Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:42, курсовая работа
Актуальность. В 90-е годы XX века в результате изменений социально-политических, социально-экономических условий сети учреждений культуры России был нанесен значительный ущерб. Государство сократило свое участие в регулировании влияния культуры на российское общество. В настоящее же время, в связи с относительной стабилизацией общественных отношений, уровень потребностей населения страны в культурных ценностях значительно возрос. Одновременно сфера культуры оказалась под противоречивым воздействием глобализации мировых общественных отношений. В этой связи, в области культуры возникло ряд сложных проблем: сохранение единого национально-культурного пространства; защита его от низкопробной продукции; обеспечение качества предоставляемых населению услуг в сфере культуры. Эти проблемы в ре
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
1.1. Сущность и содержание социального управления учреждениями культуры.
1.2. Учреждение культуры как бюрократическая организация.
1.3. Ретроспективный анализ отечественного и зарубежного опыта социального управления учреждениями культуры.
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
2.1. Содержание и методика экспериментального исследования условий и путей совершенствования социального управления учреждениями культуры.
2.2. Организация системы социального управления учреждениями культуры.
2.3. Обоснование показателей и критериев эффективности системы социального управления учреждениями культуры.
2.4 Основные условия и пути совершенствования системы социального управления учреждениями культуры.
Введение:
Предметом исследования является исполнение государственной политики в сфере культуры на региональном и муниципальном уровне в Балашовском районе Саратовской области.
В качестве методов исследования были использованы сравнительный и системный анализ.
Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что анализ исполнение федеральных и региональных программ в сфере культуры муниципальными властями выявит сильные и слабые стороны работы «на местах», что поможет в прогнозировании новых задач для улучшения результатов культурной политики.
Новизной нашей работы является сопоставление и анализ выполнения программ в сфере культуры на региональном и муниципальном уровнях.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, формулирующего цели и задачи исследования, основной части, заключения, подводящего итоги работы, списка использованной литературы и приложения.
Глава I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
1.1
Нормативно – правовая база поддержки учреждений культуры
На заседании Правительства РФ 8 декабря 2005 г. была принята Федеральная целевая программа «Культура России 2006-2011 гг.». В ней четко и ясно обозначены приоритеты государственной политики в поддержке культуры.
- сохранение культурного наследия Российской Федерации;
-формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан;
- создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации;
- развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей;
- обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям.4
Выбор данных приоритетов исходит из того, что без государственной поддержки эти сферы культуры просто прекращают свое существование.
Законодательной базой для всех культурных программ является Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
Рассмотрим более подробно нормативно – правовую базу поддержки учреждений культуры на трех уровнях: федеральном, региональном, на уровне местного самоуправления.
Федеральный уровень:
Статья 37. Полномочия федеральных органов государственной власти в области культуры(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся:(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4 «Культура России 2006-2011 гг.»: Фрагменты из Федеральной целевой программы//Культура.-2оо5
- обеспечение прав и свобод человека в области культуры;
- установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации;
- формирование федерального бюджета в части расходов на культуру;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- координация внешней политики в области культурного сотрудничества;
- регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;
абзацы десятый - одиннадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
- определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;
- официальный статистический учет в области культуры;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;5
контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре;
- сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственная охрана объектов культурного наследия
5 ред. Федерального закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1. от 22.08.2004 N 122-ФЗ
(памятников истории и культуры) федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)6
Постановлением Правительства РФ от 06.10.1994 N 1143 утверждено Положение о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.7
- охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)8
Региональный уровень
Статья 39. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся:
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)9
6 ред. Федерального закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1. от 29.12.2006 N 258-ФЗ
7 Постановление Правительства РФ от 06.10.1994 N 1143 Положение о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации
8 ред. Федерального закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1. от 22.08.2004 N 122-ФЗ
9 ред. Федерального закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1. от 31.12.2005 N 199-ФЗ
- организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;
- создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
- организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
- поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
- поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.
- Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
Уровень местного самоуправления
Статья 40. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относятся:
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения;
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.
а) К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся:
- организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
- создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.
б) К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся:
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.10
Таким образом, мы можем утверждать, что нормативно правовая база поддержки учреждений культуры достаточно разработана, также, отметим, что федеральный уровень учреждений культуры носит скорее законодательный и контролирующий характер, а уровень региональный и муниципальный – исполнительный.
10Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1. http://www.countries.ru/
1. 2 Государственное управление культуры
Государственное управление сферой культуры осуществляют органы государственной власти, соответствующие государственному устройству общества.
Вопросы государственного управления сферой культуры затрагиваются в Указах Президента, являющимся высшим должностным лицом Российской Федерации, согласно действующей Конституции, его законодательных инициативах. Основными функциями законодательной /представительной/ власти является разработка и принятие законов, утверждение государственного бюджета и контроль за его исполнением, формирование органов исполнительной власти. Все эти функции, так или иначе касаются культуры и сферы культуры.
Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.
К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.11
Управленческая деятельность в области культуры осуществляется Правительством, системой федеральных и иных органов исполнительной власти.
11 Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в РФ до 2015 года и план действий по их реализации. - М., 2007.
Высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации является Правительство РФ. Функциями исполнительной власти является исполнение законов и утверждение бюджета, а также текущее государственное управление соответствующими отраслями. Применительно к сфере культуры эти функции осуществляет Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, возглавляемое министром. Произошло слияние нескольких прежних министерств: Министерства культуры, Министерства печати, Министерства по межнациональным отношениям, Комитета по кинематографии и архивов. Изменилась сфера полномочий министерства. Правоприменительных функций у министерств теперь нет, то есть, нет выхода на реальные объекты, на проблемы их непосредственного финансирования, кадрового обеспечения. По новым правилам эти функции выведены на другой уровень структуры – на уровень федеральных агентств. В структуре Министерства культуры действует ряд агентств – по отраслям культурной деятельности /бывшее Министерство культуры преобразовано в Агентство по культуре и кинематографии, образовано Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Архивное агентство/. Министерство культуры осуществляет учредительские функции по отношению к государственным учреждениям культуры федерального значения /Большой театр, Эрмитаж, Русский музей, Национальная библиотека и др./. 11