Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:13, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена происходящими социально-экономическими изменениями в российском обществе, в том числе изменениями на рынке труда. Смена политического режима в нашей стране, переход от плановой к рыночной экономике, сделали обращение к проблематике рынка вообще, и к рынку труда в частности, - особо актуальным. Нестабильность занятости и угроза безработицы, низкий уровень заработной платы, неудовлетворительные условия труда, несоблюдение трудового законодательства, особенно нарушение трудовых прав работников при приеме и увольнении с работы - все эти аспекты современного рынка труда не позволяют считать проблему устаревшей.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена
происходящими социально-
Процессы социально-
Применительно к ситуации в сфере
занятости дискриминация на рынке
труда существует тогда, когда к
отдельным работникам, обладающим одинаковыми
характеристиками по признаку производительности
труда, относятся по-разному из-за
того, что они представляют разные
социально-демографические
Сочетание профессиональных и материнских
функций заставляет женщин испытывать
большие перегрузки, что приводит
к таким негативным явлениям, как
ограничение числа детей в
семьях. Но еще более негативное
влияние имеет укоренившаяся
в последнее время тенденция
работодателей гласно или негласно
заставлять сотрудниц отказываться
от рождения ребенка впервые годы
работы. В связи с этим, актуальность
изучения проблем занятости женщин
и материнства очевидна, ведь изучение
репродуктивного поведения
Поэтому и выявление региональных
особенностей проблемы совмещения женщинами
профессиональных и материнских
функций видится нам
Таким образом, несмотря на значительную степень изученности отдельно проблем занятости женщин и проблем материнства, стоит отметить, что аспекты их взаимовлияния не нашли должного отражения на региональном уровне. Проблема требует более глубокого теоретического и эмпирического изучения, в том числе и на региональном уровне, что и обуславливает выбор темы данного исследования.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования состоит в анализе степени негативного влияния дискриминации женщин в сфере занятости на их репродуктивное поведение.
Для реализации данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть трудовую
- исследовать основные
- выявить причины и особенности дискриминации женщин на рынке труда в современных условиях, определить ее типы и виды;
- охарактеризовать особенности
женской занятости на
- показать степень влияния
Объектом исследования является женская
занятость в современной
Предметом исследования являются специфические
особенности дискриминации
Методологическая основа и теоретические источники исследования.
Методологическую и
Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялась автором на основе применения общенаучных методов: сравнительного анализа, научного обобщения, аналогии, классификации, историзма, системного подхода, а также частнонаучных методов наблюдения, анализа документов.
Эмпирическая база исследования.
Эмпирической базой
I. Дискриминация как социальное явление в обществе: понятие, виды, трансформация в обществе.
1.1. Положение женщины в обществе в историческом аспекте
Качественное изменение
роли человека в экономике, связанное
с переходом к
Терминологическое разграничение
понятия «человеческий
Человеческий потенциал
экономики можно
Трудовой потенциал - одна из ключевых подсистем человеческого потенциала. Носителями первого являются только трудоспособные граждане, второго - все население страны (включая лиц моложе и старше трудоспособного возраста). На индивидуальном уровне трудовой потенциал соотносим с рабочей силой, человеческий потенциал - с личностью.
Сфера реализации трудового потенциала - производство материальных и нематериальных благ и услуг (трудовая деятельность).
В экономической теории человеческий потенциал подлежит рассмотрению не во всем многообразии своих характеристик, а лишь в той мере, в какой его реализация влияет на социальную и экономическую эффективность воспроизводственных процессов.
В современных западных экономических исследованиях и отечественной науке постсоветского периода широкое распространение получила теория человеческого капитала, что связано с качественным изменением роли нематериальных, в том числе, личностных факторов в экономическом развитии. Отсюда потребность в изучении особенностей нематериальных составляющих воспроизводственного процесса. Введение в оборот понятия человеческого капитала базируется на признании факта разнокачественности рабочей силы, наличия в ее структуре заложенных природой и искусственно формируемых характеристик и, соответственно, возможностей нематериального накопления. Именно они постепенно начинают играть ключевую роль.
Ядро теории человеческого капитала - инвестиционная трактовка затрат на качественное совершенствование человеческого потенциала (развитие способностей и формирование потребностей населения), а также характеристика вклада этих инвестиций в экономический рост.
Человеческий капитал, являясь
разновидностью капитала, обладает всей
совокупностью его
Мотивы инвестирования в
образование имеют сложную
По сравнению с физическим
капиталом у человеческого
Отправная точка для выделения
собственно человеческого капитала
из всей совокупности производительных
способностей человека - разграничение
природных и приобретенных
В соответствии с таким подходом к инвестициям, формирующим и увеличивающим человеческий капитал, относят: расходы на общее и специальное образование, вложения в подготовку и переподготовку на производстве; затраты на проведение научных исследований в области труда (его организации, условий и оплаты). Последние увеличивают общенациональный интеллектуальный капитал (приращение научного знания) и индивидуальный человеческий капитал специалистов (накопление «элитных» знаний и производственного опыта).
Ряд ученых акцентирует внимание на связи определенных типов вложений в человека, прежде всего затрат на образование, с его будущими доходами и экономическим ростом3. Однако такой подход не охватывает в полной мере проблематику воспроизводства человеческого потенциала, поскольку абстрагируется от тех моментов, которые выходят за пределы рыночных отношений. В данном случае исследуются лишь производительные способности человека. Это значит, что речь идет не о человеческом, а о трудовом потенциале экономики. Такого рода анализ отсекает существенный воспроизводственный аспект, а именно - воздействие структуры и динамики потребностей на развитие общественного производства.
Человеческий капитал - изначально категория микроэкономики, а совокупный человеческий капитал национальной экономики - лишь сумма соответствующих нематериальных активов отдельных лиц. Совокупный же человеческий потенциал не сводится к сумме индивидуальных характеристик. Его важнейшими параметрами являются структурная сбалансированность и качество взаимодействия людей в общественном производстве. При высоких общих показателях накопленного человеческого капитала именно структурные диспропорции могут препятствовать эффективной реализации человеческого потенциала страны.
С учетом сказанного стоит согласиться с мнением, что понятие человеческого капитала в условиях динамичных качественных сдвигов, характерных для современной экономики, становится слишком узким и утилитарным для характеристики творческого потенциала общества4. Не случайно в последние годы получили широкое распространение более универсальные подходы к изучению и развитию человеческого потенциала. Их отправной точкой является оценка потенциала населения на основе таких характеристик, как состояние здоровья, доступность образования, стартовые возможности развития для представителей различных социальных и доходных групп, уровень базовой социальной защищенности и т.д.