Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:42, курсовая работа
Актуальность. В 90-е годы XX века в результате изменений социально-политических, социально-экономических условий сети учреждений культуры России был нанесен значительный ущерб. Государство сократило свое участие в регулировании влияния культуры на российское общество. В настоящее же время, в связи с относительной стабилизацией общественных отношений, уровень потребностей населения страны в культурных ценностях значительно возрос. Одновременно сфера культуры оказалась под противоречивым воздействием глобализации мировых общественных отношений. В этой связи, в области культуры возникло ряд сложных проблем: сохранение единого национально-культурного пространства; защита его от низкопробной продукции; обеспечение качества предоставляемых населению услуг в сфере культуры. Эти проблемы в ре
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
1.1. Сущность и содержание социального управления учреждениями культуры.
1.2. Учреждение культуры как бюрократическая организация.
1.3. Ретроспективный анализ отечественного и зарубежного опыта социального управления учреждениями культуры.
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
2.1. Содержание и методика экспериментального исследования условий и путей совершенствования социального управления учреждениями культуры.
2.2. Организация системы социального управления учреждениями культуры.
2.3. Обоснование показателей и критериев эффективности системы социального управления учреждениями культуры.
2.4 Основные условия и пути совершенствования системы социального управления учреждениями культуры.
Введение:
5 ред. Федерального закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1. от 22.08.2004 N 122-ФЗ
(памятников истории и культуры) федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)6
Постановлением Правительства РФ от 06.10.1994 N 1143 утверждено Положение о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.7
- охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)8
Региональный уровень
Статья 39. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся:
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)9
6 ред. Федерального закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1. от 29.12.2006 N 258-ФЗ
7 Постановление Правительства РФ от 06.10.1994 N 1143 Положение о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации
8 ред. Федерального закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1. от 22.08.2004 N 122-ФЗ
9 ред. Федерального закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1. от 31.12.2005 N 199-ФЗ
- организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;
- создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
- организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
- поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
- поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.
- Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность и функции предпринимательства
1.2 Основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации
1.3 Правовое обеспечение предпринимательской деятельности в сфере культуры
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на примере Муниципального клубного учреждения «Дворец культуры «Икар» г. Трёхгорного Челябинской области
2.1 Характеристика базы исследования и основных показателей ее деятельности
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципального клубного учреждения «Дворца культуры «Икар»
2.3 Анализ ситуации на рынке культурных благ в ЗАТО г. Трёхгорный
2.4 Разработка мероприятий по повышению эффективности работы муниципального клубного учреждения «Дворца культуры «Икар»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России при формировании финансовых средств организации культуры и искусства используют метод бюджетного финансирования. Решающую роль в распределении денежных средств, таким образом, играют государственные органы и органы местного самоуправления.
Опыт показывает, что организациям культуры необходимо иметь некий иной, негосударственный, источник формирования финансовых средств, чтобы меньше зависеть от неустойчивого положения экономики России, её политической нестабильности. Это не значит, что надо вовсе отказаться от бюджетного финансирования. Такая поддержка пойдёт организациям культуры только на пользу. Но надо иметь побочный «карман», откуда можно было бы при необходимости черпать средства, тем более, что Постановлением Правительства РФ № 609 от 26 июня 1995 года утверждено Положение «Об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства», в котором отмечено, что «поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований организациям культуры». Однако, привлечь финансовые средства, особенно в условиях рыночной экономики, очень трудно. И здесь необходимо обратиться к опытным специалистам фандрейзинга (fundraising – поиск денежных средств для организаций культуры).
Трансформация социально-экономической структуры общества при переходе от административно-командного механизма регулирования экономики к рыночным механизмам осуществляется во всех отраслях и сферах. Но динамика, глубина и масштабы процессов существенно отличаются друг от друга в социальной сфере, хозяйственно-производственных отраслях и народно-хозяйственных комплексах. Это обусловлено спецификой их функционального назначения в социально-экономической структуре общества. Предприятия и организации сферы культуры и искусства по своей природе, возникновению и развитию предопределены, в большей мере, быть на материально-техническом и финансовом попечении государственно-общественных структур, выполняя интеллектуально-духовные функции по распространению и развитию морально-нравственных, художественно-эстетических ценностей человеческого сообщества, информационно-исторических памятников, цивилизованного опыта и традиций поколений в сохранении и обустройстве окружающей среды обитания. Данные функции по своей сущности и содержанию не могут осуществляться в полной мере на частной, предпринимательской основе. Они предполагают общественно-государственную масштабность и социальную направленность мобилизации ресурсов воспроизводства объектов культуры и искусства.
Предпринимательство является ключевым элементом современной рыночной экономики, способствующим образованию регулируемого, социально ориентированного рыночного механизма, поддержанию здоровой конкурентной среды, обеспечению предпосылок для быстрого и устойчивого экономического роста.
В России экономическая сущность предпринимательства остается не полностью раскрытой – его развитие сдерживает отсутствие адекватной правовой среды, обеспечивающей надежные юридические гарантии прав и интересов субъектов бизнеса, недостаточность и неэффективность мер их государственной поддержки.
Потребность в совершенствовании действующего законодательства обусловливает необходимость обращения к изучению теоретических основ и экономико-правовых аспектов предпринимательства, к комплексному изучению практических проблем в деятельности субъектов бизнеса в России.
Объектом исследования является деятельность учреждений сферы культуры в современных социально-экономических условиях.
Предмет исследования – предпринимательская деятельность в сфере культуры.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотреть на теоретическом уровне сущность и специфику предпринимательской деятельности в сфере культуры и на практическом уровне разработать рекомендации по развитию предпринимательской деятельности для конкретного учреждения культуры в закрытом административном территориальном образовании (ЗАТО) г. Трёхгорный Челябинской области.
Из цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы предпринимательской деятельности, в том числе определить сущность и принципы предпринимательства, охарактеризовать основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации, выявить специфику правового обеспечения предпринимательской деятельности в сфере культуры;
- дать оценку предпринимательской деятельности на примере Муниципального клубного учреждения «Дворец культуры «Икар» г. Трёхгорного Челябинской области, в том числе охарактеризовать базу исследования и ее основные показатели, проанализировать финансово-хозяйственную деятельность МКУ «Дворец культуры «Икар», проанализировать ситуацию на рынке культурных благ в ЗАТО г.Трехгорный Челябинской области, разработать мероприятия по повышению эффективности работы муниципального клубного учреждения «Дворец культуры «Икар».
Эмпирическую основу работы составили результаты теоретического и практического исследований, а также первичные документы МКУ «Дворец культуры «Икар», статистические данные.
Исследованиям экономики предприятий культуры посвящены работы А.И. Глаголева, Г.М. Галуцкого, С.Н. Вознесенского, В. К. Егорова, Е. Н. Жильцова, Г. П. Иванова, А. Я. Рубинштейна, И. А. Столярова, С. В. Шишкипа, М.А. Шустрова, а также ряда зарубежных авторов: В. Бомола, О. Новотного, А. Моля, Я. Фишера и др. В них рассматриваются вопросы финансирования и хозрасчетных принципов, издержек и их возмещения, а также ряд других экономических аспектов предпринимательской деятельности учреждений культуры.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В первой главе данной работы рассмотрены теоретические основы предпринимательской деятельности, правовое обеспечение и государственная поддержка предпринимательской деятельности в сфере культуры.
Во второй главе дан анализ ситуации на рынке культурных благ ЗАТО г. Трехгорного Челябинской области, разработаны мероприятия по повышению эффективности работы муниципального клубного учреждения «Дворца культуры «Икар».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность и функции предпринимательства
Предпринимательство – самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (41, с.19).
Наиболее развернутая характеристика предпринимательства дана в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), где говорится, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. ГК РФ комплексно определяет сущность предпринимательской деятельности, которой является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (38, с.21).
В соответствии с трактовкой понятия предпринимательской деятельности, установленной в гражданском кодексе РФ, можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательства (41, с.25-27):
1) предпринимательство – это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений. Никто не может кого-нибудь принудительно заставить заниматься этой деятельностью;
2) предпринимательство – это не просто самостоятельная, но инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;
3) предпринимательство – это деятельность рисковая, поэтому, прежде чем стать предпринимателем, надо помнить, что ты будешь рисковать и преодолевать сопротивление среды. К тому же государство не берет на себя ответственность за возможные неудачи;
4) предпринимательство — это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли законным путем. Следовательно, это профессиональная деятельность, так как, чтобы «систематически получать прибыль», нужно действовать компетентно, профессионально длительное время;
5) предпринимательство – это законная деятельность, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательными актами;
6) гражданским законодательством установлен основной мотив осуществления предпринимательской деятельности — получение прибыли, а чтобы этого добиться, нужно предложить потребителям товары (работы, услуги).
Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом.
При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды. Определение предпринимательства будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного действующего лица – самого предпринимателя.
Предпринимателем, или субъектом предпринимательства, согласно принятому законодательству может быть гражданин страны, признанный дееспособным в установленном законом порядке (не ограниченный в дееспособности). Граждане иностранных государств и лица без гражданства могут выступать в качестве предпринимателей в пределах правомочий, установленных законодательством (11, с.34).
Наряду с индивидуальным и частным допускается коллективное предпринимательство. В роли коллективных предпринимателей (партнеров) выступают объединения граждан, использующие как собственное, так и приобретенное на законном основании имущество. Официальный статус предпринимателя приобретается посредством его государственной регистрации либо как участника индивидуального предпринимательства (без применения наемного труда), либо как предприятия (с допустимым привлечением наемного труда в рамках, определяемых законом). Предприниматель может выступать при этом и как физическое, и как юридическое лицо (11, с.21).