Экономическое прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методологии и методик разработки социально экономических прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность методов социально-экономического прогнозирования и области их применения в ходе изучения теоретико-методологических основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов социально-экономического прогнозирования в экономически развитых странах и выявить особенности их применения в современной России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 4
Методы экономического прогнозирования 4
Особенности экономического прогнозирования 10
Основы организации прогнозирования и планирования 14
Экономические прогнозы фирмы 19
Прогнозирование и планирование в системе государственного регулирования экономики 21
Глава 2. Общие условия социально-экономического развития России 24
Ресурсы развития и потенциал роста. 24
Основные проблемы, затрудняющие экономическое развитие. 27
Основные тенденции развития и прогноз макроэкономической динамики 33
Возможные и желательные темпы экономического роста 35
Заключение 48
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

часть 2.docx

— 193.86 Кб (Скачать файл)

В прогнозировании выделяют понятия «объект» и «прогнозный  фон». К объекту прогнозирования  относятся процессы, явления и  события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека. Прогнозным фоном называется совокупность внешних по отношению к объекту условий, существенных для обоснованности прогноза. Сложилась определенная классификация экономических прогнозов, т.е. система их деления на классы согласно определенным признакам.

Типовая классификация экономических  прогнозов предусматривает их деление  с учетом следующих критериев:

1. В соответствии с  проблемно-целевым критерием различают  прогнозы: поисковой и нормативный. Этот критерий дает ответ на вопрос: «Для чего разрабатывается прогноз?»  Поисковой прогноз (или исследовательский, трендовый, генетический) - это прогноз определения возможных состояний экономики в будущем. Он отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранении действующих тенденций. Нормативный прогноз (или программный, целевой) составляется для определения путей и сроков достижении возможных состояний прогнозирования экономики в будущем, принимаемых в качестве цели.

2. По критерию времени  выделяют экономические прогнозы; оперативные, краткосрочные, среднесрочные,  долгосрочные, дальнесрочные.

3. По критерию сложности  различают экономические прогнозы: сверхпростой, простой, сложный, сверхсложный. Эти прогнозы различаются наличием взаимосвязанных переменных в их описании: в сверхпростом прогнозе отсутствуют существенные взаимосвязи, в сверхсложном прогнозе — взаимосвязи тесные (с коэффициентом корреляции, близким к 1).

4. По степени детерминированности  экономики прогнозы могут быть: детерминированными, т.е. без существенных  потерь информации в описании условий; стохастическими, в которых требуется учет случайных величин; смешанными, сочетающими характеристики двух вышеуказанных прогнозов.

5. По критерию характера развития экономики во времени различаются прогнозы: дискретные, для которых характерен тренд со скачкообразными изменениями в фиксированные периоды времени; апериодические, для которых характерна непериодическая функция времени, циклические, для которых характерна периодическая функция времени.

6. По критерию количественной  оценки различаются экономические прогнозы: интервальные, точечные. Интервальный прогноз представлен результатом в виде доверительного интервала. Точечный прогноз представлен результатом в виде единственного значения характеристики объекта в будущем.

7. По критерию масштабности  объекта различают прогнозы: сублокальные, локальные, суперлокальные (субглобальные), глобальные. Понятно, что для отдельной фирмы или объединения предприятий речь, как правило, может идти о первых трех видах, а для региона или страны (нескольких стран) более характерны три последних вида прогноза.

Основы организации прогнозирования  и планирования

 

В условиях директивного планирования главным был принцип демократического централизма, заключающийся в сочетании  централизованного установления заданий  по развитию важнейших экономических и социальных процессов и явлений с предоставлением предприятиям и организациям определенных прав в разработке и обеспечении выполнения детализированных планов. Планы экономического и социального развития предприятий разрабатывались на основе доведенных сверху контрольных цифр. При переходе к рыночным отношениям существенные изменения претерпевают как система планирования, так и принципы его организации. В современных условиях важнейшими принципами организации планирования являются:

1) децентрализация и демократизация;

2) демонополизация;

3) экономически выгодное  участие страны в интеграционных  процессах;

4) приоритетное решение  социальных и экологических проблем. 

Практическое   проведение   в   жизнь   указанных   принципов предполагает:

· совершенствование системы органов планирования и коренное изменение их функций;,

· качественное изменение планирования, повышение роли прогнозирования, разработку многовариантных прогнозов с целью принятия наиболее эффективных управленческих решений;

· концентрацию всех функций хозяйственного управления на уровне предприятий и организаций;

· четкое разграничение функций государственных республиканских и местных органов управления и планирования, их прав и сфер деятельности при обеспечении наиболее благоприятных условий для самоуправления;

· формирование механизма взаимодействия макро- и микроуровней в процессе прогнозных и плановых расчетов;

· децентрализацию внешнеэкономической деятельности предприятий;

· планирование развития конкуренции и предпринимательства.

Органы государственного планирования и управления призваны создавать условия для эффективной  деятельности всех предприятий и  организаций независимо от формы  собственности. На всех уровнях управления и планировании особое значение должна иметь аналитическая работа с целью выявления тенденций, условий и факторов, оказывающих влияние на экономическое и социальное развитие. Структура органов прогнозирования и планирования, их функции должны быть адекватными существующим условиям социально-экономического развития. Рыночный режим формирует новый тип экономических отношений, создает относительно независимые субъекты общественного производства. Основными принципами их создания являются: во-первых, соблюдение многообразия организационных форм, добровольности и взаимной выгоды в развитии; во-вторых, создание горизонтальных хозяйственных объединений, средних и малых предприятий; в-третьих, обособление экономических интересов производственных и инфраструктурных элементов в основном эвене, проявляющееся в разукрупнении и дезинтеграции предприятий.

На макроуровне государственные органы планирования должны заниматься анализом текущей экономической ситуации, прогнозированием темпов и важнейших пропорций развития экономики, формированием структуры экономики.

На микроуровне плановые органы совместно с другими органами управления должны определять цели, разрабатывать прогнозы и планы для их достижения, организовывать выполнение планов. Основой экономической системы страны в переходный период являются хозяйствующие субъекты в виде самостоятельных государственных, коллективных, совместных предприятий, организаций, фирм, а также индивидуальные производители и коммерсанты.

В процессе формирования органов  прогнозирования и планирования необходимо учитывать существующие и возможные новые экономические отношения с другими государствами. Эти связи должны: ориентировать народное хозяйство на общее экономическое пространство, что обусловлено интеграцией экономик государств; упреждать негативные последствия, осуществлять систематический анализ и прогноз экономической среды и уточнять на этой основе свою стратегию.

Организация прогнозирования  включает в себя следующие элементы:

1) организацию системы  (проекта);

2) порядок и последовательность  работы;

3) систему привлекаемой  информации;

4)исполнителей.

В зависимости от масштаба и целей прогнозирования различаются следующие системы (проекты):

· мирохозяйственная;

· государственная;

· отраслевая;

· региональная;

· внутрифирменная;

· межфирменная;

· прогнозирование отдельной сферы деятельности, явления, процессов развития, параметра или показателя.

Деятельность самой системы  связана с периодической разработкой прогнозов и их корректировками. Конечно, прогнозирование масштабной системы отличается от прогнозирования на уровне фирмы, а прогнозирование системы — от прогнозирования проекта, когда определяется не система взаимосвязанных показателей, а только один определенный показатель или, может быть, несколько. Организация системы включает в себя следующие составляющие, от которых зависит эффективность прогнозирования;

1) коллектив специалистов  отдельного учреждения, фирмы, лаборатории, отдела, службы;

2) технические и математические  средства;

3) методы, алгоритмы и  эвристические программы;

4) организационные мероприятия2.

Прогноз экономического развития России в 1997—1999 гг. был составлен  по следующим направлениям: валовой  внутренний продукт, государственные финансы; государственный долг; неплатежи; кредиты и банки; реальные процентные ставки; цены; промышленные производства; инвестиции; социальная дифференциация; внешняя торговля; валовый рынок к паритет покупательной способности; официальные международные резервы; развитие средств связи.

Основная цель этого прогнозирования - определение тенденций экономического развития для эффективности регулирования данным процессом или структурной перестройки экономики, реформирования ее и т.п. Эти показатели характерны для прогнозирования макроэкономических процессов.

На микроэкономическом уровне прогнозирование наиболее показательно в рамках фирмы.

 

Экономические прогнозы фирмы

Главной задачей прогнозирования  на уровне фирмы является: стремление предвидеть, осознать складывающиеся обстоятельств» бизнеса и своевременно определить свои цели и возможности.

Другие задачи этого прогнозирования:

1) выявление объективных  тенденций хозяйствования;

2) анализ потенциала фирмы;

3) выявление альтернатив  развития фирмы;

4) определение проблем,  требующих решения в прогнозный  период;

5) определение уровня ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и иных), которые необходимы фирме для достижения целей и которыми фирма будет располагать.

Борьба за рынок требует  экономического предвидения, начальным этапом которого является прогноз. Для этого фирме нужен объективный прогноз вариантов ее будущего состояния. Предприниматель всегда озабочен получением прибыли, которая зависит от его действий на рынке. Зачастую ему не хочется поступиться реальной прибылью ради успеха в будущем. Поэтому обращение к будущему происходит лишь тогда, когда это действительно может обеспечить предпринимателю будущие доходы. Прогнозирование деятельности фирмы заключается в составлении прогнозов показателей внешней среды хозяйствования. Эти показатели не поддаются планированию и отражают объективно складывающиеся условия бизнеса, разработку прогнозов, которые будут использованы при планировании показателей. Это прежде всего показатели внутренней среды хозяйствования.

Для фирмы можно разработать  следующие основные прогнозы состояния внешней среды:

1) экономический; 

2) технологический;

3) спроса продукции и  объема сбыта;

4) хозяйственного риска.

Экономический прогноз представляет собой информацию о будущем состоянии экономики страны, территориального бассейна или конкретного геополитического региона. Возможен экономический прогноз в отдельной сфере, например, в области финансов, банковской деятельности, налогообложения, т.е. по различным факторам, влияющим на развитие любого вида предпринимательства. Так, в строительстве это общее состояние экономической конъюнктуры; уровень деловой активности в целом и в инвестиционной сфере в частности; степень экономической либерализации и государственного вмешательства в деятельность строительных организаций; открытость экономики для иностранных инвесторов и возможности международного обмена; занятость населения и уровень сбережений домохозяйства; экономическая политика государства и многое другое. Такой прогноз фирма может составлять с учетом информации, опубликованной в периодической печати.

Технологический прогноз составляется с учетом технического прогресса о строительстве или будущего состояния технологического развития в смежных сферах, оказывающих непосредственное влияние на деятельность строительной фирмы.

Прогноз спроса продукции является частью экономического прогноза, но тем не менее имеет самостоятельное значение. Прогноз спроса основывается на опубликованных или рассчитанных специализированным учреждением данных, но составляется на уровне фирмы, отражая ее конкретные условия деятельности. Прогноз спроса (потенциального объема продажи) определяет реальный уровень спроса на товары фирмы в будущем. Именно он будет положен в основу прогноза сбыта, а далее — всех остальных экономических обоснований фирмы: прибыли, капитала, затрат, персонала. Прогноз спроса окажет влияние на все последующие расчеты фирмы: что надо производить, в каком объеме, кому и по какой цене продавать, какие для этого потребуются инвестиции, какую можно ожидать прибыль и рентабельность. На спрос оказывают влияние различные факторы. К основным факторам относятся потребительские вкусы, в том числе доверие и отношение покупателей к товару и товаропроизводящей фирме; число покупателей; цены, в том числе на сопряженные товары; доходы покупателей; потребительские ожидания; жизненный цикл товара; время года, в том числе сезонность спроса.

Прогнозирование и планирование в  системе государственного регулирования  экономики

Эффективное функционирование экономики возможно при условиях прогнозирования и планирования ее развития и рациональной системы управления народным хозяйством. В рыночной экономике чаще прибегают к термину «регулирование». На практике каждая из функций государственного регулирования реализуется посредством соответствующих действий каждой из ветвей власти, которые классифицируются по формам и методам. Форма представляет собой общее направление, основные принципы воздействия со стороны субъекта в лице соответствующего государственного органа на рассматриваемый объект. Метод — это способ познания и преобразования объекта на основе определенных правил и теоретических принципов, применяемых при регулировании. Для каждой из форм может быть применено несколько методов, что определяется их точностью, доступностью, степенью апробированности и рядом других условий. Основные требования к данному механизму:

Информация о работе Экономическое прогнозирование