Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 21:30, контрольная работа
Возникновение социологии и её становление как самостоятельной науки связаны с теми обществен¬ными потрясениями, которые происходили по раз¬ным причинам в XVIII и XIX веках. Раздробление абсолютной монархии в большинстве стран, распад в связи с этим жесткой социальной структуры фе-одального общества, стремительное развитие капи¬талистического способа производства – крупней¬шие социально-экономические события рубежа XVIII-XIX веков. Государство и общество, власть и народ, индивид и социум начинают дифферен¬цироваться и осознаваться как самостоятельные су¬бъекты действительности и объекты науки.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 Исторические предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки………………………………………………………………….................................4
2 Огюст Конт и Герберт Спенсер – основатели социологии…………………..10
3 Классическая социология 19-20 веков………………………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………22
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….
Одним из предшественников социологического мышления, теории и методов социологии можно считать французского философа и историка Монтескье (1689-1755). Он декларировал важность сравнительного исследования и взаимозависимость социальных элементов общества, а также уделял особое внимание политическим и государственным институтам. Он пытался определить предпосылки трех форм государственного управления – демократии, монархии и деспотизма – с помощью типизации. Попутно заметим, что классификация и типизация – главнейшие «инструменты» любой науки. Ключевыми понятиями Монтескье среди прочего являются факты, действительность, а также демографические и территориальные факторы [1, с.4].
Шарль Луи Монтескье сыграл особую роль в создании идейно-теоретической основы социологической науки. В работе “О духе законов” (1748) Монтескье задается целью понять историю, увидеть во множестве обычаев, нравов, привычек, идей, различных социально-политических институтов определенный порядок [3, с.32]..
Второй французский представитель ранней социологии Жан-Жак Руссо (1712-1778) известен своей теорией, согласно которой человек хорош изначально, по своей натуре, но общество «портит» его. По мнению Руссо, общественный договор (contrat social) должен сделать совместную жизнь людей такой, чтобы в ней реализовались идеалы свободы и равенства. Это могло бы осуществиться наилучшим образом в маленьких обществах типа древних республиканских городов-государств. Согласно Руссо, общество создано общей волей людей, и законы общества являются выражением этой воли. С помощью референдумов проверяется наличие, ослабление или отсутствие общей воли [1, с.4].
Руссо считается по многим причинам пионером социологического мышления. Он уже ясно видел существование классов и классовых конфликтов, а также общественное значение неравенства. Кроме того, он понимал значение общественных перемен и роль человека в этих переменах как их зачинателя и руководителя [1, с.4-5].
Жан Жак Руссо разработал концепцию “ordre naturel” (естественного порядка), который благодаря общественному договору превращается в “ordre positif” («порядок позитивный») [3, с.32].
2 Огюст Конт и Герберт Спенсер – основатели социологии
Интенсивная дифференциация социального знания и усложнение социальных проблем на рубеже XVIII – XIX веков подготовили новаторскую идею создания подлинной науки об обществе. Она должна была обеспечивать людям господство над историей, подобно тому, как естественные науки обеспечивали им господство над силами природы. Пионерами организованной и систематической реализации данной идеи выступили О. Конт (Франция) и Г. Спенсер (Англия), заложившие основы новой науки – социологии – как позитивистски-реалистическую версию социологического знания [4, с.137].
Социология является очень молодой наукой. Ее основоположником считается французский философ Огюст Конт (Auguste Comte, 1798-1857). Немаловажной причиной этого является то, что именно он начал употреблять название «социология» (лат. socius — товарищ, societas — общество и греч. logos — учение) [1, с.5].
Термин «социология» появился лишь в начале XIX века – между 1838 и 1840 гг. Его создателем стал человек, ни разу в жизни не проведший ни одного анкетного опроса. Француз Огюст Конт был философом, не особенно выдающимся, как скажем Кант или Гегель, но зато весьма проницательным. Во-первых, его считают родоначальником одного из самых мощных и плодотворных философских направлений – позитивизма. Во-вторых, он является отцом мощной эмпирической науки – социологии. О. Конт дал ей имя, определил ее предмет и методы, хотя ни одну из своих теорий на практике не проверил. Созданные им глобальные социологические теории вспоминают сегодня разве что из уважения к мэтру. К примеру, теория трех стадий эволюции общества никакой пользы науке она еще не принесла, слишком умозрительной и претенциозной она была с самого рождения. В-третьих, его именуют отцом теории индустриального общества, теории, лежащей в основе современной социологии. Но и здесь он прославился больше грамотной постановкой проблемы, нежели эффективно найденным решением [5, с.7].
Огюста Конта, часто называют отцом социологии: он первым решил использовать научный метод для изучения общества. Он полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход Конт назвал сначала социальной физикой [7, с.40], обнаружив, что А. Кетле уже использует этот термин, О. Конт в 1839 г. назвал свое учение социологией [2, с.12]., что значит "наука об обществе" [7, с.40].
Конт родился в южной Франции в городе Монпелье в католической, чиновничьей семье, имевшей монархические взгляды. В 1814 году он поступил в парижскую элитную школу Scole polytechnique, где готовили чиновников высших рангов для системы общественного управления. В обучении особое внимание уделялось естественным наукам и математике. Конту пришлось бросить учебу уже в 1816 году, когда школу из-за нестабильной обстановки закрыли. Ее открыли снова в 1830 году, и Конт получил там уже место преподавателя. В промежуток с 1817 по 1824 год он был секретарем и помощником Сен-Симона [1, с.5].
Мировоззрение Конта формировалось под влиянием философии просветительства, а также тех политических переворотов, свидетелем которых он оказался. Он наблюдал также начало промышленного переворота и постоянные споры между наукой и религией. Его личная судьба складывалась драматично: в 1851 году он лишился своей постоянной работы и жил после этого на гонорары за свои книги и на деньги, собираемые для него его друзьями.
Конт читал цикл лекций, в которых формулировал свои социологические идеи. На основе этих лекций он написал впоследствии свое главное произведение – шеститомный «Курс позитивной философии». Конт стремился предотвратить моральное разложение общества и организовать общество заново по законам «позитивного гуманизма». Он подчеркивал самоценность идей как основу общественного строя и придавал особое значение тем идеям, которые укрепляли бы моральный порядок. Социология Конта является своего рода «социальной физикой», с помощью которой он хотел утвердить общественные законы и организовать общество заново по избранной им системе ценностей.
Конт пытался применять принципы философии просветительства в решении коренных проблем своего времени и пришел к теории социологического развития, которая базировалась на разуме и системе господствующих социальных ценностей.
Конт различал в развитии человечества три стадии: теологическую, или воображаемую, метафизическую, или абстрактную, позитивную, или научную. На первой стадии человек понимает природные явления как результат действия сверхъестественных сил, духов и богов. На второй стадии все явления объясняются как результат действия абстрактных причин, идей, мировоззрений и сил. На третьей стадии человек занимается наблюдением природных явлений и поисками закономерностей между ними. Таким образом, эмпирическое познание вытесняет мифологически-религиозное. Управление действием и мышлением получает материалистическое основание.
На третьей, или позитивной, стадии происходит соединение теории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управление событиями.
Приведенная ниже таблица отражает трехступенчатую модель Конта. Из нее видно, что позитивная ступень связана с эпохой индустриального общества, когда социология становится одной из ведущих наук, и ученые вместе с руководителями промышленности занимают ведущее положение в обществе.
Стадия развития |
Теологическая |
Метафизическая |
Позитивная |
Первопричина развития |
Скрытые силы |
Абстрактная сущность |
Взаимоотношения явлений |
Области науки |
Теология |
Математика |
Социология |
Руководитель |
Священник (воинская элита) |
Юрист (священство) |
Ученый (руководители промышленности) |
Общественная форма |
Милитаризованная |
Юридическая |
Индустриальная |
Тип социальной единицы |
Семья |
Государство |
Народ |
По этой модели развитие идет от теологической и метафизической стадии к высшей ступени — позитивизму [1, с.6].
Конт определял в социальной системе две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой прежде всего структуру и строй общества, а также законы человеческого существования, вторая означает изменение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей социальной статики и динамики применяется метод наблюдения, опыта и сравнения. Таким образом, выявляются социальные законы и закономерности общего социального развития.
Согласно Конту, позитивистский метод ведет к познанию основ. При объяснении общественных явлений исследователь сталкивается с самыми разнообразными и многозначными причинными связями, но, изучая общество достаточно долго и тщательно, как в статическом, так и в динамическом состоянии, можно постепенно выявлять общие законы общественных событий и явлений.
Изучая общественные явления, Конт подошел к созданию специальной науки, которая бы могла объяснить эти явления и даже по возможности управлять ими. Эта наука получила название социологии и в качестве основы избрала естественнонаучные методы. Для Конта идеальной представляется позитивистско-научная эпоха, когда социолог, будто представитель нового священства, может управлять общественной деятельностью.
При создании «закона о трех ступенях», который иногда называли законом человеческого развития, он сделал также набросок иерархии наук. В этом смысле он является социологом в теории познания (гносеологии), так как он пытается постичь сущность и развитие науки, результатом чего явилось открытие им некоторых существенных признаков науки как таковой. По мнению Конта, теологический и метафизический подходы лишены научности, т. к. игнорируют метод наблюдения. Социология же не исключает наблюдение, а базируется на нем. Но и она, несмотря на этот позитивный посыл, еще многого должна достичь в своем развитии.
Представленные выше типологии и модели Конта настолько важны и значимы, что позволяют считать их автора основоположником социологической науки и теории [1, с.7].
Герберт Спенсер (1820-1903) продолжил контовскую линию формирования социологии и заложил ее англо-американскую ветвь. Он получил техническое образование, некоторое время работал инженером, а затем в редакции журнала «Экономист». С 1860 г. живет литературным трудом (кабинетный ученый), реализуя грандиозный проект «Синтетическая философия», куда вошли главные произведения: «Основные начала» (1862) и «Основания социологии» (1876–1896). Испытывая финансовые затруднения, длительные периоды нервного расстройства, придерживаясь принципа «умственной гигиены», Спенсер завершил задуманное в 1896 г., потратив на это 30 лет. Так рождается гений [4, с.157].
Философ и ученый XIX в. Герберт Спенсер сыграл важную роль в развитии нескольких научных дисциплин, включая социологию и антропологию. Он родился в Дерби, в центральном административном округе Англии, и получил домашнее образование под руководством отца и дяди. С раннего возраста он проявлял интерес к науке, а в 17 лет начал работать на железной дороге, соединявшей Лондон и Бирмингем, где через несколько лет получил профессию инженера. Затем началась его многолетняя редакторская и писательская деятельность. Исследуя окаменелости, найденные во время прокладки железнодорожного полотна, Спенсер заинтересовался процессом эволюции. На него оказала глубокое влияние теория эволюции Дарвина. Он пришел к убеждению, что ее можно было бы применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества. Он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (образование, государство и т.д.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Спенсер считал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. В ходе этого процесса они непрерывно вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Дольше выживают наиболее приспособленные. Таким образом, "естественный отбор" происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных В то же время процесс адаптации способствует дальнейшему усложнению общественного устройства, так как его части становятся более специализированными (например, общества стали значительно сложнее в период промышленной революции в результате углубляющегося разделения труда и развития таких специализированных институтов, как фабрики, банки и фондовые биржи).
Таким образом, общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с совершенно несхожими между собой элементами. В сложном обществе одну часть (т. е. институт) нельзя заменить другой. В результате части общества становятся взаимозависимыми. Все они должны функционировать на благо целого; в противном случае общество развалится. Согласно точке зрения Спенсера, такая взаимозависимость является основой социальной интеграции.
В отличие от большинства ученых-обществоведов тех лет и более позднего времени Спенсер не был реформатором. Он полагал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора и правительство не должно вмешиваться в этот процесс (например, помогать бедным) – такая философия получила название "социальный дарвинизм". Он считал эту философию приемлемой также для коммерческих предприятий и экономических институтов; по его мнению, конкуренция при невмешательстве со стороны правительства способствовала бы вытеснению неприспособленных. Спенсер был убежден, что на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнуто некое естественное и устойчивое равновесие интересов Естественная гармония может быть только нарушена при вмешательстве правительства в социальный процесс [7, с.103-104].
Информация о работе Исторические предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки