Этнокультурные стереотипы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 14:33, контрольная работа

Описание работы

1. Народ (дать определение, раскрыть понятие)
2. Этнос (понятие, привести примеры этнических групп России)
3. Нация (дать определение, раскрыть понятие)
4. Этническая и национальная культура
5. Этнокультурные стереотипы.

Файлы: 1 файл

этнокультурные стереотипы.docx

— 28.35 Кб (Скачать файл)

 
Этнокультурные стереотипы.

 
1. Народ (дать определение, раскрыть понятие) 
2. Этнос (понятие, привести примеры этнических групп России) 
3. Нация (дать определение, раскрыть понятие) 
4. Этническая и национальная культура 
5. Этнокультурные стереотипы.

1 вопрос

Народ  (ПРИМЕРЫ: русский народ, таиский народ, азербайджанцы, американцы и т. д.)- в обыденном сознании все население страны, государства (в этом случае понятие « народ » совпадает по содержанию с понятием « народонаселение »), в научном смысле содержание понятия «народ» исторически менялось. При всех различиях в подходах к определению понятия «народ» его социологическое содержание отражает дифференциацию общества на этносы ,слои, группы, классы и т. д. С точки зрения этого критерия народом можно считать совокупное единство населения страны.

Обычно термин "народ" используют в трех смыслах.

Во-первых, данное понятие  охватывает всех людей, населяющих какую-либо страну. Скажем, когда говорят "американский народ", подразумевают всех американцев, живущих в США, независимо от их расовой  и национальной принадлежности, а  также имущественного положения. В  этом случае понятие народа совпадает  с понятием населения.

Во-вторых, народ - это трудящиеся, создающие материальные и духовные ценности и не присваивающие чужой  труд.

В-третьих, народ - организованное целое, имеющее единую психологию (менталитет), культуру, традиции, язык, обычаи, единую территорию, общие экономические  связи и т.д. Это устойчивая общность людей, со своими "этническими" интересами.

Россия - многонациональная  страна, в ней живут более ста  народов. Большинство из них - коренные народы и народности, для которых  Россия - основное или даже единственное место обитания. Кроме того, имеются  представители еще более шестидесяти  народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации.

Коренные народы России составляют 93% населения, из них свыше 81% - русские. Свыше 6% населения - народы стран ближнего (5%, например, украинцы, армяне и др.) и дальнего (1%, например, немцы, корейцы и др.) зарубежья.

P/S слово “народ” многозначно  и часто используется для наименования  разных видов человеческих общностей.  Оно может обозначать “население  страны”, “толпу”, “множество  людей”. Оно нередко употребляется  в качестве антонима к слову  “интеллигенция” или даже служит  обиходной заменой слову “ребята” (“Ну, народ, куда теперь пойдем?”)  Из всего изобилия значений  более всего нам подходит то, которое отчетливо проступает  в словосочетании “народы мира”.  Но ведь в этом смысле можно  говорить и о нациях, и о  народностях, и о племенах!

2 вопрос

В широком смысле “этнос”  — понятие собирательное, включающее в себя все типы этнических общностей (от крошечного племени до многомиллионной  нации). Этносы - это как бы основные единицы этнической классификации  человечества, наряду с которыми можно  выделить этнические общности большей  или меньшей сложности. Такое  понимание предполагает, что каждый человек относится к какой-либо этнической общности и к какой-либо этнической культуре.

А в узком смысле слова этнос — это одна из форм этнической общности; исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная общность людей, обладающихотносительно стабильными особенностями культуры, психики и самосознанием, позволяющим членам данного этноса отличать себя от всех других этнических образований.

1.Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение,язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.

В русском языке синонимом термина долгое время было понятие «народ». В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 году русским учёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым.

2.Этнос есть устойчивая совокупность людей, которая сложилась естественным историческим путем, говорит на одном языке и обладает устойчивым сочетанием этнических свойств, веками воспроизводимых в разных поколениях.

3.Этнос (от греч. ethnos — народ) — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальная общность людей, объединенных общностью языка, своеобразия культуры, быта, традиций, обычаев, самосознания.

4.Этнос (народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием.

 

Иерархическая классификация  этносов

В советской школе этнографии в русле дуалистической концепции  этноса была принята следующая градация этносов в широком смысле (ЭСО), впоследствии эта градация была перенесена на этнос вообще:

Род — группа людей, которая основана на кровных связях.

Племя — этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения.

Народность — окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т. д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия.

Нация — в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе. Соответствует развитому индустриальному и постиндустриальному обществу с сильной самоидентификацией. При этом в советской этнографии было принято деление на социалистические и капиталистические нации, которое в результате крушения социалистической системы потеряло смысл.

Суперэтнос — по мнению некоторых специалистов, новая форма этноса, формирующаяся в контексте процесса глобализации. Для суперэтноса характерна высокая степень интегрированности наднациональных культурных, экономических, конфессиональных и экономических связей. В ряде случаев образованию суперэтносов способствует территориальная близость наций и национальных государств, а значит общность их геополитических целей. По некоторым прогнозам, суперэтнос станет главным субъектом мировой политики XXI века, оттеснив на вторые роли нации и национальные государства.

Этнос и нация

Между понятиями «этнос»  и «нация» часто ставится знак равенства. В отечественной литературе, посвященной этому вопросу, обычно уточняли, что нация есть не просто этнос, а высшая его форма, пришедшая  на смену народности[6].

Тем не менее, некоторые исследователи  четко формулируют отличия нации  от этноса, указывая на разную природу  происхождения понятий «этнос»  и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна надындивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают надэтничность, синтез этнических, межэтнических и иноэтнических компонентов (политическая, религиозная и др.)

Этническая группа, родственная по языку и близкая по культуре общность людей. Этническая группа были, например, древние славяне, древние германцы. Типичные Этническая группа — кельтские народы, потерявшие языковое единство, но сохранившие культурное и этнографическое своеобразие, палеоазиатские народы С.-В. СССР, эскимосы СССР, Канады, США и Гренландии, индейцы Америки, арабы Азии и Африки. От Этническая группа следует отличать этнографическую группу, представляющую собой часть народа. 

Этнографы объединяют коренные народы России в несколько региональных групп, близких не только географически, но и, до известной степени, культурно-исторически. На долю народов Поволжья и Урала - башкир, калмыков, коми, марийцев, мордвы, татар, удмуртов и чувашей - приходится менее 8% населения страны (из них почти 4% татары - второй по численности народ России). Традиционная религия татар и башкир - ислам, калмыков - буддизм, остальных - православие.

Народы Северного Кавказа: абазины, адыгейцы, балкарцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины, черкесы, чеченцы, народы Дагестана (аварцы, агулы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, рутульцы, табасараны и цахуры) - составляют менее 3% населения России. Кроме большинства осетин - христиан, они традиционно исповедуют ислам.

Народы Сибири и Севера - алтайцы, буряты, тувинцы, хакасы, шорцы, якуты и почти три десятка  так называемых малочисленных народов  Севера - это 0,6% всего населения страны. Буряты и тувинцы - буддисты, остальные - православные, с сильными пережитками  язычества и просто язычники.

 

3 вопрос

 

НАЦИЯ (от лат. natio — племя, народ) - исторически сложившаяся в процессе развития устойчивая общность людей, проживающих на одной территории, имеющих общую культуру, язык, самосознание. Характеризуется экономической общностью и единой, многообразно проявляющейся системой политической жизни, сложным этнопсихологическим характером. Нация обладает особым складом, стилем мышления, менталитетом, чувством собственного достоинства. Будучи наиболее развитой историко-культурной общностью людей, нация продолжает развиваться, культурно обособляться и интернационализироваться. Выделяют две взаимопересекающиеся тенденции в развитии национальных отношений — тенденция экономической интеграции и интернационализации всех сторон человеческой жизни и тенденция к национальному самоопределению, самовыражению, самоуправлению. Эти тенденции часто находятся в состоянии острых конфликтных ситуаций, противоречий, которые обусловлены объективными и субъективными факторами и причинами, имеющими корни в экономической, социальной, политической и особенно духовной областях.

Однако сознанию, культуре, психологии отдельной нации заключен основной источник и причина всех возможных и реальных противоречий современной жизни. Каждая нация  в острых ситуациях обязана искать корень неразрешимой проблемы в себе, а потом во взаимосвязи предметности спора, конфликта с другими нациями. Жизнь, практика показывают, что пробуждение  национальной жизни, национальная суверенизация  довольно часто вступают в противоречие с тенденцией интернационализации, взаимного обогащения отношений  сотрудничества и единства, что ведет  к перманентным национальным конфликтам. Национально-государственные образования  строят свою политику на традиционной политической целесообразности, а не на строгом учете интересов людей.

 

4 вопрос

Этническая и национальная культура.

 
В культуре развитой нации всегда есть этническая составляющая – культура этносов, из которых эта нация образовалась. Этническая культура – это самый древний слой национальной культуры. Она охватывает сферу быта и несет обычаи предков. Она проявляет себя в особенностях одежды, пищи, фольклоре, народных ремеслах и медицине. В этнической культуре выражается вековой опыт народа, способы ведения хозяйства, связь человека с природной средой. Этническая культура имеет свои символы (самовар, матрешка). 

Но национальная культура не сводится к этнической. Она формируется на основе письменности и образования. Она воплощается в науке и искусстве, литературе и философии, социально-технологичеком развитии общества. Овладение национальной культурой не дается само собой, оно требует от человека определенных интеллектуальных усилий, самообразования. 

Этническая культура – это базис, на котором возникает национальная культура. Она является источником национального языка, тем, образов, сюжетов национального искусства. Однако между этнической культурой и национальной культурой существуют различия и противоречия:  
- Этническая культура консервативна, сохраняет наиболее архаичные древне элементы. Национальная культура динамична, она всегда в движении, постоянно обновляется.  
- Этническая культура закрыта, невосприимчива к влиянию других культур. Национальная культура открыта контактам с другими культурами, усваивает их лучшие достижения.  
- Этническая культура стремится сохранить локальные особенности языка, быта. В национальной культуре эти особенности становятся малозаметными или вовсе исчезают.  
Данные противоречия приводят к тому, что существует разрыв между национальной и этнической культурой.

Этническая культура - часть  культуры этноса, которая воспринимается им самим и соседними народами как специфичная только для данного  этноса, отличающая его от других. К  этнической культуре относятся самобытные традиционные формы материальной и  духовной культуры: архитектура жилища, убранство интерьера, костюм, национальная пища, обряды, обычаи, народное искусство  и национально - специфические формы  профессиональной художественной культуры. Следует различать понятия этническая культура и культура этноса. Культура этноса включает всю совокупность культурных явлений народа, в том числе  иноэтничные заимствования, унифицированные формы культуры, общерегиональные черты, характерные сразу для нескольких народов, а этническая культура, равно как и язык, есть то главное, что отличает один народ от другого.

Национальная культура –  это совокупность символов, верований  убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют  духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. В государстве однородном в лингвистическом  и этническом отношении может  быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного  шара имеется несколько национальных культур, как правило, в этих странах  можно выделить культуру большинства  населения и национальных меньшинств. Между которыми устанавливаются либо отношения диалога, либо культурных конфликтов. 

Информация о работе Этнокультурные стереотипы