Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 19:41, реферат
КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ - термин употребляется в культурологи для обозначения сферы человеческой деятельности, охватывающей различные стороны духовной жизни человека и общества. Культура духовная включает в себя формы общественного сознания (политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощение их в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Сфера культуры духовной включает просвещение, образование, язык и письмо, фольклор, народное искусство.
Определение понятия «духовная культура»………………………..3
Элементы духовной культуры- искусство………………………….4
Модернизм как художественный метод………………………........5
Постмодернизм в контексте мировой культуры…………………..10
Проблема кризиса европейской культуры ХХ в. В трудах
Н.Данилевского, О.Шпенглера, И. Хейзинга, П.Сорокина.
Культура и цивилизация…………………………………………….13
а) основные черты культуры эпохи цивилизации…………….......16
б) технизация культуры и проблемы «отчуждения».
Массовая и Элитарная культура………………………………..18
в) Контркультура как антипод массовой культуры……………….19
Украинская культура второй половины XX века………………...21
Ситуация постмодерна в современной культуре…………………23
Заключение………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………32
Утопические
устремления прежнего
Постмодернизм, отвергая рационализм "интернационального стиля", обратился к наглядным цитатам из истории искусства, к неповторимым особенностям окружающего пейзажа, сочетая все это с новейшими достижениями техники и технологии.
Творчество постмодернизма (ранним рубежом которого стал поп-арт) провозгласило лозунг "открытого искусства", которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. В этой ситуации прежнее противостояние традиции и авангарда утратило свой смысл.
В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда, однако, в отличие от авангарда постмодернизм полностью стирает грани между различными прежде самостоятельными сферами культуры и уровнями сознания - между "научным" и "обыденным" сознанием, "высоким искусством" и китчем.
Постмодернизм окончательно
Постмодернизм в культуре по сути дела является реакцией на коренное изме-нение взглядов на место культуры в жизни современного общества. Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения чистоты такого феномена как искусство. В основе искусства лежит некое созидающее начало, оригинальное творческое деяние. В современном постиндустриальном (или информационном) обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения, тиражирования любых произведений искусства невольно встает вопрос о существовании искусства, как уникального, неповторимого творения человеческого гения.Другой стороной изменения статуса культуры является то, что совре-менный художник фактически не имеет дела с чистым материалом, последний всегда более или менее культурно освоен. Его произведение, в силу накопленного человечеством культурного опыта, никогда не будет первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другие произведения, а значит как совокупность цитат.
Признавая эту конечность, освоенность
культурного пространства, постмодернизм
сознательно переориентирует
Подобное
мы можем наблюдать в период
поздней Римской империи,
Постмодернизм не противопоставляет деструкцию творчеству, цитирование - созиданию. Он как бы дистанцируется от самих оппозиций "разрушение - созидание", "серьезность - игра". Характерно, что стремление максимально приблизить работу к игре было одним из основных положений философии хиппи. Сами коммуны хиппи создавались для того, чтобы работать играя.
Отличительной приметой искусства нашего времени становятся кавычки. Эта ситуация особенно характерна для таких классических форм искусства, как театр и музыка.
В двадцатом веке театр из
авторского превращается в
Апофеозом
дегуманизации современного
К концу века как никогда ранее стало очевидно, что для решения проблем планетарного масштаба необходимо вновь обратиться к общечеловеческим ценностям. Только приняв в качестве универсальных ценностей жизни (сохранение человеческого рода и подержания мира, соблюдение прав и свобод личности, демократию и мировую культуру), можно спасти цивилизацию от угрозы ядерной и экологической катастрофы. Для этого необходимо коренным образом изменить не только общественное мнение, но и всю систему мировоззрения современного человека, схему мироустройства. Первыми совершить этот гигантский скачок в сознании по-пытались хиппи и другие молодежные субкультуры второй половины ХХ века.
Феномен молодежной субкультуры.
Появление молодежных
Война, образ общего врага, сплотила нации настолько, что на время бы-ли забыты даже классовые противоречия. Правительства делали все для создания новых рабочих мест и предотвращения безработицы, которая могла бы вызвать социальную напряженность и снизить экономический потенциал населения. Служба в армии в военное время практически уровняла представителей разных классов, а послевоенный экономический подъем вызвал повышение вертикальной мобильности общества.
Чувство
эйфории, вызванное осознанием, что
с окончанием войны самое
В такой ситуации наблюдалось практически полное отсутствие внешних при-знаков классового конфликта. Фактор общей социальной напряженности появился в Западной Европе и США только к концу пятидесятых годов. Но в течение десяти послевоенных лет восстановление экономики имело первостепенное значение, отодвигая на второй план классовые противоречия. Молодые люди в течение этого периода не имели ни "своей" музыки, ни "своей" одежды, ни "своих" форм проведения досуга, которые могли бы быть символически противопоставлены культуре старшего поколения. Молодежь, познавшая на себе тяготы военного времени, рано повзрослела и в последний раз являла собой просто более молодую версию своих родителей.
В отличие
от молодежи последующих
Молодежь,
как социальная группа, появилась
примерно со времен начала
Ин-дустриальной революции и
В ранних
обществах переход в статус
взрослого чаще всего носил
ритуальный характер (обряд инициации),
знания и навыки приобретались
естественным образом в
В
современном обществе растет
подчинение гражданского
В
наше время социальные
Стремясь обрести и закрепить
некий более или менее прочный
статус в обществе, молодежь идет
на создание собственной
Впервые понятие "субкультура", как научный термин, появилось сравнитель-но недавно - примерно в тридцатых годах ХХ века. Термин объединил такие ранее существовавшие понятия, как "люди одного круга", "золотая молодежь", "богема" . Выделение в теории культуры этого понятия имеет важное общеметодологическое значение, так как указывает на внутреннюю дифференцированность культуры. В нем находит отражение потребность в культурном разграничении и самоопределении людей, как членов определенных социальных групп. Такая потребность выражается в специфичных для каждой группы культурных признаках, которые можно обоб-щить в категориях "образ" и "стиль" жизни, отличающих данную группу от других групп и общества в целом.
Субкультура
- мир "для себя", она содержит
набор качеств, своеобразные
Субкультуру
с полным правом можно отнести
к типу социальных групп, воз-
Молодежная субкультура - устойчивая общность людей, выделившаяся на возрастной основе и имеющая собственные регуляторы социального поведения, а именно: нравы, тради-ции, обычаи. Субкультура имеет в наличии четко отработанный механизм воспроизводства, а также сохранения исторически сложившейся общественной практики, формирующей образ жизни группы. Под особым образом жизни субкультуры понимается наличие особых форм общения, особого рода контактов, личностных связей, механизмов социального регулирования, особой шкалы ценностей, сферы потребле-ния и, что самое важное, своего языка, знаковой системы и системы символов, ритуалов и собственной мифологии.
Молодежь,
включенная в субкультуру,
В послевоенной западной социологии утвердилось мнение, что нацеленность молодежи на самостоятельные творческие поиски новых культурных ценностей свя-заны с особыми психическими свойствами юности.
Информация о работе Духовна культура української молоді початку ХХІ сторіччя