Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 19:41, реферат
КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ - термин употребляется в культурологи для обозначения сферы человеческой деятельности, охватывающей различные стороны духовной жизни человека и общества. Культура духовная включает в себя формы общественного сознания (политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощение их в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Сфера культуры духовной включает просвещение, образование, язык и письмо, фольклор, народное искусство.
Определение понятия «духовная культура»………………………..3
Элементы духовной культуры- искусство………………………….4
Модернизм как художественный метод………………………........5
Постмодернизм в контексте мировой культуры…………………..10
Проблема кризиса европейской культуры ХХ в. В трудах
Н.Данилевского, О.Шпенглера, И. Хейзинга, П.Сорокина.
Культура и цивилизация…………………………………………….13
а) основные черты культуры эпохи цивилизации…………….......16
б) технизация культуры и проблемы «отчуждения».
Массовая и Элитарная культура………………………………..18
в) Контркультура как антипод массовой культуры……………….19
Украинская культура второй половины XX века………………...21
Ситуация постмодерна в современной культуре…………………23
Заключение………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………32
Відповідаючи цим двом вимогам, художник мимоволі опиняється в ар'єргарді життя. Адже виконання соціального замовлення обходиться митцеві занадто дорого.
Якщо суттю модернізму в художній літературі були герой як носій індивідуальної свідомості, а також витончений стиль і цілісність оповіді, то в постмодернізмі — навпаки. Свідомість героя розірвана, навзамін пізнаваному стилю тут вживаються загальні місця, звучить банальна мова. Наголос у таких творах переноситься на безособовий текст. Взагалі ж постмодернізм — це мистецтво не одного стилю, а синтез багатьох стилів, тому він більш пластичний і гнучкий, ніж модернізм.
Парадоксальність постмодернізму полягає в тому, що, будучи стилем елітарного мистецтва, він містить в собі і «масову культуру».
А тим часом незалежний
На жаль,
постмодернізм не може
До конца XIX века человечество удовлетворяла трактовка понятия “культуры” как цивилизации, как суммы научно-технических и гуманитарных достижений, позволяющих личности достойно жить в обществе и максимально пользоваться его благами. Однако к началу XX века стало ясно, что научно-технический прогресс не ведет прямо к культурному процветанию и духовному благосостоянию общества, что бурное развитие техники и особенно промышленности зачастую не только не помогает, но иногда и вредит культуре, и что техническая цивилизация далека от культурного идеала, выработанного лучшими представителями гуманистической мысли человечества
На пороге
Х1Х-ХХ веков перед учеными-
Создателем
одной из первых теорий, разграничивших
понятия культуры и
По Данилевскому, каждый культурно-исторический тип развивается сам в себе подобно живому организму; он проходит период роста, созревания, цветения, плодоношения и умирания. Высшую точку развития типа Данилевский назвал цивилизацией: “Под периодом цивилизации разумею я время, в течение которого народы, составляющие тип, - вышедший из бессознательной, чисто-этнографической формы быта древняя история; создав, укрепив и оградив свое внешнее существование как самобытных политических единиц средняя история - проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе... не только в отношении науки и искусства, но и в практическом осуществлении своих идеалов правды, свободы, общественного благоустройства и личного благосостояния”.
Период цивилизации относительно краток в сравнении с предшествующим развитием: он представляет собой быструю растрату всех тех сил и средств, которые были накоплены в течение долгого времени. За периодом цивилизации следует неизбежная смерть: ни один культурно-исторический тип “не одарен привилегией бесконечного прогресса...” Но возможно влияние одного культурного типа на другой; только не методом “пересадки” культуры или “культурной прививки”, а путем воздействия, когда нация свободно перенимает результаты работы другой, сохраняя при этом “свое политическое и общественное устройство и нравы, свой быт свои религиозные воззрения, свой склад мыслей и чувств...” Правда, при передаче культурных достижений начала цивилизации не могут быть переданы: каждый народ вырабатывает их для себя самостоятельно.
Ко взглядам
Данилевского близка точка
Теории
Шпенглера и Данилевского на
пороге XIX-XX веков несли в себе
не только абстрактно-
О
кризисе европейской культуры
начала XX века писали и философы,
не разделяющие концепции
Й-Хейзинга
оценивает состояние культуры XX
века с точки зрения некоторых
введенных им нормативов, которые
он считает необходимыми
Хейзинга
считает, что эти условия
О глобальном кризисе культуры XX века, проявившемся в “кризисе науки и искусства, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов”, пишет и П.Сорокин. Правда, в отличие от других философов, он не предсказывает близкой гибели европейской культуре в целом, а видит лишь неизбежность умирания ее чувственной сенсорной, эмпирической формы.
Таким образом, разделение цивилизации и культуры и проблема кризиса культуры эпохи цивилизации оказались в центре внимания философов-культурологов начала XX века. В это время ими были названы и характерные черты культуры периода цивилизации: техницизм, демократизм, урбанистичность, космополитизм и иррелигиозность.
Основные черты культуры эпохи цивилизации
Техницизм. Цивилизация XX века имеет не природную, а машинную основу; с эрой цивилизации машина прочно вошла в человеческую жизнь. Поэтому, как справедливо заметил Н.Бердяев, в эпоху цивилизации жизнь начинает утрачивать связь с миром природы: “Между человеком и природой становится искусственная среда орудий, которыми он пытается подчинить себе природу”. 10 Машины создают развитое индустриальное общество, в рамках и по законам которого и начинает функционировать культура.
Демократизм. В XX веке культурой охватываются огромные по сравнению с предшествующими эпохами слои населения. Демократизму европейской культуры способствовала политика всеобщей грамотности; принцип гласности, а также развитие СМИ особенно радио и телевидения.
Урбанистичность. Развитие цивилизации привело к тому, что культурная жизнь в XX веке сосредоточилась преимущественно в крупных городах - промышленных центрах. Причем, город - центр культурного развития - приобрел черты “города вообще”, “мирового города” со стандартным, стертым лицом. С урбанистичностью связан космополитизм культуры XX века - процесс утраты культурой национального начала.
Иррелигиозность. До XX века европейская культура в своем развитии была прочно соединена с религией; Н.Бердяев заметил, что связь с культом проявляется в самом слове “культура”: “Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны” " Иррелигиозность культуры XX века выражается в разрыве связей культуры и религии.
Черты, которые приобрела
культура эпохи цивилизации,
С точки зрения Й.Хейзинга,
техницизм опасен тем, что
С демократизмом
культуры XX века культурологи связывают
появление “человека-массы” - типа,
который ведет себя по
Культурологи
пишут и о том, что негативные
последствия имеет, как это
ни странно, само развитие
Демократизм культуры
она не может развиваться и в том случае, когда люди перестают относиться с благоговением к общим принципам культурного развития”.
Информация о работе Духовна культура української молоді початку ХХІ сторіччя