Культура и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 22:53, сочинение

Описание работы

Если бы вся поступающая информация воспринималась и запоминалась человеком, то хватило бы нескольких минут, чтобы из-за перегрузки памяти он лишился способности принимать новые порции информации и эффективно действовать. Используя слова К. Ушинского о том, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира, можно сказать, что внимание - это ворота, захлопывающиеся перед одними объектами и открывающиеся перед другими. Только тысячная доля поступающей информации достигает «святая святых» человеческого существа - сознания. Остальная информация также не теряется. Она удивительным образом сохраняется в лабиринтах памяти и иногда оказывает помощь в решении возникающих проблем.

Файлы: 1 файл

общая психология.docx

— 78.36 Кб (Скачать файл)

Внимание. Функции внимания

1. Внимание - это характеристика психической познавательной деятельности, которая выражается в способности человека к сосредоточению на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, явлении, идее, мысли) и проявляется в избирательном восприятии значимых в текущий момент раздражителей при игнорировании других.

Иными словами, внимание - это процесс  отбора и текущего контроля актуальной на данном этапе информации о конкретных объектах внешней и внутренней среды.

От внимания зависит успех любой  деятельности. Нет ни одной секунды, чтобы психику человека не «атаковали»  тыеячи входных воздействий различной  природы: звуки, шумы, речь, музыка, распоряжения, давление ветра, реклама, раскаты грома  и блеск молнии, сигналы от аппаратуры на рабочем месте и др.

Если бы вся поступающая информация воспринималась и запоминалась человеком, то хватило бы нескольких минут, чтобы  из-за перегрузки памяти он лишился  способности принимать новые  порции информации и эффективно действовать. Используя слова К. Ушинского  о том, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира, можно сказать, что  внимание - это ворота, захлопывающиеся  перед одними объектами и открывающиеся  перед другими. Только тысячная доля поступающей информации достигает  «святая святых» человеческого  существа - сознания. Остальная информация также не теряется. Она удивительным образом сохраняется в лабиринтах памяти и иногда оказывает помощь в решении возникающих проблем.

В любой деятельности (умственной и физической) внимание опережает  действия. Оно оказывает организующее влияние на все познавательные процессы. Невозможно представить себе мыслительный процесс, касающийся одного объекта, если внимание сосредоточено совершенно на другом. Аналогичные ситуации складываются и относительно восприятия, памяти, воображения и речи.

Ряд психологов до сих пор не признают за вниманием самостоятельного статуса. Для этого у них есть некоторые  основания. Во-первых, внимание проявляется  внутри всех познавательных процессов, постоянно идет как бы «под руку»  с ними. Во-вторых, оно не является «владельцем» таких энергетически  мощных центров в коре головного  мозга, как зрительные и другие виды ощущений. Однако установлено, что внимание имеет свои свойства и, что более  важно, представлено на уровне высших психических функций особыми  анатомо-физиологическими структурами. Наконец, каждый человек на опыте  своей повседневной жизни убедился, что внимание играет заметную роль в его жизни. Не зря большинство  известных миру людей в качестве «секрета» своих успехов называют внимание.

Функции внимания

К основным функциям внимания относятся: избирательность, целенаправленность и активность. Функция избирательности  внимания реализуется через выделение  из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент. Успех в решении  текущих задач во многом обусловлен качеством выполнения именно этой функции. Именно она обеспечивает «помехоустойчивость» сознания.

Функция целенаправленности состоит  в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и  переключении. Ведь любая деятельность обладает характерной рабочей структурой, обусловленной технологией ее выполнения (относительно самостоятельными блоками, технологическими фрагментами, последовательностью  выполнения рабочих операций и их иерархией). Если исполнителю во время  работы удается своевременно переключать  и прочно удерживать внимание на всех этих элементах, его ждет успех.

Функция активности направлена на поддержание  работоспособности человека через  рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности. Даже при  чтении учебника (где, казалось бы, как  из песни, слова не выбросишь) студент  распределяет внимание неравномерно между  отдельными фрагментами текста. При  этом иногда ему приходится делать над собой усилие, чтобы данный фрагмент не был обойден вниманием, а в некоторых случаях это  осуществляется как бы само собой.

Внимание принимает участие  в процессах памяти, оказывая помощь познавательным процессам в воспроизведении, восстановлении или формировании образа объекта. Благодаря вниманию из памяти извлекаются наиболее актуальные в  данный момент времени образы объектов (предметы, люди, даты, звуки и др.).

Регулирующая роль внимания проявляется  в мышлении: пока осуществляется мыслительная деятельность, в сознании благодаря  вниманию удерживаются мысли, непосредственно  относящиеся к этой деятельности. Собственно, переключение внимания на что то другое означает смену мыслительных занятий.

Невозможно недооценить роль внимания и в коммуникационных процессах  речи. Так, при деловом общении  каждый собеседник сосредоточен на звучании собственного голоса, смысле произносимого, своем невербальном поведении, реакции  партнера. Стоит только упустить какой-то из этих моментов, и разговор становится менее эффективным.

Велика роль внимания в организации  собственного поведения и взаимодействия с другими людьми. Внимание, проявленное  к собеседнику, оценивается им по высшим баллам шкалы взаимоотношений  между людьми. Д. Кар неги, известный  в нашей стране как специалист в области коммуникационных технологий, в одной из своих книг рассказал, как он завоевал лавры лучшего  собеседника на вечере, посвященном  проблеме, в которой он ничего не понимал. Он просто внимательно слушал собеседников, не проронив за все это  время ни одного слова.

Столь же эффективно, но в обратную (по знаку) сторону действуют факты  недостаточного внимания к людям. Это  особенно быстро проявляется, когда  человек обладает индивидуальными  недостатками свойств внимания (рассеянность, неустойчивость внимания и др.).

Таким образом, внимание столь глубоко  внедрено в повседневную жизнь каждого  человека, что с его качеством  связывают не только успехи в работе и учебе, но и пригодность к  той или иной профессии, умение бесконфликтно  контактировать с людьми и т.д.

 

2. Виды внимания:

Проявление внимания связано как  с сенсорными, так и с интеллектуальными  процессами, а также с практическими  действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.

Интеллектуальное  внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность  внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид  внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в  том случае, когда цель проявлять  внимание остается, но исчезают волевые  усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых  усилий, становится увлекательной и  осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность  носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или  предрасположенности личности к  действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

 

3. Непроизвольное внимание (пассивное,  эмоциональное) - это сосредоточение  сознания на объекте в силу  каких-то его особенностей. При  пассивности существует зависимость  непроизвольного внимания от  объекта, который его привлек,  и отсутствуют усилия со стороны  человека, направленные на то, чтобы  сосредоточиться. Когда непроизвольное  внимание эмоциональное, то выделяют  связь между объектом внимания  и эмоциями, интересами, потребностями.  В этом случае также нет  волевых усилий, направленных на  сосредоточение.

Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Большое значение для возникновения непроизвольного  внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший  у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает  его внимание.

Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное  отношение к миру, обычно связан с чувствами и является одной  из важнейших причин длительного  непроизвольного внимания к предметам.

 

4. условия организации произвольного  внимания

Произвольное внимание - это сознательно  направленное сосредоточение личности на предметах и явлениях окружающей действительности, на внутренней психической  деятельности.

Основным компонентом произвольного  внимания является воля. Силой воли человек способен мобилизовать и  сконцентрировать свое сознание на необходимой  деятельности достаточно длительное время.

Характерными особенностями произвольного  внимания является целеустремленность, организованность деятельности, осознание  последовательности действий, дисциплина умственной деятельности, способность  бороться со сторонними отвлечениями.

Физиологической основой произвольного  внимания является условно-рефлекторная деятельность, способность тормозить  ненужные движения и действия. Положительная  индукция нервных процессов - одна из основных физиологических устоев произвольного  внимания. Следовательно, можно утверждать, что одним из основных нейрофизиологических механизмов произвольного внимания являются участки коры больших полушарий  головного мозга, исследователи  функций головного мозга считают  их механизмом умственной психической  деятельности, а следовательно, и  произвольного внимания.

В произвольном внимании ведущим является выбор объекта сосредоточения, средств  действий, сопровождается борьбой мотивов. Осознание процесса действий, каждого  его этапа - главное, что вызывает сосредоточение на каждом этапе деятельности и готовит к сосредоточенности  на следующем его этапе. Эта динамика со стороны произвольного внимания требует умения распределения внимания между всей деятельностью - от начала до завершения и между отдельными его этапами.

Основными возбудителями произвольного  внимания являются осознанные потребности  и обязанности, интересы человека, цели и средства деятельности. Чем сложнее  цели и более сложные условия  и способы ее достижения, тем меньше привлекает человека сама деятельность и требует большего напряжения сознания и воли, а следовательно, и произвольного  внимания. Такая деятельность (а  именно такой является учебная и  трудовая деятельность) требует надлежащего  ее поддержания и управления.

 

5. Свойства внимания

Охарактеризовать внимание человека словами «хорошее» или «плохое» нельзя. Такая характеристика будет  слишком неопределенной, так как  существуют различные проявления, качества или, как говорят, свойства внимания. Поэтому и характеризовать внимание человека можно и нужно с разных сторон.

Прежде всего внимание характеризуется  тем, насколько оно сильно, напряженно, насколько сконцентрировано на объекте, насколько человеку удается отвлечься  от посторонних раздражителей. Соответствующее  свойство называют сосредоточенностью внимания. Но ведь важно не только это. Важно и то, как долго человек  может поддерживать внимание, т. е. устойчивость внимания. Важно оценить внимание и с точки зрения его широты — насколько широко охватывает оно  предметы и явления. Соответственно различают такие два свойства внимания, как его объем и распределение. И наконец, важно знать, насколько  гибко внимание, как быстро оно  может переключаться с одного объекта на другой.

Итак, различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Разумеется, перечисленные свойства внимания могут  проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Информация о работе Культура и личность