Игровые технологии в работе социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности использования игровых технологий в работе социального педагога с детьми младшего школьного возраста. Задачи исследования:
Проанализировать понятие «технологии» в работе социального педагога, дать характеристику игровым технологиям
Изучить особенности личностного развития детей младшего школьного возраста;
Выявить специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности
Изучить методику использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………..………5
1.1 Понятие «технология» в работе социального педагога...........................5 1. 2 Характеристика игровых технологий …………...………...............……7
1.3 Специфика использования игровых технологий социальным педагогом в работе с детьми младшего школьного возраста……………………10
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………….....…15
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА…………………………….....………17
2.1.Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………...17
2.2.Специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности и неконструктивного поведения младших школьников…………………………………………………………………………23
2.3. Методика использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников……………………………………………...….…28
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ……………………………………………...……34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 70.60 Кб (Скачать файл)

Психотехнические освобождающие  игры и игровые упражнения на осознание  своего поведения подготавливают такого ребенка к участию в режиссерской игре [19, с. 95].

В режиссерской игре, когда  ребенок распределяет все роли между  игрушками, а на себя принимает функцию  режиссера, содержаться исключительные возможности диагностики причин детской агрессивности, выявления  его личностных особенностей, а также  разрешения непосредственно в игре значимых для ребенка затруднений.

  • Сюжетно – ролевая игра в коррекции демонстративного поведения младших школьников.

Преимущество сюжетно  – ролевых игр в коррекции  демонстративного поведения, прежде всего, состоит в том, что этот тип  игры представляет собой активную форму  экспериментального поведения, и, следовательно, обладает мощным социализирующим фактором. Коррекционно – развивающий потенциал  сюжетно – ролевой игры заключается  в том, что в младшем школьном возрасте для ребенка большее  значение имеет не функциональное исполнение роли, а личностные характеристики.

Бывает так, что роль, которую  ребенок с демонстративным поведением получает в сюжетно – ролевой  игре, соответствует его идеалу, и тогда любые требования к  поведению, к личностным качествам  персонажа, если они входят в его  представление об идеале, не принимаются. Например, для девочек с демонстративным  поведением любая роль принцессы  или королевы. В соответствии с  сюжетом и к своему удовольствию девочка изображает принцессу капризной, эгоистичной, т. е. наделяет персонажа  чертами свойственными ей самой. Как правило, в дальнейшем, по игровому сюжету, она вынуждена изменить и  характер, и поведение принцессы, и вместе с ней сама стать иной – скромной, доброй, смелой. В возможности  изменений и заключается коррекционно – развивающий потенциал сюжетно  – ролевых игр [19, с. 124 - 125].

Для коррекции негативных качеств личности и неконструктивного  поведения младших школьников универсальным  средством является народная игра. Одно из главных преимуществ народной игры – захватывающее обаяние  игровых персонажей. Даже отрицательные  персонажи не вызывают страха у застенчивых  и робких детей, но нравственные недостатки и неправильные поступки легко осознаются всеми.

Еще одно преимущество народной игры заключается в том, что ей, как правило, предшествует вступление, «игровая прелюдия». Таким вступлением может быть, например, «считалочка». Она легко и непосредственно вводит в игру, помогает распределению ролей и одновременно оказываются средством самоорганизации детей, особенно обладающих демонстративным и протестным поведением.

В народной игре приходится делать усилия над собой и агрессивным  детям. Веками заведено, что за грубость, грубую силу, враждебность, нечестность  любому участнику игры могут сказать: «Мы с тобой не играем». И тут  ребенку необходимо осознать вину и  исправить свое поведение.

Наряду с народными  играми, подобная универсальность (эффективность  в коррекции различных вариантов неконструктивного поведения, недостатков личностного) свойственна и сюжетно – ролевая игра [14, с. 56 - 58].

Если педагог знает  коррекционно – развивающие ресурсы  каждого типа игр, располагая точной информацией о причинах  неконструктивного поведения ребенка, о присущих ему недостатках личностного развития, то он может расставить акценты сюжетно – ролевой, дидактической, народной и др. игр так, что они будут эффективны во всех негативных качествах личности и неконструктивного поведения младших школьников.

Таким образом, очень важно, чтобы педагог тонко чувствовал оптимальный уровень, до которого на данном этапе коррекционно – развивающего процесса можно усложнять правила  игры, и соблюдал определенную меру введения новых правил и требований. Тогда в играх с правилами, и в играх – соревнованиях  вместе с импульсивными и недисциплинированными  младшими школьниками с пользой  для себя примут участие дети протестным поведением, также застенчивые дети.

 

 

2.3. Методика использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников

 

 

Процесс коррекции недостатков личностного развития младших школьников будет успешным, если социальный педагог сумеет создать такие условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям не нарушает естественной логики школьной жизни детей.

Модель педагогического  оформления коррекционно – развивающего процесса предполагает встраивание  системы игровых заданий в  общую структуры учебно – воспитательного  процесса с целью педагогически  целесообразного заполнения времени в школьной жизнедеятельности ребенка: свободных минут до и после уроков, во время перемен, прогулок. Кроме того, некоторые игровые задания органично встраиваются в урок, усиливая коррекционно – развивающую направленность физкультминуток, динамических пауз, минут тишины и др. Проведение игр не требует дополнительного и строго зафиксированного в режиме учебного дня и времени [21, с. 54].

В результате игровой инструментовки коррекционно – развивающего процесса возможны фронтальная, индивидуальная, групповая работы и работы в парах.

Для фронтальной организации  больше всего подходят физкультминутки  – перерывы во время уроков. Их назначение, согласно санитарно – гигиеническим  нормам, - дать детям возможность  расслабиться, сбросить накопившуюся усталость, напряжение, не выходя за рамки  общей логики учебного процесса, не разрушая настрой на учебную работу. В этих условиях наиболее приемлемы  психотехнические игры, объединенные в специальные пары. Первая игра в каждой паре – освобождающая  или расслабляющая (например, игра «Зоопарк»), а вторая – мобилизующая (например, «Канон»).

В, игре «Зоопарк» дети стоят  около парт и воображают себя животными  – жителями зоопарка. По команде  учителя они с помощью мимики, пантомимики, жестов, интонации изображают то или иное животное. Команды можно  повторять с различным временным  интервалом. Среди изображаемых животных могут быть, например:

  • Зайчики – дети прыжками передвигаются по классу;
  • Лошадки – высоко поднимая согнутую в колене ногу, ударяют ею об пол;
  • Птицы – бегают по классу, раскинув руки в стороны;
  • Лягушка – скачут вприсядку;
  • Курочки – ходят по классу, высоко поднимая согнутые ноги.

Игра «Зоопарк» оказывает  релаксирующее воздействие на всех младших школьников. Дети с агрессивным, импульсивным и демонстративным  поведением получают возможность проявить себя в активных и разнообразных  действиях, реализовать в разумно  заданных рамках накопившуюся энергию. Застенчивые дети, если и не принимают  сразу непосредственного участия  в игре, все равно не являются только пассивными зрителями. Они испытывают те же положительные эмоции, что  и игроки. Постепенно, заражаясь  общим настроением и преодолевая  свою застенчивость, они включаются в игру.

Игра «Канон» в отличие  от предыдущей, не столько освобождающая, сколько мобилизующая. Школьники  стоят в колонне друг за другом и поочередно поднимают сначала  левую руку, потом правую, затем  обе руки. Желательно, чтобы игра проходила в тишине. При соблюдении этого условия то каждого ребенка  требуется еще больше внимания и  сосредоточенности. Важно не засмотреться и точно в нужный момент сделать  соответствующее движение рукой. Канон  нарушается, если кто – то делает движение рукой одновременно с предыдущим игроком, или опережает его, или, наоборот, запаздывает. Детей, из –  за которых чаще всего происходят сбои в каноне, целесообразно ставить  в начале колонны. В  дальнейшем цепочку  движений можно дополнить и усложнить [17, с 45 - 47].

Фронтальную работу по коррекции  недостатков личностного развития младших школьников можно проводить  и непосредственно и во время  уроков. В этом случае игры моделируются на основе учебного материала.

Например, на уроке чтения во 2 классе им может стать рассказ  Ю. И. Ермолаева «Проговорился» [11, с. 126 - 128]. Дети читают этот рассказ и  совместно с учителем анализируют  его содержание. Важно, чтобы они  узнали и отметили негативные черты  личности главной героини – заносчивость, капризность, эгоизм, обидчивость, т. е. именно то, что так свойственно  детям с демонстративным и  протестным поведением. Следует также  обратить внимание детей и на результаты, к которым приводит подобное поведение  девочки.

После чтения рассказа по ролям  организуется его инсценировка. Детям  предлагается придумать и разыграть  продолжение, которое бы показывало, как со временем, например, спустя месяц, изменилось поведение героини, какие  позитивные черты личности она приобрела (скромность, отзывчивость, доброжелательность) [11, с. 126 - 128].

Основное назначение парной и индивидуальной форм коррекционной  работы заключается в том, чтобы  направить и максимально сосредоточить  коррекционно – развивающее воздействие  на специфические недостатки личностного  развития конкретных детей. С помощью  этих форм работы легко создать условия  для прицельного коррекционного воздействия на присущие ребенку  негативные черты личности, неконструктивные способы поведения, для восполнения  дефицита в развитии компонентов  самосознания. Кроме этого индивидуальные игры и игры в паре, предваряющие участие некоторых младших школьников с агрессивным или конформным поведением в коллективной игре, - хороший  способ предупредить возможные неуспехи таких детей [23, с. 57-63].

В зависимости от решаемых коррекционных задач, состав участников парных и групповых игр может  быть однородным, т. е. объединять детей  с аналогичными недостатками в поведении, с идентичными негативными чертами  личности, имеющих одинаковый уровень  развития самосознания. Вместе с тем, возможно и полезно участие в  парных и групповых играх детей  с различными проблемами личностного  развития.

Конструируя процесс коррекции  недостатков личностного развития младших школьников, учителю целесообразно  ориентироваться в каждом целевом  блоке на следующие методические задачи:

Блок 1. Самосознание младших  школьников:

  • Фиксировать внимание ребенка на его собственных игровых переживаниях;
  • Регулярно предлагать ему самому оценить свои реальные и потенциальные возможности при исполнении различных ролей;
  • Учить контролировать свое поведение, управлять своими эмоциями;

Блок 2. Черты личности младших  школьников:

  • Фиксировать внимание ребенка на негативных и позитивных чертах личности, присущих как игровым персонажам, так и детям, исполняющим роли этих персонажей;
  • Привлекать его к созданию словесного психологического портрета, какого – либо игрового персонажа или других участников игры;
  • Учить прогнозировать возможные последствия неконструктивного поведения, какого – либо игрового персонажа с негативными чертами личности.

Блок 3. Поведение младших  школьников:

  • Включать ребенка в показ – проигрывания типичных ситуаций с актуальными для него психологическими трудностями;
  • Развить у ребенка способность самостоятельно выбирать адекватные эмоциональные реакции и поступки в непредвиденных ситуациях.

Используя игру в работе по коррекции недостатков личностного  развития младших школьников, педагогу необходимо соблюдать определенную логическую последовательность, что  позволит эффективно организовать коррекционно – развивающий процесс.

  • Предварительная диагностика, на основе которой выявляются пробелы и сильные стороны личностного развития ребенка.
  • Формулирование задач и продумывание логики коррекционно – развивающей работы с каждым ребенком;
  • Выбор адекватной формы коррекционно – развивающего воздействия: индивидуальные занятия с ребенком.
  • Внесение в коррекционно – развивающую игровую программу в целом и в ее отдельные блоки уточнений, дополнений, изменений, поправок, обусловленных следующими причинами:
  • Необходимостью адаптации некоторых игровых заданий к возможностям ребенка, замена одних игровых заданий другими, чтобы не допустить эмоционального пресыщения и игровой усталости;
  • «уплотнением» или «разряжением» интенсивности коррекционно – развивающего воздействия.

Выбор методов и приемов  коррекционно – развивающего воздействия, адекватных возможностям ребенка и  соответствующих специфике игрового содержания. Наряду с этим, продумывая методическое составление коррекционно – развивающего процесса, целесообразно:

  • Вводить в игровую деятельность младших школьников штрафы, ограничения, поощрения, что является эффективным средством развития дисциплинированности, ответственности;
  • Регулярно смешивать пары, группы, команды играющих детей, чтобы не допустить болезненной привязанности некоторых детей к сверстникам [24 ,с. 115 - 118].

Информация о работе Игровые технологии в работе социального педагога