Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как национализм и сепаратизм - одни из наиболее значимых проблем не только в России, но и во всём современном мире, которые приводят к возникновению военных конфликтов, страданиям гражданского населения и нарушениям прав человека.

Содержание работы

Введение
1 Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации
1.1 Общая характеристика проблем национализма и сепаратизма, причины их возникновения
1.2 Национализм, как один из основных факторов, вызывающих дестабилизацию внутреннего положения в Российской Федерации
2 Влияние сепаратизма на политическое положение Российской Федерации
2.1 Характеристика сепаратизма как одной из главных проблем в новейшей истории России
2.2 Анализ современного положения в России и оценка деятельности государства по решению проблем национализма и сепаратизма
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Дима.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1 Дезинтеграционные  процессы в Российской Федерации

1.1 Общая характеристика  проблем национализма и сепаратизма,  причины их возникновения

1.2 Национализм,  как один из основных факторов, вызывающих дестабилизацию внутреннего  положения в Российской Федерации

2 Влияние сепаратизма  на политическое положение Российской  Федерации

2.1 Характеристика  сепаратизма как одной из главных  проблем в новейшей истории  России

2.2 Анализ современного  положения в России и оценка  деятельности государства по решению проблем национализма и сепаратизма

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность  данной темы не вызывает сомнений, так  как национализм и сепаратизм - одни из наиболее значимых проблем  не только в России, но и во всём современном мире, которые приводят к возникновению военных конфликтов, страданиям гражданского населения и нарушениям прав человека.

1 Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации

1.1 Общая характеристика проблем национализма и сепаратизма, причины их возникновения

XX век стал  для России веком двух мировых  войн, двух государственных переворотов и трёх различных режимов власти.

Распад СССР, великой ядерной державы, центра обширной системы союзов, коренным образом изменил положение на международной арене и, в первую очередь, изменил положение субъектов союза.

Межнациональная напряженность начинала ощущаться  внутри России. Разрушение советской  идентичности привело к росту  этнического самосознания. Характерна в этом плане волна переименований республик России: Марий Эл, Саха (Якутия), Хальмг Тангч (Калмыкия) и других. Новые названия отражали рост этнической идентификации. В районах Кавказа начались вооруженные конфликты, последствия которых не преодолены и по сей день.

Во всем мире одновременно с процессами интеграции (интеграция Европы в ЕС) протекают и процессы дезинтеграции (образовалось около двух десятков новых независимых государств Европы). Существуют объективные и субъективные причины происхождения указанных процессов.

Причинами дезинтеграционных  процессов в СССР были следующие:

1) несовершенство государственного устройства (фиктивная федерация с четырьмя неравноправными уровнями - союзная республика, автономная республика, национальная область, национальный округ);

2) неоднородность государства по причине огромной территории, исторического, социального и экономического развития;

3) крушение коммунистической идеологии и административно-командной системы управления.

Кроме этих причин существовало ещё множество других, побуждавших бывшие советские республики выйти из состава СССР. В ходе перестройки руководство СССР столкнулось с огромными трудностями: падение авторитета коммунистической партии, кризис доверия к власти, социальная напряженность, многолюдные митинги протеста, выступления шахтеров, противостояние консервативных лидеров партии. Слабость горбачевского правительства, его неспособность обеспечить интересы номенклатуры и подавить сепаратистские тенденции в национальных регионах, привели к усилению стремлений республик выйти из состава СССР. СССР вступил в полосу дезинтеграции и в 1990 году Латвия, Литва и Эстония в одностороннем порядке объявили о суверенитете. В некоторых регионах вспыхнули межнациональные конфликты (в Фергане, Нагорном Карабахе, Киргизии).

Крушение жестко-централизованного  государственного образования, каким был СССР, неизбежно сопровождалось продолжением центробежных процессов уже на территории новых государств. Это было обусловлено следующими причинами:

1) политика государственного строительства основывалась на принципе права наций на самоопределение. Национально-культурная автономия, принятая во всем мире, была отвергнута;

2) при проведении национальной политики в СССР границы национальных образований устанавливались без учета исторических и этнических особенностей;

3) последствия огромной миграции, связанной с депортациями целых народов и рассеяние их среди других национальностей, с великими стройками, освоением целины и т.д.

4) демократизация политического устройства государств на постсоветском пространстве и формирование открытой экономики, в ходе чего неизбежно происходили процессы децентрализации.

Децентрализация в России, прежде всего, характеризовалась  перераспределением полномочий между  различными уровнями власти: федеральной  властью, властью субъекта федерации  и местного самоуправления. Желание национальных меньшинств получить больше прав, улучшить материальное и социальное положение привело к развитию процессов дезинтеграции и суверенизации на постсоветском пространстве. Республики и автономии решили стать действительно суверенными, приобрести реальный статус самостоятельных государственных образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократических, по сути, стремлениях, проявилось и стремление обеспечить приоритетные права коренной нации за счет других национальностей.

Процессы децентрализации, дезинтеграции и суверенизации  усугублялись следующими причинами:

1) экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание масс);

2) социально-психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей);

3)территориальными и другими.

Пик развития этих процессов в России пришелся на 1991 - 1993 годы. Уже к концу 1993 года ситуация стала меняться: заметно понизился уровень активности национальных движений, выступавших с откровенными сепаратистскими лозунгами. Прошедшие в 1994 году и позднее выборы в органы власти субъектов Федерации показали, что и эти лозунги и сами национальные движения почти полностью лишились поддержки населения.

В условиях обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных  связей, обнищания населения и  разжигания элитой национальных республик  националистические чувства, в 1992 году был подписан Федеративный договор.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила принципы федеративного договора и подтвердила принцип смешанной федерации. Появилась возможность выстроить новую конституционную систему власти и федеративных отношений, которая положила бы конец процессу дезинтеграции. Для этого необходимо было создать механизмы реализации, т.е. конституционные законы - о разграничении полномочий между центром и субъектами федерации, и об организации власти в регионах. Однако сепаратистские настроения в регионах и собственные интересы региональных элит направили процесс в договорное русло. Полномочия разграничивались не на основе конституционных законов, а в соответствии с договором. В феврале 1994 года был подписан отдельный договор с Татарстаном, не подписавшим общий федеративный договор. Позже остальные субъекты федерации инициировали подписание таких же договоров с центром.

На сегодняшней  день процессы дезинтеграции и децентрализации  не остановлены, они усиливаются  в условиях экономического кризиса, в котором находится Российская Федерация и многие постсоветские государства. Россия оказалась в списке тех пятнадцати стран, которые наиболее сильно пострадали от кризиса. Естественно, что неудачи Правительства Российской Федерации усилили неприятие проводимой центром политики, они стимулируют центробежные процессы и национальный и региональный сепаратизм. Этому способствуют узкие региональные интересы, толкающие руководителей на решения, нарушающие единое пространство: экономическое (например, запреты на вывоз продукции); правовое (несоответствие законов субъекта Конституции Российской Федерации). Субъекты Федерации требуют от федерального центра все большую часть налоговых поступлений и расширения прав. Открытая экономика способствует расширению внешних связей регионов помимо федерального центра. Появляются предложения о передаче властям субъектов федерации полномочий федеральных судов и силовых ведомств.

Процессы дезинтеграции  можно остановить с помощью правильной региональной и национальной политики, при стабильной экономической ситуации и постепенном выравнивании социально-экономического состояния регионов, при четком законодательно закрепленном порядке распределения полномочий между центром и регионами, учете всех специфических моментов национального и конфессионального своеобразия регионов.

Нынешняя ситуация в Российской Федерации в некоторой  степени схожа с ситуацией  в СССР: кризисные явления в  экономической сфере, нерешённые внутренние проблемы сепаратизма и национализма, к тому же добавилась такая сложная  проблема как терроризм.

Проявление в Российской Федерации национализма и сепаратизма обусловлено следующими причинами:

1) проведение политики основанной на принципе права наций на самоопределение, с отвержением национально-культурной автономии;

2) установление границ национальных образований без учета исторических и этнических особенностей;

3) ущемление национальных меньшинств, связанное с последствиями огромной миграции при депортации целых народов и расселении их среди других национальностей при проведении в бывшем СССР великих строек и освоением целины и т.д.;

4) неизбежное проявление сепаратизма при проведении процессов децентрализации в ходе демократизации политического устройства, формирования открытой экономики и политической свободы;

5) реализация идеи национального возрождения, которая нередко перерастает в национализм, в результате чего возникают сепаратистские тенденции в субъектах федерации.

Источниками национализма и сепаратизма являются представления  об ущемлении национальных интересов  и претензии наций на приоритетные права.

Проблемы национализма и сепаратизма усугубляются экономическим  кризисом, безработицей, обнищанием населения, межнациональными барьерами общения, негативными формами национального  самоутверждения, открытым национализмом, амбициями национальных вождей, территориальными и другими причинами.

Существует  и региональный сепаратизм в более  мягкой форме проявления, причем усиливающийся  с ухудшением экономической ситуации (финансовый или налоговый сепаратизм). Региональному сепаратизму зачастую способствуют узкие региональные интересы, толкающие руководителей на решения, нарушающие единое пространство: введение запрета на вывоз продукции, принятие законов несоответствующих Конституции Российской Федерации.

Кроме внутренних причин развития сепаратизма существуют и внешние причины, особенно в регионах, вошедших в состав России не так давно.

Не исключена  вероятность потери ряда окраинных  регионов - «осыпания России по краям». С этой точки зрения такими территориями могут стать территории, присоединенные после Второй Мировой войны, где внешнее дезинтеграционное давление максимально - острова Курильской гряды, Калининградская область (бывшая Восточная Пруссия). По степени внешнего влияния далее следуют исламский Северный Кавказ и регионы, тяготеющие к буддизму - Тува, Бурятия, Калмыкия.

Существует  угроза сепаратизма связанная с  исламским фактором на Кавказе, например в Дагестане, который был очень  легко дестабилизирован со стороны  Чечни. У руководства чеченских  сепаратистов существовал план «Большой Чечни», включающей значительную часть территории Дагестана с выходом к Каспию.

Менее вероятно отделение, но сохраняются сепаратистские настроения в регионах Поволжья - Башкортостан, Татарстан. Стратегическая линия этих субъектов федерации ведет к  наращиванию региональной автономии и возможно к трансформации России в конфедерацию. Хотя не исключается, что использование исламского фактора в качестве плацдарма для влияния на исламизированные республики и регионы Татарию, Башкирию, Нижнее Поволжье при определенных неблагоприятных условиях может инициировать их соединение с исламскими республиками СНГ через, так называемый, «Оренбургский коридор» и рассечение России по меридиану Предуралья. Так, например, лидеры Ингушетии и Татарстана ранее выступали против равноправного воссоединения с Белоруссией, угрожая выходом из Российской Федерации.

На процессы дезинтеграции не могут не оказывать  влияние и огромная территория России, удаленность некоторых регионов от Центра и близость к экономическим  и культурным центрам соседних государств. Сибирь и Дальний Восток находятся от центра на тысячи километров и непосредственно граничат со Средней Азией, Японией, Кореей, Китаем.

Наиболее обостренная  обстановка сложилась на сегодняшний  день на Северном Кавказе, где до сих  пор сильны сепаратистские тенденции в Чеченской Республике, Дагестане, Ингушетии, в некоторой степени в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании и Карачаево-Черкесии. Существует угроза отделения этих регионов (особенно Чечни) от Российской Федерации. Основными причинами такой обстановки являются:

сильные этнические противоречия между местными народами и  
русскими из-за исторических событий (покорение в 1817 - 1864 гг. Российской империей Кавказа, репрессивные меры советской власти в  
1918 - 1922 гг., проведение в 1927 году реформы административно-территориального деления, длившейся 30 лет, принудительная депортация народов Северного Кавказа в 1944 году в Среднюю Азию и Сибирь. После освобождения от немецко-фашистских войск Советской Армией юга России, началась политика выселения целых народов. Гонениям подверглись корейцы, курды, греки, другие народы. Начинался очередной этап перекройки административных границ страны, который на много лет определил напряженную ситуацию в таких национальных окраинах, как Кавказ, Поволжье и Средняя Азия, и оказал отрицательное воздействие, как на распад СССР, так и на современные дезинтеграционные процессы в России.);

Информация о работе Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации