Конфликт в организации: содержание и технология разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 15:14, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение возникновения, развития и разрешения конфликтов на примереорганизации ООО «Интерсервис».
Объектом исследования данной работы является изучение конфликтных ситуацийв организации ООО«Интерсервис».

Содержание работы

Введение
Глава 1.Характеристика конфликтов в организации, как метод социального явления
1.1. Понятие организации
1.2. Понятие конфликтов
1.3. Классификация конфликтов
1.4. Функции и динамика конфликтов
Глава 2. Технология разрешения конфликтов в трудовой сфере
2.1.Причины возникновения конфликтов
2.2. Метод разрешения конфликтов

Глава 3.Способы разрешения конфликтов на примере организации ООО «Интерсервис»

3.1. Общая характеристика организации
3.2. Исследование конфликтных ситуаций в организации
3.3.Разрешение конфликтных ситуаций в организации ООО«Интерсервис»

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

содержание и технология разрешения.docx

— 219.18 Кб (Скачать файл)

Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены: положением личности в группе и положением личности в организации.

Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов.11

На уровне организации внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт, могут быть представлены такими видами противоречий, как:

 

    1. противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации (человека повысили в должности, дали в подчинение новых сотрудников, расширили функции и т.д., а права остались прежними);

 

    1. противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями труда (во что бы то ни стало надо выполнить производственное задание, а техника старая и постоянно ломается)
    2. противоречие между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями.12

 

 

Межличностный конфликт. Межличностные отношения являются важными движущими силами поведения людей. Они являются серьезной проблемой в любой организации, так как оказывают значительное влияние на человеческие эмоции.

Это противодействие между отдельными личностями в социальной и психологической сфере. Здесь большую роль играют личностные качества индивидов, психические особенности, социальные навыки, нравственные установки. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

Чаще всего менеджеры, конфликтующие со своими подчиненными, начальниками или коллегами, склоны искать причину этого в особенностях характера или каких- либо изъянах другой стороны. Межличностные конфликты, как считается, на 75 - 80% порождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Для руководителей такие конфликты представляют наибольшую трудность.

Однако это не всегда так. К причинам возникновения межличностных конфликтов помимо индивидуальных различий можно отнести несовместимость ролей; дефицит информации; стресс, обусловленный окружающей средой.

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки.

 

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия, однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации.

К конструктивным функциям относят:

    1. познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
    2. функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
    3. инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
    4. перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом либо когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

 

Деструктивные функции конфликта связаны с:

    1. разрушением существующей совместной деятельности;
    2. ухудшением или развалом отношений;
    3. негативным самочувствием участников;
    4. низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

 

Отличительные особенности межличностного конфликта:

    1. противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
    2. проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных
    3. межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей
    4. отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами
    5. затрагивают интересы окружения.

 

Конфликт между личностью и группой - этот тип конфликта схож с межличностным, но является более сложным и многогранным. В группе, с ее боле сложной системой организации вероятность конфликта возрастает.

Между личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В организации люди взаимодействуют непосредственно друг с другом не только как функционеры организации. Стихийно возникают отношения, нерегламентированные никакими инструкциями. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются ее участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.

В основе конфликта между личностью и группой, как правило, лежат попытки изменений в группе и вне её. Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и одобряют их, отдельные члены группы по тем или иным причинам могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы. 13

Само участие индивида в группе является конфликтным. С одной стороны, человек нуждается в других для реализации своих личностных целей и интересов, а с другой — он вынужден подчиняться групповым нормам и требованиям, которые не всегда соответствуют его личным планам и желаниям. Поэтому нарушение групповых норм является наиболее характерной причиной внутригрупповых конфликтов. Поэтому можно выделить основные причины, по которым член группы нарушает групповые нормы и требования:

 Причины конфликта  между личностью и группой :

    1. нарушение ролевых ожиданий, преследуя свои личные цели;
    2. неадекватность внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки);
    3. нарушение групповых норм;
    4. борьба за повышение своего статуса в группе;
    5. ожидания личности противоречат ожиданиям группы;
    6. индивид не в состоянии выполнить предписываемые группой требования.

 

Попытка изменить свое место в группе порождает структурные или статусно-ролевые изменения. Подобные изменения могут быть обусловлены ролевыми конфликтами, которые возникают по причине несовпадения принятой (добровольно или под давлением) членом группы роли с групповыми нормами или ожиданиями Чаще всего такие конфликты случаются тогда, когда вакантное место занимает новый член группы. Адаптация и социализация всегда чреваты конфликтами. Во-первых требования группы к новичкам, как правило, бывают завышенными. Во-вторых, новый член группы обычно не в полной мере владеет всеми тонкостями внутригруппового взаимодействия.14

Межгрупповой конфликт - столкновение интересов разных формирований. К этому типу принадлежат конфликты между социальными группами различного размера: малыми, средними и большими. В основе - столкновение противоположно направленных групповых мотивов.

Межгрупповое поведение возникает тогда, когда индивидуумы, принадлежащие к одной группе, взаимодействуют коллективно или индивидуально с другой группой или ее членами в соответствии с тем, что диктует им групповая принадлежность. Происхождение объясняется природной обусловленной враждебностью к "чужим" и привязанностью к "своим". Таким образом, сам опыт образования групп может способствовать внутригрупповой пристрастности и конфронтации между различными группами. Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику. Во-первых, образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:

 

1. Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме "Мы-Они".

 

2. Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых  мнениях своя группа всегда  оценивается выше.

 

3. Групповая атрибуция. Позитивное  поведение своей группы и негативное  поведение чужой группы объясняется  внутренними причинам. Соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняются внешними обстоятельствами.

4. Агрессия. В межгрупповых  конфликтах индивид склонен вести  себя более агрессивно, нежели  в случае, когда от него требуется  принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так  называемом эффекте толпы, который  с одной стороны обеспечивает "заразительность агрессии", а  с другой заметно снижает чувство  персональной ответственности за  происходящее. В группе всегда  существует лидер, на которого, по  мнению рядовых в случае наказания  и будет направлена энергия. Поэтому  ответственность за свое поведение  заметно снижается. Кроме того, агрессивные  проявления в группе обеспечивают  ощущение анонимности, что также  снижает чувство персональной  ответственности. И, наконец, агрессивное  поведение в группе людей, таким  же агрессивным образом себя  ведущих, воспринимается как социальное  одобрение и поддержка. Острые конфликты часто разгораются из-за работы, поощрений и наград. В основе межгруппового конфликта лежит борьба за ресурсы, взаимозависимость задач, неопределенность в сфере полномочий, борьбы за статус.

К межгрупповым конфликтам относятся трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт.

 

Для исследования систем управления малые социальные группы наиболее интересны. Ведь, это та общность людей, которая объединена общими задачами и целями, например на предприятии, производстве, и непосредственно координируется менеджерами.

Достаточно интересную классификацию конфликтов подает Л. А. Ершов.

 

1. По источникам:

    1. конфликты, которые возникают вследствие действий оъективных факторов социальной ситуации;
    2. бконфликты, которые возникают вследствие столкновенья потребностей, мотивов, взглядов, поведения.

2. По смыслу:

    1. конфликты как деловые дела;
    2. конфликты как личные интересы.

Информация о работе Конфликт в организации: содержание и технология разрешения