Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 21:02, реферат
Контроллинг – это система управления достижением конечных целей предприятия. Тот, кто впервые слышит слово «контроллинг», обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных. Контроллинг – это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Службы контроллинга стремятся так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты как в настоящем, так и в будущем.
Рисунок 17. Схема внедрения системы контроллинга методом “планируемой эволюции”
Руководство предприятия (концепция системы контроллинга) Руководство проекта | ||||||||||
Внедрение |
||||||||||
1-й ступень |
||||||||||
Внедрение |
||||||||||
2-й ступень |
||||||||||
Внедрение |
||||||||||
3-й ступень |
||||||||||
Проект разбивается на ступени, включающие соответствующие этапы и мероприятия по достижению запланированных целей проекта. Обязательна фиксация сроков реализации планов и бюджетов, как на весь проект, так и на его отдельные ступени.
Результаты, полученные после внедрения контроллинга на первом этапе, обсуждаются у руководства предприятия. В случае необходимости вносятся корректировки в содержание, сроки и бюджеты последующих этапов. По ходу реализации проекта могут возникать обстоятельства, требующие корректировки самой концепции системы контроллинга. Аналогичным образом осуществляется управление внедрением системы контроллинга на следующих стадиях проекта.
РАЗДЕЛ 6. КОНТРОЛЛИНГ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В работе [6] рассматривается контроллинг основных направлений бизнеса. Приведем основные задачи и особенности некоторых из них.
6.1. Особенности контроллинга инвестиционных проектов
Контроллинг инвестиций включает в себя систему мониторинга, оценку и контроль инвестиционных проектов с целью выработки управленческих решений, позволяющих наилучшим образом достичь поставленных целей.
При этом решаются следующие основные задачи:
- анализ методики планирования инвестиционных проектов;
- разработка системы критериев
для оценки эффективности
- координация процесса
- экономический анализ планов
и бюджетов инвестиционных
- сбор текущей информации (мониторинг) и текущий контроль хода работ по проекту;
- анализ изменений во
- корректировка планов
- контроль проекта по содержанию выполненных работ и по срокам;
- анализ причин отклонения от плана;
- контроль за исполнением
- оценка будущей эффективности проекта с учетом изменившихся условий;
- разработка рекомендаций для принятия управленческих решений.
Контроллинг инвестиционных проектов имеет ряд особенностей:
- контроллинг инвестиционных
- контроллинг оперативной
Контроллинг инвестиций связан с матричной организационной структурой: в каждом проекте обычно задействовано множество центров ответственности, и контроллер должен обеспечить их слаженное взаимодействие в процессе достижения поставленных целей.
Система контроллинга инвестиций должна быть ориентирована на длительную перспективу, она должна быть гибкой, адаптируемой к изменениям условий внешней и внутренней среды в течение всего срока осуществления инвестиционного проекта.
Процесс создания системы контроллинга инвестиционных проектов состоит из следующих этапов:
Первый этап - выбор и обоснование инвестиционного проекта в соответствии с целями и стратегией предприятия. Для этого устанавливают цель проекта и выявляют характер и степень влияния факторов внешней и внутренней Среды на достижение этой цели. Отметим, что цели осуществления инвестиционных проектов могут быть разными: получение прибыли, увеличение благосостояния акционеров, завоевание стратегически важного нового рынка, “подстраховка” существующих направлений деятельности предприятия и др.
Второй этап - выбор критерия достижения цели проекта. Целью проекта могут быть, например, текущая стоимость будущих денежных потоков, доля рынка, темп роста, степень уменьшения риска существующих направлений деятельности и др. Если проект преследует несколько целей, возможно использование системы критериев.
Третий этап - разработка критериев достижения целей и подконтрольных показателей для каждого центра ответственности с учетом возможностей и полномочий менеджеров таких центров.
Четвертый этап - разрабатывается организационная сторона контроллинга инвестиций. Создается структура системы отчетности по инвестиционному проекту. Такая отчетность должна фиксировать плановые и фактические показатели по этапам работ, срокам, затратам. В ней также должны быть указаны отклонения фактических значений подконтрольных показателей от плановых и определена степень влияния производственных отклонений на достижение цели всего проекта.
В отчетности должны быть отражены:
- фактические результаты
- планируемые показатели;
- изменения внешней и
- отклонение фактических
- причины различий между фактическими и плановыми результатами;
- персональная ответственность
по каждой составляющей
Особо важная информация в контроллинговой отчетности должна быть выделена.
Пятый этап - разработка и внедрение системы документооборота, позволяющей осуществлять наряду с последующим предварительный и текущий контроль за отклонениями.
Схема контроллинга инвестиционных проектов представлена на рисунке 18.
Центральное место в контроллинге инвестиционных проектов занимает выбор критерия оценки достижения целей. Цели осуществления инвестиционных проектов могут быть как финансовыми, так и нефинансовыми. Финансовые цели являются наиболее типичными в условиях рыночной экономики. Известно множество финансовых критериев оценки инвестиционных проектов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Условная классификация критериев оценки инвестиционных проектов, которых можно также назвать инструментами контроллинга, приведена на рисунке 19.
Рисунок 18. Алгоритм контроллинга инвестиционных проектов
Анализ факторов внешней среды |
Анализ факторов внутренней среды |
обоснование выбранного инвестиционного проекта по сути дела и по времени осуществления |
||
¯ |
||
определение планового конечного результата |
||
¯ |
Подконтрольные | |
анализ узких и слабых мест на производстве |
® |
показатели |
¯ |
||
определение влияния внешних и внутренних факторов |
||
¯ |
||
определение отклонений фактических значений подконтрольных показателей от плановых. Определение причин возникновения зафиксированных отклонений. Выявление виновных лиц и подразделений. |
||
¯ |
||
Определение степени воздействия возникших отклонений на конечный результат (цель) инвестиционного проекта |
||
¯ |
||
принятие управленческих решений |
Рисунок 19. Классификация критериев оценки инвестиционных проектов
Критерий оценки инвестиционных проектов (по способу учета фактора времени)
¯
Традиционные критерии |
Критерии с дисконтированием денежных потоков |
® |
окупаемость |
® |
чистый приведенный доход | ||
® |
рентабельность |
® |
индекс доходности | ||
® |
период окупаемости | ||||
® |
внутренняя норма доходности | ||||
® |
аннуитет |
Понятно, что использование различных критериев оценки инвестиционных проектов приводит к различным результатам. Поэтому окончательный выбор критерия (или критериев), используемых в контроллинге инвестиционных проектов, должен осуществляться с учетом специфики конкретной ситуации.
6.2. Контроллинг маркетинга
Основной задачей контроллинга маркетинга является информационная поддержка эффективного менеджмента по удовлетворению потребностей клиентов.
Контроллер в области маркетинга участвует в процессах планирования, координации и контроля, связанных с рыночной активностью предприятия: идет ли речь об изменении сбытовой политики, или о выходе на новые рынки, либо о расширении ассортимента продукции и услуг и т.д.
В литературе выделяют четыре основные сферы деятельности маркетинга, которые называют маркетинг-микс:
- политика в отношении продукта;
- сбытовая политика;
- ценовая политика;
- коммуникационная политика.
Так как контроллинг в большей степени оперирует с количественными показателями и критериями, то и результаты маркетинговых исследований должны выражаться количественно. Для подготовки и принятия управленческих решений необходимо иметь возможности планирования, учета, а соответственно и контроля маркетинговых мероприятий.
Следует особо подчеркнуть, что сами маркетинговые мероприятия на рынке не являются предметом контроллинга. В концепцию контроллинга маркетинга входит планирование, учет и контроль результатов маркетингового мероприятия, но не путь и методы его реализации. К таким результатам относятся как правило, такие параметры: издержки, цены, объемы выпуска, продаж, поступлений и выплат, получаемые из системы финансового и управленческого учета.
Здесь также различают задачи стратегического и оперативного контроллинга.
Стратегический контроллинг маркетинга включает в себя стратегическое планирование и контроль, предусматривающие:
- анализ стратегического
- методическую и информационную
поддержку менеджмента при
- координацию стратегических
Оперативный контроллинг маркетинга предусматривает решения ряда задач:
1. Формирование и контроль
- планирование цены и изменения цен отдельных продуктов или их групп для существующей программы сбыта;