Управление учреждениями культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В 90-е годы XX века в результате изменений социально-политических, социально-экономических условий сети учреждений культуры России был нанесен значительный ущерб. Государство сократило свое участие в регулировании влияния культуры на российское общество. В настоящее же время, в связи с относительной стабилизацией общественных отношений, уровень потребностей населения страны в культурных ценностях значительно возрос. Одновременно сфера культуры оказалась под противоречивым воздействием глобализации мировых общественных отношений. В этой связи, в области культуры возникло ряд сложных проблем: сохранение единого национально-культурного пространства; защита его от низкопробной продукции; обеспечение качества предоставляемых населению услуг в сфере культуры. Эти проблемы в ре

Содержание работы

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
1.1. Сущность и содержание социального управления учреждениями культуры.
1.2. Учреждение культуры как бюрократическая организация.
1.3. Ретроспективный анализ отечественного и зарубежного опыта социального управления учреждениями культуры.
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
2.1. Содержание и методика экспериментального исследования условий и путей совершенствования социального управления учреждениями культуры.
2.2. Организация системы социального управления учреждениями культуры.
2.3. Обоснование показателей и критериев эффективности системы социального управления учреждениями культуры.
2.4 Основные условия и пути совершенствования системы социального управления учреждениями культуры.
Введение:

Файлы: 1 файл

Культуры.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

 

  Министерство – это своего рода «мини-правительство». На данном этапе его главная задача – правоустанавливающие функции, то есть подготовка проектов законов, указов. В полномочиях министерства – контакты с Государственной думой,  прежде всего с комитетом по культуре.

 

  Структуру нового министерства составляют 11 департаментов: Департамент государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества, Департамент кинематографии, Департамент культурного наследия и изобразительного искусства, Департамент науки и образования,

 

 

 

 

11 Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. С-Пб.2001 г. с.50-51.

Департамент строительства, капитального ремонта, инвестиционной политики и реставрации, Департамент международного сотрудничества , Нормативно-правовой департамент, Департамент экономики и финансов , Департамент Генерального секретариата.

 

Объектами управления являются различные учреждения культуры: библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цирки, музеи и т.д.

 

Министерство культуры Российской Федерации, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением (СЗ РФ.1997 № 16. Ст. 1799., СЗ РФ. 1999. №13. ) Ст.1615 Правительства от 6 июня 1997 г., является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства. Министерство является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органом государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей.12

 

Минкультуры России имеет территориальные органы по сохранению культурных ценностей.

 

Свою компетенцию оно реализует в основном в отношении объектов культуры федерального значения, организационно-правовой статус которых

             

 

 

 

 

12Свод законов РФ http://nnm.ru/blogs/angelbit11/polnyj_svod_zakonov_i_kodeksov_rf/

(например, Российской государственной библиотеки, Государственного историко-культурного Музея-заповедника «Московский Кремль») определяется, как правило, Правительством РФ13 

 

Основными задачами Министерства являются: осуществление в сфере культуры государственной политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия, содействие развитию национальных культур народов России; (C3 РФ. 1997. № 50. Ст. 5680. "C3 РФ. 1997. №24. Ст. 2762. "САПП РФ. №32. Ст. 3021; Сз РФ. 1994. №12. Ст. 1394. )14

 

Правовой базой сохранения и развития библиотечного дела служит Федеральный закон N 78-ФЗ от 29 декабря 1994 г "О библиотечном деле" устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.15

 

Федеральный закон N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»от 26 мая 1996 года определяет особенности правового положения музеев, которых в стране более 2,5 тыс. Они создаются в форме учреждений, осуществляющих культурные, образовательные и научные функции некоммерческого характера.16 Постановлением Правительства N 179 от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской федерации, о лицензировании

 

13 Шмидт Г. Социальная политика как составляющая часть социальной рыночной экономики. // Вестник МГУ. Сер. 6. — 1994. - №5.

 

14 Свод законов РФ http://nnm.ru/blogs/angelbit11/polnyj_svod_zakonov_i_kodeksov_rf/

 

15 Федеральный закон N 78-ФЗ от 29 декабря 1994 г "О библиотечном деле"

 

17 Федеральный закон N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»от 26 мая 1996 года

 

деятельности музеев в Российской Федерации» ' установлен порядок и механизм учета, сохранения богатств, сосредоточенных в музеях страны.18

 

Федеральная архивная служба России (Росархив), согласно Положению о ней, утвержденному Постановлением Правительства № 1562  от 28 декабря 1998 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием Архивного, фонда Российской Федерации.19

 

Политические и социально-экономические преобразования, происходившие в 1991 — 2000 гг. в России, обусловили необходимость реформирования архивного дела на федеральном и местном уровнях. Важным содержанием проведенных реформ явилось создание ( СЗ РФ. 1995. #№1. Ст. 2. ,СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2591. "СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 949. ) необходимой законодательной базы и выработка новых подходов в решении основных задач архивной отрасли — комплектования, обеспечения сохранности и использования документов Архивного фонда Российской Федерации. 20

 

Основными задачами Росархива являются: организация и обеспечение формирования сохранности и использования Архивного фонда РФ; анализ состояния архивного дела, изучение тенденций и закономерностей, определение концепции и стратегии его развития с учетом региональных особенностей; развитие и совершенствование совместно с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации архивного дела и делопроизводства; координация деятельности подчиненных федеральных государственных архивов, научных и других организаций, обеспечение их функционирования; контроль за соблюдением законодательства в области архивного дела и другие задачи и функции, указанные в Положении.

 

18 Постановление Правительства N 179 от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации»

 

19 Постановление Правительства № 1562  от 28 декабря 1998 г «о Федеральной архивной службе Российской Федерации»

 

20 Свод законов РФ http://nnm.ru/blogs/angelbit11/polnyj_svod_zakonov_i_kodeksov_rf/

 

Таким образом, мы можем утверждать, что государственное управление культуры осуществляется с помощью Министерства культуры и массовых коммуникаций, в структуру которого входят следующие департаменты: Департамент государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества, Департамент кинематографии, Департамент культурного наследия и изобразительного искусства, Департамент науки и образования, Департамент строительства, капитального ремонта, инвестиционной политики и реставрации, Департамент международного сотрудничества , Нормативно-правовой департамент, Департамент экономики и финансов,  Департамент Генерального секретариата. У каждого из департаментов  есть свои обязанности и полномочия. Основной и важнейшей их функцией является выполнение комплекса мер по сохранению и развитию культуры.

         

Глава II. ОСОБЕННОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ К СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАЛАШОВСКОГО РАЙОНА

 

2.1 Особенности организации и реализации региональной политики в области культуры

 

21 июля 2010 года Саратовской областной думой принят Закон о Культуре.

 

Заявлены следующие основные направления деятельности органов

 

государственной власти области в сфере культуры:

 

Органы государственной власти области в соответствии с действующим законодательством осуществляют следующие основные направления деятельности:

 

1) обеспечение государственных гарантий сохранения и развития культуры в области;

 

2) разработка стратегии развития культуры на территории области;

 

3) обеспечение свободного доступа к культурным ценностям и информации через сеть учреждений культуры и искусства области;

 

4) обеспечение прав на культурную деятельность и творчество;

 

5) признание основополагающей роли культуры в процессе развития и самореализации личности; воспитание населения в духе гражданственности, патриотизма и уважения к общественным ценностям;

 

6) сохранение национально-культурной самобытности народов, проживающих на территории области;

 

7) поддержка развития профессионального искусства;

 

8) поддержка развития системы художественного образования;

 

9) создание и развитие региональной системы подготовки и повышения квалификации работников учреждений культуры и искусства;

 

10) создание условий для развития (модернизации) учреждений культуры и искусства;

 

11) социальная поддержка при пользовании культурными благами в областных государственных учреждениях культуры и искусства;

 

12) социальная поддержка работников учреждений культуры и искусства;

 

13) обеспечение участия учреждений культуры и искусства в областных, межрегиональных, всероссийских, международных фестивалях, конкурсах, смотрах, научно-практических конференциях, семинарах и иных мероприятиях;

 

14) поддержка деятельности общественных объединений в сфере культуры.

 

Обозначены меры государственной поддержки культуры:

 

К мерам государственной поддержки культуры относятся:

 

1) разработка мероприятий по реализации стратегии развития культуры на территории области;

 

2) учреждение и присуждение премий, выделение грантов в сфере культуры;

 

3) разработка и реализация областных целевых программ, ведомственных программ в сфере культуры, проектов, направленных на содержание, сохранение, распространение и освоение культурных ценностей, в том числе совместных проектов с творческими союзами, объединениями, участие в разработке и реализации федеральных целевых и инвестиционных программ в сфере культуры;

 

4) модернизация материально-технической базы учреждений культуры и искусства, находящихся в государственной собственности области или муниципальной собственности;

 

5) создание условий для развития профессионального искусства, самодеятельного (любительского) художественного творчества, культурно-досуговой деятельности;

 

6) организация и развитие гастрольной, выставочной деятельности учреждений культуры и искусства, находящихся в государственной собственности области;

 

7) организация и проведение областных, межрегиональных, международных фестивалей, смотров, конкурсов, международных культурных обменов, создание условий для развития межрегиональных и международных профессиональных обменов;

 

8) содействие сохранению и развитию (модернизации) учреждений культуры и искусства в муниципальных образованиях области;

 

9) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников учреждений культуры и искусства;

 

10) создание необходимых условий для деятельности творческих союзов, объединений в целях привлечения творческой интеллигенции и молодежи к участию в государственной культурной политике;

 

11) представление в установленном порядке работников учреждений культуры и искусства области к государственным наградам, премиям, почетным званиям;

 

12) предоставление иных мер государственной поддержки культуры в соответствии с действующим законодательством.21

Рассмотрим реализацию региональной культурной политики до принятия этого закона на конкретных примерах из отчетов по итогам работы учреждений культуры Саратовской области за 2009 год:22

Разработка стратегии развития культуры на территории области :

 

1)                Состоялось расширенное заседание областного организационного комитета по подготовке и проведению Дня славянской письменности и культуры в Саратове (от 15.05.2009)

             

 

 

 

 

21Закон Саратовской области О культуре от 21 июля 2010 годаhttp://www.mincult.saratov.gov.ru/files/Low/low_culture.doc

22Решение коллегии «Об основных итогах работы отрасли «Культура» в 2009 году и задачах на 2010 год» от 26 феврвля 2010 года № 01 – 09/ 1 – 1 http://www.mincult.saratov.gov.ru/files/kollegia/colleg_2010_1.doc

 

 

 

 

 

 

 

2)                Целевые программы . Утвержден текст целевых программ Областная целевая программа "Развитие культуры" на 2009-2012 годы (с изменениями, утверждёнными постановлением Правительства Саратовской области от 20 сентября 2010 года № 428-П.) (от 26.10.2010)

 

3)                Министр культуры области В.Н. Синюков принял участие в заседании Координационного совета по культуре при Министерстве культуры России  (от 29.09.2009)

 

4)                Губернатор Саратовской области П.Л. Ипатов вошёл в состав Комиссии по делам ЮНЕСКО (от 28.09.2009)

 

5)                Заседание коллегии министерства культуры Саратовской области «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Об укреплении материально-технической базы муниципальных учреждений культуры в рамках освоения дотации бюджетам муниципальных районов области в 2009 году. (06.07.2009)

 

 

 

сохранение национально-культурной самобытности народов, проживающих на территории области:

 

Областной народный праздник «Сабантуй-2009» . 20 июня в пос. Усть-Курдюм Саратовского района прошел народный праздник «Сабантуй», организованный Правительством Саратовской области, региональной татарской национально-культурной автономией Саратовской области. В 2009 году Сабантуй юбилейный, он проводился на саратовской земле в 20-й раз. В празднике приняли участие делегация Лениногорского района Республики Татарстан. Сабантуй стал праздником всей губернии, свидетельством мира и согласия...(19.06.2009)

 

 

 

Поддержка развития профессионального искусства (создание условий для развития профессионального искусства, самодеятельного (любительского) художественного творчества, культурно-досуговой деятельности):

1)                50 – летие  творческого союза.  В 2009 году исполнилось 50 лет творческому содружеству академического театра оперы и балета с Самойловским районом. (от 29.01.2009)

 

 

 

Информация о работе Управление учреждениями культуры