Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:53, контрольная работа
Жизнь развивается по строгим законам природы. Биологические виды (в том числе и человек) могут существовать и нормально развиваться только в определенных условиях, к которым они адаптировались в результате тысячелетий эволюции. Чтобы существовать, человеческое общество вынуждено вступать в определенные отношения с природой, обусловленные его трудовой деятельностью.
- повторяющаяся мышечная работа, вынужденная рабочая поза;
- повышенные нагрузки на зрительную систему;
- нервное и психоэмоциональное напряжение;
- монотонность (однообразие) рабочих действий;
- гипокинезия.
Совокупность этих элементов трудового процесса определяет характер трудовой нагрузки и, следовательно, уровень физиологического напряжения работающего человека.
Величина трудовой нагрузки зависит не только от характера трудового процесса, но и от организации его ритмичности, режима труда и отдыха работающего, влияния неблагоприятных факторов производственной сферы, необходимости использования средств индивидуальной защиты.
Трудовая нагрузка в зависимости от степени вовлечения в процесс трудовой деятельности нервно-мышечного аппарата или нервно-психических функций нагрузки подразделяется на физическую и нервно-психическую.
Перестройка физиологических функций, обеспечивающая организму возможность успешно справляться с выполнением заданной трудовой задачи, зависит от двух независимых друг от друга факторов:
- работоспособности человека, т.е. способности выполнять работу максимально возможное время, не снижая ее эффективности. Она зависит от степени тренированности и склонности к данному виду деятельности, состояния окружающей среды, здоровья человека и мотивации работающего;
- коэффициента полезного действия, определяемого как отношение величины затрат энергии на внешнюю (физическую) работу к величине общих энергозатрат организма человека. Чем ниже этот коэффициент, тем больше напряжение организма и меньше эффективность работы.
Интенсивность трудовой деятельности (характер труда) определяет состояние человека, как во время, так и после работы. Если интенсивность работы не высока, то восстановление затрат энергии и функционального потенциала нагруженных физиологических систем полностью происходит во время работы. При возрастании трудовой нагрузки восстановление затрат не успевает произойти во время работы и переносится на период после ее окончания. В этом случае в конце периода работы происходит утомление.
Если после работы отдых оказывается недостаточным для полного восстановления к началу следующего дня, то происходит постоянное накопление утомления. В результате каждый последующий день работа будет становиться все более напряженной и утомительной. При продолжении работы чрезмерное утомление перерастает в переутомление, т.е. хроническое утомление, не исчезающее за обычные периоды отдыха. В случае отсутствия специальных мер профилактики переутомление может привести к перенапряжению. Следствием перенапряжения могут являться повышение заболеваемости, развитие профессиональных болезней, снижение производительности труда. Отсюда очевидна важность разработки физиологически обоснованных средств и методов, обеспечивающих снижение степени утомления работающих в каждом конкретном случае.
В зависимости от характера нагрузки выполняемая работа может быть:
а) физическая, составляющими которой являются:
- динамическая - в физическом смысле происходит преодоление сопротивления на определенное расстояние (перенос предмета труда, переход, перемещение рычагов управления и т.д.). При положительной динамической работе мышцы укорачиваются и действуют, как «двигатель». При отрицательной - мышца, напрягаясь, начинает уступать весу груза, т.е. играет роль «тормоза»;
- статическая работа - характеризуется тем, что без укорочения и после начального укорочения мышц, работающее звено тела не преодолевает никакого расстояния. В физическом смысле это не работа. Тем не менее, организм реагирует на нее изменениями физиологических функций, соответствующими нагрузке.
б) умственная - включает мыслительный и эмоциональный компоненты:
- мыслительный компонент преобладает, когда работа затрачивает в первую очередь интеллектуальную способность человека (решение математических задач, обдумывание ситуации и принятия решения, обработка сигналов и т.д.);
- эмоциональный компонент проявляется в конкретных, нередко довольно выраженных вегетативных реакциях (вегетативные компоненты эмоций).
Характеристика тяжести и напряженности труда
Для рациональной организации режимной работы и отдыха, а также для нормирования трудовой деятельности, требуется объективная оценка физической тяжести и нервной напряженности труда.
Понятие физической тяжести труда отражает, в основном, нагрузки на нервно-мышечный аппарат человека. Из физиологических показателей для оценки тяжести работы используют величины, сред-нерабочую частоту сердечных сокращений, минутный объем и частоту дыхания, степень утомления работающего. По уровню физической тяжести выделяют четыре группы работ: -легкая;
- средней тяжести;
- тяжелая;
- очень тяжелая.
Под нервной напряженностью труда понимают преимущественно нагрузку на центральную нервную систему. Для оценки степени нервной напряженности трудовой деятельности используют эргомет-рические показатели нагрузки на нервно-психическую сферу человека. Чаще применяют критерии, характеризующие степень напряжения внимания, длительность сосредоточенного внимания, длительность сосредоточенного наблюдения, время активных действий, объем оперативной памяти, смежность работы, степень ее монотонности. В зависимости от количественных характеристик этих признаков труд подразделяют на четыре группы:
- ненапряженный;
- малонапряженный;
- напряженный;
- очень напряженный.
Работоспособность и утомление
Работоспособность - это свойство человека на протяжении длительного времени и с определенной эффективностью выполнять максимальное количество физической или умственной работы. На протяжении рабочей смены работоспособность меняется в широких пределах. Это связано с тем, что на нее влияют, как внешние, по отношению к человеку факторы (характер труда, условия окружающей среды, режим труда и отдыха, рабочая поза, организация трудового процесса с точки зрения эргономики), так и внутренние (мотивизация, степень совершенствования трудовых навыков, функциональные резервы человека). В производственной обстановке работоспособность подразделяется на четыре фазы:
а) первая фаза - фаза врабатываши. во время которой повышается активность ЦНС, возрастает уровень обменных процессов в организации работающего, усиливается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Продолжительность этой фазы зависит от вида деятельности, она всегда короче при физическом труде, чем при умственном. Причем, чем физически тяжелее работа, тем быстрее происходит врабатывание; б) вторая фаза - фаза относительно устойчивой работоспособности характеризуется оптимальным, с точки зрения достижения, полезного результата, уровнем функционирования обеспечивающих работу систем организма, максимальной эффективностью труда. Продолжительность этой фазы зависит от физической тяжести и нервной напряженности труда, от психофизиологического состояния человека, от гигиенических условий труда;
в) третья фаза - фаза снижения работоспособности, связанная с развитием утомления;
г) четвертая фаза - фаза вторичного повышения работоспособности в конце рабочего дня. В ее основе лежит условно-рефлекторный механизм, связанный с предстоящим концом работы и последующим отдыхом.
Аналогичным образом меняется профессиональная работоспособность человека и на протяжении рабочей недели.
Изменение работоспособности по фазам в процентном отношении в зависимости от продолжительности рабочего дня и недели показаны на схеме № 1.
Причиной снижения работоспособности на протяжении рабочего дня, недели или года является утомление. Во время работы оно проявляется в следующем:
- уменьшении силы и выносливости мышц;
- ухудшении координации движения;
- возрастании затрат энергии при выполнении одной и той же
работы;
- замедлении скорости переработки информации;
- ухудшении памяти;
- затруднении процессов сосредоточения и переключения внимания с одного вида деятельности на другой.
Любой вид труда не будет приводить к развитию переутомления и перенапряжения и, напротив, окажет положительное влияние на работоспособность и здоровье человека, если придерживаться физиологических принципов его рациональной организации.
Режимы труда и отдых
Работоспособность человека определяется условиями его работы и отдыха. За время отдыха физиологические показатели, изменившиеся в процессе работы, должны возвращаться к исходному уровню. Поэтому среди мер физиологической рационализации трудовой деятельности ведущее место занимают физиологически обоснованные режимы труда и отдыха, представляющие собой систему чередования периодов работы и отдыха на протяжении рабочей смены, недели и года. Эта система регламентирует время начала, продолжительность и содержание периодов отдыха.
При построении рациональных внутрисменных режимов труда и отдыха организатором любых производств необходимо руководствоваться следующими принципами:
- процесс включения в работу (фаза врабатывания) занимает меньше времени при использовании специальных активизирующих воздействий (гимнастика, музыкальные передачи);
- на протяжении рабочей смены необходимо устраивать микропаузы в работе и регламентированные перерывы на отдых (9 - 10% рабочего времени);
- регламентированные перерывы будут эффективны лишь тогда, когда они назначаются на начальных стадиях утомления;
- продолжительность периодов отдыха зависит от тяжести и напряженности труда;
- чем тяжелее и напряженнее работа, тем ближе по времени к началу смены (или к обеденному перерыву для второй половины рабочего дня) должны быть введены регламентированные перерывы;
- во второй половине дня, в связи с более выраженным утомлением, количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены;
- перерыв на обед, целесообразно представлять в середине рабочего дня или с отклонением от нее в пределах до одного часа (40 - 60 минут - перерыв);
- характер заполнения перерыва (активный или пассивный отдых, использование физических средств и т.д.) зависит от вида трудовой деятельности.
Принципы разработаны на основе психофизиологических исследований функционального состояния человека в процессе труда. Правильно организованные режимы чередования "периодов работы и восстановления являются одним из наиболее эффективных способов сохранения работоспособности и здоровья человека.
1.4. Физиология воинского труда
«Право на труд реализуется военнослужащими по средствам прохождения ими военной службы» (ст. 10 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащего»).
Военная служба - особый вид
государственной деятельности, связанный
с вооруженной защитой
Ратный труд требует высокого напряжения физических и психических сил личности, нередко их перенапряжения. Он связан с отрывом не имеющих практики и житейского опыта молодых людей, проходящих службу по призыву, от семьи, близких, друзей, привычного круга общения. Это может зачастую становится причиной депрессии, морально-психологического срыва*. Наконец, в сугубо мужских молодежных- коллективах, к которым следует отнести большинство воинских подразделений, велика вероятность появления индивидов с аморальными и криминальными наклонностями, которые образуют своего рода группы «риска».
В ходе боевой учебы на протяжении всей воинской службы каждый военнослужащий обязан повышать свое воинское мастерство, в целях повышения боевой готовности подразделения и части, под которой понимается способность частей и подразделений в предельно короткие сроки осуществить всестороннюю подготовку, организованно вступить в бой с противником и при любых условиях обстановки выполнить поставленную задачу.
В связи с этим каждый воин должен обладать морально-психологичес-кой закалкой, ратным мастерством, физической выносливостью, мужеством и патриотизмом. Оснащение войск современными видами боевой техники и оружия требует от личного состава мастерского владения ими, умение применить их в бою без промедления и с максимальной эффективностю.
Военная служба предусматривает и решение вопросов службы войск, основным содержанием которой являются организация и поддержание внутреннего порядка, правильное распределение времени, выполнение распорядка дня и несение службы в суточном наряде, обеспечение надежной охраны и обороны расположения части, мест размещения складов с вооружением, боеприпасами, горючим, парков и других объектов, поддержание высокой воинской дисциплины, создание необходимых условий повседневной жизни и подготовки войск, проведение различных гарнизонных мероприятий с участием войск, забота о здоровье и быте военнослужащих, контроль за регулярностью проведения санитарно-гигиенических мероприятий.
Можно сделать вывод, что воинский труд - это сочетание физического и умственного труда - и является по своему характеру (в зависимости от обстановки) тяжелым и напряженным.
Вся трудовая деятельность в воинских частях в течение суток, а по некоторым положениям, в течение недели, осуществляется распорядком дня и регламентом служебного времени, которые в полном объеме определяют режим труда и отдыха военнослужащих.
Распорядок дня определяет по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, учебы и быта личного состава подразделений и штаба воинской части. Он включает:
- утреннюю физическую зарядку;
- утренний и вечерний туалеты;
- утренний осмотр;
- учебные занятия и подготовка к ним;
- смену рабочей одежды, чистку обуви и мытье рук;
- прием пищи (промежуток не более 7 часов);
- уход за вооружением и военной техникой;
- воспитательную, культурно-досуговую и спортивно-массовую работу;
- информирование и тренировки;
- прослушивание радио и просмотр телепередач;
- прием в медицинских пунктах;
- время для личных потребностей (не менее 2 ч.);
- вечерняя прогулка и поверка;
- время сна (8 часов).
Регламент служебного времени для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в дополнение к распорядку дня устанавливает сроки и продолжительность выполнения этими военнослужащими мероприятий, вытекающих из обязанностей военной службы. Он включает:
- прибытие на службу и убытие с нее;
- перерыв для приема пищи;
- самостоятельную подготовку (не менее 4 часов в неделю);
- подготовку к занятиям и время на физическую подготовку (не менее 3-х часов в неделю).