Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:48, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности использования игровых технологий в работе социального педагога с детьми младшего школьного возраста. Задачи исследования:
Проанализировать понятие «технологии» в работе социального педагога, дать характеристику игровым технологиям
Изучить особенности личностного развития детей младшего школьного возраста;
Выявить специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности
Изучить методику использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………..………5
1.1 Понятие «технология» в работе социального педагога...........................5 1. 2 Характеристика игровых технологий …………...………...............……7
1.3 Специфика использования игровых технологий социальным педагогом в работе с детьми младшего школьного возраста……………………10
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………….....…15
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА…………………………….....………17
2.1.Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………...17
2.2.Специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности и неконструктивного поведения младших школьников…………………………………………………………………………23
2.3. Методика использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников……………………………………………...….…28
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ……………………………………………...……34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...38
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………
1.1 Понятие «технология» в работе социального
педагога......................
1.3 Специфика использования игровых технологий социальным педагогом в работе с детьми младшего школьного возраста……………………10
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………….....…
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ
И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ
2.1.Особенности личностного
2.2.Специфические возможности различных
типов игр в коррекции негативных качеств
личности и неконструктивного поведения
младших школьников……………………………………………………
2.3. Методика использования игры в коррекции
недостатков личностного развития младших
школьников……………………………………………...
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ……………………………………………...……34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность игры в настоящее
время повышается из-за перенасыщенности
современного школьника информацией.
Во всем мире, и в России в частности,
неизмеримо расширяется предметно-
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм воспитания и обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной жизнь младшего школьника. Положительной стороной игровых технологий является то, что они способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в жизнь ребенка.
Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.
Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
Игровые технологии в работе социального педагога теснейшим образом связаны с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение.
Игровые технологии в социальной работе выделяются в преобладающей деятельности.
Упражнения, игры, тренинги входят в состав игровых технологий, которые широко используются в практической деятельности социального педагога.
Цель исследования – изучить особенности использования игровых технологий в работе социального педагога с детьми младшего школьного возраста.
Объект исследования – игровые технологии.
Предмет исследования – особенности использования игровых технологий в работе социального педагога с детьми младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Методы исследования:
-на теоретическом уровне:
метод анализа, синтеза
Структура работы включает: содержание, введение, две главы, выводы по главам, заключение и литературу.
Практической значимостью исследования является то, что рассмотренные использованием игровые технологии могут быть использованы в школе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В узком смысле понятие «технология» обычно определяется следующим образом:
- совокупность знаний
о способах обработки
- совокупность операций,
осуществляемых определенным
В широком смысле «технологию»
рассматривают как систему
Основными параметрами любой технологии являются: - детальное определение конечного результата;
- разделение процесса
его достижения на
- поэтапное выполнение определенных действий;
- однозначность выполнения
включенных в технологию
Под технологией социально-
Социально-педагогические технологии представляют систему узаконенных требований, алгоритмов действий, инструктивных предписаний. Вместе с тем нужная последовательность даже самых результативных действий не может гарантировать сто процентной эффективности в достижении цели (результата)профессиональной деятельности. Социально-педагогические действия осуществляются в конкретных социальных условиях, через посредство различных социальных институтов и организаций, конкретными людьми [13, с. 24- 25].
Чтобы принять решение о выборе технологии, социальному педагогу необходимо для себя четко определить:
- цель профессиональной
деятельности в конкретной
- особенности и возможности
объекта социально-
- возможности по времени для реализации цели; - возможные формы реализации;
-особенности, возможности
субъекта социально-
В зависимости от основы
классификации в научной
Социально-педагогическая технология это практическая деятельность социального педагога, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств для достижения качественных результатов труда. Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста [24, с. 154].
Социально-педагогическая технология является интегративной разновидностью социальной и педагогической технологий. Возможность разработки социально-педагогических технологий обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность, как и всякая другая разновидность социальной деятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться.
Таким образом, в широком смысле «технологию» рассматривают как систему средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта.
Чтобы принять решение о выборе технологии, социальному педагогу необходимо для себя четко определить: цель профессиональной деятельности в конкретной ситуации; - условия ее реализации, особенности и возможности объекта социально-педагогической деятельности; - особенности места реализации цели, возможности по времени для реализации цели; - возможные формы реализации, особенности, возможности субъекта социально-педагогической деятельности.
1.2. Характеристика игровых технологий
Игровые технологии можно отнести к преобладающей деятельности в работе социального педагога.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, а также с различными средствами передвижения [22, с. 350].
В работе социального педагога может использоваться игровая технология Б.П. Никитина, онаинтересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика, Деталей из конструктора-механика. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами М. Монтессори, дети играют с мячом, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками. Предметные развивающие игры лежат в основе строитетельно - трудовых и технических игр и способствуют развитию интеллекта.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции. Так знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка.
В развивающих играх в этом заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения и воспитания - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей [21, с 108].
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога [27, с. 45].
В работе социального педагога используются игровые технологии, которые включают в себе определенные игры:
«Деловой театр» - разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.
Психодрама и социограмма.Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека[25, с. 94].
Игровые технологии являются одной из уникальных форм воспитания и обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо - поисковом уровне, но в жизнедеятельность ребенка в школе. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Игровые технологии способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в школьный процесс [27, с. 351].
Таким образом, игровые технологии занимают важное место в работе социального педагога в работе с младшими школьниками, так как способствуют воспитанию коммуникативных интересов и активизации деятельности учащихся. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного и воспитательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
1.3. Специфика использования игровых технологий социальным педагогом в работе с детьми младшего школьного возраста
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не имитационные игры [9, с. 641].
Информация о работе Игровые технологии в работе социального педагога