Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:42, курсовая работа
Актуальность. В 90-е годы XX века в результате изменений социально-политических, социально-экономических условий сети учреждений культуры России был нанесен значительный ущерб. Государство сократило свое участие в регулировании влияния культуры на российское общество. В настоящее же время, в связи с относительной стабилизацией общественных отношений, уровень потребностей населения страны в культурных ценностях значительно возрос. Одновременно сфера культуры оказалась под противоречивым воздействием глобализации мировых общественных отношений. В этой связи, в области культуры возникло ряд сложных проблем: сохранение единого национально-культурного пространства; защита его от низкопробной продукции; обеспечение качества предоставляемых населению услуг в сфере культуры. Эти проблемы в ре
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
1.1. Сущность и содержание социального управления учреждениями культуры.
1.2. Учреждение культуры как бюрократическая организация.
1.3. Ретроспективный анализ отечественного и зарубежного опыта социального управления учреждениями культуры.
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
2.1. Содержание и методика экспериментального исследования условий и путей совершенствования социального управления учреждениями культуры.
2.2. Организация системы социального управления учреждениями культуры.
2.3. Обоснование показателей и критериев эффективности системы социального управления учреждениями культуры.
2.4 Основные условия и пути совершенствования системы социального управления учреждениями культуры.
Введение:
Законодательство о предпринимательстве предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности с использованием средств производства, имущества, ценностей как самим их собственником, так и другим субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном собственником.
При рассмотрении сущности предпринимательства следует исходить из того, что оно является категорией рыночной экономики, возникает для реализации цели этой системы отношений. Мотив получения прибыли свободным производителем, на свой риск организующим хозяйственную деятельность, является основным и фундаментальным для понимания сущности предпринимательства.
Современное понимание сущности предпринимательства в значительной мере раскрывается в работах теоретиков постиндустриального общества, которое, по их мнению, должно прийти на смену современному капиталистическому. Так, американский социолог Вильям Ростоу отмечал, что среди факторов экономического роста важную роль будет играть склонность людей к инновациям и материальным усовершенствованиям (2, с.18-19). Французский теоретик постиндустриального общества Раймон Арон утверждал, что присущее такому обществу рационализаторство будет сопровождать дух научности, прогресса, рационального управления, экономического развития и демократии (8, с.5-6).
Учитывая это, а также характеристику предпринимательства данную Й. Шумпетером и другими экономистами, можно выделить важнейшие его функции: новаторская, организационная, хозяйственная, социальная и личностная (41, с.33).
Новаторская функция – содействие процесса продуцирования новых идей (технических, организационных, управленческих и др.), осуществление исследовательских разработок, создание новых товаров и услуг и т.п.
Организационная функция – внедрение новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы и их оптимальное объединение с традиционными, рациональное объединение форм единичного разделения труда, основных элементов системы продуктивных сил и контроль за их выполнением.
Хозяйственная функция – наиболее эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов.
Социальная функция – изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, соответственно главной цели, требованиям действия основного экономического закона.
Личностная функция – самореализация собственной цели предпринимателя, получение удовлетворения от своей работы. Например, при опросе мелких компаний Великобритании, выяснилось, что подавляющее большинство их (свыше 80%) главным стимулом своей предпринимательской деятельности считает не личное обогащение, а возможность ощутить себя независимым и иметь удовлетворения от собственной работы (30, с.38).
Итак, предпринимательство – самостоятельное организационно-хозяйственное новаторство на основе использования разных возможностей для выпуска новых товаров или старых новыми методами, открытие новых источников сырья, рынков сбыта с целью получения прибылей и самореализации собственной цели.
В Законе Российской Федерации «О предприятии и предпринимательской деятельности» отмечается, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли» (58).
Вероятно, справедливо, что этот закон не применяется по отношению к юридическим лицам, гражданам и их объединениям, занимающимся деятельностью, не преследующей цели получения прибыли.
Предпринимательская деятельность в этом Законе взаимосвязана с деятельностью предприятия, вследствие чего «статус предпринимателя приобретают посредством регистрации предприятия» (58). Однако в Гражданском кодексе РФ предусматривается индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица, которая осуществляется в рамках общих правил предпринимательства, регулирующих деятельность юридических лиц.
Главное содержание предпринимательства в сфере производства заключается в нахождении и формировании спроса на продукты (выполненную работу, оказанные услуги) и удовлетворении его путем изготовления (создания) и продажи продуктов (выполненных работ, оказанных услуг) в качестве товара.
Безразлично, сам ли предприниматель организует производство этих товаров или выступает в качестве посредника между производителем и потребителем.
Главное что отличает предпринимательскую деятельность от других некоммерческих структур, – это прибыль, получаемая как разница между доходами и затратами предпринимателя. Предприниматель не обязательно должен быть собственником предприятия, поэтому надо отличать доход предпринимателя от дохода собственника.
В наше время существует множество предпринимательских структур, каждая из которых характеризуется своими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают: и в том, и в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.
Государственное предпринимательство – это форма осуществления экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий – это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников (31, с.88).
Частное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя. Государственное предпринимательство менее эффективно нежели частное предпринимательство, и основная причина этого заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве эти функции исполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые занимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе за осуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формально исполняющие свои обязанности (31, с.101).
Согласно этой классификации, выделяют производительную и посредническую предпринимательскую деятельность (последняя включает в себя действия посредника, агента, оптовое купечество, посылоторговое посредничество, торговое представительство, коммивояжерство, акционерство, биржевое предпринимательство, фьючерсы, риэлторство); предпринимательство в финансовой сфере, которое предполагает финансовые институты, банки, инвестиционные компании и фонды, трастовую предпринимательскую деятельность и аудиторство (41, с.74). Виды предпринимательства, их формы, функции представлены в таблице 1.
Предпринимательская деятельность в современной России осуществляется в следующих организационно-правовых формах предприятий: юридические лица; товарищества; хозяйственные общества; корпорации; акционерные общества закрытого и открытого типа; холдинговые компании; производственные кооперативы (артели); унитарные предприятия; объединения самостоятельных предприятий и другие формы предпринимательской активности.
Таблица 1 Виды предпринимательства
Виды предпринимательства
Основные функции
Организационные формы
Промышленное
Производство промышленных товаров, работ, оказание услуг
Производственно-коммерческие организации, предприятия, фирмы, компании
Торговое
Купля-продажа товаров и услуг
Торгово-коммерческие организации, товарные биржи
Банковское
Купля-продажа валюты, ценных бумаг, кредит, работа с вкладами
Банки, фондовые биржи, страховые и трастовые компании
Аграрное
Производство сельскохозяйственной продукции и ее сбыт
Различные виды кооперативов, единоличные фермерские хозяйства
Консультативное (консалтинг)
Консультативные услуги
Консультативные Организации, фирмы, компании
Силовое
Защитные функции
Вневедомственные охранные фирмы и т.п.
Кроме того, предпринимательство бывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательство выступает как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость и способность чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.
Итак, мы рассмотрели сущность предпринимательства, его основные виды и формы. Теперь перейдем к законодательству, регулирующему предпринимательство в России.
1.2 Основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации
предпринимательство культура правовое муниципальный
Одной из наиболее важных проблем в сфере предпринимательства является отсутствие эффективного законодательства.
Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства.
Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.
Принцип законности – всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа – требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке (55, с.28-29).
Принцип законности – основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.
Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм (55, с.32-33).
Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности (55, с.36).
Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства – взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности (55, с.39).
Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется.
Конституция решает главную экономико-правовую проблему – проблему собственности. Термин «собственность» и ее формы в Конституции понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое и правовое пространство в стране.
Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются высшей ценностью (9, с.111-112).
Для развития конкуренции, как одного из главных направлений становления цивилизованных условий предпринимательской деятельности важным является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьбе с недобросовестной конкуренцией. Постановление Правительства РФ «О государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)» определило два направления работ: правовое обеспечение конкуренции и разработка программ демонополизации и развития конкуренции.
Следует отметить, что законодательство Российской Федерации отображает особенности ее экономики, специфику правовой системы (9, с.115):
- наряду с ограничениями монополистической деятельности предпринимателей - хозяйствующих субъектов предусматриваются меры к пресечению государственного монополизма – монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления;
- наряду с запрещением совершения монополистических действий и введением ответственности за это предусматриваются различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнения монополистических структур.