Духовна культура української молоді початку ХХІ сторіччя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 19:41, реферат

Описание работы

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ - термин употребляется в культурологи для обозначения сферы человеческой деятельности, охватывающей различные стороны духовной жизни человека и общества. Культура духовная включает в себя формы общественного сознания (политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощение их в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Сфера культуры духовной включает просвещение, образование, язык и письмо, фольклор, народное искусство.

Содержание работы

Определение понятия «духовная культура»………………………..3
Элементы духовной культуры- искусство………………………….4
Модернизм как художественный метод………………………........5
Постмодернизм в контексте мировой культуры…………………..10
Проблема кризиса европейской культуры ХХ в. В трудах
Н.Данилевского, О.Шпенглера, И. Хейзинга, П.Сорокина.
Культура и цивилизация…………………………………………….13
а) основные черты культуры эпохи цивилизации…………….......16
б) технизация культуры и проблемы «отчуждения».
Массовая и Элитарная культура………………………………..18
в) Контркультура как антипод массовой культуры……………….19
Украинская культура второй половины XX века………………...21
Ситуация постмодерна в современной культуре…………………23
Заключение………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………32

Файлы: 1 файл

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

        Процесс космополитизма в культуре  опасен идеалом универсальности приведением культуры к одному знаменателю. Ученые связывают тенденцию к космополитизму с американизацией европейской культуры, идущей в течение всего послевоенного времени. Европейские культурологи, социологи и философы в 70-80 годы много писали о “культурной экспансии” США в Европу: об опасном влиянии стандартизующего американского образа мыслей, прививающим вкус к “образам-стереотипам”; об откровенной меркантильности американской культуры и культурном эгалитаризме американцев.

       В  иррелигиозности культуры философы видят основную причину упадка моральных норм в XX веке. “Обезбоживание” мира, с точки зрения Мартина Хайдеггера, привело к рассмотрению всего сущего как средства для реализации чисто практических задач. Отсюда - принцип утилитаризма в культуре. Он выражается в гуманитарных теориях философского имморализма какой является, к примеру, фрейдизм в утрате этических позиций искусством XX века. Героем художественных произведений современной эпохи часто становится личность, освобожденная от нравственного закона, от каких бы то ни было моральных норм. С точки зрения П.Сорокина, искусство в XX веке вообще “уклоняется от позитивных явлений в пользу негативных, от обычных типов и событий к патологическим, от свежего воздуха нормальной социально-культурной действительности к социальным отстойникам...”.

 

Технизация  культуры и проблема «отчуждения».

Массовая и  элитарная культура.

 

        Индустриальное общество, созданное  в XX веке, социологи характеризуют  как высокоорганизованное, потому  что оно располагает невиданным до сих пор в истории богатством “интеллектуальных и моральных ресурсов”. Это общество, рассчитанное на максимально возможное удовлетворение потребностей личности, общество, которое подавляющее большинство проживающих в нем людей приемлет. Вместе с тем Г.Маркузе называет такое общество “одномерным”. Почему? Г.Маркузе - сторонник марксистской концепции “отчужденного труда”. Он считает, что общество, культивирующее такой тип труда, помимо истинных потребностей, в которых действительно нуждается личность в питании, одежде и жилье навязывает индивиду и потребности “ложные” - в расслаблении релаксации, развлечениях и неумеренном потреблении. Культура в таком индустриальном обществе оказывается лишь средством для удовлетворения ложных потребностей; сама культура при этом трансформируется, обретая черты “товара для потребления”.

       Культура, превращенная в товар и рассчитанная  на потребителя, называется массовой  культурой. 

      Массовая  культура характеризуется как  “рынок досуга” и связывается с понятиями коммерции и бизнеса что отражается и в терминологии: “индустрия развлечений”, “коммерческая культура”, “индустрия досуга”. Американский драматург А.Миллер заметил по поводу культуры XX века: “Культура сегодня стала рентабельным делом, тогда как прежде она не давала ничего. У нее есть теперь свой массовый потребитель, свой массовый сбор, своя массовая реклама - совсем как у автомобилей или купальных костюмов”.

      Поскольку  главные функции массовой культуры - это релаксация и развлечение,  то ее особенностями являются “простота”, граничащая с примитивностью, и так называемая “выработка счастливого сознания”. Часто произведения массовой культуры эксплуатируют такие сферы психики, как подсознание или инстинкты отсюда - обилие в массовой культуре эротики и “ужасов” самого разного рода. Цель художественного произведения в массовой культуре - не самовыражение художника, а удовлетворение потребности потребителя. Поэтому у произведения массовой культуры, как правило, нет автора, а есть коллектив авторов само производство художественных ценностей понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией - в это плане характерно наименование Голливуда как «фабрики киноискусства».

         Массовая культура принципиально  прибегает к техническим средствам  количественного редуцирования произведений к “тиражированию” их. Она немыслима без средств массовой информации, которые являются, по сути, главными каналами ее распространения. Массовой культурой могут стать ипроизведения “высокой культуры”, массово воспроизведенные и демонстрируемые к примеру, музыка Баха или “Джоконда” Леонардо да Винчи в рекламе.

       Произведения  массовой культуры рассчитаны  не на века - это “однодневки”, которые живут один день. О  сиюминутности существования говорят  сами наименования жанров “массовой культуры”: бестселлер произведение, которое хорошо продается сегодня; хит букв-удар, попадание, в переносном смысле - произведение, точно попавшее в цель, имеющее сегодня большой успех у публики.

       Массовая  культура оценивается философами и социологами неоднозначно: одни считают ее следствием прогресса и средством сближения людей Парсонс, Уайт; другие - социальной патологией Шпенглер, Ортега-и-Гассет, Фромм, Бердяев.

      Массовой  культуре противостоит элитарная. 

       Элитарной  называется культура, производителем и потребителем которой является элита от франц. elite - лучшее, отборное, избранное.

     Определения  элиты в философии и социологии  неоднозначны. Чаще всего она  характеризуется как слой общества  с максимальной способностью к творческой, духовной деятельности. Ортега-и-Гассет обязательным качеством элитарной личности считает сознание обязанностей, он цитирует слова Гете:“Жить в свое удовольствие свойственно плебеям, благородный человек стремится подчинить свою жизнь высоким требованиям”.

       Высокая  культура во все века своего  развития была элитарной. Элитарность  - необходимое условие развития  “высокой” культуры, которая всегда  опережает массовое сознание. Г.Маркузе  пишет, что культурные привилегии, конечно, несправедливость, но именно они “создавали защищенное пространство, в котором табуированные истины могли выжить в абстрактной неприкосновенности, в отдалении от подавляющего их общества”.

 

Контркультура как антипод массовой культуры

    В противоположность  массовой культуре в 60-70-е годы в молодежной среде богатых, промышленно развитых стран складывается направление контркультуры.

    Контркультура  - это культура молодежи, противопоставившая  себя официальной культуре в  качестве альтернативной.

     Характерной  чертой контркультуры является наличие неформального комплекса поведенческих установок, цель которого - бунт против идеологических и бытовых стереотипов. Это, в первую очередь, установки на шокирующую обывателя манеру мышления, на спонтанное, не контролируемое разумом, поведение. В плане идеологии контркультура противопоставила официальной идеалы альтернативного общества, альтернативной морали и альтернативного жизненного стиля.

    Первая фаза  молодежной контркультуры - формирование  в конце 50-х - начале 60-х годов политического движения нового стиля молодежное политическое движение вне политических партий. Вторая - движение хиппи. Третья - многочисленные религиозные движения  “Движение Иисуса” восточные культы: дзен-буддизм, йога, неосуфизм, общество Кришны.

     Резкий  водораздел между элитарной и  массовой культурами, широкое распространение  последней; протест против официальной  культуры, выражающийся в возникновении  многочисленных контркультурных  течений , - все это новые явления  европейской цивилизации XX века. Все они - свидетельство культурного кризиса, распространившегося на многие сферы духовной жизни Европы XX века. Такого глубокого кризиса европейская культура не испытывала за вес время своего развития. Удастся ли ей преодолеть его? Или правы те ученые, которые говорят о постепенном “затухании” европейского культурного типа и о перспективе развития нового культурного мира?

К сожалению, время человеческой жизни ничтожно по сравнению с  жизнью культуры. Ответа на вопрос о  судьбах европейской цивилизации не дано узнать не только нам, но и нашим детям и внукам. Но, как бы ни сложились пути европейской культуры, культурное развитие человечества необратимо; в его вечном движении - смысл существования мировой культуры .[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Украинская культура второй половины XX в.

        После смерти Сталина наступает период так называемой политической «оттепели» 1956-1959 гг., во время которой удалось достичь некоторого улучшения положения в языковой сфере, в частности было осуществлено переиздание «Словаря украинского языка» Б. Гринченко. Национально-культурный процесс в годы «оттепели» не только разоблачал последствия «культа личности», но и давал возможность критиковать советскую политику в национальном вопросе. Эта ситуация таила в себе опасность для коммунистической системы, и с 1959 г. начинается отход от послаблений режима, возобновление дискриминационной политики относительно нероссийских народов.

          Атмосфера «оттепели» способствовала появлению нового поколения деятелей культуры, появляются так называемые «шестидесятники», которые пытаются возродить культуру и национальное самосознание украинского народа. Это течение украинских интеллектуалов, прежде всего писателей, своим творчеством протестовало против удушающей атмосферы режима, боролось за настоящие украинские культурные ценности, национальную свободу и человеческое достоинство. При этом считались абсолютно недопустимыми идеи сотрудничества с системой, которая душила элементарные национальные и человеческие права. «Шестидесятников» представляли писатели Л. Костенко, И. Драч, Н. Винграновский, литературные критики и публицисты И. Дзюба, В. Черновол. Однако период их активной деятельности продолжался совсем недолго, со стороны власти начались преследования и травля. В тяжелых лагерных условиях умерли в заключении А. Марченко, В. Стус.

       Несмотря на тяжелые условия застойного режима, украинская культура продолжает развиваться. В 80-х годах начинается процесс возрождения украинской литературы и культуры, возвращение реабилитированных писателей - Д. Павлычко, Л. Костенко, И. Драча.

       Судьбоносное решение 1991 г. и принятие Акта о государственном суверенитете Украины ускорили процессы государственного строительства. Среди множества проблем, которые вновь всттали перед молодой страной, важное место заняли проблемы культурного развития.

Среди первых документов, принятых Верховной Радой Украины, были законы о языках, образовании, культуре. Принятый Верховной Радой Украины в 1991 р. Закон «Об образовании» определял школу в качестве основы духовного и социально-экономического развития государства и предусматривал кардинальные изменения в ее работе.

       Существенные изменения происходят в сфере гуманитарных наук. Ведется работа по исследованию истории украинского народа, истории украинской культуры. Это направление признано приоритетным Академией Наук Украины. Обнадеживающие сдвиги происходят в театре, кинематографии, изобразительном искусстве, музыке. Возобновляют работу культурологические и просветительские организации: «Общества украинского языка им. Т. Шевченко», «Просвиты», «Сечь» и др. Они проводят широкомасштабные пропагандистские и просветительские акции, направленные на возрождение забытых народных обычаев, ремесел, фольклора, расширения сферы распространения украинского языка и т. п.           

        Оживилась художественная жизнь. Создаются новые коллективы, в репертуар которых входят произведения прежде забытых или запрещенных авторов. Со снятием запрета на ознакомление с творчеством украинцев диаспоры, современная культура обогатилась достижениями наших соотечественников, получила возможность понять их менталитет, почувствовать их пылкую, искреннюю любовь к своей земле. Обычным явлением стали выставки работ украинских художников за рубежом.

Развитие национальных театров, художественных и культурно-просветительских учреждений, увеличение периодических изданий и тиражей книг на украинском языке, а также на языках национальных меньшинств, проживающих в Украине - все эти процессы весьма активно стали происходить в Украине.

      Возрождение духовной культуры украинского народа в значительной мере связано с возрождением религии и церкви. На новых демократических принципах развиваются отношения между государством и религиозными конфессиями.

        Развитие культурного потенциала украинского народа возможно только при условии серьезнейшей заинтересованности всего общества в процветании образования, науки, искусства, литературы, активизации церковной жизни, утверждении демократии с гарантией свободы творчества, совести, слова и защиты интеллектуальной собственности.

        Обновление государственной системы на демократических началах не может успешно состояться без новой национальной школы, где осуществлялась бы подготовка кадров национальной интеллигенции, без активной помощи процессу национально-культурного развития со стороны государства.[10,с.503-505]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуация постмодерна  в современной культуре.

        Постмодернистская ситуация в  культуре сложилась к концу  шестидесятых годов и является  логическим финалом кризиса гуманистических  традиций в философии Нового  времени. Европейская философия  Нового времени является наследницей ренессансного гуманизма с присущей ему идеей самоценности личности и верой в безграничные возможности человеческого разума, способного проникнуть во все тайны мироздания и построить царство гармонии в мире человека. Глобальный историзм, приведший к появлению универсальных схем социального развития и вытекающими из них утопическими идеалами будущего, является одной из основ ново-европейской культурфилософии.

        Постмодернизм в архитектуре  и искусстве есть совокупность  тенденций в ху-дожественной культуре второй половины ХХ века, связанных с радикальной переоценкой ценностей авангардизма. Под авангардизмом понимается совокупное наименование определенных художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым, было особенно резким и полемичным.

       Приведя  к мощному обновлению всего  художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине двадцатого века основные принципы авангарда подверглись резкой критике в постмодернизме.

Информация о работе Духовна культура української молоді початку ХХІ сторіччя