Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:48, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности использования игровых технологий в работе социального педагога с детьми младшего школьного возраста. Задачи исследования:
Проанализировать понятие «технологии» в работе социального педагога, дать характеристику игровым технологиям
Изучить особенности личностного развития детей младшего школьного возраста;
Выявить специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности
Изучить методику использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………..………5
1.1 Понятие «технология» в работе социального педагога...........................5 1. 2 Характеристика игровых технологий …………...………...............……7
1.3 Специфика использования игровых технологий социальным педагогом в работе с детьми младшего школьного возраста……………………10
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………….....…15
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА…………………………….....………17
2.1.Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………...17
2.2.Специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности и неконструктивного поведения младших школьников…………………………………………………………………………23
2.3. Методика использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников……………………………………………...….…28
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ……………………………………………...……34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...38
Психотехнические
В режиссерской игре, когда ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера, содержаться исключительные возможности диагностики причин детской агрессивности, выявления его личностных особенностей, а также разрешения непосредственно в игре значимых для ребенка затруднений.
Преимущество сюжетно – ролевых игр в коррекции демонстративного поведения, прежде всего, состоит в том, что этот тип игры представляет собой активную форму экспериментального поведения, и, следовательно, обладает мощным социализирующим фактором. Коррекционно – развивающий потенциал сюжетно – ролевой игры заключается в том, что в младшем школьном возрасте для ребенка большее значение имеет не функциональное исполнение роли, а личностные характеристики.
Бывает так, что роль, которую
ребенок с демонстративным
Для коррекции негативных качеств личности и неконструктивного поведения младших школьников универсальным средством является народная игра. Одно из главных преимуществ народной игры – захватывающее обаяние игровых персонажей. Даже отрицательные персонажи не вызывают страха у застенчивых и робких детей, но нравственные недостатки и неправильные поступки легко осознаются всеми.
Еще одно преимущество народной игры заключается в том, что ей, как правило, предшествует вступление, «игровая прелюдия». Таким вступлением может быть, например, «считалочка». Она легко и непосредственно вводит в игру, помогает распределению ролей и одновременно оказываются средством самоорганизации детей, особенно обладающих демонстративным и протестным поведением.
В народной игре приходится делать усилия над собой и агрессивным детям. Веками заведено, что за грубость, грубую силу, враждебность, нечестность любому участнику игры могут сказать: «Мы с тобой не играем». И тут ребенку необходимо осознать вину и исправить свое поведение.
Наряду с народными играми, подобная универсальность (эффективность в коррекции различных вариантов неконструктивного поведения, недостатков личностного) свойственна и сюжетно – ролевая игра [14, с. 56 - 58].
Если педагог знает коррекционно – развивающие ресурсы каждого типа игр, располагая точной информацией о причинах неконструктивного поведения ребенка, о присущих ему недостатках личностного развития, то он может расставить акценты сюжетно – ролевой, дидактической, народной и др. игр так, что они будут эффективны во всех негативных качествах личности и неконструктивного поведения младших школьников.
Таким образом, очень важно,
чтобы педагог тонко чувствовал
оптимальный уровень, до которого на
данном этапе коррекционно – развивающего
процесса можно усложнять правила
игры, и соблюдал определенную меру
введения новых правил и требований.
Тогда в играх с правилами,
и в играх – соревнованиях
вместе с импульсивными и
2.3. Методика использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников
Процесс коррекции недостатков личностного развития младших школьников будет успешным, если социальный педагог сумеет создать такие условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям не нарушает естественной логики школьной жизни детей.
Модель педагогического оформления коррекционно – развивающего процесса предполагает встраивание системы игровых заданий в общую структуры учебно – воспитательного процесса с целью педагогически целесообразного заполнения времени в школьной жизнедеятельности ребенка: свободных минут до и после уроков, во время перемен, прогулок. Кроме того, некоторые игровые задания органично встраиваются в урок, усиливая коррекционно – развивающую направленность физкультминуток, динамических пауз, минут тишины и др. Проведение игр не требует дополнительного и строго зафиксированного в режиме учебного дня и времени [21, с. 54].
В результате игровой инструментовки коррекционно – развивающего процесса возможны фронтальная, индивидуальная, групповая работы и работы в парах.
Для фронтальной организации больше всего подходят физкультминутки – перерывы во время уроков. Их назначение, согласно санитарно – гигиеническим нормам, - дать детям возможность расслабиться, сбросить накопившуюся усталость, напряжение, не выходя за рамки общей логики учебного процесса, не разрушая настрой на учебную работу. В этих условиях наиболее приемлемы психотехнические игры, объединенные в специальные пары. Первая игра в каждой паре – освобождающая или расслабляющая (например, игра «Зоопарк»), а вторая – мобилизующая (например, «Канон»).
В, игре «Зоопарк» дети стоят
около парт и воображают себя животными
– жителями зоопарка. По команде
учителя они с помощью мимики,
пантомимики, жестов, интонации изображают
то или иное животное. Команды можно
повторять с различным
Игра «Зоопарк» оказывает
релаксирующее воздействие на всех
младших школьников. Дети с агрессивным,
импульсивным и демонстративным
поведением получают возможность проявить
себя в активных и разнообразных
действиях, реализовать в разумно
заданных рамках накопившуюся энергию.
Застенчивые дети, если и не принимают
сразу непосредственного
Игра «Канон» в отличие от предыдущей, не столько освобождающая, сколько мобилизующая. Школьники стоят в колонне друг за другом и поочередно поднимают сначала левую руку, потом правую, затем обе руки. Желательно, чтобы игра проходила в тишине. При соблюдении этого условия то каждого ребенка требуется еще больше внимания и сосредоточенности. Важно не засмотреться и точно в нужный момент сделать соответствующее движение рукой. Канон нарушается, если кто – то делает движение рукой одновременно с предыдущим игроком, или опережает его, или, наоборот, запаздывает. Детей, из – за которых чаще всего происходят сбои в каноне, целесообразно ставить в начале колонны. В дальнейшем цепочку движений можно дополнить и усложнить [17, с 45 - 47].
Фронтальную работу по коррекции
недостатков личностного
Например, на уроке чтения
во 2 классе им может стать рассказ
Ю. И. Ермолаева «Проговорился» [11, с.
126 - 128]. Дети читают этот рассказ и
совместно с учителем анализируют
его содержание. Важно, чтобы они
узнали и отметили негативные черты
личности главной героини –
После чтения рассказа по ролям организуется его инсценировка. Детям предлагается придумать и разыграть продолжение, которое бы показывало, как со временем, например, спустя месяц, изменилось поведение героини, какие позитивные черты личности она приобрела (скромность, отзывчивость, доброжелательность) [11, с. 126 - 128].
Основное назначение парной
и индивидуальной форм коррекционной
работы заключается в том, чтобы
направить и максимально
В зависимости от решаемых
коррекционных задач, состав участников
парных и групповых игр может
быть однородным, т. е. объединять детей
с аналогичными недостатками в поведении,
с идентичными негативными
Конструируя процесс коррекции
недостатков личностного
Блок 1. Самосознание младших школьников:
Блок 2. Черты личности младших школьников:
Блок 3. Поведение младших школьников:
Используя игру в работе
по коррекции недостатков
Выбор методов и приемов
коррекционно – развивающего воздействия,
адекватных возможностям ребенка и
соответствующих специфике
Информация о работе Игровые технологии в работе социального педагога