Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:48, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности использования игровых технологий в работе социального педагога с детьми младшего школьного возраста. Задачи исследования:
Проанализировать понятие «технологии» в работе социального педагога, дать характеристику игровым технологиям
Изучить особенности личностного развития детей младшего школьного возраста;
Выявить специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности
Изучить методику использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………..………5
1.1 Понятие «технология» в работе социального педагога...........................5 1. 2 Характеристика игровых технологий …………...………...............……7
1.3 Специфика использования игровых технологий социальным педагогом в работе с детьми младшего школьного возраста……………………10
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………….....…15
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА…………………………….....………17
2.1.Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………...17
2.2.Специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности и неконструктивного поведения младших школьников…………………………………………………………………………23
2.3. Методика использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников……………………………………………...….…28
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ……………………………………………...……34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...38
В школьных программах практически нет специальных занятий, посвященных формированию социальных навыков или отдельных их элементов.Специальные профилактические программы, предназначенные для педагогов и направленные на приобретение детьми навыков социализации чаще всего предназначены для начальных классов. Направленное обучение способам успешной социализаци.
Одной из задач социальных педагогов системы образования является организация профилактики и преодоление обучающимися школьной и в дальнейшем социальной дезадаптации.
Умение в игровой форме
Социальный педагог в работе с детьми может использовать игровые технологии, т. е. упражнения, игры и тесты, направленные на знакомство с детьми как с личностью, они помогают учащимся показать, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Эти игры и упражнения помогут социальному педагогу ориентироваться в основных ценностях и потребностях современных школьника. Так же социальный педагог использует игровые технологии по формированию социальных навыков младшего школьника, которые способствуют успешной социальной адаптации школьника в школе и обществе.
В работе социального педагога могут использоваться такие игровые технологии как:
1. Игровая технология « Интервью»
Цель: познакомиться друг с другом и социальным педагогом, научиться слушать других людей.
Инструкция: необходимо разбить группу на пары. Каждый участник должен рассказать своему соседу что – то о себе ( например: имя, возраст, состав семьи, домашние животные, увлечения, о чем мечтаешь и т. д.) Слушатель должен, не перебивая рассказчика, внимательно следить за его рассказом. По времени рассказ не должен превышать 5 минут. Ведущий контролирует время. После того, как каждый из партнеров « потренируется» в выслушивании соседа, группа собирается вместе. Каждый участник коротко представляет своего напарника, рассказывает, что он запомнил из того, что поведал ему его сосед [22, с. 54].
2. Методика « Мечты»
Цель: развить солидарность и понимание у школьников, создать атмосферу доверия среди учащихся и сплотить класс.
Инструкция: материалы для работы – бумага и маркеры. Педагог предлагает участникам подумать в течение нескольких минут о том, как каждый из них видит свое будущее. Затем обменяться мыслями о своих мечтах и изобразить их на бумаге. Далее пусть каждый участник определит, какие три конкретные вещи, действия, люди могут помочь, а какие три – помешают ему осуществить мечту, и что человеку нужно сделать, чтобы мечта сбылась.
3. Методика « Мы с тобой похожи тем, что…..»
Цель: развитие коммуникативных способностей младшего школьника.
Инструкция: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: « мы с тобой похожи тем, что».
(например: учимся в одном классе, имеем собаку и т.д.) Участники внутреннего круга отвечают: « Мы с тобой отличаемся тем, что…» (например : цветом глаз, длиной волос и т. д.).
Затем по команде социального педагога участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участников внешнего круга [27, с 64- 65].
Социальный педагог в игровых технологиях используют различные виды игр и упражнений.
-Игра «зеркало»: Участники
- Игра « Крокодил» : Все делятся
в группы по 4-5 человек. Каждая
группа придумывает какое-то
Упражнение « Угадай героя»: Социальный педагог, загадывает, какого- либо известного персонажа. Группа с помощью закрытых вопросов (на которые можно ответить только « да» или «нет») угадывает его. Второй раз педагог загадывает нового персонажа и задача группы угадать его с помощью открытых вопросов.
Обсуждение: сравниваем, какой способ был наиболее быстрым и эффективным.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно - игровом плане [24, с 31- 33].
Через игровые технологии ребенок познает окружающий мир, как в тематическом отношении, так и в социальном. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Игры, которые входят в игровые технологии - своеобразный "доктор", который лечит апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность.
Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:
• раскрывать креативные способности учащихся;
• развивать коммуникативные навыки учащихся;
• обеспечивать свободный обмен мнениями;
• ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;
• формировать мотивационную сферу учащихся;
• расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности [10, с.47 - 48].
Результативность игровых
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога [3, с.97 - 98].
Таким образом, игра является основной потребностью ребенка. Социальному педагогу необходимо организовать игровую технологию с учетом специфики возраста и направленности игр и упражнений. Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют: развивать коммуникативные навыки учащихся; формировать мотивационную сферу учащихся; расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
- цель профессиональной
- особенности и возможности
объекта социально-
- возможности по времени для реализации цели; - возможные формы реализации;
-особенности, возможности
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ
2.1. Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы). Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста - возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий [20, с. 216].
Условия формирования личности младшего школьника являются следующие:
-учитель- эталон, образец для подражания;
-субъективные условия- личностные особенности младшего школьника (повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность);
-сверстники(значимость этого условия возрастает в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении);
-семья(воздействует, прежде всего, на формирование характера младшего школьника).
В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью: потребность точно выполнить требования учителя, потребность в высокой отметке, в одобрении успехов со стороны взрослых, потребность быть лучшим учеником, потребность в общении со сверстниками. Ведущими в этом возрасте являются познавательные потребности [20, с. 220].
В этот период происходит насыщение
мотивов поведения и
Центральное психологическое
Информация о работе Игровые технологии в работе социального педагога