Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как национализм и сепаратизм - одни из наиболее значимых проблем не только в России, но и во всём современном мире, которые приводят к возникновению военных конфликтов, страданиям гражданского населения и нарушениям прав человека.

Содержание работы

Введение
1 Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации
1.1 Общая характеристика проблем национализма и сепаратизма, причины их возникновения
1.2 Национализм, как один из основных факторов, вызывающих дестабилизацию внутреннего положения в Российской Федерации
2 Влияние сепаратизма на политическое положение Российской Федерации
2.1 Характеристика сепаратизма как одной из главных проблем в новейшей истории России
2.2 Анализ современного положения в России и оценка деятельности государства по решению проблем национализма и сепаратизма
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Дима.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Вашингтон стремится  нарушить на Кавказе баланс сил, обеспечить себе более активную роль по сравнению с ролью России и Ирана. В противовес этому активизировались международные контакты Ирана и России. С одной стороны происходит усиление армяно-российского военного сотрудничества, с другой стороны Грузии и Азербайджана прилагают активные усилия по вступлению в НАТО. Может возникнуть противостояние на Кавказе двух военно-оборонительных систем: ОДКБ и НАТО, куда стремятся Азербайджан и Грузия. К тому же в последние два года происходит нагнетание напряжения в Нагорном Карабахе, участились пограничные конфликты армянских и азербайджанских войск. Несмотря на то, что официально обе страны стремятся к примирению, у них нет для этого конкретной программы действий.

Военные действия в Чечне, российско-грузинский конфликт 2008 года в Южной Осетии и общее напряжение на Кавказе сыграли роль своеобразной лакмусовой бумаги, проявившей отношения между Россией и государствами НАТО. Напряженность отношений стала объективной реальностью. У России, по сути, на Кавказе остается один стратегический партнер - Армения.

Сегодня можно  говорить о сокращение экономического, политического, военного и культурного  присутствия России в государствах Закавказья, отдаляющихся от нее за исключением Армении. Интересы России в этом регионе обеспечивались триадой - военные базы, охрана внешних границ, миротворчество. Сегодня российское присутствие сокращается по всем трем направлениям - идет сокращение военного присутствия России в регионе согласно международным договорам и сокращение пограничных войск из-за экономических трудностей. В области военно-политического сотрудничества с Россией крепнут связи только с Арменией.

В долгосрочной перспективе на первое место по опасности  для всего демократического развития России может выйти другая проблема - нарастание русского национализма как  идеи политического доминирования этнического большинства.

Важным фактором роста радикального русского национализма является развитие в России массовых настроений, оценивающих весь период правления Ельцина как потерянное и пропащее десятилетие, как времена  национального позора. В качестве крайне негативных явлений рассматривается утрата Россией статуса сверхдержавы и рост политической самостоятельности регионов, особенно национальных республик, что вызывает ощущение уязвленного достоинства именно в русской среде. Именно в ней все рассматриваемые явления чаще рассматриваются, не как следствие некоего исторического процесса, а как результат сознательного умысла или внешнего заговора: «русских вытесняют», «СССР - развалили, а сейчас разваливают Россию». Поэтому русский национализм имеет исключительный характер, он отталкивает от себя другие народы по принципу: «только русские являются государственно-образующей нацией» и, наконец, «Россия для русских».

Существенное  воздействие на рост национализма оказывает  увеличение влияния представителей армии и сил безопасности в политической жизни страны и возвращение в органы управления носителей идей русского национализма (шовинизма) - той части советской номенклатуры, которая перестала стесняться своих националистических воззрений и открыто их провозглашает.

Если русский  национализм, как идея политического  доминирования этнического большинства, утвердится в качестве государственной  идеологии России, то это будет  губительно для обеспечения целостности  России, поскольку неизбежно будет расти национализм других народов, а, следовательно, и рост этнического сепаратизма.

Россия стоит  в настоящее время на перепутье. Ей свойственны черты возвращения  к сложившейся еще в Российской империи модели, ориентирующейся  на политическое доминирование русских и православия, но в то же время, российские власти делают шаги в сторону создания мультикультурного и полиэтнического общества, основанного на принципах равенства и партнерских отношений. Россия ищет стратегию национальной и федеративной политики, и от этого выбора, во многом, будет зависеть судьба Федерации.

2 Влияние сепаратизма на политическое положение Российской Федерации

2.1 Характеристика сепаратизма как одной из главных проблем в новейшей истории России

Сепаратизм  в этническом варианте - это выход из существующей системы или ее разрушение с целью оформления государственности для отдельной этнокультурной общности. Но самоопределение нации подразумевает не сепаратизм, а, прежде всего, право на участие в более широком общественно-политическом процессе. Сепаратизм и национализм становятся причинами конфликтов, в основе которых лежит не только сепаратизм и проблемы прав национальных меньшинств, но и политическая внутренняя борьба за власть. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями. Эти явления в постсоветском пространстве в какой-то мере были предопределены следующими факторами:

массовыми депортациями малых  народов и ликвидацией национально-территориальных  образований;

репрессиями в отношении  национальных представителей культуры, науки во времена сталинского режима;

размещением нетрадиционных производств;

реализацией «проектов века», деятельностью военно-промышленного  комплекса и военных ведомств, приведшим к экологическим ухудшениям в ряде районов Севера, Сибири.

В современной России отношения центра и регионов определяются Конституцией 1993 года, которой закреплено федеративное устройство, система и организация государственной власти. Конституцией была в основном устранена правовая асимметрия между субъектами федерации, существовавшая до того.

Территория Российской Федерации  на сегодняшний день состоит из территорий 83 субъектов.

Российский  федерализм - смешанный: часть субъектов  выделена по национальному признаку, часть - по территориальному. Традиционные федерации формировались посредством  передачи полномочий снизу вверх: субъекты федерации, объединяясь, создавали  центр и передавали ему свои полномочия. Российская Федерация формировалась на основе совершенно другого принципа. Передача полномочий осуществляется сверху вниз: от центра к субъектам федерации.

Согласно Конституции  существуют шесть видов субъектов  Федерации, равных по своим конституционным правам. Смешанная национально-государственная и административно-территориальная система государственного устройства, существовавшая ранее, обуславливала правовую асимметрию между субъектами Федерации.

В основном, перелом  негативных тенденций в федеративных отношениях, был достигнут за счет переговорного процесса, достижения компромиссов, взаимных уступок, сделанных как федеральной властью, так и лидерами республик. Границы допустимых уступок со стороны федеральной власти республикам определяются ее способностью контролировать основные рычаги влияния на регионы: финансовую систему, транспорт, магистральные трубопроводы и, разумеется, силовые структуры.

В марте 1992 года был заключен Федеративный Договор, состоявший из трех договоров: Российской Федерации с республиками, Российской Федерации с автономиями округами, Российской Федерации с областями и краями. Согласно Федеративному Договору в состав субъектов были включены области и края, состав субъектов расширился, федерализм распространяется на всю территорию.

В Федеративном договоре, подписанном субъектами Федерации (за исключением Татарстана и Чечни), было зафиксировано, что республики в составе Российской Федерации  обладают суверенитетом. В феврале 1994 года был подписан отдельный договор с Татарстаном, не подписавшим Федеративный Договор, по сути, являющийся конфедеративным договором.

Федеративный  договор смог приостановить дезинтеграционные  процессы в России. Договор между  Российской Федерацией и Республикой  Татарстан о разграничении предметов ведения в начале 1994 года значительно ослабил тугой узел противоречий между органами государственной власти России и Татарстана, а также позиции радикальных националистических сил в республике, чье влияние основывалось почти целиком на страхе населения перед образом «имперского врага». Договор между Москвой и Казанью сильно притушил этот образ в сознании татарстанцев. Договор не отменил ни одного из ранее принятых в республике законодательных актов, но практически сделал их неопасными для сохранения целостности страны. Например, по республиканской конституции Татарстан является субъектом международного права, но оказалось, что без гарантий Москвы зарубежные инвесторы не готовы и рубля вложить в экономику Татарстана. По местным законам все недра принадлежат республике, но, тем не менее, основное ее богатство - нефть транспортируется через федеральный нефтепровод, и уже после подписания Договора в 1994 году объем продажи Татарстаном нефти даже сократился ввиду перегрузки общероссийского нефтепровода. Так технические устройства могут выполнять политические функции.

Договоры между  федеральным центром и органами власти субъектов Федерации, а также  Договор об общественном согласии (1994 г.), подписанный всеми субъектами Федерации, кроме Чечни, значительно ограничили возможность объявления кем-либо из руководителей республик, краев, областей о выходе из состава Федерации, поскольку все они признали, что «...реализация прав субъектов Федерации возможна только при обеспечении государственной целостности России, ее политического, экономического и правового единства» [6].

Использование договора как правового средства урегулирования федеративных отношений  в сложный период развития России предопределено его социально-юридическими свойствами этого регулятора.

Договор в отличие от директивного правового акта имеет паритетный характер. Он формируется и принимается федеральными органами государственной власти совместно, позволяет полнее учесть интересы субъекта Федерации - заведомо более слабой стороны. Кроме того, договор обладает повышенной юридической гарантированностью в сравнении с односторонним директивным правовым актом. Федеральные государственные органы не могут в одностороннем порядке без согласия субъекта Федерации расторгнуть или изменить договор.

Все же миротворческий потенциал договора при урегулировании напряженности между федеральным центром и российскими регионами был задействован, однако, не в полной мере. Так, в отношениях с Чечней предпочтение отдано силовым методом разрешения конфликтов.

Необходимость начала второй чеченской войны российские власти объясняли тем, что победа над чеченским сепаратизмом предотвращает распад России. Однако, я полагаю, что если бы в свое время Российская Федерация исключила Чечню из своего состава, это не в коей мере не вызвало бы эффект домино, т.е. выход из состава России других республик, поскольку пример обнищавшей и криминализированной Чечни никого не привлекал.

Более того, отношения  Чечни со всеми соседями в период между двумя войнами становились  все хуже и хуже, но с началом второй чеченской войны стала расти солидарность с ней следующих этнических групп: исламских, особенно новых радикальных организаций; большинства националистических движений нерусских народов; солидарность, так называемых, лиц кавказской национальности. Война стимулирует поиск новых врагов, как внутренних, так и внешних, поэтому усиливает рост этнических фобий. С началом войны многие кавказцы, включая представителей этнических групп, которые традиционно не в ладах с чеченцами, стали испытывать в городах России такое же давление, которое раньше испытывали чеченцы, поскольку для ставропольских или ростовских милиционеров все они кажутся на одно лицо, и все они являются потенциальными террористами.

Вторая Чеченская  война, которая по своей длительности, числу жертв и масштабам экономического ущерба превзошла первую, не привела к усмирению чеченского сепаратизма, но уже обострила проблему разделенного лезгинского этноса, в связи с ужесточением пограничного режима с Азербайджаном; проблему чеченцев-акинцев в Дагестане, в связи с концентрацией войск в зоне расселения именно этой этнической группы. Таким образом, война в большей мере разрушает федерацию, чем существование мятежной республики.

Смешанная национально-государственная  и административно-территориальная система государственного устройства Российской Федерации в значительной степени приближена к единой форме территориального устройства. Закрепление равных прав для субъектов федерации формально означает, что все они - государственные образования и имеют равные права во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Взаимодействие  между центральной властью и  субъектами строится на основе разграничения  полномочий. Способы разграничения  полномочий между центром и регионами  могут быть различными - договорное, конституционное разграничение. Принцип равноправия субъектов федерации, закрепленный в Конституции не исключает различий в предметах ведения, объеме и характере их конкретных полномочий. Вопреки декларированному в Конституции равноправию субъектов, правовое регулирование управления из центра в различных субъектах идет различными путями на договорной основе.

Фактически  в Российской Федерации сохраняется  неравноправие субъектов федерации  с точки зрения предметов ведения  и полномочий. Передача полномочий осуществляется в форме заключения договоров.

В августе 1993 года Президент Российской Федерации  Б.Н. Ельцин заявил «о решительных мерах», которые придется применить для  утверждения новой Конституции, так как, по его мнению, «Безопасность  России и ее народов - более высокая ценность, чем формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной властью, которая окончательно дискредитирует себя» [16, с. 95].

Конституция 1993 года закрепила принципы федеративного  договора и подтвердила принцип смешанной федерации. Согласно Конституции в Российской Федерации существует разграничение предметов ведения и полномочий, существуют три сферы компетенции: сфера компетенции федерации, сфера субъектов Российской Федерации и сфера совместного ведения. Федеративное устройство предполагает прямое участие субъектов федерации в осуществлении законодательной власти на федеративном уровне через одну из палат представительного органа власти - Совет Федерации.

Получило конституционное  закрепление: верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории федерации; государственная целостность.

Информация о работе Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации