Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как национализм и сепаратизм - одни из наиболее значимых проблем не только в России, но и во всём современном мире, которые приводят к возникновению военных конфликтов, страданиям гражданского населения и нарушениям прав человека.

Содержание работы

Введение
1 Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации
1.1 Общая характеристика проблем национализма и сепаратизма, причины их возникновения
1.2 Национализм, как один из основных факторов, вызывающих дестабилизацию внутреннего положения в Российской Федерации
2 Влияние сепаратизма на политическое положение Российской Федерации
2.1 Характеристика сепаратизма как одной из главных проблем в новейшей истории России
2.2 Анализ современного положения в России и оценка деятельности государства по решению проблем национализма и сепаратизма
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Дима.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

преодоления асимметричности  нынешнего федеративного устройства. Особое значение приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям:

центр - республики, центр - регионы (края, области, города), освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями;

укрепления  самостоятельности регионов, не противопоставляющих  себя центру, но сотрудничающих с ним, что приведет к приоритету наднациональных  ценностей.

Важно обратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и нужд этнического характера (как титульные нации, так и национальные меньшинства), учесть специфику регионов Северного Кавказа, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока.

Только такая  политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от фактически унитарного государства, каким был Советский Союз, к истинно федеративной России. Тем более, что после окончания в России периода двоевластия, в 1993 году в массовом сознании россиян определился перелом и перемены, возникшие с середины 90-х годов ХХ века в улучшении отношений между субъектами федерации и центром, были замечены российским общественным мнением. В массовом сознании россиян начала постепенно расти уверенность в том, что целостность России укрепляется, а главное, уменьшается угроза вооруженных конфликтов, в то время неизбежного спутника распада страны.

В будущем федеративное устройство может измениться в связи  с созданием Содружества Независимых  Государств [4], а также с тем, что  Россия и Белоруссия подписали в  конце 1999 года Договор «О создании Союзного государства», а в 2009 году - договор «О создании Таможенного Союза».

После подписания в 1999 году договора «О создании Союзного государства» высшим органом союзного государства стал Высший государственный  совет, в состав которого входят главы государств, представители правительств и парламентов. Высший государственный совет занимается важнейшими вопросами развития союзного государства. Представительным и законодательным органом учреждается парламент союзного государства, состоящий из Палаты Союза и Палаты представителей. Исполнительным органом союзного государства является Совет министров, в который входят председатель, госсекретарь, главы правительств и МИД, министры экономики и финансов, а также руководители отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства. Председателем Совета министров является премьер-министр Российской Федерации или Республики Беларусь, также на ротационной основе назначается Высший государственный совет.

Подписание  в свое время союзного договора России и Белоруссии вызвало довольно резкую реакцию со стороны белорусской оппозиции и ряда российских региональных лидеров (президентов Ингушетии, Башкирии, Татарстана). Тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что в случае объединения России и Белоруссии Татарстан будет добиваться повышения собственного статуса. По сути, это означало изменение федеративного устройства государства и серьезные коррективы конституционного строя. Но ситуация разрешилась другим образом. Интеграция России и Беларуси до сих пор не завершена из-за целого ряда противоречий и взаимного нежелания сторон идти на уступки.

На сегодняшний  день, по моему мнению, можно сказать, что ситуация, связанная с дезинтеграционными процессами, охватившими Российскую Федерацию в первые годы после распада Советского Союза (1991 - 1993 гг.), стабилизировалась, начали укрепляться федеративные отношения и целостность самой страны.

Заключение

На основании  вышеперечисленных материалов можно  прийти к выводу, что заложенное в 20-е годы ХХ века сочетание несовместимых или трудно совместимых принципов национально-государственного устройства привело исчезновению Советского Союза и до сих пор оказывает немалое воздействие на устройство Российской Федерации, угроза распада которой актуальна и по сей день.

Предпринимаемые Правительством Российской Федерации  меры, равно как и те, что были приняты ранее, являются по своей  сути либо слишком жесткими (две  военные операции в Чечне), либо половинчатыми, не доведенными до конца. В частности, до сих пор не решены проблемы унификации региональной системы (сохраняются 6 типов субъектов федерации), разграничения сфер деятельности федеральных и региональных органов власти, распределения бюджетных средств, национальной, этнической и религиозной розни. Также проблемами государственного масштаба являются терроризм, организованная преступность, коррупция.

Административные  методы борьбы с перечисленными проблемами не дают эффективных результатов. На мой взгляд, необходимо провести реформирование всей системы государственного управления в Российской Федерации, при этом сделать акцент на повышение гибкости и оперативности её реагирования на возникающие проблемы, одновременно упростив её структуру. К примеру, можно ликвидировать такой тип регионов, как автономный округ, путем их слияния с теми субъектами федерации, в состав которых они входят. Дальнейшее уменьшение числа субъектов за счет их объединения друг с другом может вызвать создание экономически независимых регионов, что усилит сепаратистские тенденции в стране. Но сокращение государственного аппарата не единственная мера, которая должна быть задействована. Необходимо, используя постепенное развитие при помощи федерального бюджета и изыскания дополнительных возможностей на местах, выровнять уровень жизни населения России в целом по стране, тем самым уменьшив или полностью ликвидировав социальную напряженность между разными регионами и социальными группами. Также ещё одной мерой является усиление экономической, социальной и культурной интеграции между субъектами федерации (к примеру, благодаря развитию отдельных отраслей хозяйства, таких как транспорт, военно-промышленный комплекс, развитие инновационных технологий).

В целом, ситуация в Российской Федерации еще не является критической в условиях относительно благоприятной обстановки в стране. Тем не менее, уже сейчас следует действовать на упреждение, чтобы не допускать кризисных явлений, способных угрожать целостности России. Эффективность работы органов государственной власти прямо зависит от того, желает ли российская правящая элита сохранить Россию как единое, сильное и независимое государство.

Список  использованных источников

1 Иванченко,  Александр. Вперед, в прошлое,  или назад, в будущее?/ Алексанр  Иванченко, Владимир Рыжков, Алексей  Салмин: - «Независимая газета». 2001.01.18.

2 Общественность Карелии выступила против перехода на кириллицу.// Известия.Ru 11.12.2002.

3 Гайдар Е.Т.: Гибель империи. Уроки для современной России./Е.Т. Гайдар - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2006 (2-е изд., 2007).

4 Газета «Известия» от 23 декабря 1991 года.

5 Дзидзоев В.Д. Национальные отношения на Кавказе./ В. Д. Дзидоев - Владикавказ, 1995. С. 207.

6 «Договор об общественном согласии». - М.:1994 г.

7 Жириновский  В.В. Что мы предлагаем. Предвыборная  программа ЛДПР./ - В.В. Жириновский - «Юридическая газета», № 40-41, 1993.

8 Г.Зюганов.  Драма власти./ Зюганов Г. - М., «Палея», 1994.

9 Иванов С.А. «Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография»./ С.А. Иванов - Москва, 2002.

10 Ильин И. А. Что сулит миру расчленение России/ И.А. Иванов// Наши задачи. Т. 1. М., 1992. С. 259.

11 Исаев И.А. История государства и права России./ И. А. Исаев - М., 1996.

12 Казанцев М.Ф. Миротворческий потенциал договора./ М.Ф. Казанцев - М.: 1997.

13 Карпец В. Мания предательства. Коррупция элит и угроза распада России (статья от 23.09.2008 г.)./ В. Карпец - Политический журнал www.politjournal.ru.

14 Коновалов Валерий. Губернаторы перегораживают страну./ Валерий Коновалов - Известия, 22.09.1998.

15 Конституция Российской Федерации. М., 1995.

16 Костюков В. Роман с президентом./В. Костюков - М., 1997.

17 «Кубанская пресса лидирует по числу националистических высказываний» // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kavkaz.memo.ru/newstext/news. Дата доступа: 21/12/2002.

18 Калашникова Марина: «Путин  хочет иметь сильную власть, как  в Татарстане». Президент Минтимер  Шаймиев предлагает альтернативу  институту полпредов./ Марина Калашникова  - «Независимая газета». 02.12.2000.

19 Мельник В.А. Политология./ В.А. Мельник - Учеб. для студ. вузов. 3-е изд., испр. Мн., 1999.

20 МОСКВА, 23 сентября. /Корр. РИА "Новости".

21 Москва. 9 сентября. ИНТЕРФАКС.

22 Нарысы гiсторыi Беларусi: У 2 ч. Ч. 2/ М.П. Касцюк, I.М. Iгнаценка, У.I. Вышынскi i iнш., Iнстытут гiсторыi АНБ. - Мн.: Беларусь, 1995. - 560 с.

23 НТВ, «Герой дня», 03.09.98.

24 С. Павленко. Новый федерализм: интрига и контринтрига. Том 2. ProetContra - 1997.

25 Э. Паин. «Татарстанский договор» на фоне «чеченского кризиса»: проблемы становления федерализма в России. - Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Культура. Вып. 1995 г. /РАН. Институт мировой экономики и международных отношений. М., Республика 1995.

26 Эмиль Паин. Новые административные реформы и их влияние на этнополитические процессы в России. 2001. Статья.

27 Политология: Учеб. для вузов /С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; Под ред. С.В. Решетникова. 2-е изд., стереотип. - Мн.: «ТетраСистемс», 2001. - 448 с.

28 Приводятся данные, полученные в ходе реализации исследовательского проекта: «Этнические и административные границы: факторы стабильности и конфликтности». 1993-1999 гг.. Руководитель и автор исследовательского проекта Л.М. Дробижева.

29 Реальна ли угроза распада России? Интернет-газета «Протестант». 12.03.2009.

30 РЕН-ТВ, НОВОСТИ, 06.09.98; 17:45.

31 Регионализм как новая мировая тенденция. // Сборник научных трудов института Мировых экономических и политических исследований РАН. Москва. 1993.

32 Россия сегодня: реальный шанс. М., 1994. С. 190.

33 Сталин И.В. Соч. Т. 4. С. 366.

34 Сборник международно-правовых документов и национальных законодательных актов по вопросам беженцев /Сост. Ю.Л. Сарашевский, А.В. Селиванов. - Мн.: «Тесей», 2000. - 464 с.

35 ТАСС-НОВОСТИ властных структур России от 23.09.98.

36 Татарская азбука: кириллица или латиница? Дискуссии вышли на новую стадию // TatNews.Ru 12.01.2003.

37 Телеканал НТВ, БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ, 29.09.98, 08:35.

38 Тузов Н. В. Административно-управленческая ситуация в России в 10-20-х гг. ХХ века. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 1 2007.

39 Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998-2002/ под ред. Е.Т. Гайдара.- М.: Дело, 2008.

40 Эхо Москвы, ГОСТЬ ДНЯ, 02.09.98; 14:17.

41 Эхо Москвы, ИНТЕРВЬЮ, 28.09.98, 15:35.

 


Информация о работе Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации