Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 15:46, реферат
Государство оказывает финансовую (бюджетную), административную, юридическую и моральную поддержку практически всем видам культурной деятельности. Культурные функции государства являются логическим ответом на естественные, необходимые и исключительно важные потребности людей и общества. Культурная деятельность является содержанием культурной политики.
Реализацию культурной политики государство осуществляет через систему социальных институтов, воспроизводящих собственными формами, методами и средствами культурные, образовательные, творческие и нравственные виды деятельности, соответствующие социально-ценностным ориентирам государства.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Программно-целевой метод государственного управления: понятие и особенности …………….................................................................... 5
2. Федеральные целевые программы в сфере культуры………………… 8
3. Региональные целевые комплексные программы социокультурного развития ………………………………………………………………. 11
4. Долгосрочная целевая программа «культура алтайского края» на 2011 -2015 годы …………………………………………………….. 15
Заключение…………………………………………………………………… 19
Литература…………………………………………………………………… 20
Необходимость программного подхода к развитию культуры объясняется в первую очередь тем, что культура России представляет собой сложную, разветвленную и многоуровневую систему. Внутри такой системы решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов.
Программно-целевой метод обеспечит следующие важнейшие условия для осуществления государственной культурной политики:
- стратегическое единство
в принятии решений в культуре
на всех уровнях
- координацию между бюджетами
всех уровней и внебюджетными
источниками, в том числе привлеченными
на основе государственно-
- преемственность Программы и федеральных целевых программам предшествующих периодов;
- установление
стратегических ориентиров на
модернизацию и инновационное
развитие основных видов и
направлений культурной
- концентрацию источников
На современном этапе фундаментом для разработки программных документов в сфере культуры являются стратегия социально-экономического развития России до 2020 г. [3] и стратегии социально-экономического развития регионов на этот же период.
«Культурная среда» сегодня становится ключевым понятием современного общества, наиболее точно характеризующим его культурную и духовную составляющую. «Культурная среда» – это, во-первых, результат всей совокупности культурной деятельности общества – прошлой и настоящей (включая инфраструктуру организаций культуры, произведения искусства, и т. п.); во-вторых, это институт приобщения граждан к нравственным ценностям, хранимым ею; в-третьих, это область творческой реализации духовного потенциала российских граждан, в том числе молодого поколения.
В этой связи формирование и развитие культурной среды становится важнейшим условием улучшения качества жизни в Российской Федерации [4].
Поэтому федеральная целевая программа (ФЦП) "Культура России (2012-2018 годы)" направлена на сохранение российской культурной самобытности и создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала личности. Она предусматривает поддержку современного искусства и народного творчества; развитие образования в сфере культуры и искусства; сохранение культурного наследия; участие России в международном культурном процессе.
Особое внимание уделяется информатизации отрасли. Планируется, в частности, создать мультимедийные информационные ресурсы о культуре, интерактивные карты исторических мест, культурных и природных ландшафтов. Предусмотрено формирование общероссийской системы доступа к Национальной электронной библиотеке. Будут созданы многофункциональные мобильные культурные центры, с помощью которых население получит доступ к культурному наследию в цифровом виде.
Впервые ФЦП включает все аспекты сохранения объектов культурного наследия: реставрацию движимых и недвижимых памятников, мониторинг их состояния, исследование и экспертизу, формирование реестра, обеспечение безопасности музейных, архивных и библиотечных фондов.
Предусмотрены инвестиции в материально-техническую базу учреждений культуры.
Программу планируется реализовать за счет средств федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных источников. При этом предельный (прогнозный) объем финансирования из федерального бюджета составляет 186,5 млрд руб.
3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ.
Все больше инструментов государственной культурной политики передается с федерального уровня на региональный. Федеральные целевые программы лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в сфере культуры, дают общие ориентиры для разработки региональных программ развития и поддержки культуры, позволяет сформировать единые модели поддержки культуры для регионов, формулирует приоритеты государственной культурной политики.
Региональные и муниципальные целевые комплексные программы в области культуры принимаются на основе и во исполнение федеральных целевых программ. Они могут с учетом местных особенностей корректировать положения федеральных целевых программ в сторону расширения мер по сохранению и развитию культуры и увеличения их финансирования.
Разработка и обсуждение региональных программ способствуют повышению внимания органов власти и губернаторов к проблемам развития культуры, увеличению доли расходов на культуру и искусство в бюджетах соответствующих регионов [7].
Современная социокультурная ситуация Российского общества по-прежнему характеризуется слабо адаптированными к современным условиям учреждениями культуры, недостаточной развитостью действующих в сфере досуга общественных структур, кризисом социально-нравственных идеалов, глубоким отставанием всей социально-культурной сферы вследствие оторванности ее от своих «исторических корней». Вместе с тем, очевидным становится и тот факт, что сегодня повышается роль традиционных центров культуры, исторически являющихся авангардом духовного возрождения страны, основой консолидации ее культурных сил. Этим и объясняется активизация работы по совершенствованию и дальнейшему развитию социокультурных сфер регионов [8].
Для России характерно чрезвычайно высокое разнообразие территорий, которые отличаются по этническому составу населения, природно-ландшафтным, климатическим характеристикам, традициям, ремеслам, промыслам и другим составляющим культурную уникальность и самобытность конкретной области, края, района. Именно эти факторы определяют социально-культурное развитие региона, делают его неповторимым, оригинальным, индивидуальным, специфичным. Поэтому только на региональном уровне может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т.е. складываться культурная политика, которая органически связывала бы в себе учет глобальных тенденций и местных особенностей [10].
В настоящее время целенаправленное осуществление глубоких социокультурных изменений в регионе предполагает концентрацию ресурсов, направленных на социально-культурные цели, переход от проведения отдельных социально-культурных мероприятий к выработке и реализации целевых комплексных социально-культурных программ. Такая программа должна быть нацелена на конечный результат - решение определенной социально-культурной проблемы, с четким определением этапов и сроков осуществления необходимых для этого социально-культурных изменений и конкретные экономические, организационные, социально-культурные мероприятия, обеспечивающие достижения требуемого социально-культурного развития.
Определяя на основе предплановых социологических исследований социальный потенциал региона как исходную базу для социально-культурных программ, нужно учитывать все его особенности и определять пути их изменений в желательном для общества направлении.
Одной из основных задач социокультурного развития в каждом из российских регионов и в стране в целом является возрождение и развитие регионально-национальных традиций, культурного наследия, социокультурных особенностей регионов [6].
В каждой программе должны быть сформулированы:
- целевые показатели, характеризующие конечные результаты ее реализации, пути их достижения;
При формировании региональных программ социокультурного развития исходят из того, что между деятельностью учреждений социокультурной сферы и современным состоянием социокультурного развития региона существует явная зависимость. Очень важным моментом является координация усилий различных ведомств, производственных ячеек, учреждений, также планирующих социально-культурное развитие в пределах своей компетентности. Важными также при разработке целевых комплексных социально-культурных программ являются и вопросы теоретико-методического обеспечения.
В рамках целевой комплексной программы появляется возможность четко установить не просто «вертикальные» (отдельные учреждения культуры одного уровня), но и «горизонтальные» (краевое управление культуры, районное звено, учреждение культуры) связи между звеньями системы, и тем самым повысить эффективность ее функционирования.
Дальнейшее совершенствование целевой комплексной социально-культурной программы предполагает более широкое применение данных социологических исследований, позволяющих дать количественно-качественную характеристику социально-культурным процессам и явлениям, выявить свойственные им проблемы и противоречия, определить на этой основе социально-культурные приоритеты и эффективность осуществляемых социально-культурных мероприятий и программ. Социологические исследования должны стать обязательным элементом всей деятельности по социально-культурному планированию.
В процессах социокультурного развития региона целевые комплексные социально-культурные программы могут и должны играть ключевую роль, ибо способствуют интенсификации культурной среды, повышению качественного ее состояния, способны организовать «работу» всего ее социокультурного потенциала - вещественного, личностного и духовного компонентов, поэтапно разрешать существующие противоречия между потребностями и требованиями общества в социокультурном развитии своих членов, состоянием культурной среды и социокультурной сферы и целом [6].
4. ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА АЛТАЙСКОГО КРАЯ» НА 2011 -2015 ГОДЫ
В 2011 году в регионе стартовала программа по развитию культуры, рассчитана она на период 2011-2015 гг. Целью данной программы является: сохранение и развитие нематериального культурного наследия – проведение фольклорно-этнографических экспедиций, фестивалей народного творчества. В рамках программы впервые выплачены премии победителям краевых Дельфийских игр: материально поощрены 5 солистов и 8 молодежных творческих коллективов, а также предусмотрены средства на проведение двух конкурсов. Уже определены имена лучших работников отрасли культуры. Кроме того, ежегодно 40 работников культуры будут получать денежное вознаграждение. Запланировано проведение краевого конкурса среди муниципальных образований Алтайского края на лучшую организацию деятельности органов местного самоуправления в сфере культуры и искусства. Победители конкурса получат субсидии на улучшение материально-технической базы учреждений культуры.
Краевая программа «Культура Алтайского края» дополнена мероприятиями по эстетическому воспитанию детей и молодежи средствами искусства, по инициативе губернатора Александра Карлина. В проекте запланирована организация посещения учащимися учреждений культуры: спектаклей, концертных программ или музейных экскурсий для школьников является бесплатным – все затраты учреждениям культуры компенсирует краевой бюджет. На реализацию этих целей в краевой программе на 2011-2015 годы запланировано 25 млн. рублей. 11 тысяч школьников со всего региона будут иметь возможность бесплатно посещать учреждения культуры Алтайского края.
Деятельность учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, театры выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентиров. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса края.
Неотъемлемым компонентом культурной среды края выступают и театральные и музыкальные творческие коллективы, творческие союзы, учреждения среднего профессионального образования и дополнительного художественного воспитания детей и подростков.
Накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночным отношениям. Из-за отсутствия материальных и моральных стимулов она развивается крайне медленно. Возможность увеличения собственных доходов учреждений культуры и искусства ограничена их социальными целями, а также недостаточным уровнем благосостояния населения [5].
Решение актуальных задач социокультурной политики в Алтайском крае возможно только программно-целевым методом, позволяющим направить финансовые ресурсы на поддержку приоритетных направлений сохранения и развития культуры и искусства, обеспечит большую эффективность использования бюджетных ресурсов и достижение планируемых результатов.
Отказ от государственной поддержки приоритетных направлений развития культуры Алтайского края приведет не только к сокращению темпов обновления библиотечных фондов, технологического оборудования краевых государственных музеев, театров и концертных организаций, образовательных учреждений среднего профессионального образования, муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования, но и к нарушению единого информационного и культурного пространства, принципа выравнивания доступа различных групп граждан к культурным ценностям и информационным ресурсам [5].
Реализация программных мероприятий направлена на сохранение культуры Алтайского края и поддержку процессов, способствующих повышению ее престижа среди населения.
Исходя из концепции развития сферы культуры и искусства основной целью программы является сохранение и развитие культуры и искусства в Алтайском крае.
Информация о работе Целевые комплексные программы сохранения и развития социокультурной сферы