Духовна культура української молоді початку ХХІ сторіччя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 19:41, реферат

Описание работы

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ - термин употребляется в культурологи для обозначения сферы человеческой деятельности, охватывающей различные стороны духовной жизни человека и общества. Культура духовная включает в себя формы общественного сознания (политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощение их в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Сфера культуры духовной включает просвещение, образование, язык и письмо, фольклор, народное искусство.

Содержание работы

Определение понятия «духовная культура»………………………..3
Элементы духовной культуры- искусство………………………….4
Модернизм как художественный метод………………………........5
Постмодернизм в контексте мировой культуры…………………..10
Проблема кризиса европейской культуры ХХ в. В трудах
Н.Данилевского, О.Шпенглера, И. Хейзинга, П.Сорокина.
Культура и цивилизация…………………………………………….13
а) основные черты культуры эпохи цивилизации…………….......16
б) технизация культуры и проблемы «отчуждения».
Массовая и Элитарная культура………………………………..18
в) Контркультура как антипод массовой культуры……………….19
Украинская культура второй половины XX века………………...21
Ситуация постмодерна в современной культуре…………………23
Заключение………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………32

Файлы: 1 файл

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

      Утопические  устремления прежнего авангарда  сменились более самокритичным  отношением искусства к самому  себе, война с традицией - сосуществованием  с ней, принципиальным стилистическим  плюрализмом. 

     Постмодернизм, отвергая рационализм "интернационального стиля", обратился к наглядным цитатам из истории искусства, к неповторимым особенностям окружающего пейзажа, сочетая все это с новейшими достижениями техники и технологии.

          Творчество постмодернизма (ранним рубежом которого стал поп-арт) провозгласило лозунг "открытого искусства", которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. В этой ситуации прежнее противостояние традиции и авангарда утратило свой смысл.

        В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда, однако, в отличие от авангарда постмодернизм полностью стирает грани между различными прежде самостоятельными сферами культуры и уровнями сознания - между "научным" и "обыденным" сознанием, "высоким искусством" и китчем.

         Постмодернизм окончательно закрепляет  переход от произведения к  конструкции, от искусства, как  "деятельности по созданию  произведений", к "деятельности  по поводу этой деятельности" . Творческий процесс стано-вится самоцелью искусства, объект - его произведением. Эта "деятельность по поводу деятельности" выражается и в механических скульптурах разрушающихся (подобно тибетским мозаикам из цветного песка) сразу же после их создания, и в публичных политических акциях современных российских художников, имеющих цель привлечь к их деятельности общественное внимание.

     Постмодернизм  в культуре по сути дела  является реакцией на коренное  изме-нение взглядов на место  культуры в жизни современного  общества. Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения чистоты такого феномена как искусство. В основе искусства лежит некое созидающее начало, оригинальное творческое деяние. В современном постиндустриальном (или информационном) обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения, тиражирования любых произведений искусства невольно встает вопрос о существовании искусства, как уникального, неповторимого творения человеческого гения.Другой стороной изменения статуса культуры является то, что совре-менный художник фактически не имеет дела с чистым материалом, последний всегда более или менее культурно освоен. Его произведение, в силу накопленного человечеством культурного опыта, никогда не будет первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другие произведения, а значит как совокупность цитат.

        Признавая эту конечность, освоенность  культурного пространства, постмодернизм  сознательно переориентирует современного  художника с творчества, как создания  оригинального произведения, на компиляцию и цитирование.

       Подобное  мы можем наблюдать в период  поздней Римской империи, когда  родился и приобрел популярность  жанр центона, как произведения  собранного из фрагментов другого,  обычно классического текста.

       Постмодернизм не противопоставляет деструкцию творчеству, цитирование - созиданию. Он как бы дистанцируется от самих оппозиций "разрушение - созидание", "серьезность - игра". Характерно, что стремление максимально приблизить работу к игре было одним из основных положений философии хиппи. Сами коммуны хиппи создавались для того, чтобы работать играя.

Отличительной приметой искусства нашего времени становятся кавычки. Эта ситуация особенно характерна для таких классических форм искусства, как театр и музыка.

        В двадцатом веке театр из  авторского превращается в режиссерский. Пьесы, классический репертуар  обретает новый смысл в каждой  новой режиссерской трактовке.  Не ходя далеко за примерами  назову лишь "Гамлета" в постановке  театра на Таганке и фильм  1997 года "Ромео и Джульетта" База Лурмана, получивший четыре высших приза Европейской академии киноискусств. В наше время все большую популярность приобретает цитирование элементов произведений классической музыки в рок-композициях, переосмысление классики и исполнение ее современными электронными музыкальными инструментами. Примером может служить популярность Ванессы Мэй.

     Апофеозом  дегуманизации современного общества  является марксистская философия  диалектического и исторического  материализма, политическая экономия Маркса. Как ответ на социальную утопичность мироощущения нововременного человека, порожденную марксизмом, ХХ век породил особый литературно-философский жанр - антиутопию. Начиная от Замятина и Оруэлла и заканчивая современным "киберпанком", писатели-антиутописты отражают апкалиптичность, характерную для сознания современного человека, прошедшего через две мировые войны, познавшем на себе утопический "рай" тоталитарных режимов и ужас близости ядерной катастрофы. То ли еще будет...

        К концу века как никогда ранее стало очевидно, что для решения проблем планетарного масштаба необходимо вновь обратиться к общечеловеческим ценностям. Только приняв в качестве универсальных ценностей жизни (сохранение человеческого рода и подержания мира, соблюдение прав и свобод личности, демократию и мировую культуру), можно спасти цивилизацию от угрозы ядерной и экологической катастрофы. Для этого необходимо коренным образом изменить не только общественное мнение, но и всю систему мировоззрения современного человека, схему мироустройства. Первыми совершить этот гигантский скачок в сознании по-пытались хиппи и другие молодежные субкультуры второй половины ХХ века.

 

 Феномен молодежной субкультуры.

        Появление молодежных субкультур, как культурного феномена, обусловила особая ситуация, сложившаяся в странах, переживших вторую мировую войну в первые послевоенные годы. Эта ситуация характеризуется прежде всего, высоким уровнем социального консенсуса при небывало низком уровне жизни, что обеспечило бескризисное развитие производства, необходимое для послевоенного развития экономики.

        Война, образ общего врага,  сплотила нации настолько, что  на время бы-ли забыты даже  классовые противоречия. Правительства  делали все для создания новых  рабочих мест и предотвращения безработицы, которая могла бы вызвать социальную напряженность и снизить экономический потенциал населения. Служба в армии в военное время практически уровняла представителей разных классов, а послевоенный экономический подъем вызвал повышение вертикальной мобильности общества.

      Чувство  эйфории, вызванное осознанием, что  с окончанием войны самое страшное  осталось позади и, хуже чем  было, уже не будет, усилилось  ощущением открытых перспектив, растущего благосостояния и общего  благополучия.

      В такой ситуации наблюдалось практически полное отсутствие внешних при-знаков классового конфликта. Фактор общей социальной напряженности появился в Западной Европе и США только к концу пятидесятых годов. Но в течение десяти послевоенных лет восстановление экономики имело первостепенное значение, отодвигая на второй план классовые противоречия. Молодые люди в течение этого периода не имели ни "своей" музыки, ни "своей" одежды, ни "своих" форм проведения досуга, которые могли бы быть символически противопоставлены культуре старшего поколения. Молодежь, познавшая на себе тяготы военного времени, рано повзрослела и в последний раз являла собой просто более молодую версию своих родителей.

      В отличие  от молодежи последующих десятилетий,  эти молодые люди не считали необходимым хоть в чем-то отличаться от представителей старшего поколения. Характерно, что именно рост благосостояния стал причиной возникновения первых молодежных субкультур в Великобритании ("teddy-boys", "теды" - первая рабочая суб-культура или "субкультура свободного времени", 1956 год), США ("битники" - первая субкультура среднего класса или "субкультура образа жизни", 1956 год) и других странах запада. Если выделение молодежи в особую социальную группу стало признаком вхождения человека в индустриальный век, Новое время, то появление молодежных субкультур ознаменовало наступления эпохи постмодернизма и постиндустриального общества.

      Молодежь, как социальная группа, появилась  примерно со времен начала  Ин-дустриальной революции и является продуктом увеличения переходного периода от детства к взрослости, что в свою очередь связано с усложнением разделения труда и производственных процессов. Вторым важным фактором появления молодежи оказалось обусловленное фабричной системой производства разделение дома и работы, приведшее к тому, что в обстановке бурного развития промышленного производства переход в статус взрослого становится связан для молодежи с оставлением дома и достижением независимой позиции на рынке труда, в также с возникновением специальной системы обучения, позволяющей приобрести формальные навыки и ква-лификации. Образовательные функции, таким образом, переходят от их традиционного носителя - семьи к школе. Итак, исторически и социологически, молодежь, как социальная группа, является продуктом коренных изменений взаимоотношений между семьей школой и работой .

      В ранних  обществах переход в статус  взрослого чаще всего носил  ритуальный характер (обряд инициации), знания и навыки приобретались  естественным образом в процессе  взросления. Молодежи как таковой просто не существовало. Напротив, в индустриальном (постиндустриальном) обществе наблюдается значительный структурный разрыв между семьей, в которой дети воспитывались, и социально-экономической системой, где они должны занять место, став взрослыми. Переход к статусу взрослого является долгим и сложным процессом и молодежь при этом занимает важную структурную позицию.

       В  современном обществе растет  подчинение гражданского общества  техно-кратическому государству,  жизненный мир все более определяется логикой эффективности и инструментализма. Способ производства основывается на твердых научных знаниях, а власть - на владении информацией. Отдельный человек постоянно испытывает на себе проявления репрессивной природы общества. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушаются от экспансии административной рациональности и бюрократизма, так называемой "внутренней колонизации". Электронная техника создает "новую революцию" (научно-техническую и технико-технологическую), способствуя формированию нового типа сознания, отличительными чертами которого становятся единообразие, стандарт, унификация .

       В  наше время социальные движения, возникающие в гражданском обществе, вызваны целью не изменить  государственный строй, а защитить общество от самого технократического государства и развить альтернативные стили жизни внутри общества. Источники конфликтов скорее культурные, нежели экономические и политические. Молодежь, изъятая обществом из семьи и не участвующая в управлении обществом, а значит и в решении собственной судьбы, вступает в стихийную оппо-зицию к господствующей системе.

        Стремясь обрести и закрепить  некий более или менее прочный  статус в обществе, молодежь идет  на создание собственной культуры, собственной системы ценностей, альтернативной доминирующей культуре, то есть субкультуры .

        Впервые понятие "субкультура", как научный термин, появилось  сравнитель-но недавно - примерно  в тридцатых годах ХХ века. Термин объединил такие ранее  существовавшие понятия, как "люди одного круга", "золотая молодежь", "богема" . Выделение в теории культуры этого понятия имеет важное общеметодологическое значение, так как указывает на внутреннюю дифференцированность культуры. В нем находит отражение потребность в культурном разграничении и самоопределении людей, как членов определенных социальных групп. Такая потребность выражается в специфичных для каждой группы культурных признаках, которые можно обоб-щить в категориях "образ" и "стиль" жизни, отличающих данную группу от других групп и общества в целом.

       Субкультура  - мир "для себя", она содержит  набор качеств, своеобразные черты  сознания и поведения, отличающие  данную общность от общества. В то же время, субкультура  подчеркивает внутреннее единство  группы и социокультурную идентичность включенных в нее членов.

      Субкультуру  с полным правом можно отнести  к типу социальных групп, воз-никших  в результате естественного хода  исторического процесса.

      Молодежная  субкультура - устойчивая общность  людей, выделившаяся на возрастной основе и имеющая собственные регуляторы социального поведения, а именно: нравы, тради-ции, обычаи. Субкультура имеет в наличии четко отработанный механизм воспроизводства, а также сохранения исторически сложившейся общественной практики, формирующей образ жизни группы. Под особым образом жизни субкультуры понимается наличие особых форм общения, особого рода контактов, личностных связей, механизмов социального регулирования, особой шкалы ценностей, сферы потребле-ния и, что самое важное, своего языка, знаковой системы и системы символов, ритуалов и собственной мифологии.

      Молодежь, включенная в субкультуру, оказывает-ся  отрезанной от общества, ее социальная  жизнь проходит лишь внутри  группы в общении со сверстниками. Внутри этой группы молодой человек живет практически не имея каналов связи с остальным миром, не принадлежащем к его культуре.

В послевоенной западной социологии утвердилось мнение, что  нацеленность молодежи на самостоятельные  творческие поиски новых культурных ценностей свя-заны с особыми психическими свойствами юности.

Информация о работе Духовна культура української молоді початку ХХІ сторіччя