывает каждое предприятие вести бухгалтерский (финансовый) учет. Но для принятия управленческих решений существует объективная необходимость организации в рамках системы контроллинга специального управленческого учета, который может быть либо совмещен с финансовым, либо выделен отдельным блоком.[1]
В зарубежной практике существуют разные подходы к этому вопросу. Во Франции используются два плана счетов - финансового и управленческого учета, а взаимодействие между ними осуществляется через специальные счета-экраны; в Германии для управленческого и финансового учета существуют отдельные планы счетов; в США управленческий учет представляет собой отдельный блок внутри финансового учета.
На большинстве российских предприятий система управленческого учета встроена в систему обычного финансового учета. Различные подходы к взаимодействию управленческого и финансового учета представлены схематично на рисунке 5.
Рисунок 5. Различные подходы к взаимодействию управленческого и финансового учета
Автономия управленческого учета | |
раздельное ведение управленческого и финансового учета в разных планах счетов | |
взаимодействие между управленческими и финансовыми учетом через систему счетов-экранов | |
выделение управленческого учета отдельным блоком внутри финансового учета | |
практически полная интеграция управленческого и финансового учета | |
Интеграция управленческого и финансового учета | |
В современных условиях управленческий учет в России сильно интегрирован с бухгалтерским, так как в стандартном плане счетов предусмотрены счета для учета производственных затрат и результатов деятельности. Поэтому можно модернизировать существующую в России систему учета таким образом, чтобы она могла решать задачи управленческого учета.
Коренное отличие управленческого учета от финансового состоит в том, что финансовый учет ориентируется на внешних пользователей информации (прежде всего - на налоговую инспекцию), а управленческий нацелен на внутренних пользователей (в первую очередь, на руководителей предприятия и его подразделений). Отсюда и вытекают и все отличия, которые приводятся в таблице 3.
2.2. Классификация различных методов управленческого учета и их применение в контроллинге
Краткая характеристика существующих систем управленческого учета, а также анализ их достоинств и недостатков приводятся в таблице 4.
В контроллинге используются методы управленческого учета затрат. С целью их оптимального применения в таблице 5 приводятся результаты их оценки при решении задач контроллинга.
Этот анализ (таблица 5) показывает, что наиболее подходящим для целей контроллинга является системы учета по плановой себестоимости (стандарт-костинг) в сочетании с различными вариантами учета по усеченной себестоимости, поскольку именно эти системы обеспечивают максимум информации для принятия управленческих решений.
Таблица 3.
Области сравнения |
Финансовый учет |
Управленческий учет |
Основные потребители информации |
внешние пользователи информации (банки, налоговая инспекция и т.д.) |
внутренние пользователи информации (руководитель предприятия, руководители подразделений, сотрудники) |
Цели учета |
информирование внешних пользователей (банков, деловых партнеров и т.д.) о финансовом состоянии предприятия, расчет налоговых платежей |
обеспечение информационной поддержки принятия управленческих решений |
Обязательность |
требуется по законодательству |
применяется по решению руководства предприятия |
Свобода выбора систем бухгалтерского учета |
система двойной записи, обязательное соответствие нормативным актам |
ограничений по выбору системы учета не существует |
Теоретическая база |
нормативные акты |
экономическая теория, теория принятия решений |
Используемые измерители |
денежные единицы |
денежные или натуральные единицы |
Основной объект анализа |
предприятие в целом |
центры ответственности внутри предприятия, виды продукции, проекты |
Частота составления отчетности |
периодически в соответствии с требованием законодательства |
по мере необходимости, в соответствии с потребностями руководства предприятия |
Степень надежности |
требует объективности, ориентирован на контроль прошлого |
зависит от целей планирования, ориентирован на прогноз будущего |
Главное требование к информации |
точность |
релевантность |