Игровые технологии в работе социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности использования игровых технологий в работе социального педагога с детьми младшего школьного возраста. Задачи исследования:
Проанализировать понятие «технологии» в работе социального педагога, дать характеристику игровым технологиям
Изучить особенности личностного развития детей младшего школьного возраста;
Выявить специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности
Изучить методику использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………..………5
1.1 Понятие «технология» в работе социального педагога...........................5 1. 2 Характеристика игровых технологий …………...………...............……7
1.3 Специфика использования игровых технологий социальным педагогом в работе с детьми младшего школьного возраста……………………10
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………….....…15
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА…………………………….....………17
2.1.Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………...17
2.2.Специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности и неконструктивного поведения младших школьников…………………………………………………………………………23
2.3. Методика использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников……………………………………………...….…28
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ……………………………………………...……34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 70.60 Кб (Скачать файл)

В школьных программах практически  нет специальных занятий, посвященных  формированию социальных навыков или отдельных их элементов.Специальные профилактические программы, предназначенные для педагогов и направленные на приобретение детьми навыков социализации чаще всего предназначены для начальных классов. Направленное обучение способам успешной социализаци.

Одной из задач социальных педагогов  системы образования является организация  профилактики и преодоление обучающимися школьной и в дальнейшем социальной дезадаптации.

Умение в игровой форме знакомиться  с младшими школьниками, как с  личностью, знакомить их друг с другом, завоевывать их доверие, организовывать сами тренинги имеют большое значение в период профессиональной деятельности для социального педагога.

Социальный педагог в работе с детьми может использовать игровые  технологии, т. е. упражнения, игры и  тесты, направленные на знакомство с  детьми как с личностью, они помогают учащимся показать, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Эти  игры и упражнения помогут социальному  педагогу ориентироваться в основных ценностях и потребностях современных  школьника. Так же социальный педагог  использует игровые технологии по формированию социальных навыков младшего школьника, которые способствуют успешной социальной адаптации школьника в школе и обществе.

В работе социального педагога могут  использоваться такие игровые технологии как:

1. Игровая технология « Интервью»

Цель: познакомиться друг с другом и социальным педагогом, научиться  слушать других людей.

Инструкция: необходимо разбить группу на пары. Каждый участник должен рассказать своему соседу что – то о себе ( например: имя, возраст, состав семьи, домашние животные, увлечения, о чем  мечтаешь и т. д.) Слушатель должен, не перебивая рассказчика, внимательно  следить за его рассказом. По времени  рассказ не должен превышать 5 минут. Ведущий контролирует время. После  того, как каждый из партнеров «  потренируется» в выслушивании соседа, группа собирается вместе. Каждый участник коротко представляет своего напарника, рассказывает, что он запомнил из того, что поведал ему его сосед [22, с. 54].

2. Методика « Мечты»

Цель: развить солидарность и понимание  у школьников, создать атмосферу  доверия среди учащихся и сплотить класс.

Инструкция:  материалы для работы – бумага и маркеры. Педагог предлагает участникам подумать в течение нескольких минут о том, как каждый из них  видит свое будущее. Затем обменяться мыслями о своих мечтах и изобразить их на бумаге. Далее пусть каждый участник определит, какие три конкретные вещи, действия, люди  могут помочь, а какие три – помешают ему  осуществить мечту, и что человеку нужно сделать, чтобы мечта сбылась.

3. Методика « Мы с тобой похожи тем, что…..»

Цель: развитие коммуникативных способностей младшего школьника.

Инструкция: Участники выстраиваются  в два круга – внутренний и  внешний лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах  должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: « мы с тобой похожи тем, что».

(например: учимся в одном классе, имеем собаку и т.д.) Участники внутреннего круга отвечают: « Мы с тобой отличаемся тем, что…» (например : цветом глаз, длиной волос и т. д.).

Затем по команде социального педагога участники внутреннего круга  передвигаются, меняя партнера. Процедура  повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается  с каждым участников внешнего круга [27, с 64- 65].

Социальный педагог в игровых  технологиях используют различные  виды игр и упражнений.

-Игра «зеркало»: Участники объединяются  в пары и становятся друг  напротив друга. Один человек  в паре показывает различные  движения, меняет мимику, жесты. Второй  повторяет все в зеркальном  отображении. Затем пары меняются.

- Игра « Крокодил» : Все делятся  в группы по 4-5 человек. Каждая  группа придумывает какое-то понятие  и демонстрирует его невербально. Задача другой группы угадать.

Упражнение « Угадай героя»: Социальный педагог, загадывает, какого- либо известного персонажа. Группа с помощью закрытых вопросов (на которые можно ответить только « да» или  «нет») угадывает  его. Второй раз педагог загадывает нового персонажа и задача группы угадать его с помощью открытых вопросов.

Обсуждение: сравниваем, какой способ был наиболее быстрым и эффективным.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками  в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно - игровом плане [24, с 31- 33].

Через игровые технологии ребенок  познает окружающий мир, как в  тематическом отношении, так и в  социальном. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает  новые виды деятельности, вырабатывая  при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Игры, которые входят в игровые  технологии - своеобразный "доктор", который лечит апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность.

Игровые технологии, используемые в  обучении и развитии учащихся, позволяют:

• раскрывать креативные способности учащихся;

• развивать коммуникативные навыки учащихся;

• обеспечивать свободный обмен мнениями;

• ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;

• формировать мотивационную сферу учащихся;

• расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности [10, с.47 - 48].

Результативность игровых технологий во многом зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании  с обычными упражнениями [12, с.69 - 70].

Игровая технология строится как целостное  образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно  игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов  по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших  школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога [3, с.97 - 98].

Таким образом, игра является основной потребностью ребенка. Социальному  педагогу необходимо организовать игровую  технологию с учетом специфики возраста и направленности игр и упражнений. Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют: развивать коммуникативные навыки учащихся; формировать мотивационную сферу учащихся; расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности.

 

 

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

 

  1. По содержанию первой главы можно сделать следующие выводы:
  2. «Технологию» в работе социального рассматривают как систему средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта. Основными параметрами любой технологии являются: - детальное определение конечного результата;
  3. Чтобы принять решение о выборе технологии, социальному педагогу необходимо для себя четко определить:

- цель профессиональной деятельности  в конкретной ситуации; - условия  ее реализации;

- особенности и возможности  объекта социально-педагогической  деятельности; - особенности места  реализации цели;

- возможности по времени для  реализации цели; - возможные формы  реализации;

-особенности, возможности субъекта  социально-педагогической деятельности.

  1. По преобладающей деятельности в социальной работе выделяют игровые технологии.
  2. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.
  3. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
  4. Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
  5. Социальный педагог в работе с детьми может использовать игровые технологии, т. е. упражнения, игры и тесты, направленные на знакомство с детьми как с личностью
  6. В работе социального педагога могут использоваться такие игровые технологии как:
  • Игровая технология « Интервью»
  • Методика « Мечты»
  • Методика « Мы с тобой похожи тем, что…..»
  1. Социальный педагог в игровых технологиях используют различные виды игр и упражнений.
  1. Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:
    • раскрывать креативные способности учащихся;
    • развивать коммуникативные навыки учащихся;
    • обеспечивать свободный обмен мнениями;
    • ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности.

 

 

ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ  ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

 

 

2.1. Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста

 

 

Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы). Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста - возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий [20, с. 216].

Условия формирования личности младшего школьника являются следующие:

-учитель- эталон, образец для подражания;

-субъективные условия- личностные особенности младшего школьника (повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность);

-сверстники(значимость этого условия возрастает в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении);

-семья(воздействует, прежде всего, на формирование характера младшего школьника).

В младшем школьном возрасте активно  развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью: потребность точно выполнить требования учителя, потребность в высокой отметке, в одобрении успехов со стороны взрослых, потребность быть лучшим учеником, потребность в общении со сверстниками. Ведущими в этом возрасте являются познавательные потребности [20, с. 220].

В этот период происходит насыщение  мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием, происходит перестройка мотивационно - потребностной сферы, что качественно меняет содержание притязания на признание. Особую значимость приобретает стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников (в первую очередь в связи с учебной деятельностью, ее успешностью). Таким образом, учебная деятельность становится во главу угла в притязаниях младшего школьника, обусловливая характер отношений ребенка с взрослыми и сверстниками [20, с. 230].

Центральное психологическое новообразование  младшего школьного возраста -ориентация на группу сверстников. В этом возрасте переплетены отношения возрастной приязни к сверстнику и отношения соперничества: с одной стороны, ребенок хочет "быть как все", с другой - "быть лучше, чем все" [9, с. 320].

Информация о работе Игровые технологии в работе социального педагога