Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 15:46, реферат
Государство оказывает финансовую (бюджетную), административную, юридическую и моральную поддержку практически всем видам культурной деятельности. Культурные функции государства являются логическим ответом на естественные, необходимые и исключительно важные потребности людей и общества. Культурная деятельность является содержанием культурной политики.
Реализацию культурной политики государство осуществляет через систему социальных институтов, воспроизводящих собственными формами, методами и средствами культурные, образовательные, творческие и нравственные виды деятельности, соответствующие социально-ценностным ориентирам государства.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Программно-целевой метод государственного управления: понятие и особенности …………….................................................................... 5
2. Федеральные целевые программы в сфере культуры………………… 8
3. Региональные целевые комплексные программы социокультурного развития ………………………………………………………………. 11
4. Долгосрочная целевая программа «культура алтайского края» на 2011 -2015 годы …………………………………………………….. 15
Заключение…………………………………………………………………… 19
Литература…………………………………………………………………… 20
Министерство образования Российской Федерации
АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Кафедра социально-культурной деятельности
на тему: Целевые комплексные программы сохранения
заочного отделения
Введение…………………………………………………………
2. Федеральные целевые программы в сфере культуры………………… 8
3. Региональные целевые комплексные программы социокультурного развития ………………………………………………………………. 11
4. Долгосрочная целевая программа «культура алтайского края» на 2011 -2015 годы …………………………………………………….. 15
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Политика государства, как известно, распространяется на все сферы жизни человека в обществе, и, естественно, она не может не охватывать такую важнейшую сферу, как культура. Роль государства в развитии культуры во все периоды истории была велика.
Однако в настоящее время культура не может рассматриваться исключительно с позиций экономической эффективности и одного из ресурсов социального развития. Культура трактуется как феномен, обладающий собственной значимостью и ценностью для человека и общества. Закрепление в обществе такого понимания культуры направлено на снижение негативных последствий экономического и политико-идеологического детерминизма в социокультурной сфере, на создание условий для саморазвития и расширения самоорганизационных процессов в культуре, на признании свободы творчества для каждого человека и его права на самовыражение в культуре.
Современной формой участия государства в культуре является культурная политика, которая представляет собой координацию и регулирование всей культурной деятельности, связанной с сохранением и функционированием исторического и культурного наследия, обеспечением равного для всех доступа к культуре, поддержкой искусства и всех видов творчества, а также с культурным присутствием в других странах и влиянием на них.
Важность роли культурных традиций в обновлении ценностно-смысловой деятельности россиян – вот то основание, на котором выстраивается стратегическая концепция культурной политики, ориентированная на решение масштабных социокультурных задач, таких как улучшение качества жизни людей, достижение социальной интеграции, упрочение социального согласия и солидарности, расширение форм межкультурного диалога в условиях глобализирующегося мира.
Государство оказывает финансовую (бюджетную), административную, юридическую и моральную поддержку практически всем видам культурной деятельности. Культурные функции государства являются логическим ответом на естественные, необходимые и исключительно важные потребности людей и общества. Культурная деятельность является содержанием культурной политики.
Реализацию культурной политики государство осуществляет через систему социальных институтов, воспроизводящих собственными формами, методами и средствами культурные, образовательные, творческие и нравственные виды деятельности, соответствующие социально-ценностным ориентирам государства.
Метод программно-целевого планирования давно зарекомендовал себя в развитых странах как один из самых точных и надежных. Он широко применяется на Западе на всех уровнях планирования и управления.
В настоящее время программно-целевой метод планирования является одним из эффективных методов осуществления государственной политики РФ практически во всех отраслях социальной сферы. Главными направлениями государственной поддержки социокультурного развития России являются федеральные программы.
Программно-целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Оно построено по логической схеме «цели - пути - способы - средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге разрабатывается программа действий по достижению целей. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Наличие подобной программы действий, показывающей, каким образом будут достигаться цели управления, в какие сроки, при каких затратах ресурсов, и есть главный признак программно-целевого управления [9].
Понятие «программно-целевое управление» трактуется и как метод программного воплощения крупных управленческих решений, и как реализация комплексного, системного подхода при решении крупномасштабных социально-экономических проблем.
Программы как инструмент управления появляются тогда, когда возникает серьезная, крупномасштабная экономическая проблема, решение которой требует принятия особых мер, сосредоточения усилий, сочетания действий разных организаций.
Программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов [9].
Особенностью
программного планирования
Планирование
осуществляется с соблюдением
конкретных принципов, т.е. правил
формирования, обоснования и организации
разработки плановых
Программный метод является наиболее эффективным способом реализации стратегии развития государства или региона.
Программно-целевой
метод планирования и
Целевая комплексная программа (ЦКП) — директивный и адресный документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленный на реализацию определенной народнохозяйственной проблемы [2].
Реализация целевой комплексной программы требует согласованного участия ряда отраслей, ведомств и организаций. Среди требований, которым должна отвечать цель, выдвинутая в ЦКП, выделяются конкретность, реальность и контролируемость. Конкретность цели подразумевает результаты, имеющие количественное выражение, на достижение которых направлена ЦКП. Реальность цели означает их практическую достижимость к определенному сроку. Контролируемость предусматривает возможность осуществления контроля за ходом реализации цели. Достижение цели предполагает решение целого ряда задач, поэтому в ЦКП цель разбирается на подцели и формируется «дерево целей».
Кроме целевой направленности
к числу наиболее характерных особенностей
целевой комплексной программы относятся:
высокая степень комплексности, ориентация
на выполнение конкретной общественно
необходимой функции, четкая адресность
заданий, детальная привязка к отраслевым
и региональным планам; приспособленность
к экономико-математическому моделированию
и др. По специфике решаемых проблем различаются
социально-экономические, научно-технические,
производственно-
По срокам действия различают программы краткосрочные (продолжительность до 1 года); среднесрочные (от 3 до 5 лет с ежегодной корректировкой); долгосрочные (свыше 5 лет).
Программно-целевой метод программирования служит важнейшим инструментом осуществления государственной культурной политики, включая в себя разработку и реализацию государственных программ развития приоритетных направлений развития культуры и решения первоочередных социально-культурных проблем.
В ходе реализации комплексных программ координируется взаимодействие различных отраслей социальной сферы, оптимизируется использование бюджетных средств, развитие культурной сферы увязывается с развитием всех других отраслей хозяйства. Комплексные целевые программы позволяют обеспечить сочетание научного подхода к планированию и организации процесса развития социокультурной сферы с рациональным расходованием финансовых средств, позволяя направить имеющиеся ресурсы на развитие стратегически значимых направлений и ликвидацию наиболее болезненных общественно-культурных явлений.
Основной целью культурной политики является сохранение и передача будущим поколениям культурного наследия, поддержка художественного творчества и распространение всех форм культуры среди максимально широкой аудитории. Для понимания необходимости развития культуры в сложный для страны переходный период следует четко осознавать, что может дать обществу энергичная и предприимчивая культурная политика.
В 1995 году Министерство культуры РФ инициировало разработку Концепции развития культуры и искусства Российской Федерации, которая определила генеральное направление государственной культурной политики на новом этапе политического и социально-экономического развития России. Основные положения Концепции получили одобрение Правительства (протокол от 14 сентября 1995 года) и на их основе было разработано и принято Постановление Правительства РФ от 19.06.1996г. N 715 "О федеральной целевой программе развития и сохранения культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)".
Программа исходила из фундаментального значения отечественной культуры в жизни государства и общества. При этом культура рассматривается не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни. В условиях светского демократического государства именно культура берет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров народа [1].
Положительный опыт реализации федеральных целевых программ по культуре в России на рубеже XX и XXI веков насчитывает уже почти полтора десятка лет. Несмотря на внутренние и мировые экономические потрясения, за счёт реализации федеральной целевой программы «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997–1999 годы)», федеральных целевых программ «Культура России» на 2001–2005 годы и на 2006–2011 годы удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.
Информация о работе Целевые комплексные программы сохранения и развития социокультурной сферы