Игровые технологии в работе социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности использования игровых технологий в работе социального педагога с детьми младшего школьного возраста. Задачи исследования:
Проанализировать понятие «технологии» в работе социального педагога, дать характеристику игровым технологиям
Изучить особенности личностного развития детей младшего школьного возраста;
Выявить специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности
Изучить методику использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………..………5
1.1 Понятие «технология» в работе социального педагога...........................5 1. 2 Характеристика игровых технологий …………...………...............……7
1.3 Специфика использования игровых технологий социальным педагогом в работе с детьми младшего школьного возраста……………………10
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………….....…15
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА…………………………….....………17
2.1.Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………...17
2.2.Специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности и неконструктивного поведения младших школьников…………………………………………………………………………23
2.3. Методика использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников……………………………………………...….…28
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ……………………………………………...……34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 70.60 Кб (Скачать файл)

Таким образом, успех работы по коррекции недостатков личностного  развития младших школьников с использованием игры во многом зависит от того, насколько  умело педагог организует игровой  процесс и руководит им.

Оптимальный стиль руководства  коррекционно – развивающим игровым  процессом характеризуется адекватностью, гибкость и прогностичностью. 

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

 

  1. В работе с импульсивными и недисциплинированными младшими школьниками можно использовать игры с правилами, игры – соревнования. В играх с правилами четко предусмотрены требования к поведению детей. В играх – соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью, выполняет их ребенок или нет сразу же, замечают другие играющие.

Постепенно, в процессе коррекционно – развивающей работы, нетерпеливость и импульсивность, проявляются в  тенденции выиграть любой ценой, ослабевают.

  1. Игры – драматизации, психотехнические раскрепощающие игры используются в работе по преодолению конформного поведения младших школьников.

Игры – драматизации –  это театрализованные игры, в которых  дети разыгрывают или сюжеты литературных произведений, или фрагменты из своей  жизни. Игры такого типа целесообразно  использовать на заключительном этапе  коррекционно – развивающей работы с конформными детьми

  1. Коллективные дидактические игры применяют в работе с детьми младшего школьного возраста с протестным поведением. Младшие школьники с протестным поведением не владеют в достаточной степени навыками совместного взаимодействия со сверстниками.

Преодолеть эти сдерживающие и искажающие личностное развитие ребенка  недостатки возможно, если включить его  в дидактическую игру с другими  детьми.

6. Психотехнические освобождающие  игры и режиссерские игры в  коррекции агрессивного поведения  младших школьников.

Психотехнические освобождающие  игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на обретение эмоциональной и  поведенческой стабильности.

  1. Сюжетно – ролевая игра в коррекции демонстративного поведения младших школьников. Коррекционно – развивающий потенциал сюжетно – ролевой игры заключается в том, что в младшем школьном возрасте для ребенка большее значение имеет не функциональное исполнение роли, а личностные характеристики.
  2. Для коррекции негативных качеств личности и неконструктивного поведения младших школьников универсальным средством является народная игра.
  3. Если педагог знает коррекционно – развивающие ресурсы каждого типа игр, располагая точной информацией о причинах  неконструктивного поведения ребенка, о присущих ему недостатках личностного развития, то он может расставить акценты сюжетно – ролевой, дидактической, народной и др. игр так, что они будут эффективны во всех негативных качествах личности и неконструктивного поведения младших школьников.
  4. Процесс педагогической коррекции недостатков личностного развития младших школьников будет успешным, если учитель сумеет создать такие условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям не нарушает естественной логики школьной жизни детей.
  5. Успех работы по коррекции недостатков личностного развития младших школьников с использованием игровых технологий во многом зависит от того, насколько умело социальный педагог организует игровой процесс и руководит им.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

Определение места и роли игровой  технологии в учебном процессе, сочетания  элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций  и классификации, педагогических тир.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с  предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой  сюжет развивается параллельно  основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать  ряд учебных элементов. Составление  игровых технологий из отдельных  игр и элементов — забота каждого  педагога.

Игра позволяет ребенку усваивать  общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны  и в то же время интернациональные, межнациональные, общечеловеческие».

В связи с этим возникает  актуальность в разработках игровых  технологий для современной школы.

Игровая технология помогает детям включиться в познавательную деятельность, дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивает детей. Разумное сочетание игровой занимательности и серьезности заданий помогает детям заниматься с интересом, быть активными и внимательными. Игровая деятельность способствует усвоению норм взаимопомощи, сдержанности.

В игровой модели воспитательного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно - игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Если педагог знает  коррекционно – развивающие ресурсы  каждого типа игр, располагая точной информацией о причинах  неконструктивного поведения ребенка, о присущих ему недостатках личностного развития, то он может расставить акценты сюжетно – ролевой, дидактической, народной и др. игр так, что они будут эффективны во всех отклонениях развития качеств личности.

Таким образом, очень важно, чтобы педагог тонко чувствовал оптимальный уровень, до которого на данном этапе коррекционно – развивающего процесса можно усложнять правила  игры, и соблюдал определенную меру введения новых правил и требований. Тогда в играх с правилами, и в играх – соревнованиях  вместе с импульсивными и недисциплинированными  младшими школьниками с пользой  для себя примут участие дети протестным поведением, также застенчивые дети.

Выбор методов и приемов  коррекционно – развивающего воздействия, необходимо, адекватным возможностям ребенка и соответствующих специфике  игрового содержания.

Успех работы по коррекции  недостатков личностного развития младших школьников с использованием игры во многом зависит от того, насколько  умело педагог организует игровой  процесс и руководит им.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Абрамова Г. С.Возрастная психология.- М.: Академия, 2001. - 672 с.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: 2005. – 167 с.
  3. Арстанов М.Ж. Дидактическая имитационная игра. - Педагогическая практика - Алма-Ата.: 1997. - 211 с.
  4. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: Смысл; Академия, 2004.- 326 с.
  5. Боголюбов В.В., Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. - 1991. № 6. - с. 36-39.
  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МОДЭК, 2001. - 352 с.
  7. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М.: Флинта, 1997. - 103 с.
  8. Вайнер М. Э. Дети. Эмоции. Школа. – Обнинск, 2001. – 240 с.
  9. Выготский Л. С. Психология. - М.:ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
  10. Газман О.С. и др. В школу с игрой. – М.: Речь, 2006. – 103 с.
  11. Голованова М. В. Родная речь. – М.: 1999. – 238 с.
  12. Дубровина И.В. Психология - М.: Академия, 2004. - 464 с.
  13. Зимбардо Ф. Застенчивость. - М.: Педагогика, 1991. - 208 с.
  14. Ивочкина Н. В., Коррекционные возможности народной игры // Народная школа. - 2000. - № 11, с 56 -58.
  15. Ковалева Н.Б. Игровые методы обучения. - М.: 1999. - 162 с.
  16. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М.: Флинта, 2004. - 192 с.
  17. Кларин М.В., Игра в учебном процессе // Советская педагогика. М., 1985. - № 6, с. 54 – 56.
  18. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989.-80с.
  19. Кравченко А. С. Мотивация демонстративного поведения. – М.: Академия, 2002. – 154 с.
  20. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2004.- 456 с.
  21. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение ,1991. 160 с.
  22. Петричук И.И., Еще раз об игре.// Педагогика. М., 2007. - № 7, с. 57-63.
  23. Пидкасистый П.И. Технологии игры в обучении и развитии. - М.:РПА, 2003. 137 с.
  24. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение. - М.: Профиздат, 1997. - 192 с.
  25. Розин В.М. Что такое игра? (От игр маленьких детей до игр деловых). // Мир психологии. М., 2002. - №4, с. 32 – 34.
  26. Рысьева Т.Г. Дидактические игры и возможности их применен</span

Информация о работе Игровые технологии в работе социального педагога