Управление учреждениями культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В 90-е годы XX века в результате изменений социально-политических, социально-экономических условий сети учреждений культуры России был нанесен значительный ущерб. Государство сократило свое участие в регулировании влияния культуры на российское общество. В настоящее же время, в связи с относительной стабилизацией общественных отношений, уровень потребностей населения страны в культурных ценностях значительно возрос. Одновременно сфера культуры оказалась под противоречивым воздействием глобализации мировых общественных отношений. В этой связи, в области культуры возникло ряд сложных проблем: сохранение единого национально-культурного пространства; защита его от низкопробной продукции; обеспечение качества предоставляемых населению услуг в сфере культуры. Эти проблемы в ре

Содержание работы

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
1.1. Сущность и содержание социального управления учреждениями культуры.
1.2. Учреждение культуры как бюрократическая организация.
1.3. Ретроспективный анализ отечественного и зарубежного опыта социального управления учреждениями культуры.
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
2.1. Содержание и методика экспериментального исследования условий и путей совершенствования социального управления учреждениями культуры.
2.2. Организация системы социального управления учреждениями культуры.
2.3. Обоснование показателей и критериев эффективности системы социального управления учреждениями культуры.
2.4 Основные условия и пути совершенствования системы социального управления учреждениями культуры.
Введение:

Файлы: 1 файл

Культуры.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

 

             

 

 

 

 

26 Отчет об итогах работы управления и учреждений культуры Балашовского муниципального района  за 2009 г.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью этой курсовой работы мы ставили изучение управления учреждениями культуры на примере муниципального образования Балашовского района Саратовской области.

 

В ходе работы перед нами были поставлены задачи:

 

- Изучить нормативно – правовую базу управления  учреждениями культуры на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;

 

- Рассмотреть государственное управление культуры;

 

- Выявить особенности организации и реализации региональной политики в области культуры;

 

- Проанализировать организационные основы культурной политики органов местного самоуправления на примере муниципального образования Балашовского района

 

Итогом нашего исследования явились выводы:

 

1. Нормативно - правовая база поддержки учреждений культуры достаточно разработана. Законодательной основой для учреждений культуры служит Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". В нем прописаны общие положения, права и свободы человека в области культуры, права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры, положение творческих работников, обязанности государства в области культуры, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры,  экономическое регулирование в области культуры, ответственность за нарушение законодательства о культуре, нормативно – правовая база, служащая основой для деятельности учреждений культуры разработана по трем направлениям: федеральном, региональном, на уровне местного самоуправления.

 

Главными задачами учреждений культуры всех трех уровней является возрождение, поддержка, развитие культуры, а также приобщение широких слоев населения в деятельность культуры.

 

Федеральный уровень учреждений культуры носит скорее законодательный и контролирующий  характер, его основными задачами являются: обеспечение прав и свобод человека в области культуры, установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, правовое регулирование отношений собственности, формирование федерального бюджета в части расходов на культуру, контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре, сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия.

 

Региональный и муниципальный уровень учреждений культуры в большей степени носит исполнительный характер. Основными задачами региональной политики в сфере культуры является: организация библиотечного обслуживания, создание и поддержка государственных музеев, организация и поддержка учреждений культуры и искусства, поддержка народных художественных промыслов в регионе.  Основными задачами муниципальной политики является: организация библиотечного обслуживания населения, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе.

 

2.  государственное управление культуры осуществляется с помощью Министерства культуры и массовых коммуникаций (Министерство – это своего рода «мини-правительство». На данном этапе его главная задача – правоустанавливающие функции, то есть подготовка проектов законов, указов. В полномочиях министерства – контакты с Государственной думой,  прежде всего с комитетом по культуре), в структуру которого входят следующие департаменты: Департамент государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества, Департамент кинематографии, Департамент культурного наследия и изобразительного искусства, Департамент науки и образования, Департамент строительства, капитального ремонта, инвестиционной политики и реставрации, Департамент международного сотрудничества , Нормативно-правовой департамент, Департамент экономики и финансов,  Департамент Генерального секретариата. У каждого из департаментов  есть свои обязанности и полномочия. Основной и важнейшей их функцией является выполнение комплекса мер по сохранению и развитию культуры.

 

3.  Законодательной основой для учреждений культуры региональной политики, в частности Саратовской области, служит Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". На основе этого закона  21 июля 2010 года Саратовской областной думой принят Закон о Культуре. Его основными положениями является: обеспечение государственных гарантий сохранения и развития культуры в области, разработка стратегии развития культуры на территории области; обеспечение свободного доступа к культурным ценностям; обеспечение прав на культурную деятельность и творчество; сохранение национально-культурной самобытности народов, проживающих на территории области, поддержка развития профессионального искусства и  художественного образования, создание условий для развития (модернизации) учреждений культуры и искусства, обеспечение участия учреждений культуры и искусства в областных, межрегиональных, всероссийских, международных фестивалях, конкурсах, смотрах, научно-практических конференциях, семинарах и иных мероприятиях. Реализация региональной культурной политики до принятия закона о Культуре от 21 июля 2010 года Саратовской области проводилась на достаточно высоком уровне на основе общего закона о культуре, о чем свидетельствуют отчеты, о проведенных мероприятиях в Саратовской области в сфере культуры.

4. Культурная политика органов местного самоуправления в муниципальном образовании Балашовского района проводится на высоком уровне.  Основными задачами этой политики являются:  сохранение и поддержка народной культуры во всех ее проявлениях, таких как фольклор, обычаи и обряды; художественных народных промыслов и ремесел; самодеятельного (любительского) народного творчества; музейного, библиотечного и архивного дела; охрана и использование памятников истории и культуры; сценические, музыкальные и другие виды и жанры искусства; эстетическое воспитание и художественное образование; книгоиздание, иная деятельность в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.  Ведется  много мероприятий по улучшению деятельности учреждений культуры, что в свою очередь, сказывается на качестве «культурного воспитания» населения, на высоком уровне проведения культурных мероприятий, на достижениях и результатах проводимых на городском, районом, федеральном и даже междунородном уровнях. По всем пунктам федерального и регионального Закона о культуре ведется активная и успешная работа, а, следовательно, в Муниципальном образовании Балашовского района выполняются главные задачи по сохранению и развитию культуры, а, также привлечения широких слоев населения к культуре и культурной деятельности.

Таким образом, цель этой курсовой работы в изучении управления учреждениями культуры на примере муниципального образования Балашовского района Саратовской области достигнута.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.                 Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1. http://www.countries.ru/library/politic/zakon.htm

 

2.                 Закон Саратовской области О культуре от 21 июля 2010 годаhttp://www.mincult.saratov.gov.ru/files/Low/low_culture.doc

 

3.                 «Культура России 2006-2011 гг.»: Фрагменты из Федеральной целевой программы//Культура.-2оо5

 

4.                 Маштаков П. А. Дипломный проект на тему «Культурная политика муниципалитета на примере муниципального образования Балашовского района»

 

5.                 Новости культуры Саратовской области www.mincult.saratov.gov.ru

 

6.                 Отчет об итогах работы управления и учреждений культуры Балашовского муниципального района  за 2009 г.

 

7.                 Постановление Правительства N 179 от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации»

 

8.                 Постановление Правительства РФ от 06.10.1994 N 1143  Положение о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации

 

9.                 Постановление Правительства № 1562  от 28 декабря 1998 г «о Федеральной архивной службе Российской Федерации»

 

10. ред. Федерального закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1. от 22.08.2004 N 122-ФЗ

 

11. ред. Федерального закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1. от 31.12.2005 N 199-ФЗ

 

12. ред. Федерального закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1. от 29.12.2006 N 258-ФЗ

 

13. Решение коллегии «Об основных итогах работы отрасли «Культура» в 2009 году и задачах на 2010 год» от 26 феврвля 2010 года № 01 – 09/ 1 – 1 http://www.mincult.saratov.gov.ru/files/kollegia/colleg_2010_1.doс

 

14. Рой М.О. Система государственного и муниципального управления. - Спб.: «Питер», 2003

 

15. Свод законов РФ http://nnm.ru/blogs/angelbit11/polnyj_svod_zakonov_i_kodeksov_rf/

 

16. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. С-Пб.2001 г. с.50-51.

 

17. Федеральный закон N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»от 26 мая 1996 года

 

18.  Федеральный закон N 78-ФЗ от 29 декабря 1994 г "О библиотечном деле"

 

19. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

 

20. Шмидт Г. Социальная политика как составляющая часть социальной рыночной экономики. // Вестник МГУ. Сер. 6. — 1994. - №5.

 

1 2

 

 

Управление учреждениями культуры

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

 

Глава 1. Основы государственной и муниципальной политики в сфере культуры

 

1.1 Основы социальной политики в сфере культуры

 

1.2 Государственная и муниципальная политика

 

1.3 Организация управления культуры в муниципальном образовании

 

1.4 Организация сферы досуга в муниципальном образовании

 

Глава 2. Муниципальные органы культуры города Благовещенска

 

2.1 Управление культуры Администрации города Благовещенска

 

2.2 Муниципальные учреждения культуры

 

Глава 3. Пути совершенствования механизма финансирования Управления культуры города Благовещенска

 

3.1 Основные направления расширения источников финансирования

 

3.2 Пути повышения эффективности расходов

 

Заключение

 

Библиографический список

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Существенную роль в развитии города Благовещенска играет среда местного сообщества - социальная среда, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности. Здесь важно выделить два момента: а) личность испытывает воздействие в непосредственной или опосредованной форме всех без исключения элементов социальной среды, но главным образом взаимодействует именно с микросредой; б) существенным отличием микросреды является наличие не только прямых, но и обратных связей между личностью и ее окружением.

 

Теоретические и практические исследования, проводимые в сфере культуры, однозначно свидетельствуют о том, что постепенно меняются функции и роль управления.

 

Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена тем, что ориентация в сфере культуры заострена на федеральном значении, а на региональном и даже местном значении. Именно в регионах зарождается культурная жизнь, именно на местном уровне можно охватить глобальные проблемы и вынести на федеральный уровень в сфере культуры.

 

Кроме того, существуют различного плана проблемы посвященные развитию отрасли культуры на местах и в регионах, которым нужно больше внимания уделять для стабилизации и модернизации культурной жизни городов, сел, деревень.

 

Модели регионального управления только начинают формироваться и особенно важны попытки обобщения управленческой практики, направленные на поиск оптимальных путей регионального развития в сфере культуры.

 

Цель дипломной работы состоит в обосновании подходов по развитию системы управления культурой города Благовещенска. Ведь кроме общей модернизации социально- культурной стабильности сферы культуры и существует проблема финансирования культурной деятельности.

 

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

 

ѕ определить основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ в сфере культуры;

 

ѕ определить и выявить государственную и муниципальную политику в сфере культуры;

 

ѕ раскрыть сущность муниципальных органов культуры города Благовещенска;

 

ѕ определить сущность финансирования учреждений культуры города Благовещенска

 

Объектом исследования является обоснование и развитие сущности и значимости Управления культуры города Благовещенска

 

Предметом исследования следует обозначить регламентацию основных подходов социальной политики в сфере культуры.

 

Методы исследования: теоретический анализ и синтез социологической, методической, экономической, управленческой литературы, изучение нормативных документов сферы культуры, системный и сравнительный анализ, анализ и обобщение массовой практики, лучшего отечественного и зарубежного опыта.

 

В работе рассматриваются основные подходы к осуществлению культурной политики в России в целом и в городе Благовещенске в частности, в условиях социально-экономических реформ. Также рассмотрены вопросы формирования законодательной базы в сфере культуры, дан анализ наиболее значимых для отрасли правовых документов. Сделана попытка исследовать проблему реализации программно-целевого подхода при осуществлении государственной культурной политики, рассмотрен ход реализации федеральных целевых программ "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации" и концепция развития сферы культуры в городе Благовещенске.

 

Особая роль отведена положениям общей теории управления, основных понятий теории культуры. Так под культурной политикой демократического государства понимается деятельность, предполагающая формирование основанных на общественном согласии концептуальных представлений о месте и роли культуры в жизни общества, о должном состоянии культурной жизни, определение приоритетных целей развития культуры, составление программ и их реализацию с помощью распределения различного вида ресурсов.

 

Предлагаем свое видение совершенствования форм государственной поддержки культуры и искусства, дальнейшего развития законодательной базы, финансирования отрасли.

 

В последние годы аспектам управления в сфере культуры было посвящено сравнительно небольшое число публикаций. Прежде всего это касается вопросов регионального управления.

 

В ходе подготовки к дипломной работе была изучена законодательная база - на федеральном, областном и местном уровнях, изучен опыт работы управлений культуры города Благовещенска.

 

В работе даны подходы к реализации организационной и нормативно- законодательной деятельности, программно-целевого подхода на региональном уровне.

Информация о работе Управление учреждениями культуры