Духовна культура української молоді початку ХХІ сторіччя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 19:41, реферат

Описание работы

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ - термин употребляется в культурологи для обозначения сферы человеческой деятельности, охватывающей различные стороны духовной жизни человека и общества. Культура духовная включает в себя формы общественного сознания (политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощение их в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Сфера культуры духовной включает просвещение, образование, язык и письмо, фольклор, народное искусство.

Содержание работы

Определение понятия «духовная культура»………………………..3
Элементы духовной культуры- искусство………………………….4
Модернизм как художественный метод………………………........5
Постмодернизм в контексте мировой культуры…………………..10
Проблема кризиса европейской культуры ХХ в. В трудах
Н.Данилевского, О.Шпенглера, И. Хейзинга, П.Сорокина.
Культура и цивилизация…………………………………………….13
а) основные черты культуры эпохи цивилизации…………….......16
б) технизация культуры и проблемы «отчуждения».
Массовая и Элитарная культура………………………………..18
в) Контркультура как антипод массовой культуры……………….19
Украинская культура второй половины XX века………………...21
Ситуация постмодерна в современной культуре…………………23
Заключение………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………32

Файлы: 1 файл

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

      Вследствие  этого именно моло-дежь оказывается  постоянно лидирующей группой  в истории. Сталкиваясь с культурным  наследием и жизненными ценностями "отцов", молодежь во все  эпохи стремилась сбросить с  себя оковы прежних установок, что и обеспечивало культурную динамику. Развивая эту исходную посылку, западные исследователи пришли к выводу об историческом мессианстве молодежи.

      Впервые  этот вывод был сформулирован  К. Мангеймом, пытавшимся вы-явить  движущие силы исторического развития. К. Мангейм рассматривал молодежь в качестве стимулятора изменений. Он полагал, что история движется рывками, пока одно поколение не примет эстафету другого. Чтобы общественная жизнь не стояла на месте, необходим кто-то, кто должен постоянно "щелкать бичом", функцию ко-торого и берет на себя молодежь.

     К. Мангейм  рассматривал проблему молодежной  культуры в рамках концеп-ции  социализации. Предполагается, что  приобщение к культурным ценностям,  вхо-ждение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый, свя-занный с определенными психологическими и иными трудностями. Это порождает особые жизненные устремления молодежи, присваивающей себе из культурного на-следия "отцов" только то, что отвечает ее жизненным принципам. Так, по мнению К. Мангейма, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные в общем сменой поколений.

      К. Мангейм  идеализировал сознание и поведение  молодежи, программа дей-ствий которой  была, по его мнению, заложена  в самой биологической природе поко-лений. Отсюда выходило, что любые действия, совершаемые молодежью, носят за-ведомо позитивный характер в силу самого факта их существования, так как, прихо-дя на смену "отцам" молодые люди становятся творцами жизни и общества. Главная задача молодежи по К. Мангейму состоит в том, чтобы раскрепостить инстинкты и, отвергнув заповеди старшего поколения, выполнить свою "историческую миссию".

     В шестидесятые  годы идеи К. Мангейма получили "подтверждение" в моло-дежном  движение, когда казалось, что юное поколение совершит тот "исторический скачок", который приведет к утверждению нового общества. Молодежная культура шестидесятых утверждала себя через комплекс идей, норм и ценностей, выражающих самосознание молодого поколения в противовес доминирующей в обществе культуре. Это противостояние получило в литературе название "контркультура" и понималось как новый жизненный стиль, новая система норм и ценностей, альтерна-тивная традиционной западной культуре.

     Контркультура,  употребляемое в литературе общее обозначение разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи, противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы, от пассивных до экстремистских. Общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, "левым" радикализмом; "неприобретательский" образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками.

     Контркультура  и комплекс явлений, обозначаемый  этим понятием, стали предметом  активного обсуждения на Западе на рубеже шестидесятых-семидесятых годов. Факт этот засвидетельствован появлением двух философско-художественных бестселлеров: книг Т. Розака "Создание контркультуры" 1969 и Ч. Рейча "Зеленеющая Америка" 1970 годов, где контркультура впервые была представлена как идеологически упорядоченное целое мировосприятия, стиля поведения и образа жизни .

         Самоопределение контркультуры  осуществляется здесь в форме  ее противопоставления идеологии  и политической практике "новых  левых". Причины и характер молодежного бунта Т. Розак стремится подать как имеющие надполитический характер культурного феномена, неполитического движения. Богемность выделяется Т. Розаком как общая черта, объединяющая битников, хиппи и другие молодежные субкультуры.

     Контркультура, согласно Т. Розаку, объединяет в себе новую левую со-циологию Ч. Милза, фрейдомарксизм Г. Маркузе, анархизм П. Гудмана, апокалиптический мистицизм Н. Брауна, дзен-буддистскую психотерапию А. Уотса и оккультизм пророка ЛСД Т. Лири . Если брать контркультуру в более узком смысле, то ей окажется нечто объединяющее все формы молодежного протеста второй половины двадцатого века, - особый тип сознания, мироощущения и образа жизни.

       Наиболее  влиятельные деятели контркультуры  не принадлежали к молодому поколению. Так что сама контркультура была созданием людей среднего и пожилого возраста, которые внесли ее в среду молодежи, так как верили, подобно К. Мангей-му, в мессианскую роль молодого поколения. Средоточием контркультуры, как культурного феномена, стали общины хиппи, воодушевленных идеей о трансформации общества силой собственного примера.

        В начале семидесятых годов  американский публицист О. Тоффлер  писал, что современное общество  переживает эпоху "взрывообразного  роста субкультур, дроб-ления общества на мини-культуры" . Мини-культуры, по его мнению, способствуют духовной и социальной стратификации, усиливают влияние моды и внешних символов, характерных для той или иной группы, обществу "предстоит приспосабливаться к череде стремительно меняющих друг друга субкультур" .

         Как отмечают современные британские  социологи, несмотря на сорокалетнее  исследование проблемы молодежной  субкультуры, все еще остается  неясным, что является основополагающим  фактором ее развития. Кроме того, само понятие субкультуры предполагает наличие легко распознаваемой доминирующей культуры. Однако всплеск субкультурной активности в шестидесятых-семидесятых годах привел к фрагментации "приспосо-бившейся" господствующей культуры, что делает проблематичным ее распознавание .

       В  восьмидесятые годы в западной  культурологии происходит переосмысле-ние  проблемы молодежной субкультуры.  В трактовке этого социального  и культурного феномена возникают  принципиально новые позиции,  а сама проблема перестает  восприниматься как периферийная, частная. Западные исследователи приходят к выводу, что само исследование данного вопроса позволяет наконец приблизится к осмыслению самой культуры как явления. Проблема субкультуры, интересовавшая прежде главным образом социологов и психологов, становится предметом пристального изучения культурологов и историков.

       Парадокс, который удерживает внимание  западных культурологов к проблеме  молодежной субкультуры, состоит  в том, что контркультурные  ценности и идеалы, рожденные  в конце пятидесятых - начале семидесятых годов, не исчезли, не растворились в общественном сознании последующих поколений. Несмотря на то, что молодежные движения в начале восьмидесятых пошли на убыль, жизненные ценности субкультур органично вплелись в контекст современной западной культуры .

      Из этого  следует, что молодежные субкультуры  обладают высоким культуротворческим  потенциалом и таят в себе  возможности преобразования культуры  вообще. Напри-мер, контркультура  шестидесятых изменила взгляде  человечества на то, какую одежду можно носить, какую музыку слушать, каково место молодежи в современной политической жизни. Современный религиозный и культурный плюрализм также берут начало в шестидесятых.[11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       На современном этапе развития общества и молодежных представлений об искусстве происходит процесс компьютеризации, т.е. искусство как таковое исчезает. Ему на смену приходит  бесчувственное красочное восприятие мира. Благодаря компьютерной графике мы можем более идеально создать «шедевр» современного искусства. Но за счёт того, что это создаётся в большей степени машиной, оно теряет свою изюминку, т.е. каждый художник, музыкант, архитектор и многие другие деятели нашего жизненного театра привносят в своих шедеврах нечто большее, чем просто идеальное творение, они вкладывают частичку своей души. Передают не только настроение своего времени, но и мироощущение.

         В ХХІ столетии молодежь престаёт ходить в театры и это со временем привносит отрицательные тенденции на  духовный рост общества.  На телевидении более ярко виден кризис в культурной жизни современного общества. Более не соблюдается в положенных рамках цензура. В музыкальном мире  кроме двух аккордов и трех слов, отсутствует какой-либо смысл. Музыка не отображает настроение современной эпохи.

     Во второй  половине ХХ века, во время  второй мировой войны люди, ради  идеи, ради того, чтобы передать  всю ту боль и реальность  того времени шли на войну,  ценой своей жизни они снимали  сюжеты, которые потом весь мир  наблюдал, затаив дыхание. У молодежи ХХІ века происходит переоценка культурных ценностей. 

     Но культура не умирает,  она модернизируется. Появляется молодежные  субкультуры, которые создают свои традиции, обычаи, отличаются своим стилем, манерой общаться, идеологией. Таким образом они отображают своё мироощущение и взгляды на современные тенденции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список літератури:

  1. Хоруженко К.М.  Культурология. Энциклопедический словарь. –Ростов –на- Дону: Из-во «Феникс», 1997-640с.
  2. Поліщук Є.І. Історія культури: корткий довідник.-К.: Український центр духовної культури, 2000.-196с.-бібліогр.-с.147
  3. Культурология. ХХ века. Энциклопедия.Т1.-Спб.:Университетская  книга; ООО «Алетейя», 1998.-447с.
  4. Большой толковый социологический словарь (Collins).Том 2 (П-Я): Пер.  с англ. – М.: Вече, АСТ, 2001.-528с.
  5. Оганова А.А., Хандельдиева И.Г. Теория культуры: учебное пособие для   вузов – М.ФАИР-ПРЕСС, 2001.-384с.
  6. Энциклопедический словарь по культурологии./Под общей редакцией доктора фил. наук профессора А.А. Радугина, М.: 1997,-с.477
  7. Культурологія: історія і теорія світової культури ХХ століття: Навчальний посібник.-К.: Кондор,2004.-304с.
  8. Оганова А.А., Хандельдиева И.Г. Теория культуры: учебное пособие для вузов – М.ФАИР-ПРЕСС, 2001.-384с
  9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/alyakr/01.php
  10. культурология: Учеб. пособие /Авторы- составители Власенко О.И., Зайончковский Ю.В. –Х.: Парус, 2006.-512с.
  11. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/Tit_SitPost.php

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Духовна культура української молоді початку ХХІ сторіччя