Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:51, курсовая работа
Безработица — социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится «лишним».
Изучение безработицы для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость, носит особо актуальный характер, так как высвобождение кадров увеличивает уровень безработного населения. Сегодня проблема безработицы рассматривается в государственных программах, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства, а такие программы как страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.
Введение…………………………………………………………………………5
Глава I: Методологическая часть программы…………………………………7
1.1. Основная социальная функция объекта…………………………………7
1.2. Функции и генезис элементов объекта …………………………………11
1.3. Проблема, система целей и задач……………………………………….15
1.4. Система гипотез и интерпретация их понятий. Теоретическая модель22
1.5. Первая эмпирическая модель и шкалы………………………………….35
1.6. Генеральная и выборочная совокупность……………………………….42
Глава II: Процедурная часть программы……………………………………….47
2.1. Роль выборочного метода в создании 1ой и 2ой эмпирической модели.47
2.2. Тип ОТП и сетевой график исследования…………………………………48
2.3. Методы сбора данных об объекте и гипотезы исследования……………56
2.4. Методы обработки и алгоритм решения задач обработки ………………69
Заключение……………………………………………………………………….78
Список литературы………………………………………………………………80
Приложение………………………………………………………………………81
2.3. Методы сбора данных об объекте и гипотезы исследования.
Существуют три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ документов и опросы.
Техника их применения, однако, столь много образна, что некоторые модификации приобрели статус самостоятельных методов, например интервью или анкетного опроса. Но любые разновидности использования того или иного класса методов опираются на единые, общие правила.
Особое положение в комплексе приемов сбора первичных данных занимают экспериментальные методики и психологические тесты. Те и другие предполагают одновременно регистрацию фактов и жестко фиксированные приемы их обработки. Психологические и социально психологические тесты заимствуются социологом из смежной области знания Экспериментальные процедуры целесообразнее отнести к приемам анализа, так как здесь социолог выступает автором построения самой логики изучения связей и зависимостей явлений, фиксированных теми или иными методами: путем наблюдения, опроса или по документам.
Список гипотез и их
ключевые понятия с индикаторами,
проверяемые методом
Наблюдение – это прямая регистрация и непосредственное восприятие событий социальной действительности для упорядочения представления о различных явлениях, для выдвижения или проверки гипотез.
Наблюдение бывает:
По степени формализованности:
- неструктуризованное;
- структуризованное.
По степени участия
наблюдателя в исследуемой
- включенное;
- невключенное.
По месту проведения и условиям организации:
- полевое;
- лабораторное.
По регулярности проведения:
- систематическое;
- случайное.
Для моего ЭСИ подходит метод:
- структуризованного (поскольку заранее определены какие элементы изучаемого процесса имеют наибольшее значение для ЭСИ и на них сосредаточено внимание, составлен специальный план записей наблюдения до начала сбора информации);
- невключенного (исследователь не является частью изучаемого объекта);
- полевого (в естественной
обстановке в реальной
Способом наблюдения в данном ЭСИ будут проверены следующие гипотезы:
12) Предположим, что отношения между специалистами Казенного учреждения Республики Алтай «ЦЗН Онгудайского района» влияют на эффективность социальной работы с безработными.
12.1. вероятно, отношения между специалистами формальны.
12.2. вероятно, отношения между специалистами неформальны.
Ключевое понятие «отношения между специалистами».
Индикаторы:
- формальные отношения между специалистами;
- более формальные;
- менее формальные;
- неформальные.
13) Предположим, что
13.1. вероятно, что информационное
обеспечение Казенного
13.2. вероятно, что информационное
обеспечение Казенного
Ключевое понятие «
Индикаторы:
- хорошее информационное обеспечение;
- нормальное информационное обеспечение;
- плохое информационное обеспечение.
Список гипотез и их ключевые понятия с индикаторами, проверяемые методом анализа и документов.
Методы анализа документов
- совокупность методических приемов
и процедур, применяемых для извлечения
из документальных источников социологической
информации при изучении социальных
процессов и явлений для
Документ - специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.
Выделяют два основных типа:
- традиционный (классический);
- формализованный (
В традиционном анализе различают:
- внешний;
- внутренний.
Данное ЭСИ предполагает
использование традиционного
4) Предположим, что квалификация
специалистов Казенного
4.1.вероятно, что квалификация специалистов ЦЗН одинакова.
4.2.вероятно, что квалификация специалистов ЦЗН не одинакова.
Ключевое понятие «
Индикаторы:
- 5-8 разряд;
- 9-11 разряд;
- 12-13 разряд.
5)Предположим, что качество
и степень образования
5.1. вероятно, что качество
и степень образования
5.2. вероятно, что качество
и степень образования
Ключевое понятие «образование клиентов».
Индикаторы:
- средне-специальное;
- не законченное высшее;
- высшее;
- более одного высшего.
8)Предположим, что
8.1. вероятно, что образование специалистов ЦЗН одинаково.
8.2. вероятно, что образование специалистов ЦЗН не одинаково.
Ключевое понятие « образование специалистов».
Индикаторы:
- средне-специальное;
- не законченное высшее;
- высшее;
- более одного высшего.
Список гипотез и их ключевые понятия с индикаторами, проверяемые методом опроса.
По характеру взаимодействия:
- анкетирование;
- интервью.
По месту проведения:
- по месту жительства;
- по месту работы.
По способу общения между исследователем и опрашиваемым анкетирование подразделяется на:
- прессовое;
- почтовое;
- раздаточное.
По способу общения между исследователем и опрашиваемым интервью подразделяется на:
- личное;
- телефонное.
В данном ЭСИ будет использовано раздаточное анкетирование, поскольку применение раздаточной анкеты состоит в раздаче исследователем вопросников группе людей, сосредоточенных в одном месте, с просьбой безотлагательно заполнить и непосредственно возвратить заполненные вопросники. Анкеты будут розданы в ЦЗН в момент обращения клиентов в учреждение. Также анкетирование позволит сократить время сбора информации, избежать волнения респондентов, собрать наименее субъективную информацию. А также анкетирование является наиболее дешёвым и удобным для обработки данных.
1) Предположим, что личные
качества специалистов
1.1. вероятно, что личные
качества специалистов ЦЗН
1.2. вероятно, что личные качества специалистов ЦЗН не одинаковы.
Ключевое понятие «личные качества специалистов».
Индикаторы:
- заинтересованность;
- открытость к беседе;
- честность;
- доброжелательность.
2)Предположим, что
2.1. вероятно, что социальная
помощь безработным
2.2. вероятно, что социальная
помощь безработным не
2.3.вероятно, профессиональные
качества специалистов ЦЗН
2.4. вероятно, профессиональные качества специалистов ЦЗН не одинаковы.
Ключевое понятие «
Индикаторы:
- клиент доволен;
- клиент не доволен;
- затрудняется ответить.
Ключевое понятие «
Индикаторы:
- профессиональная
- ответственность;
- знание нормативно – правовой базы;
- умения и навыки в оказании социальной помощи;
- коммуникативность.
3) Предположим, что личные
качества клиентов ЦЗН,
3.1. вероятно, что личные
качества клиентов ЦЗН
3.2. вероятно, что личные
качества клиентов ЦЗН не
Ключевое понятие « личные качества клиентов».
Индикаторы:
- заинтересованность;
- открытость к беседе;
- честность;
- доброжелательность.
6)Предположим, что
6.1.вероятно, что заинтересованность безработных в поиске работы одинакова.
6.2.вероятно, что заинтересованность безработных в поиске работы не одинакова.
Ключевое понятие «
Индикаторы:
- высокая степень
- средняя степень
- низкая степень
7)Предположим, что
7.1. вероятно, что заинтересованность
безработными в получении
7.2. вероятно, что заинтересованность
безработными в получении
Ключевое понятие « заинтересованность безработными в получении пособия».
Индикаторы:
- высокая степень
- средняя степень
- низкая степень
9) Предположим, что материальная
оснащенность Казенного
9.1. вероятно, что материальная
оснащенность Казенного
9.2. вероятно, что материальная
оснащенность Казенного
Ключевое понятие «
Индикаторы:
- хорошая материальная оснащенность;
- нормальная материальная оснащенность;
- плохая материальная оснащенность.
10) Предположим, что величина пособия по безработице влияет на эффективность социальной работы с безработными.
10.1.вероятно, что влияние
величины пособия по
10.2. вероятно, что влияние
величины пособия по
Ключевое понятие «величина пособия по безработице».
Индикаторы:
- влияет;
- не влияет;
- затрудняется ответить.
11) Предположим, что заработная плата специалистов Казенного учреждения Республики Алтай «ЦЗН Онгудайского района» влияет на эффективность социальной работы с безработными.
11.1. вероятно, заработная плата специалистов одинакова.
11.2. вероятно, заработная
плата специалистов не
Ключевое понятие «заработная плата специалистов»
Индикаторы:
- от 0 до 3000;
- от 3000 до 6000;
-от 6000 и выше.
В моем ЭСИ будет использовано
раздаточное анкетирование, поскольку
применение раздаточной анкеты
состоит в раздаче исследовате¬
2.4. Методы обработки
и алгоритм решения задач
Обобщение эмпирических данных, собранных социологом в результате выполнения ОТП, выступает следствием применения математико-статистических методов обработки. Программа ЭСИ задает выбор отдельных, конкретных методов сбора и обработки.
Программа обработки – это последовательность операций, которые планирует социолог совершить в процессе собранной эмпирической информации.
1. Составить матрицу.
2. Необходимо создать группы по количеству объединенных признаков.
3. Присвоить коды.
4. Составить одномерные таблицы, проверить частоту, частость.
5. Рассчитать коэффициенты корреляции.
Способ кодирования для ввода данных матрицы (1-я математическая модель) в ЭВМ:
mi nj |
m1 |
m2 |
m3 |
……. |
M83 |
n1 |
01 |
- |
|||
n2 |
- |
02 |
|||
….. |
|||||
N93 |
01 |
……… |