Игровые технологии в работе социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности использования игровых технологий в работе социального педагога с детьми младшего школьного возраста. Задачи исследования:
Проанализировать понятие «технологии» в работе социального педагога, дать характеристику игровым технологиям
Изучить особенности личностного развития детей младшего школьного возраста;
Выявить специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности
Изучить методику использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………..………5
1.1 Понятие «технология» в работе социального педагога...........................5 1. 2 Характеристика игровых технологий …………...………...............……7
1.3 Специфика использования игровых технологий социальным педагогом в работе с детьми младшего школьного возраста……………………10
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………….....…15
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА…………………………….....………17
2.1.Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………...17
2.2.Специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности и неконструктивного поведения младших школьников…………………………………………………………………………23
2.3. Методика использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников……………………………………………...….…28
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ……………………………………………...……34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 70.60 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………..………5

1.1 Понятие «технология» в работе социального педагога...........................5  1. 2 Характеристика игровых технологий …………...………...............……7

1.3 Специфика использования игровых технологий социальным педагогом в работе с детьми младшего школьного возраста……………………10

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………….....…15

ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ  И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ЛИЧНОСТНОГО  РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА…………………………….....………17

2.1.Особенности личностного развития  детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………...17

2.2.Специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности и неконструктивного поведения младших школьников…………………………………………………………………………23

2.3. Методика использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников……………………………………………...….…28

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ……………………………………………...……34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….36

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...38

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность игры в настоящее  время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей социального педагога становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается  не в ее результатах, а в самом процессе.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм воспитания и обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной жизнь младшего школьника. Положительной стороной игровых технологий является то, что они способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в жизнь ребенка.

Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает  себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.

Игра – это такое  средство, где воспитание  переходит  в самовоспитание.

Игровые технологии в работе социального педагога теснейшим  образом связаны с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного  развития  в детстве, оно приобретает особое значение.

Игровые технологии в социальной работе выделяются в преобладающей  деятельности.

Упражнения, игры, тренинги входят в состав игровых технологий, которые широко используются в практической деятельности социального педагога.

Цель исследования – изучить особенности использования игровых технологий в работе социального педагога с детьми младшего школьного возраста.

Объект исследования – игровые технологии.

Предмет исследования – особенности использования игровых технологий в работе социального педагога с детьми младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать понятие «технологии» в работе социального педагога, дать характеристику игровым технологиям
  2. Изучить особенности личностного развития детей младшего школьного возраста;
  3. Выявить специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности
  4. Изучить методику использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников

Методы исследования:

-на теоретическом уровне: метод анализа, синтеза обобщения  и конкретизации, метод сходства  и различий.

Структура работы включает: содержание, введение, две главы, выводы по главам, заключение и литературу.

Практической значимостью  исследования является то, что рассмотренные  использованием игровые технологии могут быть использованы в школе.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В  РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

 

    1. Понятие «технология» в работе социального педагога

 

 

В узком смысле понятие  «технология» обычно определяется следующим  образом:

- совокупность знаний  о способах обработки материалов, изделий и методах осуществления  каких-либо действий;

- совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала или изделия [15, с. 124].

В широком смысле «технологию» рассматривают как систему средств  организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или  иного объекта.

Основными параметрами любой  технологии являются: - детальное определение  конечного результата;

- разделение процесса  его достижения на последовательные  взаимосвязанные этапы;

- поэтапное выполнение  определенных действий;

- однозначность выполнения  включенных в технологию процедур, операций;

Под технологией социально-педагогической работы понимают систему строго последовательных действий профессионала, нацеленных на решение определенной социально-педагогической задачи, проблемы с заранее спланированным результатом.

Социально-педагогические технологии представляют систему узаконенных требований, алгоритмов действий, инструктивных предписаний. Вместе с тем нужная последовательность даже самых результативных действий не может гарантировать сто процентной эффективности в достижении цели (результата)профессиональной деятельности. Социально-педагогические действия осуществляются в конкретных социальных условиях, через посредство различных социальных институтов и организаций, конкретными людьми [13, с. 24- 25].

Чтобы принять решение  о выборе технологии, социальному  педагогу необходимо для себя четко  определить:

- цель профессиональной  деятельности в конкретной ситуации; - условия ее реализации;

- особенности и возможности  объекта социально-педагогической  деятельности; - особенности места  реализации цели;

- возможности по времени  для реализации цели; - возможные  формы реализации;

-особенности, возможности  субъекта социально-педагогической  деятельности.

В зависимости от основы классификации в научной литературе выделяют различные виды или типы социально-педагогических технологий.

Социально-педагогическая технология это практическая деятельность социального педагога, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств для достижения качественных результатов труда. Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста [24, с. 154].

Социально-педагогическая технология является интегративной разновидностью социальной и педагогической технологий. Возможность разработки социально-педагогических технологий обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность, как и всякая другая разновидность социальной деятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться.

Таким образом, в широком смысле «технологию» рассматривают как систему средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта.

Чтобы принять решение  о выборе технологии, социальному  педагогу необходимо для себя четко определить: цель профессиональной деятельности в конкретной ситуации; - условия ее реализации, особенности и возможности объекта социально-педагогической деятельности; - особенности места реализации цели, возможности по времени для реализации цели; - возможные формы реализации, особенности, возможности субъекта социально-педагогической деятельности.

 

 

1.2. Характеристика игровых технологий

 

 

Игровые технологии можно  отнести к преобладающей деятельности в работе социального педагога.

Специфику игровой технологии в  значительной степени определяет игровая  среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, а также с различными средствами передвижения [22, с. 350].

В работе социального педагога может  использоваться игровая технология Б.П. Никитина, онаинтересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой  набор задач, которые ребенок  решает с помощью кубиков, квадратов  из картона или пластика, Деталей  из конструктора-механика. В своих  книгах Никитин предлагает развивающие  игры с кубами, узорами, рамками и  вкладышами М. Монтессори, дети играют с мячом, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками. Предметные развивающие игры лежат в основе строитетельно - трудовых и технических игр и способствуют развитию интеллекта.

Задачи даются ребенку в различной  форме: в виде модели, плоского рисунка  в изометрии, чертежа, письменной или  устной инструкции. Так знакомят его  с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает  перед ребенком не в абстрактной  форме ответа математической задачи, а в виде рисунка.

В развивающих играх в этом заключается  их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения и воспитания - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей [21, с 108].

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога [27, с. 45].

В работе социального педагога используются игровые технологии, которые включают в себе определенные игры:

«Деловой театр» - разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.

Психодрама и социограмма.Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека[25, с. 94].

Игровые технологии являются одной из уникальных форм воспитания и обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо - поисковом уровне, но в жизнедеятельность ребенка в школе. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Игровые технологии способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в школьный процесс [27, с. 351].

Таким образом, игровые технологии занимают важное место в работе социального педагога в работе с младшими школьниками, так как способствуют воспитанию коммуникативных интересов и активизации деятельности учащихся. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного и воспитательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

 

 

1.3. Специфика использования игровых технологий социальным педагогом в работе с детьми младшего школьного возраста

 

 

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую  деятельность, особенно в игровую. Самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не имитационные игры [9, с. 641].

Информация о работе Игровые технологии в работе социального педагога