Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 21:02, реферат
Контроллинг – это система управления достижением конечных целей предприятия. Тот, кто впервые слышит слово «контроллинг», обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных. Контроллинг – это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Службы контроллинга стремятся так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты как в настоящем, так и в будущем.
Альтернатива 3. Этот вариант представляет собой штабную структуру управления службой контроллинга (рис. 16); контроллер находится при руководстве соответствующего уровня управления и выполняет свои функции и задачи по его поручению. Контроллер не принимает самостоятельных решений, а только советует в случае поступления запроса от руководителей подразделений или по указанию руководителя направления; то есть контроллер фактически является консультантом и его рекомендации должен поддержать линейный руководитель.
Рисунок 15. Организационная структура службы контроллинга фирмы “Порше”
Директор по финансам и учету член правления |
|||||||||||
Управление контроллинга центра исследований и разработок | |||||||||||
контроллинга |
|||||||||||
Контроллинг |
Контроллинг | ||||||||||
сбыта |
отдела калькуляций | ||||||||||
Контроллинг |
|||||||||||
Контроллинг |
производства |
Контроллинг | |||||||||
дочерних фирм |
и закупки ресурсов |
экономической прибыли | |||||||||
дисциплинарное подчинение | |||||||||||
функциональное подчинение |
Согласно альтернативе 3, контроллер лишен возможности самостоятельно разрабатывать и внедрять новые инструменты контроллинга в подразделениях, тем не менее, как показывает практика эффективность контроллинга по этой схеме может быть такой же, как при альтернативе 1.
Рисунок 16. Альтернатива 3 оргструктуры управления
Руководитель предприятия |
||||||||||||||
1-ый уровень управления | ||||||||||||||
Производство |
Сбыт |
Аппарат управления |
||||||||||||
Руководитель направления |
||||||||||||||
2-ой уровень управления | ||||||||||||||
Производство |
Сбыт |
Аппарат управления |
Выбирая альтернативу, руководитель должен помнить, что эффективность работы службы контроллинга зависит не только от типа оргструктуры. Например, штабная структура управления (альтернатива 3) может дать хороший результат, если:
- контроллер и линейный
- контроллер сумел завоевать авторитет среди руководителей подразделений.
При альтернативе 2 контроллер обладает большей самостоятельностью по сравнению с другими рассмотренными альтернативами. Например, контроллер 1-го уровня иерархии управления может воздействовать на линейного руководителя 2-го уровня, чтобы реализовать свои идеи и планы. Однако это вовсе не означает, что его намерения будут реализованы с большой эффективностью. Иногда силовое воздействие может вызвать сопротивление, и результат не будет достигнут.
5.2. Профессиональные и
личностные качества контроллер
Контроллер - специалист, реализующий на предприятии функции и задачи контроллинга. Контроллера ни в коем случае нельзя отождествлять с контролером, хотя у контроллера есть и контрольные функции.
Контроллер выполняет на предприятии сервисные функции в области экономики и управления:
- обеспечивает прозрачность в
отношении затрат и
- координирует цели и планы подразделений;
- организует работу по созданию и ведению учета, ориентированного на менеджмент;
- отвечает за создание
Практика западных фирм, имеющих в своем составе службы контроллинга, показывает, что отношение к контроллерам двойственное: значимость и необходимость этой службы сомнений ни у кого не вызывает. Особенно это заметно, например, в условиях неблагоприятной конъюнктуры на рынке. С другой стороны контроллеров не очень-то “жалуют”, а порой и побаиваются. Это скорее всего объясняется тем, что контроллеры вынуждены говорить нелицеприятные слова руководителям подразделений, например, относительно соотношения затрат и результатов деятельности цеха, отдела, филиала. Зачастую от контроллера исходит предложения о сокращении числа занятых на предприятии сотрудников и снижении затрат.
Нередки случаи конфронтации руководства предприятия с контроллерами относительно выбора мероприятий по корректировке отклонений плана от факта. В текущей деятельности контроллер, выполняя свои профессиональные обязанности, вынужден контактировать с руководством и другими отделами. Это обстоятельство определяет требования к его профессиональным и личным качествам.
Идеальному контроллеру предъявляются определенные требования.
Профессиональные знания:
- основы экономики и
- финансовый учет (бухгалтерский);
- расчет затрат на предприятии;
- умение читать и анализировать баланс предприятия;
- планирование, расчет и анализ инвестиций;
- владение методикой анализа по отклонениям;
- знание ЭВМ, позволяющее поставить задачу программисту;
- знание методов и техники контроллинга:
Методические способности:
- способность аналитически
- способность мыслить
- умение объяснять и доказывать;
- способность осваивать новое и учиться;
- коммуникабельность, знание основ
коммуникабельности в
- аналитическая
- умение пользоваться
- способность к системному мышлению.
Требования к поведению:
- не держать себя очень “важно” при общении с другими;
- толерантность, то есть терпимость к другим мнениям и суждениям;
- умение преподносить
- не разглашать факты, свидетельствующие о неудаче подразделений или работников предприятия.
Дополнительные требования к стратегическому контроллеру:
- видеть и ставить проблемы в условиях неопределенности;
- думать о факторах, влияющих на успех предприятия в перспективе;
- абстрагироваться от рутинной деятельности;
- оценивать новшество и
Рассмотрим основные функции контроллера.
Контроллер как “продавец планов”. Планирование на предприятии можно разделить на стратегическое и оперативное.
Контроллер не занимается вопросам принятия решений в области планирования, так как не несет ответственности за реализацию планов. Однако за службой контроллинга закрепляются инициативное, координирующая и организующая функция, что и определяет задачи работников этой службы. В процессе формирования стратегических планов контроллер выступает в большей степени как организатор, который должен уметь:
- настраивать участников
- обобщать высказываемые мнения;
- формулировать гипотезы и
- применять на практике методы и приемы выработки и принятия коллективных решений.
При оперативном планировании от контроллера требуется умение координировать и организовывать действия лиц, ответственных за разработку и реализацию оперативных планов, руководителей среднего звена управления.
В процессе оперативного планирования контроллер решает три вида задач:
1. Разработка технологии планирования:
- установление областей
- определение содержания планов и сроков их представления;
- разработка плановых директив и форм составления планов.
2. Определение основных исходных данных, методов и порядка расчетов. Например, контроллер должен предоставить разработчикам планов следующую информацию:
- конъюнктура рынка;
- допустимый рост издержек на материалы и заработную плату;
- дополнительные условия
3. Реализация планирования, включая:
- установление
- консультации для
- согласование и координацию отдельных планов в соответствии с возможностями финансирования, стратегией, отдельными оперативными планами;
- разработку альтернативных
- составление общего
Контроллер как координатор в информационной системе предприятия. Цель функционирования информационной системы - предоставлять нужную информацию в нужное время, в достаточном объеме, в нужном месте и требуемого качества. Предполагается, что информационная система охватывает все области функционирования и уровни управления предприятием, поэтому состав, сроки, объемы и цели поставляемой информации различны для разных пользователей.
Задача контроллера как координатора заключается в том, чтобы обеспечить эффективный обмен информацией внутри предприятия. Для этого необходимо решить следующие проблемы: