Игровая деятельность как элемент массовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 14:50, контрольная работа

Описание работы

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”.

Содержание работы

Теоретическая часть 3
Основные признаки культуры и ее элементы. 3
Значение игр в жизни человека и их культурная ценность. 5
О игромании 7
А счастье было так близко... 7
В семье не без больного 8
Компьютерное безумие 9
Утопленники Интернета 11
Практическая часть 14
Инструментарий исследования. 14
Анализ данных 15
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 399.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию


Санкт-Петербургский государственный  университет

 сервиса и экономики

 


Кафедра «Социология  и социальная работа»

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИОЛОГИЯ 

 

 

Контрольная работа

«Игровая деятельность как элемент

массовой  культуры»

 

 

 

 

Работу выполнил студент 2 курса 

Специальность 060800у

Пучков Александр Юрьевич

Работу проверил ________________


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тосно

2007 
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Теоретическая часть

 

Основные признаки культуры и ее элементы.

 

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture  или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное  определение культуры отбросило  аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры  осуществляется  с помощью научения. Культура создается,  культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует  личности членов общества, тем самым  она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна  культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению  людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей.

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, не беспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг.

Факторы окружающей среды  также ограничивают воздействие  культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.

Другая важная часть  культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

Каждое общество осуществило  свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого  пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.

В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения” как высшую форму сознания. Итожа вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что, существует великое множество всевозможных культур, и различия между ними могут быть поистине колоссальны.

 

Значение  игр в жизни человека и их культурная ценность.

 

Многие писатели и поэты сравнивали нашу жизнь  с игрой, где каждый играющий имеет свою роль. Способности играть и давать волю своему воображению, ни мало не заботясь о сиюминутном результате, проявляющиеся в детских забавах и развлечениях взрослых, составляют саму суть человечества. Биологи и этологи доказали, что игра тесно связана со стремлением индивидуума познать неизвестное и удовлетворить свое любопытство, она побуждает человека и всех высших животных осваивать окружающий мир. Значение, придаваемое непринужденной игре в той или иной культуре, дает нам возможность судить об ее основных чертах.

Игра является феноменом, присущим всей живой природе, а не только человеку. Как показывают исследования, все высшие животные используют игру как способ общения, время провождения и обучения. У человека игра достигла точки своего наибольшего развития. Человек играет практически всю свою жизнь.

Необходимо  выделить один весьма важный пункт: даже в простейших формах игра выходит за рамки только биологической или физической деятельности. Игра — это содержательная функция со многими гранями смысла. Но в любом научном подходе безоговорочно и принимается мнение, что игра выполняет необходимую полезную функцию. В детстве игра служит способом обучения общению, выработке тех или иных практических навыков и т. д. У взрослого человека многие виды деятельности тоже связаны с игровым компонентом. Кроме того, с помощью игры люди общаются, отдыхают, структурируют свое свободное время.

Игра не только восполняет потребность в отдыхе и разрядке, но является и тренировкой перед серьезным делом, может быть упражнением для выработки самообладания. Игра удовлетворяет потребность что-либо уметь или совершать, в стремлении к главенству и лидерству. Игра может быть невинной компенсацией вредных побуждений, необходимым восполнением монотонной односторонней деятельности. Игра может стать удовлетворением неких, невыполнимых в реальной обстановке, желаний и тем самым способствовать поддержанию чувства стабильности личности.

Многие исследователи  ищут ответ на вопросы: «В чем именно соль игры? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство многотысячную толпу?»

Интенсивность игры пока нельзя объяснить никаким  биологическим анализом. И все  же, как раз в интенсивности, в  способности приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество. Природа не зря дала нам игру с ее напряжением, с ее радостью, шуткой и забавой.

Существуют  различные признаки подлинной игры. Всякая игра, прежде всего, представляет собой свободную деятельность. Игра по приказу или принуждению уже больше не игра. В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры. Ребенок и животное играют потому, что испытывают удовольствие, в этом заключается их свобода. Для взрослого человека игра есть некоторое излишество. Игра — зто не задание, она протекает в свободной форме и в свободное время. По мере того, как игра становится функцией культуры, понятия долженствования, задания, обязанности привязываются и к ней. Игра не есть обыденная жизнь, как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу  деятельности, имеющей собственную направленность. Даже малое дитя знает, что играет как будто «взаправду», что все это «понарошку».

Игра обособляется от обыденной  жизни местом действия и продолжительностью. Она разыгрывается в определенных рамках пространства и времени. Любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое заранее обозначается, будь оно материально или идеально, преднамеренно или спонтанно. Арена цирка, игральный стол, сцена — все это по форме и функции игровые пространства, на которых имеют силу особые — собственные — правила. Внутри игрового пространства царит собственный безусловный порядок. Положительное свойство игры в том, что она творит порядок, и сама она — есть порядок. Ее течение и смысл заключен в ней самой. Будучи однажды сыгранной, она остается в памяти как некое духовное творение или ценность, передается далее, как традиция и может быть повторена в любое время, будь то немедленно, либо после длительного перерыва. Эта повторяемость есть одно из существенных свойств игры.

Среди квалификаций, присущих игре, уместно назвать напряжение. Этот элемент занимает особое и важное место. Напряжение означает неустойчивость, некий шанс или возможность. В нем есть стремление к разрядке, расслаблению. Чтобы нечто удалось, требуются усилия. В азартной игре и в спортивном состязании напряжение достигает крайней точки.

Игровая ассоциация обладает общей склонностью самосохраняться, консервироваться даже когда игра уже  закончилась. Исключительность и обособленность игры проявляется характерным образом в таинственности, которой она любит себя окружать. Внутри сферы игры законы и обычаи мира повседневности силы не имеют. Мы существуем и делаем по-другому. Суммируя мнения, мы можем теперь назвать игру свободной формой деятельности. Эта деятельность осознается, как выполняемое вне повседневной жизни занятие, и хотя происходит «понарошку», может целиком овладеть играющим. Эта деятельность свободна от материального интереса, не ищет пользы. Она совершается: внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной, либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой.

Функция игры выводится из двух аспектов — игра есть борьба за что-нибудь или представление чего-нибудь. Обе эти функции без труда  объединяются таким образом, что игра представляет борьбу за что-то, либо является состязанием в том, кто лучше других ее представит.

Последнее время получили распространение игры, не несущие  в себе признаков настоящей, подлинной  игры. В индустриальных странах, например, игра, принимающая форму спортивных состязаний, азартных игр, развлекательных представлений или лотерей, часто становится средством извлечения прибыли, в результате чего образуется разрыв между профессионалам, получающими вознаграждение за участие в игре, и пассивными зрителями, отсчитывающими купюры за полученное удовольствие.

Все эти игры потеряли главную  присущую им ценность — бескорыстие, свободу, установление взаимоотношений и снятие эмоционального напряжения.

Коммерциализация спорта приводит к тому, что мы уже имеем  дело с феноменом, который называется игрой, но не является ей в полном смысле этого слова. Особенно это касается азартных игр, которые в условиях технологического процесса приобрели свою наиболее злокачественную форму.

В процессе этих игр теряется дух общения, творчества, обмена эмоциями. Наоборот, они приводят к замкнутости, порождают агрессивные и негативные эмоции. Человек в процессе азартной игры самоизолируется, и постепенно изменяется не только его отношение к игре, но и мировоззрение. Рушатся моральные принципы, происходит само отторжение играющего человека от общества. Единственным компаньоном в жизни становится стол для рулетки, игральный автомат и безликие, но почему-то ставшие родными, люди, обслуживающие игорные заведения. Меняется и сам азарт, сопровождающий игру.

Информация о работе Игровая деятельность как элемент массовой культуры